Рабочая программа по русской словесности Альбеткова

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка


Рабочая программа по русской словесности для 7 класса составлена на основе:


  1. Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основного общего образования, установленных в Федеральном Государственном образовательном стандарте основного общего образования 2010 года

  2. Учебного плана МОУ «СОШ п. Красный Текстильщик Саратовского района Саратовской области» на 2015-2016 учебный год

  3. Примерной авторской программы по учебному предмету «Русская словесность» под редакцией Р. Адьбетковой . Русская словесность / М.Просвещение, 2015/ , рабочей тетради на печатной основе по русской словесности (автор - Р. Альбеткова), учебника для общеобразовательных учреждений в «Русская словесность 7 класс» / Р. Альбеткова, Просвещение, 2015.

В программе учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования.

Программа детализирует и раскрывает содержание федерального государственного образовательного стандарта II поколения, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русской словесности, которые определены стандартом.

Программа адресована учащимся 7 класса общеобразовательной средней школы.Срок ее реализации - 2015-2016 учебный год.

В программе предусмотрено развитие всех основных видов деятельности обучающихся, программа имеет особенности, обусловленные предметным содержанием системы общего образования и психологическими особенностями учащихся.

Основная цель учебного предмета «Русская словесность » - приобщить учащихся к богатствам русской и мировой словесности, развивать способности воспринимать и оценивать произведения русской словесности и отраженные в них явления жизни и на этой основе формировать художественный вкус, эстетические потребности, гражданскую идейно-нравственную позицию школьников.

Достижение этой цели предполагает:

  1. чтение и изучение выдающихся произведений отечественной словесности;

  2. формирование у школьников знаний и умений, обеспечивающих самостоятельное освоение художественных ценностей;

  3. формирование представлений о русской словесности как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества;

  4. развитие художественно-творческих способностей, воображения, эстетического чувства школьников, воспитание их эмоциональной и интеллектуальной отзывчивости при восприятии художественных произведений словесности;

  5. развитие навыков грамотного и свободного владения литературной речью.

Основные задачи курса «Русская словесность» в 7 классе:

1.Формирование и развития коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций;

2.Развитие логического мышления учащихся, обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русской словесности;

3.Формирование общеучебных умений - работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения, овладение разными видами чтения;

4.Совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета.

5.Освоение знаний об исторических периодах появлениях русской произведений и их специфике в зависимости от времени написания;

6.Умение пользоваться богатейшими ресурсами русской словесности;

7.Интенсивное развитие речемыслительных, интеллектуальных, творческих способностей, духовно-нравственных и эстетических качеств личности.

Главными целями изучения предмета «Русская словесность» в школе являются:
• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
• постижение учащимися вершинных произведений отечественной словесности, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
• использование опыта общения с произведениями художественной литературы и словесности в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Достижению целей и задач программы обучения будет способствовать использование элементов современных образовательных технологий:

1. Активные методы обучения

2.Игровые технологии

3.Исследовательская технология обучения

4. Метод проектов

5.Информационно-коммуникационные технологии

6.Здоровьесберегающие технологии.


Концепция программы

Курс русской словесности в 7 классе строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов. Содержание курса также включает в себя произведения русской словесности (литературы), поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и т.д.). Ведущей задачей курса также является стремление приобщить учащегося к чтению.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета «Русская словесность»

Курс русской словесности в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы и словесности, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения словесности, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Изучение русской словесности в школе позволяет учащимся осознать русскую словесность как величайшую духовно-эстетическую ценность; освоить идейно-эстетическое богатство родной словесности в ее лучших образцах и отдельных произведениях словесности народов России; научиться анализировать и оценивать произведения русской словесности; получить представление о жизненном и творческом пути выдающихся писателей; развить и усовершенствовать коммуникативные навыки на основе осознания функций языка и художественной образности литературного текста.

Учебный предмет «Русская словесность» - одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Связь словесности с литературой и с русским языком очевидна, т.к. освоение словесности как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

Русская словесность взаимодействует также с другими дисциплинами: музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой, историей, обществознанием, географией, биологией и даже с математикой.

Одна из составляющих литературного образования - литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

В результате освоения содержания курса русской словесности учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности, овладение которыми является необходимым условием развития и социализации школьников.


ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКАЯ СЛОВЕСНОСТЬ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


Учебный предмет «Русская словесность» входит в область «Филологические дисциплины», является одним из факультативных предметов общего школьного курса, что подробно отражено в программе.

Учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы в VII классе - 34 часа (1 ч в неделю)

Результаты освоения курса:

Личностные результаты:

• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской словесности и литературе, к культурам других народов;

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

Метапредметные результаты:

• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты:
1) в познавательной сфере:

• понимание ключевых проблем изученных произведений словесности из области русского фольклора и фольклора других народов, произведений словесности из области древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX-XX вв., литературы народов России;

• понимание связи произведений словесности с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

• умение анализировать литературное произведение словесности: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос произведения словесности, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения словесности (элементы филологического анализа);

• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения словесности;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской словесности, литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

• формулирование собственного отношения к произведениям русской словесности, их оценка;

• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных произведений словесности;

• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

3) в коммуникативной сфере:

• восприятие на слух произведений словесности разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

• умение пересказывать прозаические произведения словесности или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

• написание мини-сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений словесности, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:

• понимание образной природы русской словесности как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений словесности; формирование эстетического вкуса;

• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов произведений.


Содержание тем учебного курса

Материал словесности (11 ч.)

  1. Слово и словесность. Язык и слово. Словесность. Русская словесность. (1 ч.)

  2. Разновидности употребления языка. Разговорный язык. Стиль. Язык художественной литературы (2 ч.)

  3. Формы словесного выражения Формы словесного выражения в нехудожественных видах письменности. Формы словесного выражения в художественном произведении. Стихи, проза. Проект «Стихи и проза как материал словесности» (4 ч.)

  4. Стилистическая окраска слова. Стиль Стилистические возможности лексики и фразеологии. Стилистические возможности грамматики. Стилизация и пародия. (2 ч.)


Произведения словесности (23 ч.)

  1. Роды, виды, жанры произведений словесности Три рода словесности, Род, вид, жанр (1 ч.)

  2. Устная народная словесность, ее виды, жанры Этические виды народной словесности. Лирические виды народной словесности. Драматические виды народной словесности. (3 ч.)

  3. Духовная литература, ее жанры Библия, библейские жанры и стиль в русской литературе (2 ч.)

  4. Эпические произведения, их виды Проект «Виды эпических произведений». Басня. Рассказ. Повесть. Роман. Лирический герой произведения. Пейзаж. Интерьер. Монолог и диалог героев. Монолог автора. Сюжет рассказа и повести. Этапы сюжета. Композиция рассказа и повести. Художественная деталь. (7 ч.)

  5. Лирические произведения, их виды Виды лирики. Композиция лирического произведения. Лирический герой. Проект «Анализ лирического стихотворения как произведения словесности».(3 ч.)

  6. Драматические произведения, их виды Виды драматического рода словесности. Герои драматического произведения. Драматический конфликт, сюжет, композиция. (4 ч.)

  7. Лиро-эпические произведения, их виды Лиро-эпические жанры и виды. Повести в стихах и стихотворения в прозе (2 ч.)

  8. Взаимовлияние произведений словесности Чужое слово в произведении. Пословицы, загадки в произведениях русских писателей. (1 ч.)


Отдельным блоком представлены диагностические работы, не включенные в содержание тем учебного курса.


Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения конкретногоучебного предмета «Русская словесность»

Личностные результаты

  • Совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской словесности, к культурам других народов;

  • Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет -ресурсы )

  • формирование чувства прекрасного - умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, словесности, культуре;

  • устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

  • осознание и освоение русской словесности как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

  • ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;

  • эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность;

  • потребность в самовыражении через слово;

  • устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • обучение целеполаганию;

  • самостоятельная формулировка тему, проблему и целей урока;

  • анализ условия достижения цели;

  • установка целевых приоритетов;

  • выделение альтернативные способов достижения цели и выбор наиболее эффективного из них;

  • умение принимать решение в проблемной ситуации;

  • самостоятельная постановка новых учебных целей и задач;

  • адекватная самостоятельная оценка своих суждений и их необходимая корректировка в ходе дискуссии.

Коммуникативные УУД:

  • формулировка собственного мнения и позиции, их аргументация;

  • высказывание и обоснование своего мнения;

  • установка и сравнение разных точек зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

  • оформление своих мыслей в письменной форме с учётом речевой ситуации;

  • создание текстов определённого жанра;

  • учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • выступление перед аудиторией сверстников с сообщениями;

  • работа в группе - установка рабочих отношений, эффективное сотрудничество с целью способствовать продуктивной кооперации;

  • интеграция в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми;

  • формулировка вопросов, необходимых для организации собственной деятельности.

Познавательные УУД:

  • давать определения понятиям;

  • обобщать понятия;

  • самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации;

  • пользоваться изучающим видом чтения;

  • самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

  • строить рассуждения;

  • осуществлять сравнение;

  • излагать содержание прочитанного текста выборочно;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

  • осуществлять анализ;

  • учиться основам реализации проектно-исследовательской деятельности;

  • осуществлять классификацию;

  • умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

  • умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов.

Предметные результаты

- осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст произведений словесности; различать фольклорные и литературные произведения словесности, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорное произведение словесности и его интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

- выделять нравственную проблематику фольклорных текстов произведений словесности как основу для развития представлений о нравственном идеале народа, для формирования представлений о русском национальном характере;

- видеть черты русского национального характера в героях произведений русской словесности, видеть черты национального характера других народов в героях народного эпоса;

- выбирать фольклорные произведения словесности для самостоятельного чтения;

- использовать малые фольклорные жанры словесности в своих устных и письменных высказываниях;

- выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующую интонацию «устного высказывания»;

- пересказывать различные произведения народной словесности, используя в своей речи характерные для них художественные приёмы;

- выявлять в произведениях народной словесности характерные художественные приемы и на этой основе определять жанровую произведения народной словесности, отличать произведения словесности, имеющие автора от произведений народной словесности;

- осознанно воспринимать художественное произведение словесности в единстве формы и содержания;

- адекватно понимать художественный текст различных произведений словесности и давать его смысловой анализ, интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения;

- .воспринимать художественный текст произведений словесности как произведение искусства;

- определять для себя цели чтения художественной литературы, выбирать произведения русской словесности для самостоятельного чтения;

- выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять своё отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

- определять актуальность произведений словесности для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

- создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

- видеть черты русского национального характера в героях произведений народной словесности, видеть черты национального характера других народов в героях народного эпоса;

- выбирать произведения народной словесности для самостоятельного чтения;

- использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

- выразительно читать такие произведения словесности как сказки и былины, соблюдая соответствующую интонацию «устного высказывания»;

- пересказывать произведения народной словесности, используя в своей речи художественные приёмы, характерные для данных произведений народной словесности;

- выявлять в сказках характерные художественные приемы и на этой основе определять жанровую разновидность произведений словесности, отличать произведения словесности, имеющие авторов от произведений народной словесности;

- осознанно воспринимать художественное произведение словесности в единстве формы и содержания;

- адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения;

- воспринимать художественный текст произведений словесности как произведение искусства;

- определять для себя цели чтения произведений русской словесности, выбирать произведения для самостоятельного чтения;

- выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять своё отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

- определять актуальность произведений словесности для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

- создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «РУССКАЯ СЛОВЕСНОСТЬ»

Результаты изучения предмета «Русская словесность» представлены в Требованиях к уровню подготовки учащихся. Они содержат следующие компоненты: поучить возможность научиться/научится - перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь - перечень конкретных умений и навыков по русской словесности, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности учен

В результате изучения русской словесности ученик научится:

- знать авторов и содержание изученных произведений словесности;

- знать основные теореттические понятия, связанные с предметом «Русская словесность»: фольклор, устное народное творчество, жанры народной словесности; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись, сказ (начальные представления); роды словесности (эпос, лирика, драма); жанры словесности (начальные представления); басня, аллегория, понятие об эзоповском языке; баллада (развитие представлений); рассказ, роман; стихотворная и прозаическая речь ;стихотворные размеры (начальные представления); метафора, звукопись и аллитерация; эпизод фантастика в произведении словесности, юмор; портрет, пейзаж (развитие представлений); литературный герой; сюжет, композиция произведения словесности (развитие представлений), герой-повествователь (начальные представления); лирика как род словесности (развитие представлений); автобиографичность произведения словесности (начальные представления), притча, ирония, сказ, миф (начальные представления), рыцарский роман (начальные представления).

Учащиеся получат возможность научиться следующему:

• воспроизводить сюжет изученного произведения словесности и объяснять внутренние связи его элементов, уметь анализировать прозаическое или стихотворное произведение словесности по конкретному плану;

• отличать стихотворение от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма, строфа, стихотворный размер);

• видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление, например, при обращении к иллюстрации, созданной к конкретному произведению;

• выявлять основную нравственную проблематику произведения словесности;

• определять главные эпизоды в эпическом произведении словесности, устанавливать причинно-следственные связи между ними;

• прослеживать изменение настроения (интонации) в стихотворении как произведении словесности, уметь определять его стихотворный размер;

• воспринимать многозначность слов в художественном тексте произведений словесности, определять их роль в произведении словесности, выявлять в изобразительно-выразительных средствах языка проявление авторского отношения к изображаемому;

• различать особенности построения и языка произведений словесности простейших жанров (пословица, загадка, басня, рассказ, повесть)

• пользоваться алфавитным каталогом школьной библиотеки;

• ориентироваться в незнакомой книге (автор, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие);

• выразительно читать текст-описание, текст-повествование, монологи, диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведений словесности (пословица, загадка, басня, рассказ, повесть, сказ);

• подготовить (устно и письменно) краткий, сжатый, выборочный и подробный пересказы произведений словесности;

• словесно воспроизводить картины, созданные писателем (пейзаж, портрет);

• аргументировать своё отношение к героям произведения словесности, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить прямые авторские оценки;

• написать творческое мини-сочинение типа описания и повествования на материале жизненных и литературных впечатлений от произведений словесности;

• сочинять небольшие произведения фольклорного жанра словесности - загадки, басни, небольшие стихотворения;

• создавать сочинения-миниатюры по картине или иллюстрации.

Система оценивания достижений учащихся

Система оценивания касается предметных, метапредметных и личностных достижений ученика.

А) Предметные достижения оцениваются с помощью контрольных работ, проводимых по окончанию изучения темы, а также промежуточных проверочных работ (тест, комплексная работа, творческая работа, рисунок, работа с дополнительным материалом и др.) и за любые другие задания (письменные или устные) - от урока к уроку по решению учителя. За каждую контрольную работу по итогам темы отметка ставится всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями по теме. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать работу хотя бы один раз.

При анализе предметных результатов необходимо руководствоваться принципом обучения через деятельность. Процесс анализа предполагает ответы на вопросы: «Что сможет сделать ученик, успешно освоивший материал?», «На какие вопросы он сможет ответить?», «Какие задачи сможет решать ученик?». Материал для оценки предметных результатов представлен в достаточном объёме в вышеперечисленных пособиях.

2) При определении метапредметных результатов целесообразно выделить те результаты, которые можно проанализировать. Это прежде всего сформированность у учащихся таких областей культуры, как проектная, исследовательская, коммуникативная.

Проектная деятельность направлена на приобретение опыта создания и реализации учебных проектов. Исследовательская деятельность включает в себя общеучебную культуру и культуру работы с информацией. Коммуникативные навыки предполагают владение всеми видами речевой деятельности.

В учебнике Р. Альбетковой представлены задания, обеспечивающие связь русской словесности с с другими предметами, например, с русским языком, литературой и изобразительным искусством.

3) Личностные достижения учащихся заносятся в таблицы личностных неперсонифицированных данных. Их рекомендуется оценивать по системе «зачёт»/»незачёт», при проведении тестовых работ лично учителем.

Система оценки достижения планируемых результатов

освоения основной образовательной программы основного общего образования

В соответствии с ФГОС ООО основным объектом системы оценки результатов образования, её содержательной и критериальной базой выступают требования Стандарта, которые конкретизируются в планируемых результатах освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования.

Итоговая оценка результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования определяется по результатам промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.

Промежуточная аттестация осуществляется в ходе совместной оценочной деятельности педагогов и обучающихся и является внутренней оценкой.

Результаты итоговой аттестации выпускников (в том числе государственной) характеризуют уровень достижения предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, необходимых для продолжения образования. Государственная (итоговая) аттестация выпускников осуществляется внешними органами и является внешней оценкой.

При оценке состояния и тенденций развития систем образования основным объектом оценки, её содержательной и критериальной базой выступают ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты основного общего образования, составляющие содержание первых, целевых блоков планируемых результатов всех изучаемых программ. Основными процедурами этой оценки служат мониторинговые исследования разного уровня. При этом дополнительно используются обобщённые данные, полученные по результатам итоговой оценки, аккредитации образовательных учреждений и аттестации педагогических кадров.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.

При оценивании учебных результатов и достижений обучающихся по русской словесности используются различные формы. Учет результативности обучения обучающихся на протяжении всего периода осуществляется традиционными формами оценки (текущая успеваемость, контрольные и тестовые работы, диагностические контрольные работы).

Для оценки личностных достижений используется портфель учебных достижений учащихся - комплект документов, представляющих совокупность индивидуальных достижений в ходе учебной, творческой, социальной, исследовательской и других видов деятельности школьников за период обучения с 5 по 9 классы.

Система текущей и итоговой аттестации обучающихся строится на основе нормативно-методических документов Министерства образования и науки РФ, Устава общеобразовательного учреждения, требований обязательного минимума содержания начального общего образования, основного общего образования, федеральных государственных образовательных стандартов и характеристик результативности образовательного процесса, предусмотренных учебными программами.

Порядок текущей и промежуточной аттестации обучающихся определяется Положением об организации и проведении промежуточной аттестации обучающихся МОУ « СОШ п. Красный Текстильщик» и Положением о периодичности и порядке проведения текущего контроля, промежуточной аттестации и перевода обучающихся МОУ « СОШ п. Красный Текстильщик».

В школе действует следующая система оценок знаний, умений и навыков обучающихся: «5» («отлично»), «4» («хорошо»), «3» («удовлетворительно»), «2» («неудовлетворительно»).

Учёт достижений обучающихся МОУ « СОШ п. Красный Текстильщик»:

Текущая аттестация

- устные (устный ответ на поставленный вопрос, развернутый ответ по заданной теме, устное сообщение по избранной теме, чтение текста);

- письменные (письменное выполнение тренировочных упражнений, лабораторных, практических работ, написание диктанта, изложения, сочинения, выполнение самостоятельной работы, письменной проверочной работы, контрольной работы, тестов);

- выполнение заданий с использованием ИКТ (компьютерное тестирование, on-line тестирование с использованием Интернет-ресурсов)

Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация предусматривает:

1. Промежуточную текущую аттестацию (осуществление аттестации обучающихся по четвертям (полугодиям) - результативность обучения оценивается по итогам текущего контроля на основе текущих отметок по предмету с учетом отметок за письменные работы.

2.Промежуточную годовую аттестацию (проведение промежуточной аттестации по окончании учебного года), включающую:

- итоговое тестирование (письменно);

- итоговая контрольная работа (письменно);

- итоговое изложение (письменно);

- итоговый диктант (письменно);

- итоговый диктант с грамматическим заданием (письменно);

- итоговое сочинение (письменно);

- итоговый опрос по билетам (устно);

- итоговое собеседование (устный развёрнутый ответ на два вопроса обобщающего характера по темам, изученным в соответствии с учебной программой).

Система оценивания результатов обучения учащихся имеет ряд существенных особенностей:

1. Формы промежуточной (годовой) аттестации обучающихся избраны с учетом положений, инструкций, решений и рекомендаций органов управления образования, а также локальными актами школы.

2. Материалы промежуточной (годовой) аттестации разрабатываются заместителем директора по учебно-воспитательной работе и руководителями ШМО, рассматриваются на заседании методического объединения учителей-предметников и утверждаются директором общеобразовательного учреждения.

Итоговая оценка выпускника формируется на основе:

- результатов внутришкольного мониторинга образовательных достижений по всем предметам;

- оценок за выполнение итоговых работ по всем учебным предметам;

- оценок за работы, выносимые на государственную итоговую аттестацию.

Для оценки достижений обучающихся используются следующие виды и формы контрол

  1. Тест

  2. Контрольная проверочная работа

  3. Чтение наизусть

  4. Контрольное мини-сочинение

  5. Взаимоконтроль

  6. Самоконтроль

  7. Художественный пересказ прозаического текста

Примечание

Для удобства работы в программе используется система сокращений (условных обозначений). С их помощью обозначены формы контроля на уроке и типы уроков.

Сокращения (условные обозначения), используемые в программе

Формы текущего и промежуточного контроля

  • ФО - фронтальный опрос;

  • ИРД - индивидуальная работа у доски;

  • ИРК - индивидуальная работа по карточкам;

  • СР - самостоятельная работа

  • ПР - проверочная работа;

  • Т - тестовая работа

  • РВ - работа по вариантам;

  • РГ - работа по группам;

  • С - сочинение;

  • ВЧ - выразительное чтение;

  • ЧН - чтение наизусть

Типы уроков

  • УОНЗ - урок ознакомления с новыми знаниями;

  • УОНР - урок отработки навыков и рефлексии;

  • УОМН - урок общеметодологической направленности;

  • УРК - урок развивающего контроля


Содержание разделов учебного курса

Раздел

учебного курса,

кол-во часов

Элементы содержания

Характеристика

деятельности

учащихся

УУД

Формы контроля


I четверть (8 недель)

Раздел 1.

Материал словесности (11 часов)

Слово и словесность (1ч.)

Разновидность употребления языка (2 ч.)

Входная диагностическая работа (1 ч.)

Формы словесного выражения. Формы словесного выражения в художественных произведениях и нехудожественных видах письменности. Стихи и проза. Проект «Стихи и проза как материал словесности» (4 ч.).

Стиль. Стилистическая окраска слов. Стилистические возможности лексики, грамматики и фразеологии. Стилизация и пародия (2 ч.) Промежуточная диагностическая работа (1 ч.)

Читают текст, обсуждают и анализируют сведения о словесности как словесного творчества ,значения языка и словесности в жизни человечества, выявляют отличительных черт разных форм словесного выражения, выявляют стилистическую окраску слов и стилистические возможности лексики, фразеологии и грамматики, определять специфические черты стилизации и пародии. Подбирают цитаты для ответа на поставленный вопрос, пересказывают художественные тексты. Анализируют образы героев, самостоятельно оценивают литературное произведение.

Регулятивные: способность к целеполаганию, постановка учебной задачи.

Познавательные:

рефлексия способов и условий действия, контроль процесса и результатов деятельности; осознанное построение речевого высказывания; умение извлекатьинформацию из разных источников (оглавления, условных обозначений, текста, схем и т.д.), адекватно понимать, разграничивать и преобразовывать информацию.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества, определение цели, функций участников, способов взаимодействия умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации;

Личностные: использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации; формирование чувства прекрасного, любви к произведениям словесности и Отечеству, ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение; метапредметные: владеть всеми видами речевой деятельности;

предметные: осознанно воспринимать и понимать текст произведений словесности

ФО, СР (КР), ИРК, РГ

Раздел 2.

Произведения словесности (23 ч)


Роды, виды, жанры произведений словесности Три рода словесности, Род, вид, жанр (1 ч.)

Устная народная словесность, ее виды, жанры Этические виды народной словесности. Лирические виды народной словесности. Драматические виды народной словесности. (3 ч.)

Духовная литература, ее жанры Библия, библейские жанры и стиль в русской литературе (2 ч.)

Эпические произведения, их виды Проект «Виды эпических произведений». Басня. Рассказ. Повесть. Роман. Лирический герой произведения. Пейзаж. Интерьер. Монолог и диалог героев. Монолог автора. Сюжет рассказа и повести. Этапы сюжета. Композиция рассказа и повести. Художественная деталь. (7 ч.)

Лирические произведения, их виды Виды лирики. Композиция лирического произведения. Лирический герой. Проект «Анализ лирического стихотворения как произведения словесности».(3 ч.)

Драматические произведения, их виды Виды драматического рода словесности. Герои драматического произведения. Драматический конфликт, сюжет, композиция. (4 ч.)

Лиро-эпические произведения, их виды Лиро-эпические жанры и виды. Повести в стихах и стихотворения в прозе (2 ч.)

Взаимовлияние произведений словесности Чужое слово в произведении. Пословицы, загадки в произведениях русских писателей. (1 ч.)

Диагностическая работа по итогам года (1 ч.)

Читают текст, выявляют отличительные композиционных и художественных черты различных родов, видов и жанров словесности; отличают произведения устной народной словесности различных видов и жанров друг от друга на основе выявления специфических черт, отличают этические, лирические и драматические виды народной словесности друг от друга; отличают духовную литературу и ее жанры от других видов словесности; выявляют специфические черты библии как особого произведения словесности. Отличают друг от друга эпические произведения на основе анализа их жанровых и родовых признаков; отличают друг от друга такие понятия словесности как «лирический герой», «пейзаж», «интерьер», «монолог», «диалог», «сюжет рассказа», «сюжет повести», «этапы сюжета», «композиция рассказа», «композиция повести», «художественная деталь».

Отличают друг от друга лирические произведения словесности и их виды, выполняют анализ лирического произведения и его композицию, отличают друг от друга понятия «герой прозаического произведения» и «лирический герой», драматические произведения словесности от произведений словесности иных видов, отличать друг от друга виды драматического рода словесности и понятия «герой драматического произведения», «драматический конфликт», «сюжет». «композиция Отличают друг от друга лиро-эпические произведения, их жанры и виды; отличать друг от друга понятия «повести в стихах», «стихотворения в прозе».

Определяют взаимовлияние произведений словесности и чужое слово в произведениях; находить пословицы и загадки в произведениях русских писателей.

Применяют полученные знания при выполнении групповых и индивидуальных проектов. Подбирают цитаты для ответа на поставленный вопрос, пересказывают художественные тексты. Анализируют образы героев, самостоятельно оценивают литературное произведение.

Регулятивные: способность к целеполаганию, постановка учебной задачи.

Познавательные:

рефлексия способов и условий действия, контроль процесса и результатов деятельности; осознанное построение речевого высказывания; умение извлекать информацию из разных источников (оглавления, условных обозначений, текста, схем и т.д.), адекватно понимать, разграничивать и преобразовывать информацию.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества, определение цели, функций участников, способов взаимодействия умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации.

Личностные: использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации; формирование чувства прекрасного, любви к произведениям словесности, литературе и Отечеству, ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение; метапредметные: владеть всеми видами речевой деятельности; предметные: осознанно воспринимать и понимать текст различных произведений словесности, уметь отличать различные произведения русской словесности друг от друга с учетом их художественных, родовых и жанровых особенностей.

СР (Т), ВЧ, РВ, РГ, СР (КР)



Календарно - тематическое планирование

Таблица календарно-тематического планирования по предмету «Русская словесность» на 7 класс

№ п/п

Дата план

Дата факт

Тема урока


Тип урока

Текущий и промежуточный контроль

1 четверть (7,5 недель) - 7 часов

Раздел 1 Материал словесности (11 ч)

Слово и словесность (1 ч.)

1



Значение языка в жизни человека. Словесность как словесное творчество

УОНЗ

ФО

Разновидности употребления языка (2 ч.)

2



Разговорный язык, его особенности и разновидности

УОНЗ

ФО, ИРК, РГ

3



Стили литературного языка и язык художественной литературы

УОНЗ

ФО, РВ

Входная диагностическая работа (1 ч.)

4



Входная диагностическая работа

УРК

СР (КР)

Формы словесного выражения (4 ч.)

5



Формы словесного выражения в нехудожественных видах письменности

УОНЗ

ФО, РГ

6



Формы словесного выражения в художественных произведениях

УОНЗ

ФО, РВ, ИРК

7



Стихи и проза, их различие

УОНР

ФО, РГ

2 четверть (7,5 недель) - 7 часов

8



Проект «Стихи и проза как материал словесности»

УОНР

ФО, РГ

Стилистическая окраска слова. Стиль (2 ч.)

9



Стилистические возможности лексики, фразеологии и грамматики

УОНЗ

ФО, РВ, ИРК

10



Стилизация и пародия

УОНЗ

ФО, РГ

Промежуточная диагностическая работа (1 ч.)

11



Промежуточная диагностическая работа

УРК

СР (КР)

Раздел 2 Произведения словесности (23 часа)

Роды, виды и жанры произведений словесности (1 ч.)

12



Три рода словесности Понятие рода, вида, жанра

УОНЗ

ФО, ИРД, РВ

Устная народная словесность, ее виды, жанры (3 ч.)

13



Этнические виды народной словесности

УОНЗ

ФО, РГ

14



Лирические виды народной словесности

УОНЗ

ФО, РГ

15



Драматические виды народной словесности

УОНЗ

ФО, ИРД, ИРК

3 четверть (11 недель) -11 уроков

Духовная литература, ее жанры (2 ч)

16



Библия и жанры библейских книг

УОНЗ

ФО, РГ

17



Использование библейских жанров и стиля в русской литературе

УОНР

ФО, РВ

Эпические произведения, их виды (7 ч.)

18



Виды эпических произведений

УОНЗ

ФО, РГ, ИРД

19



Басня

УОНР

ФО, ИРК, РВ

20



Рассказ, повесть, роман

УОНР

ФО, ИРД, РГ

21



Литературный герой в рассказе и повести. Портрет и поступки героя

УОНЗ

ФО, ИРД, РГ

22



Пейзаж. Интерьер. Рассуждение-монолог автора, диалоги героев

УОНР

ФО, РВ, ИРД, ИРК

23



Сюжет, рассказа и повести, созданный средствами языка Этапы сюжета

УОНЗ

ФО, РГ, ИРД

24



Композиция рассказа и повести. Художественная деталь

УОНЗ

ФО, ИРД, РГ

Лирические произведения, их виды (3 ч)

25



Виды лирики

УОНЗ

ФО, ИРД, РГ

26



Композиция лирического стихотворения, лирический герой

УОНЗ

ФО, РВ

IV четверть (8 недель) - 8 часов

27



Проект «Анализ лирического стихотворения как произведения словесности»

УОНР

ФО, РГ

Драматические произведения и их виды (3 ч.)

28



Виды драматического рода словесности

УОНЗ

ФО, РГ, РВ

29



Герои драматического произведения и языковые способы их изображения

УОНЗ

ФО. РВ, ИРД

30



Особенности драматического конфликта, сюжета, композиции

УОНР

ФО, РГ, ИРК

Лиро-эпические произведения, их виды (2 ч)

31



Лиро-эпические виды и жанры

УОНЗ

ФО, РГ. РВ

32



Повести в стихах и стихотворения в прозе - соединение в них признаков лирики и эпоса

УОНР

ФО, РГ, ИРК

Взаимосвязь проявлений словесности (1 ч)

33



Использование пословиц и загадок, героев и сюжетов народной словесности в произведениях русских писателей

УОНР

ФО, РГ

Итоговая диагностическая работа (1 ч.)

34



Диагностическая работа по итогам года

УРК

СР (КР)

ВСЕГО ЧАСОВ - 34, НЕДЕЛЬ - 34







Учебно-методическое обеспечение

  1. Примерная программа по русской словесности (автор Р. Альбеткова). - М.,2015

  2. Альбеткова Р. И. Русская словесность. - М. : Дрофа, 2015

  3. Альбеткова Р. И. Рабочая тетрадь к учебнику «Русская словесность» . - М.: Дрофа, 2015

Электронные пособия

  1. Библиотека русской классики, выпуск 1. (Бунин, Блок, Бабелҗ и др.)

  2. Библиотека русской классики, выпуск 3. (Андреев, Белый, Кузмин, Сологуб и др.)

  3. Библиотека русской классики, выпуск 6. 9Беляев, Грин, Куприн, А.Н.толстой)

  4. Русская литература от Нестора до Маяковского.

  5. Русская поэзия XVII-XX веков.

  6. Хрестоматия по русской литературе.

  7. Русская литература. Мультимедийная энциклопедия.

  8. Мудрые мысли и изречения. Том 3.



СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по УВР

___________ ____________________ ________

(подпись) (расшифровка подписи) дата



«РАССМОТРЕНО»

На заседании ШМО

Протокол № 1 от _______ 2015 г.

Руководитель ШМО: ____________

























ПРИЛОЖЕНИЯ К ПРОГРАММЕ

Приложения к программе


Основные понятия курса (теория литературы)

Лирический, драматический эпический, лиро-эпический жанр, род рассказ, повесть, лирический герой, стиль, стилизация, пародия..

Темы проектов

  1. «Басня как произведение словесности»;

  2. «Своеобразие лиро-эпических жанров;

  3. «Стихи и проза как материал словесности»

  4. «Анализ лирического стихотворения как произведения словесности»

Темы творческих работ

  1. «Мой любимый герой произведений народной словесности»

  2. «Пословицы и загадки в произв6едениях русских писателей»

  3. «Стилизация и пародия в словесности»

Примеры работ

Мини-тест по разделу «Материал словесности»

1. Найдите лишнее понятие, не входящее в курс «Материал словесности»:

а) формы словесного выражения; б) драматические виды словесности; в) стихи и проза.

2. Какое из этих понятий не относится к стилю?

а) разговорный; б) публицистический; в) лирика.

3. Что такое материал словесности?

а) слово; б) автор произведения; в) книга.

4. Какую книгу считают основной книгой духовной литературы?

а) летопись; б) притчу; в) библию.

5. Какой из этих авторов писал лирические произведения?

а) Лев Толстой; б) Иван Тургенев; в) Михаил Лермонтов.

6. Укажите лишнее определение, не относящееся к разделу «Материал словесности»

а) драма; б) стилизация; в) пародия.


Контрольно-измерительные материалы по русской словесности 7 класс. Методические рекомендации для учителя

Спецификация работы

  1. Назначение КИМ.

Назначение работы - оценить уровень подготовки учащихся по

литературе.

2. Документы, определяющие содержание КИМ.

Работа составлена в соответствии с Федеральным компонентом

государственного стандарта основного общего образования по русской словесности

(приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении

Федерального компонента государственных стандартов начального

общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

3. Характеристика структуры КИМ.

Работа по русской словесности для учащихся 7 классов состоит из двух частей.

Часть А предполагает выбор правильного ответа. Каждый правильный

ответ оценивается 1 баллом. Максимальное количество баллов за 1

задание - 10.

Вопросы уровня В требуют короткого ответа. Он должен быть

односложным. За каждое верно выполненное задание начисляется 2

балла. Максимальное количество баллов за 2 задание - 10.

  1. Время выполнения работы.

На выполнение работы учащимся рекомендуется отвести 40 минут.

5. Оценивание работы.

Максимальное количество баллов: 25.

«5» - 21-25 баллов

«4» - 16-20 баллов

«3» - 11-15 баллов

«2» - менее 11 баллов

ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ

1 вариант

Часть А

  1. К какому жанру словесности относится «Повесть временных лет»?

а) повесть

б) житие

в) летопись

2. Какой из этих авторов писал лиро-эпические произведения словесности?

а) И. Крылов

б) А. Пушкин

в) Н. Гоголь

3. Что такое художественная деталь?

а) говорящая деталь в произведении

б) герой произведения

в) автор произведения

  1. Каких видов словесности не существует?,

а) драматических

б) стилистических

в) лирических

5. Метафора - это …

а) слово или выражение, употреблённое в переносном значении, основанном на

сходстве;

б) художественное определение;

в) изображение одного предмета путём сравнения его с другим.

6. Определите, какое средство выразительности использует А.С. Пушкин в

следующих строчках произведения словесности «Зимнее утро»

: Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце снег, снег лежит…

а) олицетворение

б) эпитет

в) метафора

7. Каков жанр произведения словесности Н. Гоголя «Тарас Бульба»»:

а) рассказ

б) о повесть

в) роман

  1. Укажите, как называется жанр словесности, повествующий об одном или нескольких событиях в жизни героя?

а) повесть

б) басня

в) рассказ

9. Какое чувство испытывает герой произведения Лермонтова «На севере диком»??

а) одиночества

б) радости

в) восхищения

9. Укажите жанр произведения словесности «Барышня-крестьянка:

а) роман

б) рассказ

в) повесть

10. Яркой художественной деталью в произведении «Станционный смотритель», раскрывающей смысл произведения, является:

а) описание внешности героев

б) портрет на стене

в) диалоги героев

11. Назовите героя-резонера, высказывающего авторскую позицию в произведении М. Лермонтова «Песня про купца Калашникова»?

а) Степан Калашников

б) Алена Дмитриевна

в) Иван Грозный

12. Укажите жанр произведения словесности «Кусака»:

а) повесть

б) рассказ

в) роман

Часть В

  1. Назовите произведение и героя, чей портрет приведён ниже:

«Ходит плавно, будто лебедушка; смотрит сладко, как голубушка; молвит слово - соловей поет; горят щеки ее румяные, как заря на небе Божием».

  1. Назовите произведение и его автора по начальным строчкам: « Как ныне сбирается вещий Олег отмстить неразумным хазарам. Их села и нивы за буйный набег обрек он мечам и пожарам».

  1. Из какого произведения данный пейзаж? (Назовите автора и произведение): «С самого раннего утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем. Солнце - не огнистое, не раскалённое, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветно-лучезарное - мирно встаёт под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится в лиловый её туман».


  1. Напишите определения понятий «стилизация» и «пародия».


  1. Из какого произведения данный интерьер? Напишите определение этого понятия из курса «русская словесность» (Назовите автора и произведение): «В комнате было много книг, на тумбочке у окна стоял большой красивый радиоприёмник с проигрывателем - редкое по тем временам, а для меня и вовсе невиданное чудо



11


© 2010-2022