Употребление причастий в речи (6 класс)

Урок "Употребление причастий в речи" интегрированный (русский язык+литература), по учебнику М. М. Разумовской, 6 класс.  Цель урока - показать обучающимся изобразительно-выразительную роль причастий в художественном произведении, расширить знания об этой глагольной форме, формировать умения писать связанный текст на заданную тему.Форма проведения - урок-исследование.  В начале урока короткая беседа по эпиграфу, далее учитель настраивает детей на работу с текстом художественного произведения, всп...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Интегрированный урок (русский язык + литература)


Употребление причастий в речи. 6 класс

Цель урока: раскрыть роль причастий в художественном тексте

Задачи:

образовательные: систематизировать знания о причастии; совершенствовать умение анализировать текст; пополнять словарный запас обучающихся;

развивающие: развивать умение пользоваться теоретическим материалом на практике; развивать креативное мышление, языковую память, воображение, речевой слух,

воспитательные: воспитывать любовь к родному языку и интерес к его познанию; положительную мотивацию учебной деятельности; учить видеть красоту окружающей природы; обогащать внутренний мир школьников, их жизненный опыт.

Оборудование: раздаточный материал (текст), мультимедийный проектор, компьютер, репродукции картин, музыкальное сопровождение.

Тип урока: урок закрепления знаний (интегрированный).

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Педагогические технологии: личностно-ориентированная, информационная, здоровьесберегающая.

Предполагаемые результаты: обучающиеся должны знать изобразительно-выразительную роль причастий в художественном тексте; должны уметь отличать причастия от других частей речи, находить их в предложении.

Ход урока

Эпиграф: Словесная ткань, слова, сочетания слов должны быть расшифрованы читателем, должны снова превратиться в духовную энергию, иначе они навсегда останутся чёрными значками на белой бумаге, как некогда навсегда закрытые письмена давно умерших народов.

А. Н. Толстой

Организационный момент

Слово учителя.

Ребята, как вы понимаете смысл эпиграфа к уроку?

Есть ли в нём причастия?

Мы подошли к концу изучения темы «Причастие», и сегодня в центре нашего внимание определения, выраженные причастиями и причастными оборотами. Вы сегодня не просто ученики - вы исследователи, которым предстоит внимательно всмотреться в причастия, понаблюдать за их «жизнью» в тексте, увидеть, как причастие побуждает к работе наше воображение и мысль.

Ребята, за окном зима. Многие писатели и поэты изображали это время года в своём творчестве. Недаром ведь Л. Н. Толстой сказал: «А метели-зимы как хорошо изображены». Художники запечатлевали прекрасные зимние пейзажи на своих полотнах. Композиторы, такие как П. Чайковский, Г. Свиридов, оставили чудесные музыкальные произведения, посвящённые зиме. Вот несколько поэтических зимних отрывков.

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит -

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит. (Ф. И. Тютчев)

Чудная картина,

Как ты мне родна:

Белая равнина,

Полная луна,

Свет небес высоких,

И блестящий снег,

И саней далёких

Одинокий бег. (А. А. Фет)

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна,

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна. (С.А. Есенин)

Вы по моему заданию прочитали рассказ Юрия Нагибина «Зимний дуб». Давайте ответим на несколько вопросов. Почему Савушкин опаздывал часто на уроки? Что узнала о нём учительница Анна Васильевна, когда он повёл её лесной тропой? Как вы понимаете слова из текста: «Что самым удивительным в этом лесу был не дуб, а маленький человек в небогатой одёжке, сын погибшего за Родину солдата и душевной нянечки, чудесный и загадочный гражданин будущего»?

Материалом для нашего исследования будет отрывок из этого рассказа.

Тропинка, по которой Савушкин повёл Анну Васильевну, на задах школы. Едва они вступили в лес и тяжко гружённые снегом еловые лапы сомкнулись за их спиной, как сразу перенеслись в иной, очарованный мир покоя и беззвучия. Кругом белым-бело, деревья до самого малого сучочка убраны снегом. Лишь в вышине чернеют обдутые ветром макушки рослых плакучих берёз, и тонкие веточки кажутся нарисованными тушью на синей глади неба. Иногда деревья расступались, открывая солнечные, весёлые полянки, перечёркнутые заячьим следом, похожим на часовую цепочку. Попадались и крупные следы в виде трилистника, принадлежавшие какому-то большому зверю.

Проскользнув под аркой гнутой ветлы, дорожка вновь сбежала к ручью. Местами ручей застелен толстым снеговым одеялом, местами закован в чистый ледяной панцирь, а порой среди льда и снега проглядывала тёмным, недобрым глазком живая вода. Наклонившись над полыньей, Анна Васильевна разглядела тянущуюся со дна тоненькую нитку; не достигая поверхности воды, она лопалась мелкими пузырьками. Этот тонюсенький стебелёк с пузырьками был похож на ландыш.

А лес всё вёл и вёл их своими сложными, путаными ходами. Казалось, конца-краю не будет этим деревьям, сугробам, этой тишине и просквожённому солнцем сумраку.

Нежданно вдалеке забрезжила дымчато-голубая щель. Редняк сменил чащу, стало просторно и свежо. И вот уже не щель, а широкий, залитый солнцем просвет возник впереди. Там что-то сверкало, искрилось, роилось ледяными звёздами.

Тропинка обогнула куст боярышника, и лес сразу раздался в стороны: посреди поляны в белых, сверкающих одеждах, огромный и величественный, как собор, стоял дуб. Казалось. Деревья почтительно расступились, чтобы дать старшему собрату развернуться во всей силе. Его нижние ветви шатром раскинулись над поляной. Снег набился в глубокие морщины коры, и толстый, в три обхвата, ствол казался прошитым серебряными нитями. Листва, усохнув оп осени, почти не облетела, дуб до самой вершины был покрыт листьями в снежных чехольчиках.

- Так вот он, зимний дуб!

Он весь блестел мириадами крошечных зеркал, и на какой-то миг Анне Васильевне показалось, что её тысячекратно повторённое изображение глядит на неё с каждой ветки. И дышалось возле дуба как-то особенно легко, словно и в глубоком своём зимнем сне источал вешний аромат цветения. Анна Васильевна робко шагнула к дубу, и могучий, великодушный страж леса тихо качнул ей навстречу ветвью.

Ребята, внимательно прочитайте текст (чтение текста вслух заранее подготовленным учеником) и ответьте на вопросы и задания:

К какому типу речи относится данный отрывок?

Что описывает автор?

Докажите, что Ю. Нагибин очеловечивает, одушевляет природу. (Отвечая на вопросы, приводите примеры из текста).

Какими частями речи пользуется автор в описании природы? (Глаголы, причастия, деепричастия, прилагательные) Какова доля причастий в тексте?

Какие формы причастий представлены в этом фрагменте? Какую роль они играют в описании? Какое звучание причастия придают тексту? (Глагольные признаки причастий помогают представить картину зимнего леса в движении)

Вариант 1 Выписывает действительные причастия, а вариант 2 - страдательные причастия. (Два из них на свой выбор разберите по составу)

Почему, на ваш взгляд, употреблены разные причастия?

Представлены ли в тексте причастные обороты?

Какой ритм они создают? (Причастные обороты придают тексту мелодичность и особый ритм, создают ощущение плавной мелодии)

Замените два предложения с причастными оборотами синонимичными конструкциями. Сравните.

Попробуйте расположить предложение с причастным оборотом как стихотворный текст.

Например: Тропинка обогнула

Куст боярышника,

И лес сразу раздался в стороны

Посреди поляны в белых,

Сверкающих одеждах,

Огромный и величественный,

Как собор, стоял дуб.

Причастные обороты придают прозаическому тексту ритмичность, мелодичное звучание.

Какие изобразительно-выразительные средства языка использует автор? (эпитеты, сравнения, олицетворения).

Вывод нашего исследования: «Ю. Нагибин, широко используя причастия, передаёт своё видение природы как одухотворённого, солнечного, прекрасного мира. Глагольные признаки причастия помогают почувствовать дыхание, движение, действие, а признаки прилагательного в причастиях делают лес и дуб яркими и чудесными, как на картине художника. Автор помогает нам понять, что природа - духовный собрат человека.

Сейчас посмотрим репродукции русских художников И. И.Шишкина «Зима», С. Жуковский «Зима», Д. Стеллецкий «Заповедный лес». (Звучит вальс Г. Свиридова к повести А. Пушкина) Как вы думаете, есть ли что-то общее между этими картинами и отрывком из рассказа

Напишите сочинение-миниатюру на темы по выбору: «Зимний лес», «Зимняя фантазия или сказка», Зимний день моими глазами» или сами озаглавьте свою работу. (Звучит «февраль» П. И. Чайковского)

Чтение миниатюр (1-2 работы).

Пример работы: Зима! Как хочется надеть лыжи поострее и отправиться в зимний лес. Туда, где повсюду сверкают белеющие пустыни, где повсюду хлопья, покрывающие деревья, снежная стена, соединяющая небо и землю. Возвышающиеся ели с торжественным видом возвещают всему миру о пришедшей зимней поре. Слепящее солнце раскидывает вокруг свои играющие лучи, а падающие хлопья напоминают туманное космическое пространство. Летящие искры озаряют блеском всё вокруг, и от этого кажется, что всё немного сказочно. Смыкающие ветви деревьев хранят в своей тени таинственную нежность и лёгкую пленяющую грусть. Шапки снега придают природе воздушность, а плывущих в небе облаков совсем не видно. Как же красиво в зимнем лесу! Именно там рождается сказка об открывшемся счастье и чарующем серебром сне.

Подведение итогов урока, выставление оценок.

Домашнее задание: найдите и выпишете из текстов художественных произведений предложения с причастиями и причастными оборотами (10 предложений)



Литература

  1. Баршина Н. В. Обобщение по теме «Причастие». - Русский язык «Первое сентября» №22 2008.

  2. Зайцева Е. Ю. «Изобразительно-выразительная роль причастий». - Русский язык в школе №4 2005.

  3. Калугина Н. Г. «Действительные и страдательные причастия». - Русский язык «Первое сентября» №5 2006.

  4. Ю. Нагибин «Эхо». - Москва «Детская литература» 1975.





© 2010-2022