Рабочая программа по литературе. 9 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Тюменяк

муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

Рассмотрено

на заседании ШМО

_____________Г.А.Ахмадиева Протокол № ___«__» _______2015 г

Согласовано

Зам. директора по УВР

________________Ф.Д.Нагимова

«____» _________2015 г.

Утверждаю

Директор МБОУ СОШ с.Тюменяк

________________Ф.М.Шагиев

Приказ №_____ от «__» _____2015 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ЛИТЕРАТУРЕ

НА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД

9 КЛАСС


Рабочая программа составлена на основе « Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы. Под редакцией В.Я.Коровиной». Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. 10-е издание. Москва: «Просвещение», 2008.


Разработчик программы:

Нагимова Флюза Динисовна,

учитель русского языка и литературы,

первой категории



с. Тюменяк - 2015



Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для 9 класса разработана на основе:

- Федерального закона от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования МО РФ

(приказ от 05.03.2004г. № 1089)

- Программы общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я.Коровиной (Литература 5-11 классы);

-Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования на 2015-2016 учебный год;

- Положения о рабочей программе МБОУ СОШ с.Тюменяк;

- Учебного плана МБОУ СОШ с. Тюменяк (приказ № 141 от 27.08.2015 г.);

- Годового календарного учебного графика МБОУ СОШ с. Тюменяк (приказ № 141 от 27.08.2015 г.)

Рабочая программа ориентирована на использование учебника для 9 класса общеобразовательных учреждений. В.Я.Коровина, В.П. Журавлев. Литература 9 класс в 2-х частях. М.: Просвещение, 2012.

Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки выпускников, календарно-тематическое планирование, перечень учебно-методического обеспечения, основной и дополнительной литературы, оценка достижения планируемых результатов освоения учебной программы

Место предмета. Программа предназначена для изучения литературы на базовом уровне. На изучение курса отводится 99 часов из расчёта 3 часа в неделю.

Данная рабочая программа ориентирована на содержание авторской программы и составлена без существенных изменений.

Актуальность курса литературы объясняется тем, что художественная литература имеет важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Изучение литературы в основной школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей и задач:

- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире, формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

- освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Ведущие формы и методы, технологии обучения.

В процессе обучения используются репродуктивный и продуктивный методы обучения, информационные технологии; учебно-наглядные пособия, экранные и звуковые средства обучения, репродукции картин, иллюстрации к произведениям, справочная литература.

Виды контроля:

- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, художественный, с изменением лица), выразительное чтение, в том числе и наизусть. Развернутый ответ на вопрос, сочинение на литературную тему, сообщение на литературную и историко-литературную темы, презентации проектов

- итоговый: анализ стихотворения, развернутый ответ на проблемный вопрос, литературный ринг, выполнение заданий в тестовой форме.

Нормы оценки знаний умений и навыков учащихся по литературе

Оценка знаний по литературе и навыков письменной речи производится также на основании сочинений и других письменных проверочных работ (ответ на вопрос, устное сообщение и пр.). Они проводятся в определенной последовательности и составляют важное средство развития речи.

Объем сочинений должен быть примерно таким: в 9 классе -3-4 тетрадные страницы.

Любое сочинение проверяется не позднее недельного срока в 5-8-ых классах и оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речь, вторая - за грамотность. В 5-9-ых классах первая оценка за содержание и речь относится к литературе, вторая - к русскому языку.

Оценка устных ответов

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

1.Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.

2.Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.

3.Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения.

4.Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.

5.Умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи.

6.Умение владеть монологической литературной речью; логичность и последовательность ответа; беглость, правильность и выразительность чтения с учетом темпа чтения по классам.

В соответствии с этим:

Отметкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, свободное владение монологической литературной речью.

Отметкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью.

Однако допускается одна-две неточности в ответе.

Отметкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умении объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; о знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; об ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведения для подтверждения своих выводов.

Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.

Отметкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

Оценка сочинений

В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:

-правильное понимание темы, глубина и полнота ее раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев, исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;

-точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.

Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».

Отметка «5» ставится за сочинение:

-глубоко и аргументировано раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;

-стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;

-написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.

-Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочета.

Отметка «4» ставится за сочинение:

-достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;

-логичное и последовательное изложение содержания;

-написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.

Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трех-четырех речевых недочетов.

Отметка «3» ставится за сочинение, в котором:

-в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;

-материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;

-обнаруживается владение основами письменной речи;

-в работе имеется не более четырех недочетов в содержании и пяти речевых недочетов.

Отметка «2» ставится за сочинение, которое:

-не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;

-характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями; отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.

Оценка тестовых работ.

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

«5» - 90 - 100 %;

«4» - 78 - 89 %;

«3» - 60 - 77 %;

«2»- менее 59%.


Основное содержание учебного предмета


Содержание

Кол-во часов

Контрольная работа

Развитие речи

Введение

1

-

-

Из древнерусской литературы

3

-

-

Из литературы 18 в.

9

-

1

Из литературы 19 в.

51

1

5

Из литературы 20 в.

30

2

2

Из зарубежной литературы

6

-

-

Повторение пройденного материала

2

1

-

ИТОГО

102

Из них: 4

8










Содержание тем учебного курса

Введение (1 ч.)

Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни общества

Литература Древней Руси (3 ч.)

Самобытный характер древнерусской литературы. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы

Художественные особенности «Слова..»: самобытность содержания, специфика жанра, образов, языка.

Русская литература XVIII века (9 ч.)

Классицизм в русском и мировом искусстве

М.В.Ломоносов - реформатор русского языка и системы стихосложения. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния»

М.В.Ломоносов, «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ее Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1947 года» - прославление Родины, мира, науки и просвещения

Жизнь и творчество Г.Р.Державин. Обличение несправедливости в стихотворении «Властителям и судьям»

Тема поэта и поэзии в лирике Державина. «Памятник» - мысль о бессмертии поэта

А.Н.Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву» - изображение российской действительности

Н.М.Карамзин, «Осень» как произведение сентиментализма.

.«Бедная Лиза» - внимание писателя к внутренней жизни человека

«Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы

Литература XIX века. (51 ч.)

Понятие о реализме и романтизме.

Романтическая литература начала XIX века.

В.А.Жуковский, «Море», «Невыразимое» -границы выразимого в чувстве и слове

А.С.Грибоедов: личность и судьба драматурга

А.С.Грибоедов. Особенности композиции пьесы «Горе от ума»

Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума»

Чацкий в системе образов комедии.

Общечеловеческое звучание образов персонажей

Язык комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Обучение анализу эпизода драматического произведения

И.А.Гончаров «Мильон терзаний». Подготовка к домашнему сочинению по комедии «Горе от ума»

А.С.Пушкин: жизнь и творчество. Лицейская лирика

Лирика петербургского периода - «К Чаадаеву».

Тема свободы и власти в лирике Пушкина - «К морю», «Анчар»

Любовь как героиня душ в интимной лирике А.С.Пушкина - «На Холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил; любовь еще, быть может…»

«Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» - тема поэта и поэзии в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии - «Бесы»

А.С.Пушкин.»Цыганы» как романтическая поэма. Противоречие двух миров: цивилизованного и естественного

Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского

Татьяна Ларина - нравственный идеал Пушкина.

Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина.

Автор как идейно-композиционный центр романа

Пушкинская эпоха в романе «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни

Пушкинский роман в зеркале критики: В.Г.Белинский, Д.и.Писарев, А.А.Григорьев, Ф.М.Достоевский, философская критика начала XX века

А.С.Пушкин, «Моцарт и Сальери» - проблема «гения и злодействия»

М.Ю.Лермонтов: жизнь и творчество.

Образ поэта-пророка в лирике М.Ю.Лермонтова - «Смерть поэта», «Поэт», «Пророк», «Я жить хочу! Хочу печали…», «Есть речи - значенье…»

Адресаты любовной лирики М.Ю, Лермонтова и послания к ним. «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Расстались мы, но твой портрет…», «Нищий…»

Эпоха безвременья в лирике М.Ю.Лермонтова. «Дума», «Предсказание», «Родина»

М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской

литературе, роман о незаурядной личности Печорин как представитель «портрета поколения». Загадки образа Печорина в главах «Бела» и «Максим Максимыч»

«Журнал Печорина « как средство самораскрытия его характера

Печорин в системе мужских образов романа

Печорин в системе женских образов романа. Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени»

Н.В.Гоголь: страницы жизни и творчества. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород». Поэтика и проблематика первых сборников Н.В.Гоголя

«Мертвые души» - обзор содержания, замысел, история создания, особенности жанра и композиции

Система образов поэмы «Мертвые души»

Образ города в поэме «Мертвые души»

Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой

«Мертвые души» - поэма о величии России

А.Н.Островский, особенности сюжета пьесы «Бедность не порок»

Любовь в патриархальном мире и ее величие на героев пьесы «Бедность не порок»

Ф.М.Достоевский. Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи»

Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи»

Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского

Л.Н.Толстой: жизнь и творческий путь. Особенности поэтики Л.Н.Толстого в повести «Юность»: психологизм, роль внутреннего монолога в раскрытии души героя

А.П.Чехов: биография и творчество. Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века и чеховское отношение к нему

А.П.Чехов. «Тоска» - тема одиночества человека в мире

Подготовка к сочинению-ответу на проблемный вопрос «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы XIX века?»

Беседа о стихах Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета.

Русская литература XX века. (30 ч.)

Русская литература XX века: многообразие жанров и направлений

И.А.Бунин, история любви Надежды и Николая Алексеевича в рассказе «Темные аллеи»

Мастерство И.А.Бунина в рассказе «Темные аллеи»

М.А.Булгаков: жизнь и творчество. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество

Поэтика повести М.А.Булгакова «Собачье сердце»

М.А.Шолохов: жизненный и творческий путь. «Судьба человека» - судьба человека и судьба Родины

Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека»

А.И.Солженицын: жизнь и творчество. Картины послевоенной жизни в рассказе «Матренин двор»

Образ праведницы в рассказе «Матренин двор»

Русская поэзия Серебряного века

А.А.Блок: жизнь и творчество. Своеобразие лирических интонаций Блока в стихотворениях «ветер принес издалека…», «О, весна без конца и без краю…», «О, я хочу безумно жить…»

С.А.Есенин: жизнь и творчество. Тема Родины в лирике С.А.Есенина. («Вот уже вечер…», «Разбуди меня завтра рано…», «Край, ты мой заброшенный…»)

Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике Есенина. («Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу…», «отговорила роща золотая…»)

В.В.Маяковский: жизненный путь и творчество.

Новаторство поэзии Маяковского

Своеобразие стиха, ритма, интонации: «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю»

М.И.Цветаева: жизнь и творчество.

Стихи о поэзии, любви, жизни и смерти. «Идешь, на меня похожий…», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?»

«Родина». Образ Родины в лирическом цикле М.И.Цветаевой «Стихи о Москве».

Н.А.Заболоцкий: жизнь и творчество.

Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта. «Я не ищу гармонии в природе…», «Где-то в поле возле Магадана…», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание»

А.А.Ахматова: жизнь и творчество. Трагические интонации в любовной лирике.

Стихи А.А.Ахматовой о поэте и поэзии

Б.Л.Пастернак: жизненный и творческий путь.

Вечность и современность в стихах о природе и о любви. «Красавица моя, вся стать…», «Перемена», «Весна в лесу», «Быть знаменитым некрасиво..», «Во всем хочется дойти…»

А.Т.Твардовский: жизнь и творчество. Раздумья о Родине и о природе в лирике поэта.

А.Т.Твардовский. «Я убит подо Ржевом» - проблемы интонации стихов о войне.

Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX и XX века

Зарубежная литература. (6 ч.)

Античная лирика. Каттул. Чувства и разум в любовной лирике поэта - «Нет, ни одна средь женщин…», «Нет, не надейся приязнь заслужить…»

Гораций. Поэтическое творчество и заслуги стихотворцев - «Я воздвиг памятник…»

Данте Алигьери, «Божественная комедия» - множество смыслов поэмы и ее универсально- философский характер

У.Шекспир, гуманизм эпохи возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с миром «расшатавшегося мира». Трагизм любви Гамлета и Офелии.

И.-В. Гете. «Фауст» как философская трагедия. Смысл сопоставления Вагнера и Фауста.

Повторение пройденного (2 ч.)

Подведение итогов года. Что читать летом.












Требования к уровню подготовки учащихся по литературе в 9 классе

Учащиеся должны знать:

- авторов и содержание изученных художественных произведений;

- основные теоретические понятия: народная песня, частушка, предание (развитие представлений); житие как жанр литературы (начальное представление); мораль, аллегория, дума (начальное представление); понятие о классицизме, историзм художественной литературы (начальное представление); поэма, роман, романтический герой, романтическая поэма, комедия, сатира, юмор (развитие представлений); прототип в художественном произведении, гипербола, гротеск, литературная пародия, эзопов язык, художественная деталь, антитеза, композиция, сюжет и фабула, психологизм художественной литературы (развитие представлений); конфликт как основа сюжета драматического произведения, со- нет как форма лирической поэзии, авторское отступление как элемент композиции (начальное представление); герой-повествователь (развитие представлений).

Учащиеся должны уметь:

- видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов;

- обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;

- видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох;

- комментировать эпизоды биографии писателя и устанавливать связь между его биографией и творчеством;

- различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике;

- определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении;

- сопоставлять героев и сюжет разных произведений, находя сходство и отличие в авторской позиции;

- выделять общие свойства произведений, объединенных жанром, и различать индивидуальные особенности писателя в пределах общего жанра;

осмысливать роль художественной детали, её связь с другими деталями и текстом в целом;

- видеть конкретно-историческое и символическое значение литературных образов;

- находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения, мотивировать выбор жанра;

- сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения;

- выявлять конфликт и этапы его развития в драматическом произведении; сравнивать авторские позиции в пьесе с трактовкой роли актерами, режиссерской интерпретацией;

- редактировать свои сочинения и сочинения сверстников.



Перечень учебно-методического обеспечения, основной и дополнительной литературы

Учебник:

В.Я.Коровина, В.П. Журавлев. Литература 9 класс в 2-х частях. М.: Просвещение, 2012.

Методическое пособие для учителя:

1.Егорова Н.В. , Золотарева И.В. Литература 9 класс: Поурочные разработки. - М: ВАКО, 2010

2.Ромашина Н.Ф. Литература. 5-11 классы: тесты для текущего и обобщающего контроля - Волгоград: Учитель, 2011

3.Турьянская Б.И., Комиссарова Е.В. Литература в 9 классе. Книга для учителя. - М.: ООО «Торгово-издательский дом «Русское слово», 2009

4. Фонохрестоматия к учебнику- хрестоматии для 9 класса.

Дополнительная литература для учителя:

1. Бранина А.А. Русское слово в языках мира. -М.: Просвещение, 1978

2. Водолазькая С.В. Предметная неделя в школе. - Ростов-на-дону: Феникс, 2009

3. Иванова В.И. Занимательно о русском языке и литературе. -Ленинград: Просвещение, 1990

4. Поташник М.М. Требования к современному уроку. - М.: Центр педагогического образования, 2009

5. Стрелкова Л.Ф. Русский язык. Литература. 5-11 классы. Технология проблемного и развивающего обучения. -Волгоград: Учитель, 2013

6. Ушаков М.В. Работа на ошибками как средство поднятия грамотности учащихся. -М.: Просвещение, 1981

Пособия для учащихся:

1. Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим …: Дидактический материал по литературе: 9 класс. - М.: Просвещение, 2010.

Справочная литература

1.Абуталипова Р.А., Камалетдинова А.В. Русско-башкирский словарь терминов по методике преподавания языков. -Уфа: Китап, 2009

2.Азнабаева Ф.Ф. Русско-башкирский словарь, -Уфа: Китап, 2009

3.Быстрова Е.А., Окунева А.П. Краткий фразеологический словарь русского языка. -С.-П.: Просвещение, 1994

4.Лопатухин М.С. Школьный толковый словарь русского языка. - М.: Просвещение, 1991

5.Неусыпова Н.М. Толковый словарь русского языка. М.: Просвещение, 1993

6.Одинцов В.В. Школьный словарь иностранных слов. -М.: Просвещение, 1983

7.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. -М.: ООО «ИТЦ - Технологии», 2008

8.Саяхова Л.Г, Сахипова З.Г. Русско-башкирский учебный словарь. - Уфа: БКИ, 1986

9.Усманова М.Ф. Башкирско-русский словарь синонимов. - Уфа: Китап, 2010

10.Ушаков Д.Н. Орфографический словарь. -М.: Просвещение, 1984

Интернет-ресурсы

1..repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии и др.

2.gramota.ru/- Все о литературе на страницах справочно-информационного портала. Словари он-лайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.

3.gramma.ru/ - Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.

4.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал

5.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»

6.all.edu.ru/ - Все образование Интернета


























Календарно- тематическое планирование уроков

урока

Название разделов и тем уроков

Количество часов

Сроки проведения

Примечание

План

Факт

1

Введение.Литература в духовной жизни общества

1

1.09

Древнерусская литература

3

2

Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы

1

3.09

3

Художественные особенности языка и жанра произведения. Герои «Слова..»

1

4.09

4

Фольклорные мотивы произведения. Богатство и разнообразие художественных средств.

1

8.09

Русская литература XVIII века

9

5

Общая характеристика русской литературы 18 века. Понятие о классицизме.

1

10.09

6

М.В.Ломоносов - ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и системы стихосложения. Ода «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния»

1

11.09

7

М.В.Ломоносов. Прославление родины, мира, жизни и просвещения. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ее Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1947 года» - прославление Родины, мира, науки и просвещения

1

15.09

8

Г.Р.Державин- поэт и гражданин. Обличение несправедливости власти в оде «Властителям и судьям» Тема поэта и поэзии в лирике Державина. «Памятник» - мысль о бессмертии поэта

1

17.09

9

А.Н.Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву» . Жанр путешествия , особенности изображение российской действительности

1

18.09

10

Художественные особенности «Путешествия…» нравственная ценность

1

22.09

11

Н.М.Карамзин- писатель и историк Принципы сентиментализма.

1

24.09

12

Новаторство и творчество Н.М. Карамзина. Сюжет и герои произведения «Бедная Лиза»

1

25.09

13

Развитие речи. Подготовка к сочинению по произведениям литературы 18 века.

« Бессмертные страницы литературы XVIII века»

1

29.09

Литература XIX века

50

14

Общая характеристика русской литературы 19 века. Золотой век русской литературы. Понятие о реализме и романтизме.

1

1.10

15

Поэзия В.А.Жуковского. Особенности лирики. Лирический герой. «Море», «Невыразимое» - границы выразимого в чувстве и слове. Романтическая литература начала XIX века.

1

2.10

16

В.А. Жуковский. Баллада «Светлана». Особенности жанра.

Контрольная работа №1 на тему «Русская литература 18 века».

1

13.10

17

А.С.Грибоедов: личность и судьба драматурга

1

15.10

18

Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума»

1

16.10

19

Чацкий в системе образов комедии.

1

17.10

20

Язык комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

1

20.10

21

И.А.Гончаров «Мильон терзаний».

Обучение анализу эпизода драматического произведения

1

22.10

22

Развитие речи. Сочинение по комедии «Горе от ума» А.С.Грибоедова.

1. «Век нынешний» и «век минувший» в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».

2. Смысл названия комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».

1

23.10

23

А.С.Пушкин: жизнь и творчество. Лицейская лирика .

1

27.10

24

Лирика петербургского периода - «К Чаадаеву».

1

29.10

25

Тема свободы и власти в лирике Пушкина - «К морю», «Анчар»

1

30.10

26

Любовь как героиня душ в интимной лирике А.С.Пушкина - «На Холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил; любовь еще, быть может…»

1

5.11

27

Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии. «Бесы» «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»

1

6.11

28

А.С.Пушкин «Цыганы» как романтическая поэма. Противоречие двух миров: цивилизованного и естественного

1

10.11

29

А.С.Пушкин, «Моцарт и Сальери» - проблема «гения и злодействия»

1

12.11

30

Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». История создания. Замысел и композиция. Сюжет романа.

1

13.11

31

Типичное и индивидуальное в образах Онегина и Ленского

1

24.11

32

Татьяна Ларина - нравственный идеал Пушкина.

1

26.11

33

Автор как идейно-композиционный центр романа

1

27.11

34

Пушкинский роман в зеркале критики: В.Г.Белинский, Д.И. Писарев, А.А.Григорьев, Ф.М.Достоевский, философская критика начала XX века

1

1.12

35

Развитие речи. Сочинение по роману А. С. Пушкина.

«Молодой человек пушкинской эпохи»

1

3.12

36

М.Ю.Лермонтов: жизнь и творчество.

1

4.12

37

Образ поэта-пророка в лирике М.Ю.Лермонтова - «Смерть поэта», «Поэт», «Пророк», «Я жить хочу! Хочу печали…», «Есть речи - значенье…»

1

8.12

38

Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова и послания к ним. «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Расстались мы, но твой портрет…», «Нищий…»

1

10.12

39

Эпоха безвременья в лирике М.Ю.Лермонтова. «Дума», «Предсказание», «Родина»

1

11.12

40

М.Ю.Лермонтов, «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности

1

15.12

41

Печорин как представитель «портрета поколения»

1

17.12

42

Загадки образа Печорина в главах «Бела» и «Максим Максимыч»

1

18.12

43

«Журнал Печорина « как средство самораскрытия его характера

1

22.12

44

Печорин в системе мужских и женских образов романа

1

24.12

45

Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени»

1

25.12

46

Развитие речи. Сочинение по роману М. Ю. Лермонтова.

1.«Любовь и дружба в жизни Печорина»

2. «Печорин и Онегин»

1

29.12

47

Контрольная работа по лирике М.Ю.Лермонтова, роману «Герой нашего времени»

1

31.12

48

Н.В.Гоголь: страницы жизни и творчества. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород». Поэтика и проблематика первых сборников Н.В.Гоголя

1

12.01

49

«Мертвые души» - обзор содержания, замысел, история создания, особенности жанра и композиции

1

14.01

50

Система образов поэмы «Мертвые души»

1

15.01

51

Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой

1

19.01

52

«Мертвые души» - поэма о величии России

1

21.01

53

Соединение комического и лирического в поэме. Подготовка к сочинению.

1

22.01

54

Сочинение по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»

1.«Образы помещиков в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»

2. «Образ города в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»

1

26.01

55

А.Н.Островский, особенности сюжета пьесы «Бедность не порок»

1

28.01

56

Любовь в патриархальном мире и ее величие на героев пьесы «Бедность не порок»

1

29.01

57

Ф.М.Достоевский. Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи»

1

2.02

58

Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи»

1

4.02

59

Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского

1

5.02

60

Л.Н.Толстой: жизнь и творческий путь. Особенности поэтики Л.Н.Толстого в повести «Юность»: психологизм, роль внутреннего монолога в раскрытии души героя

1

9.02

61

А.П.Чехов: биография и творчество. Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века и чеховское отношение к нему

1

11.02

62

А.П.Чехов. «Тоска» - тема одиночества человека в мире

1

12.02

63

Подготовка к сочинению-ответу на проблемный вопрос «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы XIX века?»

1

24.02

64

Стихи Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета.

1

25.02

Русская литература XX века

30

65

Русская литература XX века: многообразие жанров и направлений

1

26.02

66

И.А.Бунин, история любви Надежды и Николая Алексеевича в рассказе «Темные аллеи»

1

2.03

67

М.А.Булгаков: жизнь и творчество. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество

1

4.02

68

Поэтика повести М.А.Булгакова «Собачье сердце»

1

5.02

69

М.А.Шолохов: жизненный и творческий путь. «Судьба человека» - судьба человека и судьба Родины

1

10.03

70

Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека»

1

11.03

71

А.И.Солженицын: жизнь и творчество. Картины послевоенной жизни в рассказе «Матренин двор»

1

12.03

72

Образ праведницы в рассказе «Матренин двор»

1

16.03

73

Зачетное занятие по произведениям второй половины XIX и XX века

1

18.03

74

Русская поэзия Серебряного века

1

19.03

75

А.А.Блок: жизнь и творчество. Своеобразие лирических интонаций Блока в стихотворениях «ветер принес издалека…», «О, весна без конца и без краю…», «О, я хочу безумно жить…»

1

23.03

76

С.А.Есенин: жизнь и творчество. Тема Родины в лирике С.А.Есенина. («Вот уже вечер…», «Разбуди меня завтра рано…», «Край, ты мой заброшенный…»)

1

25.03

77

Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике Есенина. («Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу…», «отговорила роща золотая…»)

1

26.03

78

В.В.Маяковский: жизненный путь и творчество.

Новаторство поэзии Маяковского

1

30.03

79

Своеобразие стиха, ритма, интонации: «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю»

1

1.04

80

Контрольная работа по творчеству А.А. Блока, С.А Есенина, ВВ.Маяковского.

1

2.04

81

М.И.Цветаева: жизнь и творчество.

1

13.04

82

Стихи о поэзии, любви, жизни и смерти. «Идешь, на меня похожий…», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?»

1

15.04

83

«Родина». Образ Родины в лирическом цикле М.И.Цветаевой «Стихи о Москве».

1

16.04

84

Н.А.Заболоцкий: жизнь и творчество.

Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта. «Я не ищу гармонии в природе…», «Где-то в поле возле Магадана…», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание»

1

20.04

85

А.А.Ахматова: жизнь и творчество. Трагические интонации в любовной лирике.

1

22.04

86

Стихи А.А.Ахматовой о поэте и поэзии

1

23.04

87

Б.Л.Пастернак: жизненный и творческий путь.

1

27.04

88

Вечность и современность в стихах о природе и о любви. «Красавица моя, вся стать…», «Перемена», «Весна в лесу», «Быть знаменитым некрасиво..», «Во всем хочется дойти…»

1

29.04

89

А.Т.Твардовский: жизнь и творчество. Раздумья о Родине и о природе в лирике поэта.

1

30.04

90

А.Т.Твардовский. «Я убит подо Ржевом» - проблемы интонации стихов о войне.

1

4.05

91, 92

Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX и XX века

2

6.05, 07.05

93, 94

Развитие речи . Сочинение.

  1. Человек и природа в прозе и поэзии.

  2. Тема Родины в прозе и поэзии

2

10.05, 11.05

Зарубежная литература

6

95

Античная лирика. Каттул. Чувства и разум в любовной лирике поэта

1

13.05, 14.05

96

Гораций. Поэтическое творчество и заслуги стихотворцев - «Я воздвиг памятник…»

1

16.05

97

Данте Алигьери, «Божественная комедия» - множество смыслов поэмы и ее универсально- философский характер

1

18.05

98

У.Шекспир, гуманизм эпохи возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с миром «расшатавшегося мира».

1

20.05

99, 100

И.-В. Гете. Слово о поэте. «Фауст» как философская трагедия. Поиски справедливости и смысла человеческой жизни.

2

21.05, 22.05

Повторение пройденного материала

2

101,102

Итоговая контрольная работа по произведениям «Литература 19, 20 веков». Итоги года и задания для летнего чтения.

2

25.05








Приложение 1

Контрольная работа №1

Тема «Русская литература 18 века»

1. Какое литературное направление утвердилось в России в середине ХVIII в.

Сентиментализм 2. Романтизм 3. Классицизм 4. Реализм

2. Годы жизни М.В.Ломоносова

1708 - 1765 2. 1709 - 1768 3. 1711 - 1765 4. 1710 - 1775

3. Продолжите строки из оды М.В.Ломоносова

О вы, которых ожидает

Отечество от недр своих

4. Кого прославлял в оде «Фелица» Г.Р.Державин?

Екатерину I

Елизавету Петровну

Екатерину II

Анну Иоанновну

5. Ода - это _______________________

6. Какое правило соблюдали драматурги эпохи классицизма? В чем оно заключалось?

7. Представителем какого литературного направления был Н.М.Карамзин?

1). Классицизм 2). Реализм 3). Романтизм 4). Сентиментализм

8. В какой книге Н.М.Карамзина изображены события, происходившие в России на протяжении семи веков.

9. Что представляет собой правило трех единств?

10.Назовите родину классицизма.

11.Как вы понимаете эти строки? Кто их автор?

…может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать.

11. Назовите представителей сентиментализма в России.

12.Откуда эти строки: « И крестьянки любить умеют»? Кто автор? Что он хотел сказать этой фразой?

13. Назовите литературные формы (жанры) сентиментализма.

14.«Я взглянул окрест меня - душа моя страданиями человечества уязвлена стала». Откуда эти строки? Назовите автора этого произведения.

15. Как вы понимаете смысл названия повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»?


Контрольная работа №2

Тема «М.Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени»

1. Кто является героем «своего времени» в романе?

а) Казбич б) Максим Максимыч

в) Вернер г) Печорин

2. Печорина звали:

а) Максим Григорьевич б) Александр Григорьевич

в) Григорий Александрович г) Максим Максимыч

3. Кто рассказывает историю Бэлы?

а) Азамат, её брат б) автор

в) Печорин г) Максим Максимыч

4. Кого из героев романа критик охарактеризовал так? «…Это тип старого кавказского служаки, закаленного в опасностях, трудах и битвах, которого лицо так же загорело и сурово, как манеры простоваты и грубы, но у которого чудесная душа и золотое сердце…»

а) Максим Максимыч б) Вулич

в) Казбич г) Печорин

5. Какая из частей романа является центральной и несёт на себе главную идейную нагрузку?

а) «Бэла» б) «Максим Максимыч» в) «Тамань»

г) «Княжна Мэри» д) «Фаталист»

6. О ком из героев романа Печорин сделал следующую запись в своем дневнике?

«…он из тех людей, которых просто прекрасное не трогает и которые важно драпируются в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания. Производить эффект - их наслаждение; они нравятся романтическим провинциалкам до безумия. Под старость они делаются либо мирными помещиками, либо пьяницами - иногда тем и другим…»

а) Максим Максимыч б) Грушницкий

в) Вернер г) Вулич

7. Кого Печорин описал так? «Необыкновенная гибкость ее стана, особенное, ей только свойственное наклонение головы, длинные русые волосы, какой-то золотистый отлив ее слегка загорелой кожи на шее и плечах и особенно правильный нос - все это было для меня обворожительно.…»

а) Вера б) Мери

в) Бэла г) девушка - ундина

8. Определите тему романа «Герой нашего времени»

а) жизнь светского общества

б) жизнь военных на Кавказе

в) тема взаимодействия личности, общества и судьбы

г) тема взаимодействия незаурядной личности с «водяным обществом»

9. Роман «Герой нашего времени»

а) романтический

б) сентиментальный

в) нравственно - психологический

г) детективный

10. Зачем Лермонтов нарушил хронологическую последовательность глав романа?

а) чтобы разнообразить повествование

б) чтобы выявить в главном герое суть его характера, не зависящую от времени

в) чтобы показать развитие героя, его эволюцию

г) всё вышеперечисленное






Контрольная работа № 3

Тема «Литература второй половины 19 века и начала 20 века»

1.Какое литературное направление господствовало в литературе второй половины 19 века?

А)романтизм В)сентиментализм

Б)классицизм Г)реализм

2.Кого из русских писателей называли «Колумбом Замоскворечья»?

А)И.С.Тургенев В)Л.Н.Толстой

Б)А.Н.Островский Г)Ф.М.Достоевский

3.Героиню пьесы Островского «Гроза», Кабаниху, звали:

А)Анна Петровна В)Катерина Львовна

Б)Марфа Игнатьевна Г)Анастасия Семеновна

4.Укажите, какой художественный прием использует А.А.Фет в выделенных словосочетаниях:

«Снова птицы летят издалека//К берегам, расторгающим лед,//Солнце теплое ходит высоко//И душистого ландыша ждет.»

А)олицетворение В)эпитет

Б)инверсия Г)аллегория

5.Кто был автором «Сказок для детей изрядного возраста»?

А)А.Н.Островский В)М.Е.Салтыков-Щедрин

Б)Ф.М.Достоевский Г)Л.Н.Толстой

6.К какому роду литературы следует отнести жанры романа, повести, рассказа?

А)лирика В)эпос

Б)драма Г)лиро-эпик

7.Укажите, кто из русских критиков назвал героиню драмы А.Н.Островского «Гроза» «лучом света в темном царстве».

А)В.Г.Белинский В)Н.Г.Чернышевский

Б)Н.А.Добролюбов Г)Д.И.Писарев

8.Назовите имя поэта, который был сторонником «чистого искусства».

А)А.С.Пушкин В)Н.А.Некрасов

Б)А.А.Фет Г)М.Ю.Лермонтов

9.Какой художественный прием использовал автор в данном отрывке: «Блажен незлобивый поэт,//В ком мало желчи, много чувства://Ему так искренен привет//Друзей спокойного искусства..»

А)аллегория В)антитеза

Б)метафора Г)гипербола

10.В произведениях какого автора основными художественными приемами являются гипербола, фантастика, гротеск?

А) И.А.Гончаров В) М.Е.Салтыков-Щедрин

Б) Н.А.Некрасов Г)А.П.Чехов

11.Кто из русских писателей был осужден на каторжные работы?

А) М.Е.Салтыков-Щедрин В) Ф.М.Достоевский

Б)А.И.Герцен Г) Н.А.Некрасов

12.Какой литературный тип изображен в образе Дикого (А.Н.Островский «Гроза»)?

А)тип «маленького человека» В)самодур

Б)тип «лишнего человека» Г)романтический герой

13.Какой род литературы стал господствующим во второй половине 19 в.?

А)лирика В)эпос

Б)драма Г)лиро-эпика

14. В произведении какого писателя впервые показан тип «маленького человека»?

А)Самсон Вырин в «Станционном смотрителе» А.С.Пушкина

Б)Акакий Акакиевич в «Шинели» Н.В.Гоголя

В)Максим Максимыч в «Герое нашего времени» М.Ю.Лермонтова

Г)капитан Тушин в «Войне и мир» Л.Н.Толстого

15.Кто является автором следующих строк «Умом Россию не понять, //Аршином общим не измерить://У ней особенная стать-//В Россию можно только верить»

А)А.С.Пушкин В)Ф.И.Тютчев

Б)Н.А.Некрасов Г)А.А.Фет

16. Укажите, кому из русских поэтов принадлежит стихотворение «Я встретил вас - и все былое…»

А)Н.А.Некрасов В)Ф.И.Тютчев

Б)А.С.Пушкин Г)А.А.Фет

17.Назовите имя писателя, который был артиллерийским офицером и принимал участие в обороне Севастополя в 1854 году.

А)И.А.Гончаров В)Ф.М.Достоевский

Б)Л.Н.Толстой Г)И.С.Тургенев

18.Укажите, кому из русских писателей принадлежат слова о том, что «красота спасет мир».

А)Ф.М.Достоевскому В)И.А.Бунину

Б)Л.Н.Толстому Г)А.П.Чехову

19. Укажите, кому посвящены следующие строки из стихотворения Н.А.Некрасова: «Наивная и страстная душа,//В ком помыслы прекрасные кипели,//Упорствуя, волнуясь и спеша,//Ты честно шел к одной, высокой цели…»

А)Н.Г.Чернышевскому В)В.Г.Белинскому

Б)Н.В.Гоголю Г)М.Ю.Лермонтову

20.Какой литературный прием использован автором в данном отрывке: «Нева вздувалась и ревела//Котлом клокоча и клубясь…»

А)гротеск В)аллегория

Б)олицетворение Г)сравнение

21.Укажите, кому из русских поэтов принадлежат слова «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан».

А) А.А.Фет В)Н.А.Некрасов

Б) Ф.И.Тютчев Г) А.К.Толстой

22.Укажите, какое из названных произведений не входит в цикл «Записки охотника» И.С.Тургенева.

А) «Малиновая вода» В) «Певцы»

Б) «Муму» Г) «Бирюк»

23.Укажите имя писателя, который совершил поездку на остров Сахалин.

А) Л.Н.Толстой В) А.П.Чехов

Б) И.А.Гончаров Г) М.Е.Салтыков-Щедрин

24.Назовите поэта, в творчестве которого не встречается стихотворение «Пророк»

А)А.С.Пушкин В)Н.А.Некрасов

Б)М.Ю.Лермонтов Г)Ф.И.Тютчев

25.Как называется высшая точка в развитии сюжета литературного произведения?

А)гипербола В)экспозиция

Б)гротеск Г)кульминация

26.Укажите произведение, в сюжете которого отсутствует эпизод дуэли.

А)А.С.Пушкин «Выстрел» В)А.С.Грибоедов «Горе от ума»

Б)Л.Н.Толстой «Война и мир» Г)М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»

27.Какой художественный прием использует А.А.Фет в следующем отрывке: «Это утро, радость эта,//Эта мощь и дня и света,//Этот синий свод,//Этот крик и вереницы,//Эти стаи, эти птицы,//Этот говор вод…»

А)олицетворение В)анафора

Б)антитеза Г)эпитет

Контрольная работа № 4

Тема «Творчество А.А. Блока, В. Маяковского, С. Есенина»


  1. Назовите годы жизни А.А.Блока: а) 1880-1921г.г. в) 1850-1916г.г.

б) 1865-1906г.г. г) 1890-1911г.г.

2. К какой группе символистов можно отнести А.А.Блока?

а) декаденты в) старшие символисты

б) акмеисты г) младосимволисты

3. Какой из перечисленных ниже циклов не вошел в книгу «Стихи о Прекрасной Даме»?

а) «Распутья» в) «Стихи о Прекрасной Даме»

б) «Пузыри земли» г) «Ante lucem»

4. А.А.Блок разделил свою лирику на три книги, которые представляли собой «тезис», «антитезис»

и «синтез» («трилогия вочеловечивания»). К какой книге относится цикл «Страшный мир»?

а) книга первая (тезис) б) книга вторая (антитезис) в) книга третья (синтез)

5. В какие годы были написаны стихи, вошедшие во вторую книгу «трилогии вочеловечивания»?

а) 1898-1903г.г. в) 1900-1909г.г.

б) 1904-1908г.г. г) 1889-1901г.г.

6. Какая статья А.А.Блока помогает понять отношение поэта к революции, выраженное в поэме

«Двенадцать»?

а) «Стихия и культура» в) «Народ и интеллигенция»

б) «Катилина» г) «Интеллигенция и Революция»

7. В какую партию вступил В.В.Маяковский в 1906 году?

а) РСДРП в) монархистов

б) анархистов г) эсеров

8) Укажите, в каком учебном заведении учился В.В.Маяковский?

а) в Московском университете в) в Петербургском университете?

б) в Петербургском инженерном г) в Московском училище живописи, ваяния

училище и зодчества

9) Какое литературное течение возглавил В.В.Маяковский?

а) имажинизм в) футуризм

б) символизм г) акмеизм

10) Укажите жанр пьес Маяковского «Баня» и «Клоп»?

а) мистерия в) комедия

б) фарс г) буффонада

11) В какой системе стихосложения В.В.Маяковский выступил как новатор?

а) силлабическая б) силлабо-тоническая в) тоническая

12) Как В.В.Маяковский воспринял революцию 1917 г.?

а) сомневался, чью сторону принять в) был в растерянности

б) с негодованием отвергал г) восторженно принял, назвав революцию своей

13) Какое прозвище получил С.А.Есенин в писательских кругах?

а) деревенский поэт в) Московский хулиган

б) Рязанский Лель г) последний поэт деревни

14) Какая тема является сюжетообразующей в поэме С.А.Есенина «Анна Снегина»?

а) тема революции в) тема преобразований в деревне

б) тема юношеской любви г) тема крестьянского быта в послереволюционное время

15) Укажите, какое из перечисленных стихотворений не относится к философской лирике?

а) «Русь уходящая» в) «Хороша была Танюша»

б) «Не жалею, не зову, не плачу…» г) «По-осеннему кычет сова…»

16) Укажите, как назывался первый сборник стихов С.А.Есенина, вышедший в 1916 г.?

а) «Явь» в) «Персидские мотивы»

б) «Москва кабацкая» г) «Радуница»

17) Кто является адресатом стихотворения «Письмо к женщине»?

а) Айседора Дункан в) Зинаида Райх

б) Анна Изряднова г) Галина Бениславская

18) Какие средства художественной выразительности наиболее характерны для творчества

С.А.Есенина?

а) зашифрованность при помощи образов-символов

б) торжественный слог, использование архаизмов

в) ораторская интонация, акцентный стих

г) метафоричность и цветовые эпитеты



Контрольная работа № 5

Тема «Итоговый тест по пройденным произведениям»

Древнерусская литература относится к:

(отметь верный ответ)

А. - 12 веку;

Б. - 11-13 векам;

В. - 11-17 векам.

Произведения древнерусской литературы - это:

(отметь лишнее)

А. - «Повесть временных лет».

Б. - «Горе от ума».

В. - «Слово о полку Игореве».

Г. - «Повесть о Петре и Февронии Муромских».

Д. - «Евгений Онегин».

Литературные направления в русской литературе возникли:

(подчеркни верную дату) :

классицизм - 17 век, 18 век;

сентиментализм - 18 век, 19 век;

романтизм - 19 век, 20 век.

Авторы и произведения русской литературы 18 века - это

(отметь лишнее):

А. - М.В.Ломоносов. «Ода на день восшествия…1747 года».

Б. - Г. Р. Державин. «Фелица».

В.- М. А. Шолохов. «Судьба человека».

Г - Д.И.Фонвизин. «Недоросль».

Д. - Н.М. Карамзин. «Бедная Лиза».

5. Русские романтики - это

(отметь лишнее) :

А - К.Ф. Рылеев,

Б. - В.А.Жуковский,

В. - А.С.Пушкин,

Г. - М.Ю. Лермонтов,

Д. - А.Н. . Островский.

6. А.С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума».Кому из героев принадлежат следующие слова

(подчеркни верный ответ):

«И дым Отечества нам сладок и приятен»- (Фамусов, Чацкий)

«Герой не моего романа» - (Лиза, София)

«Злые языки страшнее пистолета» - (Лиза, София)

«Не надобно другого образца,

Когда в глазах пример отца» - (Молчалин, Фамусов)

7. С. Пушкин.Даты, события

(А.С.Пушкин родился

а - в Москве;

б - в Санкт-Петербурге;

в- в Михайловском.

2. В лицее Пушкин написал:

а.-«Воспоминания в Царском Селе»

б- «Деревня»

в - «Лицинию».

3. Кто из великих поэтов 18 века «в гроб сходя, благословил» поэта?

а- Ломоносов

б- Державин

4.19 октября в жизни А.С. Пушкина:

а- день открытия Царскосельского лицея и встречи с лицейскими друзьями:

б - день окончания Лицея.

5. Дуэль Пушкина с Дантесом состоялась

а - 27 января 1837 года:

б - 6 июня 1837 года.

Роман «Герой нашего времени»

(выберите правильный ответ):

1. Герой какого исторического времени представлен в романе

а- 10-20 годов 19 века

б- 30-х годов 19 века

2. Главный герой романа -

а - Григорий Александрович Печорин

б- Бэла

в- Максим Максимыч

3. В первой части романа повествование ведется от лица:

а- Максима Максимыча

б - Печорина

в- автора

4. Во второй части романа повествование ведется от лица:

а- Максима Максимыча

б - Печорина

в- автора.

5. Завершите цитату: «Его походка была небрежна и ленива, но я заметил, что он не размахивал руками - верный признак некоторой …»

а- «скрытности характера»

б- «скованности характера».

6. Завершите цитату: «О глазах я должен сказать еще несколько слов. Во-первых, они не смеялись, когда он смеялся! …Это признак - или …»

а - « злого нрава, или глубокой постоянной грусти»;

б- «внутренней болезни, или холодного ума».

Почему Печорин, как представитель молодого поколения дворянской молодежи 30-х годов 19 века, оказался «лишним человеком»?

Завершите цитату, отвечая на вопрос

«…спрашиваю себя печально! Зачем я жил? Для какой цели я родился?...А, верно, она существовала, и, верно,было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные…Но я…»

а- «не угадал цели в своей жизни…»

б- «не угадал этого назначения…».

14.Н.В. Гоголь.

1. Повесть «Шинель» входит в цикл повестей

(выберите правильный ответ):

а-«Миргород»

б -«Петербургские повести»

2. Мертвые души» - это

а - роман,

б- поэма.

3. Основа сюжета

а- афера Чичикова;

б- глупость помещиков;

в- жадность чиновников.

4. Главный герой поэмы Гоголя -

а - собирательный образ помещиков и чиновников николаевской России;

б- собирательный образ Родины;

в - забитый, но трудолюбивый русский народ;

г - Чичиков.

5. Завершите цитату: «Русский человек способен ко всему и привыкает ко всякому климату. Пошли его хоть в Камчатку, да дай только теплые рукавицы, он похлопает руками, топор в руки, и …»:

а- «пошел себе добывать пропитание»;

б- «пошел себе по дрова»»

в - «пошел рубить себе новую избу».

6. Завершите цитату: «Забирайте же с собой в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою…»:

а - «все свои сбережения…»;

б- « все свое человеческое достоинство…»;

в- «все человеческие движения…».

7.Завершите цитату: «Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ…»:

а- «нет ответа»;

б- «Не дает ответа»;

в- «Молчит Русь, только чудным звоном заливается колокольчик».


27


© 2010-2022