Урок творчества Виктора Астафьева

Урок  творчества Виктора  Астафьева   в  8  классе  по  теме: «В.П.Астафьев « Фотография, на  которой  меня нет».Красота  души  бабушки, учителя, их  односельчан».       На данном  уроке  идёт  анализ  отрывка  из  повести  писателя « Последний  поклон».  Учащиеся  анализируют  отношение  бабушки  к  своему  внуку,  к  учителю. Как  учитель  относится  к  своим  ученикам  и  жителям  села, в свою  очередь,  как  односельчане  относятся  к  учителю, какие  душевные  качества  они  при  этом  проя...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Зарембо Наталья Ивановна,

учитель русского языка и

литературы социально-эко-

номического лицея № 21 г.Пскова,

высшая категория, заведую-

щая кафедрой русского языка

и литературы.

На уроке литературы в 8 классе была использована личностно ориентированная педагогическая технология, способная обеспечить выявление индивидуальности каждого ученика (независимо от его успеваемости).

«В.П.Астафьев «Фотография, на которой меня нет». Красота души бабушки, учителя, их односельчан».

Урок о творчестве Виктора Астафьева.

YIII класс

… фотография - своеобычная летопись народа, его

история.

В.П.Астафьев

Цели урока: поработать над содержанием рассказа, выявить его своеобразие; работать над образами бабушки и учителя.

Развивать личностно - смысловые отношения к учебному предмету; помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала, развивать ценностные отношения учащихся к окружающей действительности, к другим людям и их чувствам.

Оборудование: компьютер, иллюстрации к уроку, портрет писателя, фотографии детей в рамке «Фотография, на которой я есть».

Ход урока.



  1. Звучит песня «Семейный альбом» в исполнении Эдиты Пьехи.

Учитель. Ребята, прозвучала песня «Семейный альбом», как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?

Ученики. О фотографиях.

Учитель. Совершенно верно. Дети, у нас в рамке помещены ваши фотографии. Расскажите, почему вы поместили в рамку именно эту фотографию?

(Ответы учащихся).

Учитель. Да, за каждой фотографией скрывается своя история, вот о такой истории и пишет в рассказе «Фотография, на которой меня нет» В.П.Астафьев.

(Учащиеся записывают тему урока в тетрадь).

- Проникнем в творческую мастерскую писателя. В какое время и где происходят события в рассказе?

- Глухой зимой примерно 1932 - 1939 года в Сибири, в деревне Овсянка.

-Что мы узнаём из рассказа Астафьева о жизни сибирской деревни в 30-е годы?

(Комментированное чтение текста - от слов «Деревенское окно, заделанное на зиму…» до слов « …тут печка, с кути чад.»

Словарная работа. Куть - придворная часть избы.

- Почему Саньки и героя не оказалось на фотографии?

(Ответы учащихся).

-Как выглядят ребята на школьной фотографии? О чём это говорит?

«Я смотрю. Бабушка смотрит. Учитель смотрит. Ребят и девчонок на фотографии, что семечек в подсолнухе! И лица величиной с подсолнечные семечки, а узнать всех можно. Я бегаю глазами по фотографии: вот Васька Юшков, вот Витька Касьянов, вот Колька - хохол, вот Ванька Сидоров, вот Нинка Шахматовская, её брат Саня…».

(Ответы учащихся).



  1. Работа в группах. 1-я группа готовит рассказ о бабушке; 2-я - об учителе; 3-я - о сельских жителях.

-Какую роль в жизни мальчика сыграла бабушка Катерина Петровна?

(Ответы учащихся).

-Автору дорого в бабушке всё, в том числе и её речь. При помощи речевых особенностей он восстанавливает именно своё детское восприятие бабушки, оживляет его. Наверное, он хочет, чтобы читатель услышал живую, яркую и эмоциональную разговорную речь простого человека. Самые добрые воспоминания остались у В.П.Астафьева о своей бабушке, которая научила его быть добрым, честным, любить людей, он писал:» Бабушка! Бабушка! Виноватый перед тобою, я пытаюсь воскресить тебя в памяти, рассказать о тебе людям… Непосильная это работа… Согревает меня лишь надежда, что люди, которым я рассказал о тебе, в своих бабушках и дедушках, в своих близких и любимых людях отыщут тебя и будет твоя жизнь беспредельна и вечна, как сама человеческая доброта…».

- Ребята, а какую роль в вашей жизни играет ваша бабушка?

(Звучат рассказы учащихся о своих бабушках).

Затем две другие группы рассказывают об учителе и односельчанах. (Во время рассказов учащиеся делают запись на ватмане, расположенном на доске ( даётся характеристика данным героям рассказа).



Бабушка

учитель

односельчане

добрая

вежливый

чуткие

заботливая

образованный

участливые

ласковая

отзывчивый

внимательные

шумливая

культурный

трудолюбивые

мудрая

честный

душевные и т.д.




  1. - Что пишет автор о фотографии по прошествии лет?

(Выразительное чтение учеником финала рассказа со слов «Школьная фотография жива до сих пор…».

Ребята, а согласны ли вы с автором?

(Ответы учащихся).

- Делаем вывод, обращаемся к эпиграфу. (Учитель читает эпиграф).

-История заслуживает внимания и уважения. Перед нами предстаёт герой В.П.Астафьева благодарным за светлые мгновения жизни и людскую любовь, человеком, для которого память - способ постижения многотрудной жизни людей.

  1. Подведение итогов.

  2. Домашнее задание: написать сочинение « Я на фотографии в семейном альбоме».

- А сейчас, ребята, чтобы мы бережно относились друг к другу, давайте составим некую фотографию нашего класса. Мне хочется, чтобы она осталась на память. У вас на столах лежат круги, сделанные из бумаги, нарисуйте на них изображение своего лица и прикрепите на лист, расположенный на доске.

На этом урок заканчивается.

Литература

Золотарёва И.В. Поурочные разработки по литературе, 8 класс - М.,2013.

Коровина В.Я. Литература, 8 класс. - М., 2013.

Журнал « Литература в школе» № 7 2001, №4 2005.

Приложение к журналу «Уроки литературы» №9 2004.

© 2010-2022