Урок русского языка по теме Повторение орфографии

Урок-игра в 6 классе " Орфографическая ярмарка".Проводится в начале года с целью повторить изученные ранее орфограммы в различных частях слова, развить навыки четкого определения орфограммы и условия выбора, умения заменять словосочетания синонимичными словами с определенной орфограммой, навыки инсценирования, работы в группах. Урок требует подготовки наглядного и раздаточного материала. Кабинет оформляется в виде торговых лотков, украшается платками, ставятся вывески с орфограммами, в углу офор...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок-игра в 6 классе

Тема: Орфографическая ярмарка.

Цели: 1Повторить изученные ранее орфограммы в различных частях слова.

2 Развить навыки четкого определения орфограммы и условия выбора, умения заменять словосочетания синонимичными словами с определенной орфограммой, навыки инсценирования, работы в группах.

3 Воспитать вежливость, привить интерес к получению знаний

Ход урока

1 орг. момент

2 Слово учителя

Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы повторим с вами изученные орфограммы в различных частях слова. Покажем умения и навыки нахождения орфограмм, определения условия выбора. Определим роль орфографии в жизни современного человека.

-Вспомните, что такое орфография?

-Все ли слова подчиняются орфографическим правилам?

-Где мы можем узнать об их правописании?

(стук в дверь)

Учитель: Войдите!

Митрофан: Здорово!

Учитель: Здравствуйте. Кто вы?

Митрофан: Я ваш новый ученик- сын помещицы Простаковой - Митрофанушка!

Учитель: Ну, раз ты опоздал, нужно извиниться и попросить разрешения войти.

Митрофан: Вот ещё! Я никогда не спрашиваю никакого разрешения! Да это вы должны у меня извинения просить, что начали урок без меня!

(читает тему урока)

Ярмарка! Ух, ты! Я страшно люблю всякие ярмарки! Только я не вижу, где же ярмарка? Что тут покупают и продают?

Учитель: Да ты, я вижу, не очень хорошо воспитан, дорогой Митрофанушка! А ярмарка у нас непростая, мы сегодня будем приобретать знания!

Митрофан: Ха-Ха! Знания! Мне не нужно покупать знания, я и так грамотный

Учитель: И много ты знаешь?

Митрофан: Много, существительна, да прилагательно

Учитель: Ну дверь, например, существительное или прилагательное?

Митрофан: Котора дверь?

Учитель: Вот эта

Митрофан: Это-то, прилагательна.

Учитель: Почему же?

Митрофан: Потому, что к месту приложена. А в чулане шеста неделя дверь не навешана, так та покамест существительна.

Учитель: Так выходит слово невежда тоже прилагательное, так как прилагается к неграмотному человеку.

-Ребята! Зачем человеку нужны знания?

-Возьмут неграмотного человека на хорошую работу?

Митрофан: Да где ваша ярмарка? Где знания продают?

Учитель: А вот где! Сейчас я надену волшебный платок, и мы окажемся на чудо -ярмарке

(включается песня «Коробейники», гаснет свет, появляются торговые лавки, торговцы и скоморохи)

Скоморох 1:

Люди добрые, гости чужеземные

Радость-то какая, радость!

Не проходите мимо нас,

Просто так гулять - время терять!

Скоморох 2:

О славе доброй земля слухом полниться,

Пусть товарами лавки наполнятся!

Где был раньше кабинет - кабинета больше нет!

Скоморох 1:

Заходите! Ярмарка у нас

Все товары- высший класс!

Скоморох 2:

Орфограммы, орфограммы

Покупайте, папы, мамы!

Митрофан:

Какие такие орфограммы?

Что это за товары чудные?

Скоморох 1:

Как, ты не знаешь, что такое орфограмма!

Да это же даже каждый пятиклассник знает!

Скоморох 2:

Орфограмма-это буква, которая пишется в слове, согласно правилу.

Митрофан:

А зачем же они мне нужны эти орфограммы.

Скоморох 1:

Эх, ты, да чтобы писать грамотно!

Митрофан:

И много этих правил? Этих…орфограмм?

Скоморох 1: Да вон посмотри, каких только нет!

Первая лавка: (первая группа)

1

Кому в корне орфограммы?

В корне орфограммы продаем,

Даром денег не берем!

Вот тебе корень лож, да и лаг тоже хорош

2

А вот с чередованием корни (Бер-бир, дер-дир, мер-мир)

Их правописание запомни

Есть за корнем суффикс а- в корне -и- пиши тогда

3

А вот ещё корни кос-кас

От суффикса тоже зависят у нас!

4Рос и раст продаются

Простому правилу поддаются

Если есть ст и ща- смело ставьте в корне а

6

Купите гор и гар- зор и зар даром отдам!

А в придачу ударение возьмите

Зор и гар под ударением пишите!

Митрофан : Какое ударение? Какие суффиксы? Ничего понять не могу?

Вы мне на деле свой товар покажите!

Учитель: А ну-ка ребятушки покажите, как орфограммы в корнях работают

Распределительный диктант(4ученика)а-о-е-и

Протирать, возгорание, с зарею, загореть, подложить, предлагать, растение, выращенный, выросли, касаться, прикосновение, блистать, раздеру, соберу, набираю, опереться, протирать, умереть.

Митрофан: Даже не знаю, что и купить?

Пожалуй, куплю все!

Вторая лавка: (вторая группа)

1

Продаем приставки!

Только у нас

Орфограммы в приставках - в самый раз!

2

Продаётся приставка при

Ну-ка правило смотри!

Приближение, присоединение

Действий неполное совершение.

3

Приставка пре в придачу прилагается

Ей тоже правило полагается

4

Если с приставкой пере похожа очень

Или можно заменить наречием очень

Митрофан: А как действуют ваши орфограммы, покажете?

Немой диктант (напишите с при и пре)

скоморохи выполняет молча действия:

Приоткрывает дверь, приседает, откусывает лимон и морщится, прихрамывает, приклеивает марку к конверту, причесывается, прибивает гвоздь, пришивает пуговицу, плывет к финишу, преграждает дорогу.

Скоморох: А вот вам загадка

К какому животному и ли птице можно прибавить в начале слова при а в конце ить, то получится глагол (приголубить, прислонить, присобачить)

Митрофан: А здорово это у вас получается! А какие еще орфограммы есть?

Третий лавочник:

1

В суффиксную лавку заходите!

Орфограммы в суффиксах купите!

2

Вот свежие суффиксы чик и щик

На предыдущую согласную смотри

3

Коль д,т,з,с и ж

В слове суффикс чик уже

4

В суффиксах ик и ек гласные

Родительным падежом проверяют прекрасно

Если гласный выпадает суффикс ик в нем оставляют

Митрофан: Это даже я понял. Можно я попробую эту орфограмму в деле

Зрительный диктант(к предметам в корзинке добавьте ик или ек)

(замок, ключ, карандаш, халат, стол, диван, шкаф, гриб, орех, лист)

Диктант на замену(замени сущ с чик или щик)

Человек перевозящий товары, он вставляет стекла, он носит вещи на вокзале, он грузит машины, ходит в разведку, рассказывает истории, полирует мебель, продает газеты, чинит водопровод, смазывает детали, кладет каменную стену.

Четвертый лавочник

1

Есть орфограммы в окончаниях!

Проявите интерес и понимание!

2

О и Е после шипящих в окончаниях

Заслуживают большого внимания!

3-4

Под ударением напишем верно о

Запомнить это правило легко!

Восстановительный диктант(только пропущенное слово с ом и ем)

Дверь открывают…..

Ломать голову над математической…..

Бишкек является ….. Кыргызстана

Он поднимает большие тяжести, поэтому слывет…..

Забил гол в ворота……

Разрезать торт…..

Скоморох 1: А какая же ярмарка без игр,

Прибауток да веселых шуток

Жил да был один купец

У него был слов ларец

Скоморох 2

Все слова в ларце по парам

Разложил по орфограммам

Веселился наш купец -

Опрокинул свой ларец.

Игра «Веселый купец» ( слова распределить в корзинки.у каждой группы своя с четырьмя отделами, в группе выбирают ответчика )

1 ударение, 2 последующая согласная, 3 суффикс, 4 лексическое значение.

Прилипнуть, неукоснительно, выгорание, поласкать, помирить, подложить, предполагать, подрасти, отрастает, умирать, уберешь, на заре.

Игра «Четвертое лишнее»

1 Угар, гореть, горчить, угарный.

2 Касание, каскад, костер, костюм.

3 Приоритет, президент, превосходство, придорожный.

Учитель: Ну как, Митрофан, тебе понравилась наша орфографическая ярмарка?

Митрофан: Да, хитрая наука эта ваша орфография!

Учитель: Так зачем человеку нужна орфография?

Митрофан: Чтобы знать как правильно пишутся слова и почему!

Скоморох1 Ярмарка закрывается

В кабинет превращается!

Учитель : Нам пора возвращаться в класс!

(включается музыка и убираются торговые лавки)

Учитель: Ну, Митрофан, какие орфограммы мы сегодня повторяли?

Садись на свое место.

Ребята, дома вы должны были приготовить перфокарты с различными видами орфограмм.

Поменяйтесь в группах перфокартами и приступайте к работе.

Самостоятельная работа с перфокартами 2минуты.

(работы собираются)

Ребята, вы сегодня молодцы! Работали очень активно!(комментирование оценок)

Напоследок, чем отличаются слова Невежа и Невежда?

А что важней быть грамотным или вежливым?

д\з мини-сочинение «Что важней быть грамотным или вежливым?»

используя слова с орфограммами





© 2010-2022