- Преподавателю
- Русский язык и литература
- План-конспект урока: Имя существительное – часть речи
План-конспект урока: Имя существительное – часть речи
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Ользонова Т.М. |
Дата | 21.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
План-конспект урока
Ользонова Тамара Максимовна
Русский язык
7 класс
Имя существительное - часть речи.
Русский язык. Учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
Цели урока:
1. Учить детей доказывать, что данные слова являются именами существительными
2.Формирование навыков нахождения и применения в устной и письменной речи главных членов в простом предложении.
3. Закреплять навык группировки слов по значению.
Задачи урока:
Образовательная: систематизировать знания и умения нахождения существительных по вопросам;
Развивающая: развитие связной письменной речи на основе работы со словами, ребусов, дидактических игр, обогащение активного словаря учащихся;
Коррекционно-развивающая: коррекция и развитие мыслительной деятельности (планирующая функция мышления через упражнения со словами - ребусами), коррекция личностных качеств учащихся: навыки самоконтроля, усидчивости, терпения; Развивать речь, память, внимание, фонематический слух учащихся.
Воспитывать вежливость, культуру диалога, воспитывать интерес к учёбе, предмету.
Тип урока: Комбинированный. Изучение нового материала.
Вид урока: Урок - практикум. Урок проведён по традиционной технологии с использованием элементов развивающего обучения.
Формы работы учащихся: коллективная, самостоятельная работы; работа с учебником; работа в тетрадях; работа по карточкам; работа со слайдами.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, карточки для индивидуальной работы, картинки, конверты с заданиями, музыкальное сопровождение.
Используемые компоненты УМК:
1.Программа специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой.2013год
2. Галунчикова Н.Г., Э.В.Якубовская Русский язык. Учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 2013год
Методическая литература:
-
Н.М.Барская, Л.А.Нисневич «Обучение русскому языку в 5-9 классах вспомогательной школы»;
-
Е.А.Нефёдова, О.В.Узорова «Справочное пособие по русскому языку»;
-
Н.А.Касаткина «Занимательные материалы к урокам обучения грамоте и русского языка в начальной школе»;
-
В.И.Круковер, Л.И.Шелестова «Поурочные разработки по русскому языку, 4 класс»
Ход урока
Этап урока:
Содержание этапов урока:
(деятельность учителя и ученика)
Время
Орг. момент
Прозвенел уже звонок,
Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнём урок.
Будем мы писать, трудиться,
Ведь заданья нелегки.
Нам, друзья, нельзя лениться,
Так как мы ученики.
Учитель спросит - надо встать.
Когда он сесть позволит - сядь.
Ответить хочешь - не шуми,
А лучше руку подними.
1 мин.
Проверка домашнего задания
Ребята, на прошлом уроке вам было задано упражнение 191.
Давайте проверим его, а сделаем мы вот это как. Я называю слова, а вы поднимаете карточку с данной частью речи.
2 мин
Вступительное слово
- Сегодня у нас в гостях. Встречайте - этого мальчишку, вы, конечно, узнали его; он частый гость на наших уроках. Кто это?
-Незнайка
-Он опять принёс нам вопросы и задания, которые не смог решить сам, Незнайка просит нас о помощи. Давайте ему поможем. А кто этот мальчик? Вы с ним ещё незнакомы, он пришёл к нам впервые. Догадались кто это?
-Знайка.
-Да это он. Знайка принёс с собой советы, подсказки, справки из научных книг. Он нам будет помогать.
1 мин
Мотивация учебной деятельности
Работа по закреплению темы «Части речи»
Устно, по 1 ученику у доски, остальные проверяют.
-
Из чего состоит наша речь?
-
Какие части речи вы знаете?
-
На какие вопросы отвечает имя существительное?
-
На какие вопросы отвечает глагол?
-
На какие вопросы отвечает имя прилагательное?
Незнайка выполнял дома своё домашнее задание, но не смог его выполнить до конца.
Ребята, определите в предложениях все части речи и подскажите Незнайке, как их нужно правильно подчеркнуть.
Гл. Прил. Сущ.
Стоит красивый диван.
Маленькая девочка рисует.
Летит сизый голубь.
3 мин.
Физминутка
С физминуткой я дружу,
Свою спинку разогну,
Ножками потопаю,
Ручками похлопаю,
А теперь попрыгаю,
Ножками подрыгаю.
Сяду я за парту стройно, чтоб вести себя достойно!
2 мин.
Новый материал
Работа в тетради
Я тетрадочку возьму,
В уголочек положу
Я друзья от вас
Не скрою, ручку я
Вот так возьму.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
- Запишем число в тетрадях. Две строчки вниз, в третьей строке посередине запишем (число, классная работа)
Имя существительное как часть речи.
Давно живу я в мире этом,
Даю название предметам.
2 мин.
Сообщение цели и темы урока
Упражнения на размышление
Работа в тетради
Вывод:
Индивидуальная работа по карточкам
1 ученик у доски, остальные в тетради.
Проверка ( сигнальные карточки)
Вывод:
Цель нашего урока уметь различать и доказывать, что данные слова являются именем существительным. Заглянем в первый конверт Незнайки. Что это за загадочные рисунки, как вы думаете?
-Это ребусы.
-Какие слова получились?
1. Уши, столб, дятел, бабочка.
- Что вы можете сказать об этих словах, сделайте теперь вывод? Чем они могут отличаться друг от друга? Что общего в этих словах? Поразмышляйте! (ответ учащихся)
Запись слов в тетрадь.
-Да! Это вопрос трудный. Давайте обратимся за помощью к Знайке. Он даст нам совет. ( Ученик читает записку)
Поставьте к словам вопрос
- Воспользуемся советом и поставим вверху над словами вопрос
Уши, столб - что?
Дятел, бабочка - кто?
- Что вы теперь можете сказать об этих словах, сделайте теперь вывод!
-Отвечают на вопрос кто? что? обозначают предмет.
2. лиса, играть, шумный, стол, жара, весна, зелёный, смеяться, ведьма, еж, лисий, лес.
-
Выберите все существительные из данных слов и запишите в тетрадь.
-
Докажите, что это существительные!
Слова, которые отвечают на вопрос кто? что? и обозначают предмет называются именами существительными. Сегодня мы будем знакомиться с этой частью речи и даже построим для неё дом.
6 мин.
Работа с учебником
Стр.84 правило 1
В нашем учебнике тоже есть правило, которое подтверждает наши слова (чтение правила)
- А вот и крыша нашего дома
3 мин.
Имя существительное
-Что вы знаете о словах этой части речи?
- отвечают на вопрос кто? что? Обозначают предмет
- это будет первый этаж нашего дома.
Кто? Что?
Предмет
Самостоятельная работа в тетрадях
Проверка (сигнальные карточки)
Упражнение на размышление
Вывод:
Знайка предлагает вам письменно задание. Допишите в тетрадях свои три существительных.
-Какие слова вы записали(спросить 2 учеников)
- А сейчас я попробую угадать слово, которое вы не записали.
Воздух
-походит оно?
-подходит
-докажите
-отвечает на вопрос что?
_Незнайка тоже принёс свои слова. Откроем второй конверт. (читаем хором слова)
Холод. Встреча. Радость.
-подумайте, а эти слова будут жильцами нашего дома? (Учащиеся размышляют, ставят вопрос)
-да и нет.
-мнения могут быть разными, так как вопрос что? а обозначают не предметы. А вот, что думает об этих словах Знайка. (открываем конверт, читаем подсказку)
Сушествительные могут обозначать не только предметы, но и явления природы, событие, состояние человека.
-ребята, оказывается слова Незнайки тоже существительные. Давайте прочитаем ещё одно правило на стр. 84.
Оказывается, ребята существительные могут обозначать события, состояние человека, явления природы.. это и будет второй этаж нашего дома.
7 мин.
Интересное событие
Вывод:
У Знайки есть интересное событие из научных книг о существительном (открываем конверт, ученик читает)
Имя существительное - самая большая часть речи. Почти каждое слово в ней - имя существительное. И это понятно человек с рождения жадно смотрит и хочет знать и называть всё, что окружает его, что существует вокруг него.
-значит, существительные есть в каждом предложении, а в рассказах и стихотворениях их прячется великое множество.
Физкульт- Минутка
2. Для глаз.
3. Для рук
Упражнение «Кулачки»: Руки на коленях, кулачки сжаты, / Крепко, с напряженьем, / Пальчики прижаты./ Пальчики сильней сжимаем/Отпускаем, разжимаем./ Знайте, девочки и мальчики:/ Отдыхают ваши пальчики!
2 мин.30 сек.
Закрепление изученного
I группа - стр. 85
Упражнение 214
II группа - стр. 84
Упражнение 213
III группа-
Работа по карточкам
Проверка. Оценивание.
- Давайте проверим ребят, выполнявших задание
- Молодцы! Верно справились с заданиями.
10 мин.
Итог урока
- Итак, что нового, узнали сегодня о предложении?
- Чему учились? Для чего?
- Что помогло нам узнать новое?
- Кто помог изучать новый материал?
3 мин.
Домашнее задание
-
Стр. 85. Упр. 215 (Женя, Алёна)
2. Стр. 85 упр. 216 (Вова, Алсу)
-
Работа по карточкам (Петя, Антон)
-
Стр. 84 правило
1 мин.
Рефлексия
- Что понравилось на уроке?
- Что не понравилось? Почему?
- Какое задание понравилось больше? Почему?
- Кому спасибо скажем за урок?
- Кто доволен своей работой на уроке?
- Ребята, а какое у вас сейчас настроение?
Выберите личико, покажите своё настроение.
Прозвени-ка, дружок,
Голосистый звонок
Перемену ждут ребята,
Поиграть, попрыгать надо!
(грамзапись петуха - ку-ка-ре-ку)
- Урок окончен.
1мин.
Самоанализ урока.
Урок русского языка.
-
Тема урока: Имя существительное - как часть речи.
-
Тип урока: Комбинированный. Изучение нового материала.
-
Вид урока: Урок - практикум. Урок проведён по традиционной технологии с использованием элементов развивающего обучения.
-
Данный урок по теме «Имя существительное как часть речи» - 1й в этом году. Он тесно связан с предыдущими уроками и работает на все последующие уроки, т.к. направлен на изучение данной части речи.
-
В ходе урока были учтены возможности данного класса.
-
Выбранная мною структура урока и его содержание рациональны для решения поставленных задач и изучения заявленной темы.
Цели урока:
-
Учить детей уметь доказывать, что данные слова являются именем существительным.
-
Закреплять навык группировки слов по значению.
-
Развивать речь, память, внимание, фонематический слух учащихся.
-
Воспитывать вежливость, культуру диалога.
-
Для психолого-педагогической поддержки урок начинаем с мобилизирующего этапа, способствующие созданию психологического настроя учащихся на положительный результат урока.
-
Для развития познавательной сферы уч-ся была произведена: работа по развитию психологических процессов.
Речи:
-
Актуализация знаний (определение частей речи).
-
Физкультминутка.
-
Изучение нового материала (умение различать и доказывать, что данные слова являются именами существительными).
-
Закрепление изученного (выписывать и дописывать имена существительные).
-
Рефлексия (умение давать оценку своей работе, товарищей).
Памяти:
-
Развитие мелкой моторики рук.
-
Работа в тетради (запись числа, положение тетради при письме, посадка).
-
Актуализация знаний (правила работы с учебником, повторение знаний о частях речи, «группировка слов»).
-
Физкультминутка.
-
Рефлексия (воспроизведение этапов урока, цели).
Мышления:
-
Чистописание (сравнение букв, обобщение, выделение общего).
-
Постановка темы, целей урока. Повторение изученного.
-
Актуализация знаний (сравнение группы слов, группировка, «шифрование» слов, ребусы).
-
Физкультминутка.
-
Изучение нового материала (обобщение, логичность, самостоятельность).
-
Закрепление изученного материала ( работа с заданиями учебника русского языка, работа по индивидуальным карточкам)
-
Подведение итогов урока (обобщение, выделение главного, систематизация знаний).
-
Рефлексия.
В течение всего урока побуждала к активному усвоению знаний, развивала познавательный интерес, работала над удовлетворением любознательности уч-ся.
II. По развитию мотивационно - потребностной сферы уч-ся учила навыкам рефлексии и на каждом этапе урока и в конце урока, учила ставить цель и планировать свою деятельность.
-
Старалась на всех этапах урока создавать ситуацию успеха и формировала у уч-ся ответственность за свою деятельность.
IV. По коммуникативному развитию уч-ся использовала приёмы формирования умений работать в рамках диалога, слушать собеседника, договариваться с ним, убеждать его. Старалась, чтобы уч-ся в течение всего урока общались друг с другом, прививала культуру поведения в разговоре и постоянно стимулировала уч-ся к активному выражению собственного мнения, умения доказывать его. На уроке было реализовано право уч-ся на ошибку и право на творчество. Постоянно работаю в зоне ближайшего развития ребёнка.
Считаю, что психолого-педагогическая поддержка на уроке была реализована.