- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Литературный час. Волшебство в сказках
Литературный час. Волшебство в сказках
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кулаева И.А. |
Дата | 28.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ГКОУ ДД «Хуры тын»
Библиотека
«Поговорим о сказках: о волшебстве, о тайнах».
Литературный час.
Для детей младшего школьного возраста.
Составитель:
педагог-библиотекарь
Кулаева И.А.
Владикавказ 2014 г.
Направление работы:
- Нравственное воспитание
Цель:
- Через сказку обогатить души детей. Помочь сохранить способность увидеть и ощутить тайны живого мира.
- Побудить детей к творческому мышлению. Научить размышлять о прочитанном.
Оформление зала:
- Книжная выставка «Сказочный калейдоскоп».
Проведенная работа:
1. В библиотеке подобрана литература для книжной выставки. Составлен текст мероприятия.
2. В группах предварительно прочли известные литературные и народные сказки (по 3).
План мероприятия:
I. Беседа у книжной выставки «Сказочный калейдоскоп».
II. Викторина:
- ожившие предметы;
- волшебные существа;
- волшебные животные.
III. Чтение литературной сказки Г.Х. Андерсена «Принцесса на горошине».
- тайна принцессы;
- тайна горошины;
- тайна принца.
Текст мероприятия
Сказки появились давным-давно. Люди их сочиняли уже тогда, когда еще не умели писать. Они их любили рассказывать друг другу. Старшие младшим. Сказки эти стали называть народными. Прошло много времени, люди научились писать и стали записывать сочиненные сказки. Так появились литературные сказки. В отличие от народных, у этих сказок всегда известен автор. Мы всегда можем прочитать его имя и фамилию на книжке.
Перед вами выставка книг.
С одной стороны выставлены народные сказки, с другой стороны - литературные.
Вопросы:
- Кто скажет, с какой стороны народные сказки?
- Почему они так называются?
- Почему сказки расположенные с другой стороны называются литературными?
- Сказки каких сказочников вы видите на выставке?
- Что объединяет и те и другие сказки? (во всех сказках, как правило, добро побеждает зло).
II. В сказках часто живут волшебные существа, оживают обычные предметы, разговаривают животные, то есть в них есть волшебство.
Викторина «Ожившие предметы».
Вопрос:
- Вспомним, в каких сказках оживают предметы?
Ответ:
- В народных: «По щучьему велению», «Гуси-лебеди».
- В литературных: К. Чуковский «Федорино горе», А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне».
Вопрос:
- Вспомним, какие волшебные существа живут в сказках?
Ответ:
- В народных: Баба-Яга, гуси-лебеди, Змей Горыныч» и пр.
- В литературных: Чудище из сказки С.Т. Аксакова «Аленький цветочек» и пр.
Вопрос:
Каких волшебных животных вы встречали в сказках?
Ответ:
- В народных: Коровушка из сказки «Крошечка - Хаврошечка», лягушка из сказки «Царевна лягушка» и пр.
- В литературных: Рыбка из «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкин, Кот и Лев из сказки «Кот в сапогах» Ш. Перро и пр.
III. В сказках много волшебства и добро побеждает зло. Еще в них бывают тайны, которые трудно бывает разгадать даже взрослому. Одной из самых таинственных и неразгаданных сказок является сказка Г.Х.Андерсена «Принцесса на горошине». В ней много грустного и недосказанного.
Сейчас мы «оживим» страницы этой сказки, а потом поразмышляем над ней.
Чтение сказки.
Размышление о сказке:
1. Тайна принцессы
Вопросы:
- Кто такие принцессы?
- Какими мы их себе представляем?
- Много ли принцесс на свете? По мнению сказочника «хоть отбавляй», так ли это?
- Что значит «настоящая принцесса»?
- Что должно ее отличать от других девушек?
- Одежда, прическа? (Но принцесса из сказки чуть ли не в дырявых ботинках: «вода бежала с ее волос и платья прямо в башмаки, и вытекала из пяток»)
- Откуда появилась эта загадочная (или обыкновенная) девушка у городских ворот?
2. Тайна горошины
Вопросы:
- Представьте горошину и представьте 20 тюфяков и 20 пуховиков. Как можно почувствовать ее?
- Почему горошина оказалась под рукой у старой королевы? Она хранила ее до особого случая? Откуда появились эта горошина, которая лежит сейчас в кунсткамере, «если никто ее не украл»?
- Кому и для чего она может понадобиться?
3. Тайна принца
Вопросы:
- Что это за молодой человек, который тоскует по настоящей принцессе? Чем не устраивали его остальные?
- Почему не спросил он у мудрой своей матери-королевы, как распознать настоящую принцессу, а без результата сам объездил в ее поисках весь белый свет?
Заключение библиотекаря
- Ребята узнали, что сказки бывают народные и литературные.
- Поговорили о том, что в сказках бывает много волшебства. В них часто оживают предметы, живут волшебные существа, животные. Вспомнили в каких именно сказках присутствует то или иное волшебство.
- Познакомились с самой маленькой сказкой Г.Х. Андерсена «Принцесса на горошине». Задумались над тайнами, которые она несет с собой, с целью побудить детей к творческому мышлению и научить размышлять вслух.
5