Обобщение изученного по теме Лексика 5 класс (урок-игра)

Цели урока:  -  обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Лексика» в форме игры-сказки; - развивать логическое мышление, внимание, память, речь, творческие способности учащихся; - прививать интерес к русскому языку как учебному предмету, воспитывать мотивацию к обучению. Оборудование урока: тесты, карточки, конверты с заданиями, кроссворд, рисунки.   Ход урока. I.                   Тема, цель урока. II.                 Работа по теме урока.   1.     Учитель. Тема «Лексика» - одна из...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



МБОУ «Федоровская основная общеобразовательная школа»









Обобщение изученного по теме



«Лексика»

(урок- игра)







русский язык 5 класс

учитель Ломакина Н.С.













2012 год



Урок - игра «Лексика».

Цели урока:

- обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Лексика» в форме игры-сказки;

- развивать логическое мышление, внимание, память, речь, творческие способности учащихся;

- прививать интерес к русскому языку как учебному предмету, воспитывать мотивацию к обучению.

Оборудование урока: тесты, карточки, конверты с заданиями, кроссворд, рисунки.

Ход урока.

  1. Тема, цель урока.

  2. Работа по теме урока.



  1. Учитель.

Тема «Лексика» - одна из самых интересных в курсе русского языка 5 класса, потому что речь идет о слове, без которого нельзя построить свою речь, нельзя понять друг друга, нельзя общаться. Как удивительно точно сказал М.Горький «Слово - одежда всех фактов, всех мыслей».

  1. Учитель. Внимание: - 1 этап нашего урока - работа с тестом по теме «Лексика».

Тест:

  1. Что такое лексика?

А) наука о языке

Б) наука о слове

В) это совокупность всех слов языка

2. Какая единица языка изучается в «Лексике»?

А) предложение Б) звук В) слово

3. Допиши предложение: Каждое слово что-то обозначает, это его ………….значение.

3. Работа с карточками. Редактирование.

Учитель. Сегодня почтальон принес в школу корреспонденцию. Что обозначает это слово? (С помощью толкового словаря выясняем, однозначным или многозначным является это слово)

Давайте попробуем разобрать корреспонденцию и вручить ее адресатам.

Первый пакет предназначен для вручения словам, близким по значению. Что это за слова? (синонимы). Одного из четырех братьев, проживающих в квартире №1 зовут Смелый. Назовите имена остальных братьев. ( Мужественный, Отважный, Бесстрашный). Вскрыл хозяин квартиры письмо и прочитал его вслух: «Дорогие синонимы, хотели мы обойтись без вас, но ничего не получается. Помогите нам».

- Ребята, отредактируйте текст, используя синонимы.

Карточка. «После гибели Муму Герасим пошел в родную деревню. Герасим шел полями и лугами. Он шел всю ночь. Он шел и радостно глядел по сторонам, вдыхая запах родных полей. Когда он пришел в родную деревню, то стал там прилежно работать».

Учитель. Для кого же второй конверт?

Жильцов квартиры №2 застать сумели мы едва.

Они стояли у порога, уже готовые в дорогу.

Угадайте, кто они: один высокий, другой низкий, один толстый, другой тонкий, один грустный, другой веселый (антонимы). Вскрыли братья конверт и обрадовались. Наконец-то пришла весточка от дорогого дедушки. Начали читать письмо - и чуть не заплакали от огорчения: половина письма - сплошное чернильное пятно. Видимо, во время долгих странствий побывало письмо под дождем или в речке тонуло. Помогите братьям прочитать письмо.

Письмо: «Дорогие внучата, я не люблю людей трусливых, жадных, ленивых, слабых, глупых, лживых, невежественных, безвольных. Я хочу, чтобы выросли вы людьми смелыми,……………..,………….,…………,………….,………….,……..,……………».

4.Самостоятельная работа в тетрадях.

Учитель. Ребята, а окна квартиры №3 распахнуты настежь. Веселая песенка, которая льется оттуда, поможет угадать вам, кто там живет.

Мы слова из русской речи, из родного языка.

Одинаково нас пишут, одинаково нас слышат.

Но важна не только внешность, ты до смысла доберись.

Наподобие начинки смысл запрятан в серединке.

Схожим лицам вопреки мы по смыслу далеки. (синонимы)

  1. Работа со словарем. Поработаем со словарем, найдем 2-3 пары синонимов , выпишем в тетрадь.

Учитель. 4-ый конверт предназначен людям, которые любят образное слово, необыкновенные слова - пламенные и нежные, ласковые и беспощадные, яркие и меткие, живые и вещие. Эти «слова умеют плакать и смеяться, приказывать, молить и заклинать, и, словно сердце, кровью обливаться, и равнодушно холодом дышать». (Я.Козловский). Что это за слова? (Слова, использованные в переносном значении).

  1. Конструирование.

Составить словосочетания, используя в прямом и переносном значении слова: холодный, горький, тяжелый, злой.

  1. «Найди меня». Найдите слова, использованные в переносном значении.

Усталое солнце по небу гуляет.

Ленивая туча над лесом скучает.

На сонной березе щебечут синицы.

Спит ветер игривый средь поля пшеницы. ( А.Громов)

Полз состав. Он устал -

От гудка до хвоста.

Полз состав, полз, и стал,

И уснул у моста. (В.Левин)

Учитель. Опустела сумка почтальона. Только смотрите, еще какой-то листочек заблудился среди конвертов. Да это кроссворд! Умеете разгадывать кроссворды? Тогда смелее приступайте к его решению.

  1. Кроссворд.



А


Н


Т


О


Н


И


м


Подобрать антонимы:



  1. Горький 2. Начинать. 3. Буря. 4. Рыхлый.

5. Трудолюбивый. 6.Короткий. 7. Свет.

III. Подведение итогов. Выставление отметок.

IV.Домашнее задание.

1). Написать сочинение-миниатюру «Пришла волшебница-зима»

2) Выполнить задание по карточке: восстановить пословицу

Доброе слово в жемчугах ходит, а ……. слово пуще стрелы разит. Знай больше, а говори …….. Корень учения горек, а плод его ……. Чего не сделаешь утром, ………. не нагонишь. Труд человека кормит, а ……. портит.



© 2010-2022