Конспект урока Сложное предложение (9 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок в 9 классе «Сложное предложение»

(Текстоцентрический подход к обучению русскому языку)

Цели урока: - продолжить формирование и закрепление у учащихся

навыков работы с текстом;

- повторить основные речеведческие понятия;

- отработать постановку знаков препинания в сложных

предложениях

- повторить знаки препинания в простом осложненном

предложении

- формирование нравственных понятий

Оборудование : тексты на каждого ученика с пропусками букв и

знаков препинания, высказывание Л.Н.Толстого

«Счастлив тот, кто счастлив дома»

Л.Н.Толстой


  1. Вступительное слова учителя.

Сегодняшний урок мне бы хотелось начать словами Л.Н.Толстого (Знакомство с эпиграфом урока). И это не случайно, ведь семья, пожалуй, - это самое важное в жизни человека

- Как вы понимаете слова писателя?

(Человек не может быть счастливым, если в семье он не понят, не любим, если в семье нет мира и согласия. Как бы ни был он востребован на работе, каким бы успешным он не был, без семейного очага человек - сирота ).

- Как вы понимаете слово «семья»? Что возникает в вашем воображении, когда вы его произносите?

(Семья - это близкие люди, связанные родственными узами. Когда произносишь это слово, перед глазами встают самые родные люди: папа, мама, бабушка. Семья - это улыбка мамы, доброе слово отца, ласковые руки бабушки… )

-Что еще, кроме родственных связей, объединяет людей в семье?

(Забота друг о друге, помощь друг другу, доверие, взаимоуважение, теплота и, конечно, бескорыстная любовь)

- Почему, на ваш взгляд, в последнее время так много говорят о роли семьи в жизни человека? (Все в человеке начинается с семьи. Именно в семье формируется личность)

-Как вы думаете, почему в последнее время часто распадаются семьи ,в чем причина?

(Называются различные причины: нежелание понять друг друга, неумение преодолеть трудности, пойти на компромисс, неумение по-настоящему любить и т.д)

Учитель подводит итог беседы

Справедливо говорят: « Семья - шедевр природы»

Создать хорошую семью нелегко, а сохранить еще труднее. Беды и радости бывают в каждой семье, но достойно преодолеть конфликт удается далеко не всем; не хватает житейской мудрости. Именно этому, то есть житейской мудрости, учат нас пословицы и поговорки. Давайте вспомним некоторые из них:

«Не нужен клад, коли в семье лад»

«Согласную семью и горе не берет»

- Скажите, а может быть человек счастлив только в семье, не взирая на то, что творится вокруг?

(Человек - это часть общества. Существовать вне общества, вне его проблем и условностей он не может. И быть счастливым отдельно от своего народа невозможно.)

2. Работа с текстом.

- А теперь обратимся к тексту А.П.Чехова

(Поскольку текст с пропусками букв и знаков препинания, учитель читает его сам)

Семейная идиллия.

1) Из гимназии Никитин шел на частные уроки и когда, наконец, в шестом часу он возвращался домой, то чувствовал и радость, и тревогу, как будто не был дома целый год. 2) Он вбегал по лестнице, запыхавшись, находил Маню, обнимал ее, целовал и клялся, что любит ее, жить без нее не может, уверял, что страшно соскучился, и со страхом спрашивал ее, здорова ли она и отчего у нее такое невеселое лицо. 3) Потом вдвоем обедали.

4) Самыми счастливыми днями у него были воскресенья и праздники, когда он с утра до вечера оставался дома. 5)В эти дни он принимал участие в наивной, но необыкновенно приятной жизни, напоминавшей ему идиллию. 6)Он, не переставая, наблюдал, как его разумная и положительная Маня устраивала гнездо, и сам тоже, желая показать, что он не лишний в доме, делал что-нибудь бесполезное, например, выкатывал из сарая шарабан и оглядывал его со всех сторон.

7)Манюся завела от трех коров настоящее молочное хозяйство, и у нее в погребе было много кувшинов с молоком и горшочков со сметаной. (А.П.Чехов)

(Вопрос можно задать сразу после чтения заголовка)

-Как вы понимаете заглавие текста? Что такое идиллия?

(Идиллия - состояние внутренней и внешней тишины, гармонии,

умиротворенности. )

-О чем этот текст? Какова его тема?

(Изображение семейной жизни Никитиных)

-Какова идея текста?

(Идея созвучна с эпиграфом урока - Счастлив тот, кто счастлив дома)

-В каком предложении заключена основная мысль текста?

(Самыми счастливыми днями у него были воскресенья и праздники, когда он с утра до вечера оставался дома.)

- Укажите средство связи между 1 и 2 предложениями.

(Личное местоимение)

- Укажите средство связи между 1 и 2 абзацами.

(Личное местоимение )

-- Определите тип речи. Обоснуйте свой ответ.

(Это повествование. В тексте говорится о действиях, которые сменяются одно другим, все показано в движении)

-Каков стиль текста? Обоснуйте свой ответ.

(Это художественный стиль. Писатель рисует словами конкретные образы. Использует эпитеты: невеселое лицо, наивная. приятная жизнь )

-А как вы думаете, Никитин действительно любит свою жену?

Что помогает нам понять его нетерпение?

( использование глаголов движения - вбегал, находил, обнимал, целовал, клялся, уверял, спрашивал. В одном предложении восемь глаголов. Так человек ведет себя, когда он влюблен)

-Найдите в тексе синоним к слову дом. Почему автор его использует?

( Дом -Гнездо. В смысле «уютное гнездышко»)

3.Задание: Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.(Проверка: один ученик объясняет вставленные буквы в 1 абзаце, второй - во втором)

- Назовите номера сложных предложений, составьте их схемы, дайте характеристику. Сделайте по вариантам синтаксический разбор.

(1, 2, 4, 6, 7)

-Назовите простое осложненное предложение. Чем оно осложнено?

(5. осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом)

- Какую роль играет обособленное обстоятельство в 6 предложении?

(Добавочное действие к основному - делал(как?) желая показать.)

-Чем отличаются сложноподчиненные предложения от сложносочиненных? (конкретизация знаний)

- Можем ли мы определить по тексту, как относится А.П.Чехов к подобной идиллии?

(В тексте чувствуется некая ирония.: клялся, страшно соскучился, положительная Маня, наивная жизнь, Манюся устраивала гнездо. он делал что-нибудь бесполезное…; автор использует гиперболу: Жить без нее не может)

- Как вы думаете, какова роль иронии?

(- Все понимают, какова роль семьи в жизни человека. И Чехов показывает, насколько важно быть счастливым в семье. Однако вряд ли семейная жизнь может быть идиллией на протяжении долгого времени. Каждой семье суждено пережить и невзгоды, и горести, и трудности, и разочарования. Ведь не зря говорится: «Жизнь пройти - не поле перейти»)

-Чехов иронизирует над мещанством героев, показывает мелочность их интересов. Для полного счастья недостаточно всего этого, нужно нечто большее)

- А как вы думаете, что необходимо человеку для полного счастья, и может ли быть человек абсолютно счастлив?

Задание: Прочтите текст

4. Итог урока. Оценки.

Домашнее задание: Сочинение-рассуждение: «Счастлив тот, кто

счастлив дома»

или: «Может ли быть счастлив человек в семье,

не взирая на то, что творится вокруг?»

(использовать предложения разных видов)





































© 2010-2022