- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок русского языка по теме Повторение орфографии
Урок русского языка по теме Повторение орфографии
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Урюпина И.В. |
Дата | 02.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Урок-игра в 6 классе
Тема: Орфографическая ярмарка.
Цели: 1Повторить изученные ранее орфограммы в различных частях слова.
2 Развить навыки четкого определения орфограммы и условия выбора, умения заменять словосочетания синонимичными словами с определенной орфограммой, навыки инсценирования, работы в группах.
3 Воспитать вежливость, привить интерес к получению знаний
Ход урока
1 орг. момент
2 Слово учителя
Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы повторим с вами изученные орфограммы в различных частях слова. Покажем умения и навыки нахождения орфограмм, определения условия выбора. Определим роль орфографии в жизни современного человека.
-Вспомните, что такое орфография?
-Все ли слова подчиняются орфографическим правилам?
-Где мы можем узнать об их правописании?
(стук в дверь)
Учитель: Войдите!
Митрофан: Здорово!
Учитель: Здравствуйте. Кто вы?
Митрофан: Я ваш новый ученик- сын помещицы Простаковой - Митрофанушка!
Учитель: Ну, раз ты опоздал, нужно извиниться и попросить разрешения войти.
Митрофан: Вот ещё! Я никогда не спрашиваю никакого разрешения! Да это вы должны у меня извинения просить, что начали урок без меня!
(читает тему урока)
Ярмарка! Ух, ты! Я страшно люблю всякие ярмарки! Только я не вижу, где же ярмарка? Что тут покупают и продают?
Учитель: Да ты, я вижу, не очень хорошо воспитан, дорогой Митрофанушка! А ярмарка у нас непростая, мы сегодня будем приобретать знания!
Митрофан: Ха-Ха! Знания! Мне не нужно покупать знания, я и так грамотный
Учитель: И много ты знаешь?
Митрофан: Много, существительна, да прилагательно
Учитель: Ну дверь, например, существительное или прилагательное?
Митрофан: Котора дверь?
Учитель: Вот эта
Митрофан: Это-то, прилагательна.
Учитель: Почему же?
Митрофан: Потому, что к месту приложена. А в чулане шеста неделя дверь не навешана, так та покамест существительна.
Учитель: Так выходит слово невежда тоже прилагательное, так как прилагается к неграмотному человеку.
-Ребята! Зачем человеку нужны знания?
-Возьмут неграмотного человека на хорошую работу?
Митрофан: Да где ваша ярмарка? Где знания продают?
Учитель: А вот где! Сейчас я надену волшебный платок, и мы окажемся на чудо -ярмарке
(включается песня «Коробейники», гаснет свет, появляются торговые лавки, торговцы и скоморохи)
Скоморох 1:
Люди добрые, гости чужеземные
Радость-то какая, радость!
Не проходите мимо нас,
Просто так гулять - время терять!
Скоморох 2:
О славе доброй земля слухом полниться,
Пусть товарами лавки наполнятся!
Где был раньше кабинет - кабинета больше нет!
Скоморох 1:
Заходите! Ярмарка у нас
Все товары- высший класс!
Скоморох 2:
Орфограммы, орфограммы
Покупайте, папы, мамы!
Митрофан:
Какие такие орфограммы?
Что это за товары чудные?
Скоморох 1:
Как, ты не знаешь, что такое орфограмма!
Да это же даже каждый пятиклассник знает!
Скоморох 2:
Орфограмма-это буква, которая пишется в слове, согласно правилу.
Митрофан:
А зачем же они мне нужны эти орфограммы.
Скоморох 1:
Эх, ты, да чтобы писать грамотно!
Митрофан:
И много этих правил? Этих…орфограмм?
Скоморох 1: Да вон посмотри, каких только нет!
Первая лавка: (первая группа)
1
Кому в корне орфограммы?
В корне орфограммы продаем,
Даром денег не берем!
Вот тебе корень лож, да и лаг тоже хорош
2
А вот с чередованием корни (Бер-бир, дер-дир, мер-мир)
Их правописание запомни
Есть за корнем суффикс а- в корне -и- пиши тогда
3
А вот ещё корни кос-кас
От суффикса тоже зависят у нас!
4Рос и раст продаются
Простому правилу поддаются
Если есть ст и ща- смело ставьте в корне а
6
Купите гор и гар- зор и зар даром отдам!
А в придачу ударение возьмите
Зор и гар под ударением пишите!
Митрофан : Какое ударение? Какие суффиксы? Ничего понять не могу?
Вы мне на деле свой товар покажите!
Учитель: А ну-ка ребятушки покажите, как орфограммы в корнях работают
Распределительный диктант(4ученика)а-о-е-и
Протирать, возгорание, с зарею, загореть, подложить, предлагать, растение, выращенный, выросли, касаться, прикосновение, блистать, раздеру, соберу, набираю, опереться, протирать, умереть.
Митрофан: Даже не знаю, что и купить?
Пожалуй, куплю все!
Вторая лавка: (вторая группа)
1
Продаем приставки!
Только у нас
Орфограммы в приставках - в самый раз!
2
Продаётся приставка при
Ну-ка правило смотри!
Приближение, присоединение
Действий неполное совершение.
3
Приставка пре в придачу прилагается
Ей тоже правило полагается
4
Если с приставкой пере похожа очень
Или можно заменить наречием очень
Митрофан: А как действуют ваши орфограммы, покажете?
Немой диктант (напишите с при и пре)
скоморохи выполняет молча действия:
Приоткрывает дверь, приседает, откусывает лимон и морщится, прихрамывает, приклеивает марку к конверту, причесывается, прибивает гвоздь, пришивает пуговицу, плывет к финишу, преграждает дорогу.
Скоморох: А вот вам загадка
К какому животному и ли птице можно прибавить в начале слова при а в конце ить, то получится глагол (приголубить, прислонить, присобачить)
Митрофан: А здорово это у вас получается! А какие еще орфограммы есть?
Третий лавочник:
1
В суффиксную лавку заходите!
Орфограммы в суффиксах купите!
2
Вот свежие суффиксы чик и щик
На предыдущую согласную смотри
3
Коль д,т,з,с и ж
В слове суффикс чик уже
4
В суффиксах ик и ек гласные
Родительным падежом проверяют прекрасно
Если гласный выпадает суффикс ик в нем оставляют
Митрофан: Это даже я понял. Можно я попробую эту орфограмму в деле
Зрительный диктант(к предметам в корзинке добавьте ик или ек)
(замок, ключ, карандаш, халат, стол, диван, шкаф, гриб, орех, лист)
Диктант на замену(замени сущ с чик или щик)
Человек перевозящий товары, он вставляет стекла, он носит вещи на вокзале, он грузит машины, ходит в разведку, рассказывает истории, полирует мебель, продает газеты, чинит водопровод, смазывает детали, кладет каменную стену.
Четвертый лавочник
1
Есть орфограммы в окончаниях!
Проявите интерес и понимание!
2
О и Е после шипящих в окончаниях
Заслуживают большого внимания!
3-4
Под ударением напишем верно о
Запомнить это правило легко!
Восстановительный диктант(только пропущенное слово с ом и ем)
Дверь открывают…..
Ломать голову над математической…..
Бишкек является ….. Кыргызстана
Он поднимает большие тяжести, поэтому слывет…..
Забил гол в ворота……
Разрезать торт…..
Скоморох 1: А какая же ярмарка без игр,
Прибауток да веселых шуток
Жил да был один купец
У него был слов ларец
Скоморох 2
Все слова в ларце по парам
Разложил по орфограммам
Веселился наш купец -
Опрокинул свой ларец.
Игра «Веселый купец» ( слова распределить в корзинки.у каждой группы своя с четырьмя отделами, в группе выбирают ответчика )
1 ударение, 2 последующая согласная, 3 суффикс, 4 лексическое значение.
Прилипнуть, неукоснительно, выгорание, поласкать, помирить, подложить, предполагать, подрасти, отрастает, умирать, уберешь, на заре.
Игра «Четвертое лишнее»
1 Угар, гореть, горчить, угарный.
2 Касание, каскад, костер, костюм.
3 Приоритет, президент, превосходство, придорожный.
Учитель: Ну как, Митрофан, тебе понравилась наша орфографическая ярмарка?
Митрофан: Да, хитрая наука эта ваша орфография!
Учитель: Так зачем человеку нужна орфография?
Митрофан: Чтобы знать как правильно пишутся слова и почему!
Скоморох1 Ярмарка закрывается
В кабинет превращается!
Учитель : Нам пора возвращаться в класс!
(включается музыка и убираются торговые лавки)
Учитель: Ну, Митрофан, какие орфограммы мы сегодня повторяли?
Садись на свое место.
Ребята, дома вы должны были приготовить перфокарты с различными видами орфограмм.
Поменяйтесь в группах перфокартами и приступайте к работе.
Самостоятельная работа с перфокартами 2минуты.
(работы собираются)
Ребята, вы сегодня молодцы! Работали очень активно!(комментирование оценок)
Напоследок, чем отличаются слова Невежа и Невежда?
А что важней быть грамотным или вежливым?
д\з мини-сочинение «Что важней быть грамотным или вежливым?»
используя слова с орфограммами