Учебно-тематический план курса Литературное краеведение

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





Учебно-тематический план

курса «Литературное краеведение»





учителя русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 17

г. Твери

Щербаковой Елены Александровны





Учебно-тематический план

п/п

Тема

Цель

Вид урока

Домашнее задание учащимся

1.

Введение.

Литературное краеведение в школе, цели и задачи.

Тематика.

Ввести в курс литературного краеведения. Знакомство с целями, задачами курса, тематикой.

Урок-рассказ.

Задание для индивидуальной письменной итоговой работы.

2.

Литература древней Твери.

Обзор литературы древней Твери. Знакомство учащихся с памятниками литературы древней Твери.

Урок-лекция.

  1. Устное сочинение по теме «Памятники литературы древней Твери».

  2. Найти материал о епископе Симеоне, первом епископе Тверской епархии (XIII век).

3.

«Наставление тверского епископа Симеона» (XIII век).

Знакомство с древнейшим из сохранившихся памятников Твери XIII века.

Анализ текста «Наставления». Выявление особенностей этого произведения.

Урок-ученическое исследование.

Подготовить сообщения:

  1. О татарском после Шевкале (Чолхане)

  2. О восстании тверичей в 1327 году.

4.

«Повесть о Шевкале».

Знакомство с «Повестью о Шевкале», историческом документе о трагическом времени в Твери. Сравнение повести с народно исторической песней «О Щелкане Дудентьевиче».

Урок-ученическое исследование.

1. Чтение «Повести о святом благоверном великом князе Михаиле Ярославиче Тверском».

2. Подготовить сообщения:

а) история создания повести.

б) Памятники Михаилу Тверскому.

5.

«Повесть о святом благоверном великом князе Михаиле Ярославиче Тверском».

Знакомство с историей создания повести, источника, в которых сохранилась рукопись, темой и основной идеей повести.

Место среди выдающихся памятников древнерусской литературы.

Урок-беседа.

Подготовить ответы на вопросы (в пособии).

6.

Подвиг князя Михаила Ярославича Тверского.

Анализ содержания повести.

Урок-семинар.

Чтение «Хождения за три моря Афанасия Никитина».

7.

«Хождение за три моря Афанасия Никитина» (2-я половина XV века).

Знакомство с выдающимся памятником литературы 2-ой половины XV века, жанр-путешествие. История создания путевых записей Афанасия Никитина. Личность автора. Место «Хождения» в развитии русской литературы. Язык «Хождения».

Урок-беседа.

Чтение «Повести об основании тверского Отроча монастыря»

8.

«Повесть об основании тверского Отроча монастыря» (XVII век).

Знакомство с поэтической повестью об основании Отроча монастыря. Связь повести с народной песенной свадебной символикой.

Урок-беседа.

Чтение «Калязинской челобитной».

9.

«Калязинская челобитная» (XVII век).

Знакомство сатирическим произведением древнерусской литературы. Идейный смысл челобитной, жанр, язык.

Урок-решение познавательных задач.

Подготовиться к зачетной работе по теме «Литература древней Твери».

10.

Зачетная работа «Литература древней Твери».

Контроль знаний учащихся по теме «Литература древней Твери».

Письменный опрос.

Индивидуальные задания о пребывании русских поэтов и писателей XIX и XX веков на тверской земле.

11-12.

Литературная карта Твери.

Сбор сведений о пребывании на тверской земле писателей и поэтов XIX и XX веков.

Урок-лекция.

Отметить на карте Тверской области населенные пункты, связанные с пребыванием того или иного поэта или писателя.

Урок-беседа.

1. Индивидуальные задания: сообщения о поэте-декабристе Ф.Н.Глинке.

2. Чтение «Очерков Бородинского сражения» Ф.Н.Глинки.

13.

Ф.Н.Глинка - поэт-декабрист.

Знакомство с жизнью и творчеством поэта-декабриста Ф.Н.Глинки.

Урок-беседа.

Чтение «Очерков Бородинского сражения».

14.

«Очерки Бородинского сражения».

Комментированное чтение отрывков.

Урок-работа с текстом.

1. Сообщение об И.И.Лажечникове.

2. Чтение романа «ледяной дом».

15.

И.И.Лажечников - зачинатель исторического романа.

Роман «Ледяной дом».

Знакомство с жизнью и творчеством И.И.Лажечникова, историческим романом «Ледяной дом» (тема, идея, сюжет, язык).

Урок-беседа. Письменный опрос (тест).

Подготовиться к защите письменных итоговых работ по курсу «литературное краеведение».

16-17.

Защита индивидуальных работ по курсу «Литературное краеведение».

Самостоятельная исследовательская работа.

Урок-конференция.



© 2010-2022