Словообразование наречий

Данный урок предназначен для учеников 7 класса, обучающихся по учебнику  Разумовской М.М. Он знакомит учащихся с основными способами образования наречий, учит определять основные способы образования наречий, образовывать наречия разными способами, анализировать отношения компонентов словообразовательной пары, словообразовательной цепочки. Урок является первым в изучении темы «Словообразование наречий».В проведении урока использованы технологии проблемно-диалогического обучения и работы в парах. ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА (7 КЛАСС)

Учитель Голубенко Мария Николаевна

Класс 7 (УМК М.М. Разумовской)

Предмет русский язык

Тема урока Словообразование наречий

Тип урока Урок усвоения новых знаний.

Технология Проблемно-диалогическое обучение, работа в парах.

Цели урока (образовательные): способствовать формированию знаний по словообразованию наречий через организацию работы в паре.

Планируемые результаты:

Предметные:

1.Способствовать усвоению учащимися основных способов образования наречий;

2. Уметь на практике применять теоретические знания;

Личностные: способствовать развитию интереса к учебному материалу;

Метапредметные:

- регулятивные: осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;

- коммуникативные:

-принимать участие в работе парами;

-формулировать собственное мнение и позицию;

- формировать умение грамотно строить устное монологическое высказывание;

- познавательные: формировать умение извлекать нужную информацию.

Оборудование урока: интерактивная доска, раздаточный материал для индивидуальной работы.

Технологическая карта урока русского языка

«Словообразование наречий»

Этап урока

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Педагогические технологии, методы

Планируемые результаты





Личностные

Метапредметные

Предметные

1.Организационный

момент.

Проверяют наличие

тетради, учебника,

словаря.

Здравствуйте! Садитесь.

Проверьте вашу

подготовку к уроку.

Ребята, посмотрите в глаза своему соседу по парте и мысленно пожелайте ему успеха на уроке, улыбнитесь ему, учителю (мне)


Психологический настрой детей на урок.


Самоопределение (Л)

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).


2. Актуализация

знаний.

























-Объясняют, как

понимают слова

(Начало грозы весной, ожидание дождя).



Ф.Тютчев

- Определяют стиль

текста.

(Художественный).

-Средства художественной выразительности: олицетворения, эпитеты

- Поспешно, необдуманно, стремительно; шелестя молодой листвой

- Наречия



Используют знания в

новых ситуациях

(Помогают "живописать"

глаголы.)

- Создают, придумывают

новое (опрометчиво-безумно, вдруг, широколиственно, шумно)

Отвечают:

-Надо задать

вопрос (как?)









Отвечают на

поставленный вопрос.

(Текст станет

сухим.

Обозначая признак

действия, наречия

необходимы для того,

чтобы более точно

характеризовать

действие, предмет, признак, передать наше отношение к ним)

Доказывают свою точку зрения.

- Нет

Отвечают на

поставленный вопрос.

-Наречие чаще всего

относится к глаголу, реже

к прилагательному,

причастию,

деепричастию, другому

наречию.

-Придумывают наречия к

глаголам.

(Набежит внезапно, стремительно, буйно

Зашумит протяжно, звучно, весело).

Работа по тексту,

спроецированному на доске (слайд 1)

Гроза, нахлынувшая тучей,

Смутит небесную лазурь

И опрометчиво-безумно

Вдруг на дубраву набежит,

И вся дубрава задрожит

Широколиственно и шумно.

Задает вопросы:

-Какая картина рисуется в вашем воображении?

- Кто автор этих стихотворных строк?

- К какому стилю относится текст?

- По каким признакам определили?

- Как вы понимаете слова «опрометчиво-безумно», «широколиственно»?

- К какой части речи относятся эти слова?

- Зачем автор использует их?



Опрашивает учащихся

(Назовите все наречия в

предложениях. )



Задаѐт вопрос:

-А как вы

определили, что это

наречия?

-Прочитайте текст про

себя, мысленно опуская

наречия. Это поможет вам

ответить на вопрос: - Какова

роль наречий в тексте?









Задаѐт вопросы на

понимание:

- Можно ли

обойтись без наречий в

нашей речи?

Задаѐт вопрос:

- К какой части речи чаще всего относится наречие в словосочетании?





-Подберите свои наречия к глаголам

Набежит (гроза), зашумит (дубрава) как можно

больше наречий.

Фронтальный опрос























Словесное рисование

Проявление

познавательной

активности (Л)

Аргументация

своего мнения и

позиции в

коммуникации (К)

Сравнение умения анализировать, сравнивать и сопоставлять (П)

Повторение

пройденного

материала по

теме «Наречие» (П)

3. Постановка

цели урока.











Отвечают:

- Наречие

- Отсутствие окончания, т.к наречие - неизменяемая часть речи

- Деепричастие, т.к это тоже неизменяемая часть речи.

Отвечают:

Словообразование наречий.

Создает условия для проблемной ситуации в технологии проблемного диалога

- Ребята, а теперь

посмотрите на схемы,

записанные на доске.

Корень+суффикс+суффикс

Приставка+корень +суффикс

Задает вопрос:

- Какая часть речи зашифрована в этих схемах?

- Какие признаки помогли вам определить?



- Какая еще часть речи подходит к данной схеме? Почему?



- Но т.к мы сейчас изучаем наречие как часть речи, какой раздел этой темы нам нужно сегодня изучить?

Постановка проблемного вопроса


Развитие умения

постановки

познавательной

цели (Р)


4. Реализация.

Получение новой

информации.

Используют знания в

новых ситуациях.

- опрометчиво-безумно-опрометчивый, безумный

(прил.)

- широколиственно- широколиственный (прил.)

-шумно-шумный (прил.)





















Анализируют.

а) наречия образуются от

исходных слов -чаще всего от имен

прилагательных и существительных

б) наречия образуются

суффиксальным и

приставочно-

суффиксальным

способами.



- Обсуждают.

Работа в парах.

После соотношения

учащиеся составляют

опорные схемы

образования наречий.

(на отдельных листах)

Разбирают

критически.

Отвечают на вопрос: Приставочно-суффиксальный и сложение.



Делают вывод: наречия

могут образовываться от

исходных слов разных

частей речи разными

способами.)

-Оформление обобщающей записи в словарях по теме: "Способы образования наречий". Составление опорных схем.

Анализ языкового

материала.

Работа по тексту,

записанному на доске.

Руководит.

- Теперь мы с вами

вернѐмся к нашему тексту.

Выпишите наречия,

определив, от какой части

речи они образованы,

выделите приставки .

На доске:

- опрометчиво-безумно-опрометчивый, безумный

(суф.)

- широколиственно- широколиственный (суф.)

-шумно-шумный (суф.)

Добавьте слово

-вдали-даль (пристав.-суф.)

-Какие первые выводы

можем сделать об

образовании наречий?

























Учащиеся должны

соотнести слово и способ

образования.

- неважно

(приставочный)

смешно

(суффиксальный)

досуха (приставочно-

суффиксальный)

еле-еле (сложение)

- Задаѐт вопрос:

-Какие дополнительные способы образования наречий вы обнаружили при разборе?





-Сделайте вывод.

Выдвижение

гипотезы.

Практичность

теории.

Проблемный

диалог.

Проявление

самостоятельности в разных видах

деятельности,

умение работать в

парах (Л)

-Проявление

познавательной

самостоятельности

и активности(Л)

- Осознание

ответственности

за общее дело(Л)

- Умение

выступать перед

классом(Л)

Аргументация

своего мнения(К)

- Высказывание

своего мнения(К)

-Работа

над

формированием

умений ориентироваться в

полученной

информации по

ходу выполнения

задания(Р)


5. Формирование первичных умений

- Обсуждают.

вверх-верх -

приставочный, снизу -

низ - приставочно-

суффиксальный.

(существительное)

- заново-новый -

приставочно-

суффиксальный,

по-испански-испанский -

приставочно-

суффиксальный.

(прилагательное).

- по-нашему - наш -приставочно-

суффиксальный,

затем - тот -

приставочный.

(местоимение)

- во-вторых - второй -

приставочно-

суффиксальный.

(числительное)

-быстро-быстро- сложение.



-Обсуждают в парах:

След-бесследный (суф.)-бесследно (суф.)

Громкий-громко (суф.)-погромче (прист.-суф.)

Вера-верить (суф.)-уверить-уверенный-уверенно (суф.)-неуверенно (прист.)

-Самостоятельно применяют полученные знания:

1в: бочком-бочок-бок

2 в: по-домашнему-домашний-дом

-Самостоятельно проверяют, работают с учебником.

-Обсуждение трудных моментов.

- Работают у доски.

Обсуждают, анализируют.











А) Смело.

(суффиксальный)

Б) Хорошо.

(суффиксальный)

В) Рано (суффиксальный)

Г) Богато.

(суффиксальный)

Д) Искренне.

(суффиксальный)

Е) Усердно.

(суффиксальный)

1.Работа в парах на

карточках. Распределите

наречия по исходному

слову, от которого они

образованы: по-нашему,

заново, вверх, по-

испански, снизу, затем,

во-вторых, быстро-быстро.













































2.Работа со словообразовательными цепочками.

-Восстановите словообразовательные цепочки:

cлед - ... - бесследно

громкий - ... - ... - погромче

вера - ...- уверить - уверенный - ... - неуверенно.









-А теперь самостоятельно запишите словообразовательные цепочки по вариантам:

1в: бочком

2 в: по-домашнему



-Проверьте себя по словообразовательному словарю учебника (стр.310).

-Какие трудности возникли на данном этапе?

Дает новое задание:

Заменить указанные

фразеологизмы наречием,

определить способ

образования наречий.

(дети записывают

наречия и определяют способ словообразования).

а) смотреть опасности в

лицо

б) жить душа в душу

в) вставать ни свет, ни заря

г) на широкую ногу

д) от чистого сердца.

е) не покладая рук.


Работа по инструкции.

Работа в парах и индивидуально.

Работа с

сигнальными

карточками.

Работа с учебником.

Учиться

проявлять

самостоятельность

в разных видах

деятельности(Л)

Работа по алгоритму, по

предложенному

правилу(Р)

Аргументация

своего мнения.

Закрепление знаний по данной орфограмме(П)

6.Самостоятельная работа с дифференцированными заданиями.

-Выбирают для себя определенный уровень сложности, могут пользоваться словарями, учебником.

-Применяют полученные знания на практике.







































































-Оценивают себя.

Материал в распечатанном виде для каждого ученика.

Критерии оценки по уровням сложности: минимальный «3» - задание 1, задание 2; средний «4»- задания 1, 2, задание 3; повышенный «5» - все задания.

Задание 1. Какое наречие образовано приставочно-суффиксальным способом? Укажите вариант ответа (А, Б, В)

А) радостно Б) вблизи Г) непросто

Задание 2. Подбери к каждому способу словообразования соответствующее слово. Ответ запиши по образцу:

1.б…

1. Суффиксальный

2. Приставочный

3. Приставочно-суффиксальный

4. Сложение

А) добела б) глубоко в) невесело) г) чуть - чуть

Задание 3. В каких случаях допущена грамматическая ошибка? Отметьте их.

А) Нарисовать красивше

Б) ответить полнее

В) указать более точнее

Запишите в исправленном виде.

Задание 4. Сгруппируйте данные наречия. Укажите, по каким признакам образованы ваши группы.

(На)прав(о,а), оглушительно, (не)когда, по-русски, резко, неласков(о,а) изредка, доверчиво, (не)ярко.

-Самоконтроль. Сверяем свой результат с результатом, который выведен на экране (Слайд 2).

- Оцените свой результат. Критерии оценивания этого задания подробно изложены на каждой карточке с заданием. Будьте внимательны и честны при оценивании своих результатов.


Самоконтроль

Самоопределение (Л)



Контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения(П)


6. Этап

рефлексии

Выявляют недостаток тех

знаний и умений, которых

им не хватает для

решения новых проблем,

оценивают личный вклад

в результаты

коллективной

деятельности.

Подводит итоги

совместной и индивидуальной

деятельности учеников на уроке.

- Оцените результаты своей работы по каждой цели, используя знаки - символы (цели прописаны в карточке с самостоятельной работой)

1) Я знаю способы образования наречий.

2) Я умею:

  • опознавать наречия;

  • разбирать их по составу;

  • определять способ образования наречий;

  • образовывать наречия разными способами;

  • правильно употреблять наречия.

- Используйте знаки-символы для оценки своей работы:

  • ! - делаю это уверенно и без ошибок;

  • ? - иногда сомневаюсь и допускаю ошибки;

  • ... - испытываю затруднения; мне нужно еще поработать дополнительно над темой.

Коллективная работа

Адекватное

понимание причин

успеха/неуспеха в

учебной

деятельности (Л).

Понимать личную

ответственность

за результаты

деятельности (Л).

Самооценка на

основе критерия

успешности (Л).

Рефлексия способов

и условий действия(Р) Оценивать свою

деятельность на

уроке(Р)

Выражать свои

мысли с

достаточной

полнотой и

точностью(К)

Формулировать и

аргументировать

своѐ мнение,

учитывать мнения

одноклассников

при выработке

коллективного

решения(К)


7.Домашнее задание.

Записывают домашнее задание.

-Диктует домашнее задание: Упр. 235 или подобрать (составить) свой текст с наречиями (6-8 предложений), выполнить их словообразовательный разбор.







© 2010-2022