Литературный час. Волшебство в сказках

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГКОУ ДД «Хуры тын»

Библиотека


«Поговорим о сказках: о волшебстве, о тайнах».

Литературный час.

Для детей младшего школьного возраста.





Составитель:

педагог-библиотекарь

Кулаева И.А.







Владикавказ 2014 г.

Направление работы:

- Нравственное воспитание

Цель:

- Через сказку обогатить души детей. Помочь сохранить способность увидеть и ощутить тайны живого мира.

- Побудить детей к творческому мышлению. Научить размышлять о прочитанном.

Оформление зала:

- Книжная выставка «Сказочный калейдоскоп».

Проведенная работа:

1. В библиотеке подобрана литература для книжной выставки. Составлен текст мероприятия.

2. В группах предварительно прочли известные литературные и народные сказки (по 3).

План мероприятия:

I. Беседа у книжной выставки «Сказочный калейдоскоп».

II. Викторина:

- ожившие предметы;

- волшебные существа;

- волшебные животные.

III. Чтение литературной сказки Г.Х. Андерсена «Принцесса на горошине».

- тайна принцессы;

- тайна горошины;

- тайна принца.

Текст мероприятия


Сказки появились давным-давно. Люди их сочиняли уже тогда, когда еще не умели писать. Они их любили рассказывать друг другу. Старшие младшим. Сказки эти стали называть народными. Прошло много времени, люди научились писать и стали записывать сочиненные сказки. Так появились литературные сказки. В отличие от народных, у этих сказок всегда известен автор. Мы всегда можем прочитать его имя и фамилию на книжке.

Перед вами выставка книг.

С одной стороны выставлены народные сказки, с другой стороны - литературные.

Вопросы:

- Кто скажет, с какой стороны народные сказки?

- Почему они так называются?

- Почему сказки расположенные с другой стороны называются литературными?

- Сказки каких сказочников вы видите на выставке?

- Что объединяет и те и другие сказки? (во всех сказках, как правило, добро побеждает зло).

II. В сказках часто живут волшебные существа, оживают обычные предметы, разговаривают животные, то есть в них есть волшебство.

Викторина «Ожившие предметы».

Вопрос:

- Вспомним, в каких сказках оживают предметы?

Ответ:

- В народных: «По щучьему велению», «Гуси-лебеди».

- В литературных: К. Чуковский «Федорино горе», А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне».

Вопрос:

- Вспомним, какие волшебные существа живут в сказках?

Ответ:

- В народных: Баба-Яга, гуси-лебеди, Змей Горыныч» и пр.

- В литературных: Чудище из сказки С.Т. Аксакова «Аленький цветочек» и пр.

Вопрос:

Каких волшебных животных вы встречали в сказках?

Ответ:

- В народных: Коровушка из сказки «Крошечка - Хаврошечка», лягушка из сказки «Царевна лягушка» и пр.

- В литературных: Рыбка из «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкин, Кот и Лев из сказки «Кот в сапогах» Ш. Перро и пр.

III. В сказках много волшебства и добро побеждает зло. Еще в них бывают тайны, которые трудно бывает разгадать даже взрослому. Одной из самых таинственных и неразгаданных сказок является сказка Г.Х.Андерсена «Принцесса на горошине». В ней много грустного и недосказанного.

Сейчас мы «оживим» страницы этой сказки, а потом поразмышляем над ней.

Чтение сказки.

Размышление о сказке:

1. Тайна принцессы

Вопросы:

- Кто такие принцессы?

- Какими мы их себе представляем?

- Много ли принцесс на свете? По мнению сказочника «хоть отбавляй», так ли это?

- Что значит «настоящая принцесса»?

- Что должно ее отличать от других девушек?

- Одежда, прическа? (Но принцесса из сказки чуть ли не в дырявых ботинках: «вода бежала с ее волос и платья прямо в башмаки, и вытекала из пяток»)

- Откуда появилась эта загадочная (или обыкновенная) девушка у городских ворот?

2. Тайна горошины

Вопросы:

- Представьте горошину и представьте 20 тюфяков и 20 пуховиков. Как можно почувствовать ее?

- Почему горошина оказалась под рукой у старой королевы? Она хранила ее до особого случая? Откуда появились эта горошина, которая лежит сейчас в кунсткамере, «если никто ее не украл»?

- Кому и для чего она может понадобиться?

3. Тайна принца

Вопросы:

- Что это за молодой человек, который тоскует по настоящей принцессе? Чем не устраивали его остальные?

- Почему не спросил он у мудрой своей матери-королевы, как распознать настоящую принцессу, а без результата сам объездил в ее поисках весь белый свет?

Заключение библиотекаря

- Ребята узнали, что сказки бывают народные и литературные.

- Поговорили о том, что в сказках бывает много волшебства. В них часто оживают предметы, живут волшебные существа, животные. Вспомнили в каких именно сказках присутствует то или иное волшебство.

- Познакомились с самой маленькой сказкой Г.Х. Андерсена «Принцесса на горошине». Задумались над тайнами, которые она несет с собой, с целью побудить детей к творческому мышлению и научить размышлять вслух.

5


© 2010-2022