- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Программа по основам журналистики
Программа по основам журналистики
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Маркова В.И. |
Дата | 26.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №90 «Крепыш» города Тюмени
Рассмотрено:
на заседании МО учителей гуманитарных предметов
Руководитель МО __________ /Калинина А.П/
Протокол № 1
От «___» ____________ 2015 г.
Согласовано:
Зам. директора по УВР
_______________ С.В.Вольф
От «___» ______________ 2015 г.
Утверждаю:
директор МАОУ СОШ №90
____________Е.И. Арбузова
От «___» ______________ 2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«Основы журналистской деятельности»
(1 час в неделю, всего 34 часа)
5-7 класс
Рабочая программа составлена на основе решения Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (Протокол № 1/15 от 8 апреля 2015 г.)
Классы 5,6,7
Учитель Маркова Виктория Ивановна
Количество часов в год 36, в неделю 1, курс рассчитан на два учебных года.
Планирование составлено на основе авторской Программы элективных курсов по журналистике для средней общеобразовательной школы, опубликованной в сборнике «Российская академия образования - учителю» под ред. А.А. Журина (М.: Дрофа - 2007. - С. 143 - 157).
Тюмень, 2015 год
Пояснительная записка
Рабочая программа профильного элективного курса «Основы журналистского творчества» составлена на основе авторской Программы элективных курсов по журналистике для средней общеобразовательной школы, опубликованной в сборнике «Российская академия образования - учителю» под ред. А.А. Журина (М.: Дрофа - 2007. - С. 143 - 157).
Программа рассчитана на 68 часов (1 час в неделю, 2 уч. года).
В основе содержания и структуры элективного курса «Основы журналистского творчества» лежит концепция профильного образования, в процессе которого будущие журналисты смогли бы изучать основы журналистики в ходе практической деятельности. Обучаясь по программе профильного элективного курса, школьники получают возможность сориентироваться в многообразии профессий, сопоставить собственные желания и склонности с потребностями современного рынка труда, сделать свой профессиональный выбор в будущем.
Элективный курс «Основы журналистского творчества» является интенсивным курсом, базирующимся на сочетании теоретических занятий, психологической подготовки, практических тренингов и сочетается с практической работой по написанию материалов и выпуску школьной газеты.
Данный элективный курс ориентирован на учащихся 5-8 классов.
Целью курса является ознакомление учеников 5-8 классов с особенностями журналистской профессии на основе их личного практического опыта.
Задачами учебного курса являются:
-выявление интересов и проверка способностей учеников;
-формирование представления о журналистике как профессии, играющей специфическую роль в жизни общества;
-изучение истории журналистики и основ журналистского творчества;
-развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
-формирование практических навыков создания школьного печатного издания.
Программа профильного элективного курса включает в себя:
- изучение основ истории отечественной журналистики;
- обзор современных средств массовой информации;
- знакомство с нормами профессиональной этики журналиста;
- методы сбора и обработки информации;
- психологическая подготовка журналиста;
- изучение основных журналистских жанров (информация, заметка, статья, интервью);
-
методы работы со словом.
Для выполнения поставленных задач в программе сочетаются такие формы проведения занятий как лекции по теории и истории журналистики, психологические игры-тренинги, тесты, беседы, экскурсии и встречи с профессионалами, практическая работа по написанию статей и выпуску газеты в творческой лаборатории.
В отличие от основных школьных дисциплин программа данного курса не предусматривает фиксированных домашних заданий, однако может включать такие формы работы как видеопросмотр актуальных художественных фильмов и телепередач, посещение спектаклей, выставок, подготовку публикаций для газеты.
Данная программа учебного курса предусматривает тесную взаимосвязь с такими предметами базового школьного курса как русский язык, литература история и обществознание.
Для реализации программы используется учебно-методический комплекс, включающий:
Требования к уровню подготовки учащихся
Личностные результаты:
-осознанный выбор будущей профессии на основе понимания ее ценностного содержания и возможностей реализации собственных жизненных планов;
-формирование основ личности журналиста как совокупности профессионально-творческих, индивидуально-психологических, нравственных и гражданских качеств;
-освоение основных этических норм и понятий как условия правильного восприятия, анализа и оценки событий окружающей жизни;
-формирование активной жизненной позиции.
Метапредметные результаты:
-овладение культурой общения с медиа,
-овладение навыками работы с различными источниками информации;
-развитие творческих и коммуникативных способностей;
-развитие критического мышления, умения интерпретировать, анализировать и оценивать медиатексты,
-овладение различными формами самовыражения при помощи медиатехники.
Предметные результаты:
- умение выявлять интересные события и явления в повседневной жизни;
-знание специфики и структуры основных газетных жанров (уметь различать информацию, заметку, интервью, статью), умение грамотно излагать информацию в этих жанрах;
-овладение навыками работы с медиатекстом.
Учебно-тематический план
Наименование тем
Всего часов
учебных занятий
по программе
В том числе по видам учебных занятий
(в часах)
Лекции
Практические работы
Контрольные
работы
1. История журналистики
4 ч.
2 ч.
2 ч.
2. Профессия - журналист.
4 ч.
2 ч.
2 ч.
3.Профессиональная этика журналиста
4 ч.
2 ч.
2 ч.
4. Мастерство журналиста: работа со словом.
22 ч.
12 ч.
10 ч.
5.Психологическая подготовка журналиста
10 ч.
4 ч.
6 ч.
6.Правовые основы журналистики
4 ч.
2 ч.
2 ч.
7. Фотография в журналистике
8 ч.
2 ч.
6 ч.
8. Творческая лаборатория
10 ч.
10 ч.
Содержание программы учебного курса
Тема №1. «История журналистики» (4 ч.)
Мифологические персонажи - первые информационные посредники. Прообраз современных газет в древнем Риме. Рукописная газета «Куранты». Первая печатная российская газета «Ведомости». Гравюра как средство визуализации информации в первых русских печатных газетах и журналах. Журналистская деятельность русских ученых, поэтов и писателей XIX века.
Тема № 2. «Профессия - журналист» (4 ч.)
«Рабочие инструменты» журналистов. Темы журналистского творчества: событие, ситуация, личность. Методы сбора информации. Способы проверки достоверности информации.
Тема № 3. «Профессиональная этика журналиста» (4 ч.).
Мораль, моральные ценности, этика в журналистской профессии. Каноны журналистики. Международные принципы журналистской этики: Кодекс практики, Кодекс печати и т.д. Отечественные журналистские кодексы.
Тема № 4. «Мастерство журналиста: работа со словом» (22 ч.)
Типы жанров журналистики. Заметка. Основные виды заметок: событийная, анонс, мини-рецензия, блиц-портрет, мини-история. Структура заметки, требования к заметке.
Статья. Виды статей. Структура статьи, требования к написанию статей. Особенности работы над статьей.
Жанр интервью. Виды интервью. Методы подготовки к интервью. Техника ведения интервью. «Подводные камни» интервью. Визирование материалов.
Репортаж. Особенности работы над репортажем.
Художественные жанры в журналистике: очерк, эссе. Особенности работы в этих жанрах.
Предложение. Конструирование простых предложений. Конструирование сложных предложений.
Структура текста: зачин, основная часть, концовка. Зачин и концовка как предмет особой заботы журналиста.
Заголовок. Роль заголовка в тексте. Связь текста и заголовка.
Стиль. Виды стилей. Проблема единства стиля в журналистском тексте.
Тема № 5. «Психологическая подготовка журналиста» (10 ч.)
Приемы развития и тренировки памяти. Мнемотехника - искусство запоминания. Приемы развития наблюдательности и внимания - важных журналистских качеств.
Виды памяти. Правила запоминания: «повторение - мать учения», «понял - запомнил».
Рациональное чтение.
Правила эффективной организации творческой работы.
Виды внимания.
Быстрота и правильность восприятия - важнейшие качества журналиста.
Использование ассоциаций для развития памяти и внимания.
Тема № 6. «Правовые основы журналистики» (4 ч.)
Конституция РФ о свободе слова, массовой информации и запрещении цензуры. Права и обязанности журналиста в законе «О средствах массовой информации».
Закон «О государственной тайне».
Закон «О рекламе».
Защита авторских прав в законе «Об авторском праве и смежных правах».
Гражданский кодекс о защите чести, достоинства и деловой репутации. Уголовный кодекс РФ о клевете и оскорблении.
Тема № 7. «Фотография в журналистике» (8 ч.)
Роль фотоиллюстрации к репортажу, портретному очерку, проблемной статье. Папарацци. Этика фотографа.
Основы композиции снимка.
Основы обработки фотографии в программах-редакторах (кадрирование, уменьшение размера)
Тема № 8. «Творческая лаборатория» (10 ч.)
Структура редакции. Обязанности членов редакции. Планирование номера издания. Функции выпускающего редактора и главного редактора. Рубрикатор. Функции корректора. Подготовка номера к печати. Интерактивность в работе журналиста.
Учебно-методические средства обучения
Основная литература:
1. Программа элективных курсов для средней общеобразовательной школы// Российская академия образования - учителю/сост. А.А. Журин. - М. Дрофа, 2007. - С. 143 - 157.
2. Горохов В.М. Основы журналистского мастерства. - М., 1989.
3. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. - М., 2004.
4.Тертычный А.А. Жанры периодической печати. - М., 2000.
Дополнительная литература:
1. Есин Б.И. История русской журналистики XVII-XIX вв. - М., 1973.
2. Корконосенко С.Р. Основы журналистики. - М., 2002.
3. Олешко В.Ф. Журналистика как творчества. - М., 2003.
4. Свитич Л.Г., Ширяева А.А. Профессиональное развитие будущего журналиста. - М., 1989.
Тематическое планирование курса
«Основы журналистского творчества»
Первый год обучения
Раздел
Тема
Кол-во часов
Дата план
Дата факт
1.История журналистики
1.Мифологические персонажи - первые информационные посредники. Прообраз современных газет в древнем Риме. Рукописная газета «Куранты». Первая печатная российская газета «Ведомости». 2.Входное анкетирование и анализ результатов анкетирования.
2
2. Профессия - журналист
1.«Рабочие инструменты» журналистов. Темы журналистского творчества: событие, ситуация, личность. Методы сбора информации.
2.Практическая работа - определение собственных предпочтений.
2
3. Профессиональная этика журналиста
1.Мораль, моральные ценности, этика в журналистской профессии. Каноны журналистики. Международные принципы журналистской этики: Кодекс практики, Кодекс печати и т.д. Отечественные журналистские кодексы.
2.Практикум: А как бы поступил я?
2
4.Мастерство журналиста: работа со словом
1-2.Типы жанров журналистики. Заметка. Основные виды заметок: событийная, анонс, мини-рецензия, блиц-портрет, мини-история.
3-4.Структура заметки, требования к заметке.
5-6.Статья. Виды статей. Структура статьи, требования к написанию статей.
7-8.Особенности работы над статьей.
9.Предложение. Конструирование простых предложений.
10.Конструирование сложных предложений.
11.Заголовок. Роль заголовка в тексте. Связь текста и заголовка.
11
5. Психологическая подготовка журналиста
1.Приемы развития и тренировки памяти. Мнемотехника - искусство запоминания.
2.Приемы развития наблюдательности и внимания - важных журналистских качеств.
3-4.Виды памяти. Правила запоминания: «повторение - мать учения», «понял - запомнил».
5.Рациональное чтение.
5
6. Правовые основы журналистики
1.Конституция РФ о свободе слова, массовой информации и запрещении цензуры.
2.Права и обязанности журналиста в законе «О средствах массовой информации».
Закон «О государственной тайне».
2
7. Фотография в журналистике
Роль фотоиллюстрации к репортажу, портретному очерку, проблемной статье. Папарацци. Этика фотографа.
Основы композиции снимка.
4
8. Творческая лаборатория
Структура редакции. Обязанности членов редакции. Планирование номера издания. Функции выпускающего редактора и главного редактора. Рубрикатор. Функции корректора. Подготовка номера к печати. Интерактивность в работе журналиста.
5
Тематическое планирование курса
«Основы журналистского творчества»
Второй год обучения
Раздел
Тема
Кол-во часов
Дата план
Дата факт
1.История журналистики
1.Гравюра как средство визуализации информации в первых русских печатных газетах и журналах. Журналистская деятельность русских ученых, поэтов и писателей XIX века
2.Входное анкетирование и анализ результатов анкетирования.
2
2. Профессия - журналист
1.«Рабочие инструменты» журналистов. Способы проверки достоверности информации.
2.Практическая работа - определение собственных предпочтений.
2
3. Профессиональная этика журналиста
1.Мораль, моральные ценности, этика в журналистской профессии. Каноны журналистики. Международные принципы журналистской этики: Кодекс практики, Кодекс печати и т.д. Отечественные журналистские кодексы.
2.Практикум: А как бы поступил я?
2
4. Мастерство журналиста: работа со словом
1.Жанр интервью. Виды интервью. 2.Методы подготовки к интервью. Техника ведения интервью.
3.«Подводные камни» интервью. Визирование материалов.
4-5.Репортаж. Особенности работы над репортажем.
6-7.Художественные жанры в журналистике: очерк, эссе. Особенности работы в этих жанрах.
8-9.Структура текста: зачин, основная часть, концовка. Зачин и концовка как предмет особой заботы журналиста.
10-11.Стиль. Виды стилей. Проблема единства стиля в журналистском тексте.
11
5. Психологическая подготовка журналиста
1.Правила эффективной организации творческой работы.
2.Виды внимания.
3.Быстрота и правильность восприятия - важнейшие качества журналиста.
4-5.Использование ассоциаций для развития памяти и внимания.
5
6. Правовые основы журналистики
1.Закон «О рекламе».
Защита авторских прав в законе «Об авторском праве и смежных правах».
2.Гражданский кодекс о защите чести, достоинства и деловой репутации. Уголовный кодекс РФ о клевете и оскорблении.
2
7. Фотография в журналистике
1-4.Основы обработки фотографии в программах-редакторах (кадрирование, уменьшение размера, снятие «эффекта красных глаз»).
4
8. Творческая лаборатория
Структура редакции. Обязанности членов редакции. Планирование номера издания. Функции выпускающего редактора и главного редактора. Рубрикатор. Функции корректора. Подготовка номера к печати. Интерактивность в работе журналиста.
5