План-конспект урока: Имя существительное – часть речи

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План-конспект урока


Ользонова Тамара Максимовна

Русский язык

7 класс

Имя существительное - часть речи.

Русский язык. Учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

Цели урока:

1. Учить детей доказывать, что данные слова являются именами существительными

2.Формирование навыков нахождения и применения в устной и письменной речи главных членов в простом предложении.

3. Закреплять навык группировки слов по значению.

Задачи урока:

Образовательная: систематизировать знания и умения нахождения существительных по вопросам;

Развивающая: развитие связной письменной речи на основе работы со словами, ребусов, дидактических игр, обогащение активного словаря учащихся;

Коррекционно-развивающая: коррекция и развитие мыслительной деятельности (планирующая функция мышления через упражнения со словами - ребусами), коррекция личностных качеств учащихся: навыки самоконтроля, усидчивости, терпения; Развивать речь, память, внимание, фонематический слух учащихся.

Воспитывать вежливость, культуру диалога, воспитывать интерес к учёбе, предмету.

Тип урока: Комбинированный. Изучение нового материала.

Вид урока: Урок - практикум. Урок проведён по традиционной технологии с использованием элементов развивающего обучения.

Формы работы учащихся: коллективная, самостоятельная работы; работа с учебником; работа в тетрадях; работа по карточкам; работа со слайдами.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, карточки для индивидуальной работы, картинки, конверты с заданиями, музыкальное сопровождение.

Используемые компоненты УМК:

1.Программа специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой.2013год

2. Галунчикова Н.Г., Э.В.Якубовская Русский язык. Учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 2013год

Методическая литература:

  1. Н.М.Барская, Л.А.Нисневич «Обучение русскому языку в 5-9 классах вспомогательной школы»;

  2. Е.А.Нефёдова, О.В.Узорова «Справочное пособие по русскому языку»;

  3. Н.А.Касаткина «Занимательные материалы к урокам обучения грамоте и русского языка в начальной школе»;

  4. В.И.Круковер, Л.И.Шелестова «Поурочные разработки по русскому языку, 4 класс»


Ход урока



Этап урока:

Содержание этапов урока:

(деятельность учителя и ученика)

Время

Орг. момент


Прозвенел уже звонок,

Сядьте тихо и неслышно,

И скорей начнём урок.

Будем мы писать, трудиться,

Ведь заданья нелегки.

Нам, друзья, нельзя лениться,

Так как мы ученики.

Учитель спросит - надо встать.

Когда он сесть позволит - сядь.

Ответить хочешь - не шуми,

А лучше руку подними.

1 мин.

Проверка домашнего задания


Ребята, на прошлом уроке вам было задано упражнение 191.

Давайте проверим его, а сделаем мы вот это как. Я называю слова, а вы поднимаете карточку с данной частью речи.

2 мин

Вступительное слово




- Сегодня у нас в гостях. Встречайте - этого мальчишку, вы, конечно, узнали его; он частый гость на наших уроках. Кто это?

-Незнайка

-Он опять принёс нам вопросы и задания, которые не смог решить сам, Незнайка просит нас о помощи. Давайте ему поможем. А кто этот мальчик? Вы с ним ещё незнакомы, он пришёл к нам впервые. Догадались кто это?

-Знайка.

-Да это он. Знайка принёс с собой советы, подсказки, справки из научных книг. Он нам будет помогать.

1 мин

Мотивация учебной деятельности

Работа по закреплению темы «Части речи»


Устно, по 1 ученику у доски, остальные проверяют.


  • Из чего состоит наша речь?

  • Какие части речи вы знаете?

  • На какие вопросы отвечает имя существительное?

  • На какие вопросы отвечает глагол?

  • На какие вопросы отвечает имя прилагательное?

Незнайка выполнял дома своё домашнее задание, но не смог его выполнить до конца.

Ребята, определите в предложениях все части речи и подскажите Незнайке, как их нужно правильно подчеркнуть.

Гл. Прил. Сущ.

Стоит красивый диван.

Маленькая девочка рисует.

Летит сизый голубь.

3 мин.

Физминутка

С физминуткой я дружу,

Свою спинку разогну,

Ножками потопаю,

Ручками похлопаю,

А теперь попрыгаю,

Ножками подрыгаю.

Сяду я за парту стройно, чтоб вести себя достойно!

2 мин.

Новый материал


Работа в тетради

Я тетрадочку возьму,
В уголочек положу
Я друзья от вас
Не скрою, ручку я
Вот так возьму.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.

- Запишем число в тетрадях. Две строчки вниз, в третьей строке посередине запишем (число, классная работа)

Имя существительное как часть речи.

Давно живу я в мире этом,

Даю название предметам.

2 мин.

Сообщение цели и темы урока


Упражнения на размышление

Работа в тетради


Вывод:

Индивидуальная работа по карточкам

1 ученик у доски, остальные в тетради.


Проверка ( сигнальные карточки)

Вывод:

Цель нашего урока уметь различать и доказывать, что данные слова являются именем существительным. Заглянем в первый конверт Незнайки. Что это за загадочные рисунки, как вы думаете?

-Это ребусы.

-Какие слова получились?

1. Уши, столб, дятел, бабочка.

- Что вы можете сказать об этих словах, сделайте теперь вывод? Чем они могут отличаться друг от друга? Что общего в этих словах? Поразмышляйте! (ответ учащихся)

Запись слов в тетрадь.

-Да! Это вопрос трудный. Давайте обратимся за помощью к Знайке. Он даст нам совет. ( Ученик читает записку)

Поставьте к словам вопрос

- Воспользуемся советом и поставим вверху над словами вопрос

Уши, столб - что?

Дятел, бабочка - кто?

- Что вы теперь можете сказать об этих словах, сделайте теперь вывод!

-Отвечают на вопрос кто? что? обозначают предмет.

2. лиса, играть, шумный, стол, жара, весна, зелёный, смеяться, ведьма, еж, лисий, лес.

  • Выберите все существительные из данных слов и запишите в тетрадь.

  • Докажите, что это существительные!

Слова, которые отвечают на вопрос кто? что? и обозначают предмет называются именами существительными. Сегодня мы будем знакомиться с этой частью речи и даже построим для неё дом.

6 мин.

Работа с учебником

Стр.84 правило 1

В нашем учебнике тоже есть правило, которое подтверждает наши слова (чтение правила)

- А вот и крыша нашего дома

3 мин.





Имя существительное

-Что вы знаете о словах этой части речи?

- отвечают на вопрос кто? что? Обозначают предмет

- это будет первый этаж нашего дома.

Кто? Что?

Предмет

Самостоятельная работа в тетрадях

Проверка (сигнальные карточки)

Упражнение на размышление







Вывод:



Знайка предлагает вам письменно задание. Допишите в тетрадях свои три существительных.

-Какие слова вы записали(спросить 2 учеников)

- А сейчас я попробую угадать слово, которое вы не записали.

Воздух

-походит оно?

-подходит

-докажите

-отвечает на вопрос что?

_Незнайка тоже принёс свои слова. Откроем второй конверт. (читаем хором слова)

Холод. Встреча. Радость.

-подумайте, а эти слова будут жильцами нашего дома? (Учащиеся размышляют, ставят вопрос)

-да и нет.

-мнения могут быть разными, так как вопрос что? а обозначают не предметы. А вот, что думает об этих словах Знайка. (открываем конверт, читаем подсказку)

Сушествительные могут обозначать не только предметы, но и явления природы, событие, состояние человека.

-ребята, оказывается слова Незнайки тоже существительные. Давайте прочитаем ещё одно правило на стр. 84.

Оказывается, ребята существительные могут обозначать события, состояние человека, явления природы.. это и будет второй этаж нашего дома.

7 мин.

Интересное событие



Вывод:

У Знайки есть интересное событие из научных книг о существительном (открываем конверт, ученик читает)

Имя существительное - самая большая часть речи. Почти каждое слово в ней - имя существительное. И это понятно человек с рождения жадно смотрит и хочет знать и называть всё, что окружает его, что существует вокруг него.

-значит, существительные есть в каждом предложении, а в рассказах и стихотворениях их прячется великое множество.

Физкульт- Минутка

2. Для глаз.
3. Для рук
Упражнение «Кулачки»: Руки на коленях, кулачки сжаты, / Крепко, с напряженьем, / Пальчики прижаты./ Пальчики сильней сжимаем/Отпускаем, разжимаем./ Знайте, девочки и мальчики:/ Отдыхают ваши пальчики!

2 мин.30 сек.

Закрепление изученного

I группа - стр. 85

Упражнение 214

II группа - стр. 84

Упражнение 213

III группа-

Работа по карточкам

Проверка. Оценивание.

- Давайте проверим ребят, выполнявших задание
- Молодцы! Верно справились с заданиями.

10 мин.

Итог урока

- Итак, что нового, узнали сегодня о предложении?
- Чему учились? Для чего?
- Что помогло нам узнать новое?
- Кто помог изучать новый материал?

3 мин.

Домашнее задание

  1. Стр. 85. Упр. 215 (Женя, Алёна)

2. Стр. 85 упр. 216 (Вова, Алсу)

  1. Работа по карточкам (Петя, Антон)

  2. Стр. 84 правило

1 мин.

Рефлексия




- Что понравилось на уроке?
- Что не понравилось? Почему?
- Какое задание понравилось больше? Почему?
- Кому спасибо скажем за урок?
- Кто доволен своей работой на уроке?
- Ребята, а какое у вас сейчас настроение?
Выберите личико, покажите своё настроение.

Прозвени-ка, дружок,
Голосистый звонок
Перемену ждут ребята,
Поиграть, попрыгать надо!
(грамзапись петуха - ку-ка-ре-ку)
- Урок окончен.

1мин.



Самоанализ урока.

Урок русского языка.

  1. Тема урока: Имя существительное - как часть речи.

  2. Тип урока: Комбинированный. Изучение нового материала.

  3. Вид урока: Урок - практикум. Урок проведён по традиционной технологии с использованием элементов развивающего обучения.

  4. Данный урок по теме «Имя существительное как часть речи» - 1й в этом году. Он тесно связан с предыдущими уроками и работает на все последующие уроки, т.к. направлен на изучение данной части речи.

  5. В ходе урока были учтены возможности данного класса.

  6. Выбранная мною структура урока и его содержание рациональны для решения поставленных задач и изучения заявленной темы.

Цели урока:

  1. Учить детей уметь доказывать, что данные слова являются именем существительным.

  2. Закреплять навык группировки слов по значению.

  3. Развивать речь, память, внимание, фонематический слух учащихся.

  4. Воспитывать вежливость, культуру диалога.

  1. Для психолого-педагогической поддержки урок начинаем с мобилизирующего этапа, способствующие созданию психологического настроя учащихся на положительный результат урока.

  2. Для развития познавательной сферы уч-ся была произведена: работа по развитию психологических процессов.

Речи:

  1. Актуализация знаний (определение частей речи).

  2. Физкультминутка.

  3. Изучение нового материала (умение различать и доказывать, что данные слова являются именами существительными).

  4. Закрепление изученного (выписывать и дописывать имена существительные).

  5. Рефлексия (умение давать оценку своей работе, товарищей).

Памяти:

  1. Развитие мелкой моторики рук.

  2. Работа в тетради (запись числа, положение тетради при письме, посадка).

  3. Актуализация знаний (правила работы с учебником, повторение знаний о частях речи, «группировка слов»).

  4. Физкультминутка.

  5. Рефлексия (воспроизведение этапов урока, цели).

Мышления:

  1. Чистописание (сравнение букв, обобщение, выделение общего).

  2. Постановка темы, целей урока. Повторение изученного.

  3. Актуализация знаний (сравнение группы слов, группировка, «шифрование» слов, ребусы).

  4. Физкультминутка.

  5. Изучение нового материала (обобщение, логичность, самостоятельность).

  6. Закрепление изученного материала ( работа с заданиями учебника русского языка, работа по индивидуальным карточкам)

  7. Подведение итогов урока (обобщение, выделение главного, систематизация знаний).

  8. Рефлексия.

В течение всего урока побуждала к активному усвоению знаний, развивала познавательный интерес, работала над удовлетворением любознательности уч-ся.

II. По развитию мотивационно - потребностной сферы уч-ся учила навыкам рефлексии и на каждом этапе урока и в конце урока, учила ставить цель и планировать свою деятельность.

  1. Старалась на всех этапах урока создавать ситуацию успеха и формировала у уч-ся ответственность за свою деятельность.

IV. По коммуникативному развитию уч-ся использовала приёмы формирования умений работать в рамках диалога, слушать собеседника, договариваться с ним, убеждать его. Старалась, чтобы уч-ся в течение всего урока общались друг с другом, прививала культуру поведения в разговоре и постоянно стимулировала уч-ся к активному выражению собственного мнения, умения доказывать его. На уроке было реализовано право уч-ся на ошибку и право на творчество. Постоянно работаю в зоне ближайшего развития ребёнка.

Считаю, что психолого-педагогическая поддержка на уроке была реализована.


© 2010-2022