Программа по русскому языку 6 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Наименование раздела

Характеристика основных содержательных линий

Перечень контрольных и творческих работ

1

О языке

Слово как основная единица языка.



2

Речь.Текст. Типы речи

Повторение изученного о тексте, стилях и типах речи; расширение представления о языковых средствах, характерных для изученных стилей речи.

Текст:способы и средства связи предложений; нормативный повтор и повтор-недочет; сложный план.

Стилиречи:научный стиль (сфера употребления, задача речи, характерные языковые средства).

Типыречи:описание места, описание состояния природы, рассуждение-объяснение.

Композиционныеформы:аннотация, отзыв, структура научного определения понятая.

Основные требования к выборочному изложению.

Соединение в тексте разных типовых фрагментов. Описание места. Описание состояния окружающей среды. Повествование


Сочинение 25.09

Изложение 20.10

Изложение 23.11

Сочинение 7.12

Изложение 1.02

Сочинение 4.03

Сочинение 11.04

Изложение 18.05

3

Закрепление и углубление изученного в 5 классе. Правописание


Орфография:употребление прописных букв; буквы ъ и ь; орфограммы корня; правописание окончаний слов; слитное и раздельное написание не сглаголами, существительными, прилагательными.

Пунктуация: знаки препинания в конце предложения; запятая при однородных членах, между частями сложного предложения, при обращении; пунктуационное оформление прямой речи перед и после слов автора; тире и двоеточие в предложениях с однородными членами и обобщающим словом; тире между подлежащим и сказуемым.


Диктант 19.09

к/р 12.10

к/р 31.10

к/р 16.11

к/р 12.12

4

Части речи, их грамматические признаки, словообразование, правописание и употребление в речи


Словообразование имен существительных, прилагательных, глаголов. Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение. Сложносокращенные слова; верное определение их родовой принадлежности. Словообразовательные цепочки однокоренных слов. Типичные словообразовательные модели имён существительных, прилагательных и глаголов. Правописание сложных имен существительных и прилагательных; употребление -Н -, -НН- вименах прилагательных, образованных от имен существительных; правописание приставок при- и пре-, букв ы-и в корне после приставок.

Употребление в речи имен существительных, прилагательных и глаголов.

Особенности правописания некоторых форм имен существительных, прилагательных и глаголов.

Причастие как особая форма глагола: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Суффиксы причастий.

Деепричастие как особая форма глагола: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Суффиксы деепричастий.

Имя числительное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении.

Числительные простые, сложные и составные; их правописание.

Местоимение как часть речи: особенности значения, морфологических и синтаксических признаков.

Разряды местоимений: значение, изменение, правописание, роль в предложении.


к/р 26.12

к/р 22.01

к/р 16.02

к/р 19.03

диктант 13.05

к/р 23.05

Тематическое планирование

Раздел программы, тема

Кол-во часов

Основное содержание темы

Характеристика основных видов деятельности ученика

Знать

Уметь

1

О языке

2

Слово как основная единица языка.

Понятие о слове как единице языка

Отличать слово от словосочетания и предложения

2

Речь

3

Виды речи: устная, письменная,

монологическая, диалогическая.

Стили речи

Понятие о стилистически значимой речевой ситуации (где говорю? с кем? зачем?). Признаки разговорного, художественного и научно-делового стилей речи

Отличать устную речь от письменной, монологическую от диалогической; различать стили речи

3

Правописание

12

Повторение орфографии и пунктуации

Употребление прописных букв

Случаи употребления Ь,Ъ

Правописание гласных в корне.

Правописание согласных

Правописание О-А в корнях с чередованием

Правила правописания окончаний слов

Знать, что изучает орфография, владеть основными терминами.

Уметь объяснять правописание орфограмм в корне слова, в окончании , уметь опознавать их в тексте, приводить свои примеры

4

Речь

4

Типы речи

Знать типы речи. Знать основные понятия текста: микротема , абзац, план, заголовок

Уметь определять тип речи и обосновывать ответ. Составлять план текста, собирать и систематизировать материал к сочинению

5

Части речи и члены предложения

3

Части речи: знаменательные служебные, члены предложения: главные и второстепенные

Знать и уметь определять части речи и члены предложения.

Уметь производить морфологический и синтаксический разборы

6

Имя существительное

14

Морфологические признаки имени существительного, словообразование имен существительных, правописание сложных имен существительных, употребление в речи

Знать способы словообразования

Условия слитного, дефисного написания сложных существительных и слов с начальной частью ПОЛ-

Уметь определять способы словообразования существительных значения морфем

Применять теоретические знания на практике

7

Речь. Стили речи.

7

Разграничение деловой и научной речи. Научный стиль. Научное понятие. Рассуждение-объяснение. Деловой стиль

Знать характеристику стиля, условия общения, языковые средства

Уметь анализировать и пересказывать научные тексты типа рассуждения-объяснения, делового стиля, находить в них характерные языковые средства; создавать небольшие тексты делового стиля

8

Имя прилагательное

15

Морфологические признаки. Словообразование. Правописание сложных имен прилагательных. буквы н-нн в прилагательных, употребление в речи.

Знать морфологические признаки, способы словообразования, правила написания сложных слов, правила выбора н/нн в прилагательном.

опознавать способы образования прилагательных, определять значения словообразовательных суффиксов; правильно употреблять в речи паронимы, учитывая их смысловые различия. Работать с толковым словарём при определении лексического значения слов-паронимов, Правильно употреблять дефис в сложных прилагательных, Осмыслить суффиксы, дифференцировать их и сознательно употреблять при письме соответствующие слова

9

Текст

6

Способы и средства связи предложений в тексте. Употребление параллельной связи с повтором. Неудачный повтор.

Знать способы и средства связи предложений в тексте.

Уметь находить «данное» и «новое» в предложениях текста; видеть способы связи средства связи

Уметь показать разницу между текстом с экспрессивным повтором и текстом с повтором-недочетом; уметь редактировать тексты

Сформировать умение составлять фрагменты текста с экспрессивным повтором, умение редактировать текст

10

Глагол

17

Морфологические признаки глагола.

Словообразование глаголов

Правописание приставок ПРИ - и ПРЕ-

Буквы Ы - И в корне после приставок

Употребление глаголов в речи

Знать основные морфологические способы образования глаголов

Значения приставок ПРИ- и ПРИ-,

Условия написания Ы вместо И после приставок на согласную

Уметь опознавать в речи глагол, производить морфологический разбор, синтаксическая роль в предложении

Уметь определять смысловые и грамматические различия между однокоренными словами, уметь производить морфемный разбор

Понимать, что ПРЕ- и ПРИ- зависят от того значения, которое приставки имеют в слове

Уметь опознавать слова с орфограммой и понимать, при

каких условиях пишется И ,а при каких Ы

Уметь использовать глаголы для достижения выразительности, информативности, точности действия

11

Причастие

25

Причастие как особая форма глагола: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Суффиксы причастий.

Действительные и страдательные причастия. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени.

Краткие и полные страдательные причастия; их синтаксическая роль в предложении.

Причастный оборот и знаки препинания в предложениях с причастным оборотом.

Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий. Не с причастиями.

Склонение причастий. Правописание окончаний причастий.

Употребление причастий в текстах разных стилей.

Основные признаки причастия и его типичные суффиксы

Сходство и различие полных и кратких причастий; синтаксические функции таких причастий

Порядок морфологического разбора причастий

Правило правописания букв Н-НН в причастиях

Правило слитного и раздельного написания НЕ с причастиями. Языковые признакипричастного оборота, условия пунктуации при причастном обороте

Определять языковые признаки глагола и прилагательного в причастии; опознавать определяемое слово и причастие по значению, вопросу, типичным суффиксам и морфологическим признакам.

Различать определяемое слово и зависимые от причастия слова.

Правильно употреблять знаки препинания при причастном обороте. По суффиксу определять морфологические признаки причастия и особенности его образования; безошибочно определять глагол, от которого образовано причастие.

Определять синтаксическую роль полных и кратких причастий

Выполнять морфологический разбор причастий

Применять правило правописания букв Н-НН в причастиях на практике

Применять правило слитного и раздельного написания НЕ с причастиями на практике

12

Типы речи . Повествование

8

Признаки типа речи: повествование

Знать признаки типа речи: повествование

Уметь строить высказывание определенного типа речи

13

Деепричастие

22

Морфологические признаки деепричастия.

Деепричастный оборот.

Деепричастия несовершенного и совершенного вида.

Правописание не с деепричастиями.

Культура речи. Правильное употребление деепричастий.

Орфоэпические нормы.

Грамматические нормы.

Лексические нормы

Грамматические признаки, типичные суффиксы.

Образование деепричастий совершенного и несовершенного видов.

Понятие деепричастный оборот.

Синтаксическую роль деепричастий в предложении и тексте. Роль деепричастий в предложении и тексте

Распознавать деепричастия.

Определять морфологические признаки.

Употреблять деепричастия и деепричастные обороты в соответствии с различными нормами

14

Типы речи. Описание

4

Признаки типа речи: описание

Знать признаки типа речи: описание

Уметь строить высказывание определенного типа речи

15

Имя числительное

20

Общее значение числительного и употребление в речи.

Постоянные морфологические признаки числительных.

Разряды имён числительных.

Непостоянные морфологические признаки числительных.

Склонение количественных числительных.Склонение числительных от5 до 30 и от 50 до 80.

Склонение числительных двести, триста, четыреста и числительных, оканчивающихся на -сот.

Склонение числительных сорок, девяносто, сто.

Склонение числительных один, два, три, четыре.

Склонение собирательных числительных.

Склонение дробных числительных.

Значение, морфологические признаки, синтаксическую роль числительных.

Разряды имён числительных по значению и грамматическим признакам.

Разряды по строению. Роль числительных в достижении точности, информативности и выразительности текстов разных стилей и типов речи.

Необходимость правильно образовывать и писать имена числительные

Различать числительные от других слов, связанных с понятием числа.

Различать постоянные и непостоянные морфологические признаки.

Склонять и правильно писать количественные и порядковые числительные.

Употреблять числительные в соответствии с нормами речи

16

Местоимение

24

Общее значение местоимений и употребление их в речи.

Разряды местоимений.

Личные местоимения.

Возвратное местоимение.

Притяжательные местоимения.

Вопросительно-относительные местоимения.

неопределённые местоимения.

Отрицательные местоимения.

Указательные местоимения.

Определительные местоимения.

Культура речи. Правильное употребление местоимений.

Орфоэпические нормы.

Грамматические нормы.

Лексические нормы.Местоимение в словосочетании и предложении.

Местоимение в

тексте.

Значение, морфологические признаки, синтаксическую роль местоимений.

Особенности местоимений как части речи.

Разряды местоимений.

Особенности склонения и правописания местоимений разных видов. Значение, морфологические признаки, синтаксическую роль местоимений.

Особенности местоимений как части речи.

Разряды местоимений.

Особенности склонения и правописания местоимений разных видов.

Распознавать, склонять и правильно писать местоимения разных разрядов.

Использовать в речи различные местоимения в соответствии с речевыми и этическими нормами.

Определять синтаксическую роль местоимений в предложении

17

Речь. Текст

4

Соединение в тексте типовых фрагментов

Знать типы речи и способы их объединения в тексте.

Уметь строить высказывание определенного типа речи

Уметь подбирать языковые средства , нужные для разных типов речи; уметь анализировать фрагменты текста с соединением разных типовых фрагментов

18

Повторение и закрепление изученного за год

10

Синтаксис и пунктуация.

Морфология.

Культура речи.

Уметь на практике применять свои знания







Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения урока

Основные виды учебной деятельности

Требования к результату

Виды контроля

Оборудование

О языке

2


1-2

Слово - основная единица языка

2

1.09

2.09

Дать положительный настрой на изучение русского языка в 6-ом классе

Рисунки, таблица

Речь

3


3

Речь устная и письменная, монологическая и диалогическая

1

4.09

Определять стили речи на основе анализа речевой ситуации; определять тип речи обосновывать свой ответ

Презентация

4

Стили речи

1

5.09

5

Типы речи

1

7.09

учебник

Правописание

12


6-7

Орфография и пунктуация

2

7.09

8.09

Владеть орфографической зоркостью.

Знать, что изучает орфография, владеть основными терминами.

Уметь определять наличие орфограмм в конкретной морфеме.

Знать случаи постановки знаков препинания (на основе изученного в 5кл.)

Презентация

8

Употребление прописных букв

1

9.09

Знать основные случаи употребления прописных букв, уметь употреблять их в тексте и самостоятельно подбирать аналогичные примеры

ЗСП-1

Таблица

9

Буквы Ь и Ъ

1

11.09

Работа с деформированным текстом

Уметь объяснять правописание Ь, Ъ, дифференцировать условия употребления разделительных

Ъ и Ь

Таблица, схемы

10

Орфограммы корня. Проверяемые гласные в корне.

1

12.09

Работа с деформированным текстом

Уметь объяснять правописание орфограмм в корне слова , уметь опознавать их в тексте, приводить свои примеры

С.д.

учебник

11

Буквы о-ё после шипящих

1

14.09

Работа с деформированным текстом

Таблица

12

Корни с чередующимися гласными.

1

14.09

Работа с деформированным текстом

Презентация

13

Правописание окончаний

1

15.09

Работа с деформированным текстом

Опознавать в тексте безударные окончания и соотносить их с определённой частью речи

ЗСП-2

Таблица,

презентация

14-15

Слитное и раздельное написание не с существительными, глаголами и прилагательными.

2

16.09

18.09

Работа с деформированным текстом

Уметь видеть орфограмму и применять правила.

Осознавать противопоставление « глаголы-существительные и прилагательные»

Презентация

16

Контрольная работа №1. Диктант.

1

19.09

Проверить навыки правописания корней слов и окончаний, навыки употребления прописной буквы, Ь после шипящих и как разделительный

диктант

17

Анализ контрольной работы

1

21.09

Уметь делать работу над ошибками и выполнять упражнения по наиболее сложным случаям ошибок


Речь

4


18

Что мы знаем о тексте

1

21.09

Знать основные понятия текста: микротема , абзац, план, заголовок. Определять тип речи и обосновывать ответ. Составлять план текста, собирать и систематизировать материал к сочинению

учебник

19

Как писать сочинение

1

22.09

Создание текста

Таблица

20

Подготовка к сочинению по заданию упр.81

1

23.09

учебник

21

Контрольная работа №2. Сочинение.

1

25.09

Создание текста

Уметь составлять текст, отталкиваясь от основной мысли ,предложенной учителем, уточнять тему, подбирать заголовок , написать сочинение, редактировать его

сочинение

Морфология. Речь. (на основе изученного в 5 классе)

22

Части речи и члены предложения.

1

26.09

Синтаксический разбор

Знать и уметь определять части речи и члены предложения. Уметь производить морфологический и синтаксический разборы

ЗСП-3

Презентация

23

Главные члены предложения

1

28.09

Синтаксический разбор

Таблица

24

Второстепенные члены предложения.

1

28.09

Синтаксический разбор

Таблица

Имя существительное

14


25-26

Морфологические признаки имени существительного

1

2

29.09

Морфологический разбор

Уметь находить в текстах существительные, определять их синтаксическую роль

Таблица,схема

27-29

Словообразование имён существительных

3

30.09

2.10

3.10

Словообразовательный разбор

Углубить представление о словообразовании существительных, совершенствовать умения морфемного разбора

ЗСП-4

Презентация

30-31

Правописание сложных имён существительных

2

5.10

5.10

Работа с деформированным текстом

Сформировать представление и соответствующий навык слитного написания слов, дефисного, слов с начальной частью пол-

ЗСП-5

Презентация

32-33

Употребление имён существительных в речи

2

6.10

7.10

Работа с текстом

Совершенствовать умение работать с разными типами словарей, отрабатывать навык анализа текста, определять роль существительных в тексте

учебник

34-35

Произношение имён существительных

2

9.10

10.10

Орфоэпический и фонетический разборы

Отрабатывать произношение имен существительных, правильно ставить ударение

С.д.

Словарь

36

Повторение и обобщение по теме

«Имя существительное»

1

12.10

Все виды разбора

Закрепить сформирован-

ность изученных навыков

учебник

37

Контрольная работа №3. По теме «Имя существительное»

1

12.10

Определить уровень знаний учащихся по повторенным темам

Контрольная работа

38

Анализ контрольной работы

1

13.10

учебник

Речь. Стили речи.

7


39

Разграничение деловой и научной речи

1

14.10

Работа с текстом

Уметь определять стили речи (на основе речевой ситуации), видеть черты каждого стиля

Презентация

40

Характеристика научного стиля

1

16.10

Работа с текстом

Сформировать представление о научном стиле речи. Уметь разграничивать научный и деловой стили речи

учебник

41

Определение научного понятия

1

17.10

Работа с текстом

Учиться построению определений научных понятий. Научиться находить в тексте определение понятий и их классификацию. Чтение научного текста

учебник

42

Рассуждение-объяснение

1

19.10

Работа с текстом

Сформировать умение подводить рассуждение под понятие, выводить следствие из понятия; сформировать умение анализировать и пересказывать научные тексты

Презентация

43

Характеристика делового стиля

1

19.10

Работа с текстом

Уметь анализировать тексты делового стиля

учебник

44-45

Контрольная работа №4. Изложение с творческим заданием.

2

20.10

21.10

Работа с планом, пересказ

Уметь полно, связно излагать текст, дополнять его своими рассуждениями

Изложение

учебник

Имя прилагательное

15


46-47

Морфологические признаки имени прилагательного.

2

23.10

24.10

Морфологический разбор

Уметь находить в текстах прилагательные, определять их синтаксическую роль

Презентация

48-49

Словообразование имён прилагательных

2

26.10

26.10

Словообразовательный разбор

Уметь разбирать прилагательные по составу, видеть словообразующие морфемы

Схемы

50-51

Правописание сложных имён прилагательных

2

4

28.10

30.10

Работа с деформированным текстом

Знать случаи употребления дефиса, уметь видеть орфограммы и применять их на практике

ЗСП-6

Картинки, презентация

52

Контрольная работа №5 по теме «Правописание сложных прилагательных»

1

31.10

Определить уровень знаний учащихся по повторенным темам

Контрольная работа

учебник

53-55

Буква Н и НН в именах прилагательных, образованных от имён существительных

3

9.11

9.11

10.11

Работа с деформированным текстом

Уметь различать значение суффиксов -ан-, (-ян-) -, -ин-, -н-, -енн-, -онн-, дифференцировать их

С.д.

Презентация

56-57

Употребление имён прилагательных в речи

2

11.11

13.11

Уметь использовать прилагательные в качестве эпитетов

учебник

58-59

Произношение имён прилагательных

2

14.11

16.11

Орфоэпический раэбор

Уметь правильно ставить ударение в прилагательных

словарь

60

Контрольная работа№6.

по теме « Имя прилагательное»

1

16.11

Проверить сформирован-

ность орфографических навыков по изученным темам

к/р

Текст

6


61

Способы связи предложений в тексте

1

17.11

Работа с текстом

Уметь находить «данное» и «новое» в предложениях текста; видеть способы связи средства связи

Презентация

учебник

62

Средства связи предложений в тексте.

1

18.11

Работа с текстом

Уметь находить «данное» и «новое» в предложениях текста; видеть способы связи средства связи

учебник

63

Употребление параллельной связи с повтором

1

20.11

Работа с текстом

Уметь показать разницу между текстом с экспрессивным повтором и текстом с повтором-недочетом; уметь редактировать тексты

учебник

64

Как исправить текст с неудачным повтором.

1

21.11

Работа с текстом, редактирование

Сформировать умение составлять фрагменты текста с экспрессивным повтором, умение редактировать текст

учебник

65-66

Контрольная работа № 7.Изложение текста с экспрессивным повтором (упр.287)

2

23.11

23.11

Работа с планом

Проверка навыков написания изложения. Редактировать тексты с повтором-недочётом

учебник

Глагол

17


67-68

Морфологические признаки глагола.

2

24.11

25.11

Морфологический разбор

Уметь опознавать в речи глагол, производить морфологический разбор, синтаксическая роль в предложении

Тест по теме

Презентация

учебник

69-70

Словообразование глаголов

2

27.11

28.11

Словообразовательный разбор

Уметь определять смысловые и грамматические различия между однокоренными словами, уметь производить морфемный разбор

учебник

71-73

Правописание приставок ПРИ - и ПРЕ-

3

30.11

30.11

1.12

Работа с деформированным текстом

Понимать, что ПРЕ- и ПРИ- зависят от того значения, которое приставки имеют в слове

Тест по теме

ПРЕ- и ПРИ- в приставках

ЗСП -7

Таблица

74

Буквы Ы - И в корне после приставок

1

2.12

Работа с деформированным текстом

Уметь опознавать слова с орфограммой и понимать, при

каких условиях пишется И ,а при каких Ы

ЗСП -8

Таблица

75-76

Употребление глаголов в речи

2

4.12

5.12

Уметь использовать глаголы для достижения выразительности, информативности, точности действия

77

Контрольная работа №8. Подготовка к домашнему сочинению (упр360)

1

7.12

Создание текста

Уметь составлять текст, отталкиваясь от основной мысли ,предложенной учителем, уточнять тему, подбирать заголовок , написать сочинение, редактировать его

Р.Р.

Домашнее сочинение по картине ( упр. 360)

78

Произношение глаголов

1

7.12

Орфоэпический разбор

Усвоить навыки произношения глаголов

ЗСП- 9

Словарь

79

Проверь свою подготовку по орфографии

1

8.12

Работа с деформированным текстом

Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме

80-81

Повторение и закрепление изученного по теме

« Глагол»

2

9.12

11.12

Все виды разбора

Систематизация изученного материала

Словарный диктант (упр.374)

Учебник

82

Контрольная работа №9. По теме «Глагол»

1

12.12

Диагностика сформированнос-

ти умений и навыков правописания приставок, корней слов, окончаний глаголов

к/р

83

Анализ контрольной работы

1

14.12

Выявить пробелы в знаниях и ликвидировать их путём совместной и индивидуальной работы над ошибками

Морфология. Речь. (новый материал)

Причастие

25


84-86

Что такое причастие

3

14.12

15.12

16.12

Морфологический разбор

Знать основные признаки причастия, суффиксы причастия.

Уметь определять исходный глагол, видеть семантическую, словообразовательную и грамматическую разницу между причастием, прилагательным и глаголом

презентация

87-88

Причастный оборот

2

18.12

19.12

Работа с деформированным текстом

Умение находить причастный оборот, выделять его запятыми

Тестовая работа по изученнно-

му материалу

Презентация

89-92

Образование причастий. Действительные и страдательные причастия

4

21.12

21.12

22.12

23.12

Словообразовательный разбор

Уметь правильно применять теоретические знания, по суффиксу определять морфологические признаки причастия и особенности его образования

ЗСП-10

таблица

93-94

Полные и краткие причастия

2

25.12 это к/р

28.12

Работа с деформированным текстом

Понимать сходство и различие полных и кратких причастий, знать их синтаксическую функцию

95

Морфологический разбор причастий

1

28.12

Морфологический разбор

Уметь выполнять морфологический разбор причастия по предложенному плану

Морфологический разбор

схема

96

Контрольная работа №10 по теме «Причастие»

1

26.12

25/12

Проверить усвоение темы « Причастие»

диктант

97-100

Буквы Н и НН в причастиях

4

11.01

11.01

12.01

13.01

Работа с деформированным текстом

Проверить умения опознавать причастия, различать краткую и полную форму и уметь применять изученное правило

Тест по теме « Н и НН в суффиксах причастий»

таблица



101-103

Слитное и раздельное написание Не с причастиями

3

15.01

16.01

18.01

Работа с деформированным текстом

Уметь правильно писать причастия с НЕ

Словарный диктант

таблица

104-106

Повторение и закрепление изученного по теме «Причастие»

3

18.01

19.01

20.01

Все виды разбора

Уметь правильно определять категорию причастия, правописание причастий

ЗСП-11

107

Контрольная работа №11 по теме «Причастие»

1

22.01

Уметь применять полученные умения навыки

к/р

108

Анализ контрольной работы

1

23.01

Выявить пробелы в знаниях и ликвидировать их путём совместной и индивидуальной работы над ошибками

Типы речи. Повествование.

8


109-110

Повествование художественного и разговорного стилей

2

25.01

25.01

Работа с текстом

Уметь находить в текстах фрагменты изученных стилей; Уметь создавать тексты

презентация

111-112

Повествование в рассказе

2

26.01

27.01

Работа с текстом

Уметь проводить содержательно- композиционный анализ текстов в жанре рассказов

113-114

Контрольная работа №12. Изложение по упр.483

2

1.02

1.02

Работа с планом

Уметь составлять план текста, отражая в нём композицию рассказа

изложение

115-116

Повествование делового и научного стилей

2

29.01

30.01

Работа с текстом

Уметь анализировать тексты различных стилей

презентация

Деепричастие

22


117-118

Что такое деепричастие

2

2.02

3.02

Уметь опознавать деепричастие в тексте, отличать от причастий, определять глагол , от которого образовано деепричастие

презентация

119-120

Деепричастный оборот

2

5.02

6.02

Работа с деформированным текстом

Знать языковые признаки деепричастного оборота. Уметь опознавать деепричастный оборот

презентация

121-122

Правописание НЕ с деепричастиями

2

8.02

8.02

Работа с деформированным текстом

Осознавать общность правил правописания Не с глаголами и деепричастиями.

Уметь правильно писать НЕ с деепричастиями

презентация

123-125

Образование деепричастий. Деепричастия несовершенного и совершенного вида

3

9.02

10.02

12.02

Словообразовательный разбор

Знать, как образуются деепричастия совершенного и несовершенного вида. Уметь образовывать деепричастия

ЗСП-12

презентация

126

Морфологический разбор деепричастия

1

13.02

Морфологический разбор

Уметь выполнять морфологический разбор

схема

127-128

Повторение и закрепление изученного о деепричастии

2

15.02

15.02

Все виды разбора

Уметь правильно определять категории деепричастия, правописание деепричастий

Словарный диктант (упр 565)

129

Контрольная работа №13 по теме «Деепричастие»

1

16.02

Диагностика усвоения знаний и степени сформированости навыков по теме «Деепричастие»

к/р

130

Анализ контрольной работы

1

17.02

Выявить пробелы в знаниях и ликвидировать их путём совместной и индивидуальной работы над ошибками

131-132

Употребление причастий и деепричастий в речи

2

19.02

20.02

Создание текста

Уметь правильно употреблять причастия и деепричастия в речи

с/р

133

Произношение причастий и деепричастий

1

22.02

Орфоэпический разбор

Уметь правильно произносить полные и краткие формы причастий, совершенствовать умения выразительно читать тексты с соблюдением норм орфоэпии

словарь

134-135

Обобщающие уроки по теме «Причастие. Деепричастие

2

22.02

24.02

Все виды разбора

Уметь правильно употреблять причастия и деепричастия

136-138

Проверьте свою подготовку по орфографии и пунктуации.

3

26.02

27.02

29.02

Все виды разбора

Уметь применять изученные правила при правописании причастий и деепричастий

с/д (упр 565)

Типы речи. Описание.

4


139-140

Описание места

2

29.02

1.03

Уметь составлять тексты - описание места

р/р

141-142

Подготовка к сочинению.

Контрольная работа №14. Сочинение. Художественное описание места

( упр. 586)

2

2.03

4.03

Создание текста

Уметь составлять художественное описание на одну из тем

сочинение

Имя числительное

20


143-144

Что обозначает имя числительное

2

5.03

7.03

Уметь находить числительные среди других слов, разграничивать понятия числа и числительного как части речи

презентация

145-147

Простые, сложные и составные числительные. Их правописание

3

7.03

9.03

11.03

Все виды разбора.

Работа с деформированным текстом

меть различать , грамотно и правильно писать сложные и составные числительные

148-151

Количественные числительные. Их разряды, склонение, правописание

4

12.03

14.03

14.03

15.03

Все виды разбора

Уметь определять разряд числительного, склонять количественные числительные в сочетании с существительным и правильно их писать

с/р

152-153

Изменение порядковых числительных

2

16.03

18.03

Все виды разбора

Уметь правильно склонять порядковые числительные в сочетании с существительными, которые к ним относятся

Тест по теме

154-155

Контрольная работа №15 по теме

Анализ контрольной работы

1

1

19.03

21.03

Уметь на практике пользоваться правилами, верно употреблять числительные.

Уметь ликвидировать пробелы , исправлять собственные ошибки

к/р

работа в парах

156-157

Произношение имён числительных

2

21.03

22.03

Орфоэпический разбор

Фонетический разбор

Уметь правильно употреблять и произносить числительные

словарь

158-160

Повторение и обобщение по теме «Числительное»

3

1.04

2.04

4.04

Все виды разбора

Знать теоретический материал, правила написания числительных, правильно употреблять их в речи

Индивидуальный опрос

Фронтальный опрос

161

Употребление числительных в речи

1

5.04

Создание текста

Уметь употреблять числительные в речи, работать с текстами, содержащими числительные, самостоятельно составлять подобные тексты

Работа в парах

ЗСП-13

162

Употребление числительных в речи

1

6.04

Создание текста

верно употреблять числительные

Индивидуальный опрос

Фронтальный опрос

Типы речи. Описание (продолжение)

4


163-165

Описание состояния окружающей природы.

3

8.04

9.04

11.04

Редактирование текста

Уметь анализировать тексты со значением состояния окружающей среды, уметь редактировать тексты

р/р

166

Контрольная работа №16 . Сочинение - миниатюра по упр.661

1

11.04

Создание текста

Уметь писать миниатюры , используя те признаки состояния среды, которые хотели бы передать на основе личным наблюдений

сочинение

Местоимение

24


167-168

Какие слова называются местоимениями

2

12.04

13.04

Уметь определять местоимение среди других слов, усвоить понятие местоименных слов

Индивидуальный опрос

Фронтальный опрос

презентация

169

На какие разряды делятся местоимения по значению

1

15.04

Уметь отличать местоимения друг от друга, соотносить их со своей группой, видеть их значение

170-171

Личные местоимения

2

16.04

18.04

Все виды разбора

Уметь находить личные местоимения, усвоить их морфологические особенности

Индивидуальный опрос

Фронтальный опрос

Таблица

172

Возвратное местоимение СЕБЯ

1

18.04

Все виды разбора

Уметь определять признаки местоимений, в том числе и возвратного местоимения, усвоить его морфологические особенности

Индивидуальный опрос

Таблица

173

Притяжательные местоимения

1

19.04

Все виды разбора

Умение дифференцировать личные- возвратное- притяжательное местоимения; понимать выражаемые ими значения

Фронтальный опрос

ЗСП-14

Таблица

174-175

Указательные местоимения

2

20.04

22.04

Все виды разбора

Умение определять значение указательных местоимений, их функции в предложении

Фронтальный опрос

Таблица

176

Определительные местоимения

1

23.04

Все виды разбора

Умение определять признаки определительных местоимений, усвоить значение и назначение этой группы местоимений

таблица

177-178

Вопросительно-относительные местоимения

2

25.04

25.04

Все виды разбора

Умение определять признаки вопросительно-относительных местоимений, опознавать их в тексте

тест

Таблица

179-180

Отрицательные местоимения

2

26.04

27.04

Все виды разбора

Умение определять признаки отрицательных местоимений, опознавать и грамотно писать данную группу слов

Самостоятельная работа

Таблица

181-182

Неопределённые местоимения

2

29.04

30.04

Все виды разбора

Уметь опознавать в тексте данные местоимения, знать и понимать, как они образуются, грамотно писать их

Тест по теме «Отрицательные и неопределённые местоимения»

Таблица

183

Морфологический разбор местоимения

1

3.05

Морфологический разбор

Уметь выполнять морфологический разбор местоимения

ЗСП-15

Схема

184-185

Употребление местоимений в речи

2

4.05

6.05

Работа по созданию текста

Умение использовать местоимения в литературных текстах, знать, как сочетается ВЫ с глаголами, полными и краткими прилагательными

Фронтальный опрос

186

Произношение местоимений

1

7.05

Орфоэпический разбор

Уметь правильно произносить, писать и употреблять местоимения в речи

Фронтальный опрос

словарь

187-188

Обобщение по теме «Местоимение»

2

10.05

11.05

Все виды разбора

Уметь применять изученные правила на практике

189

Контрольная работа № 17. Диктант по теме

« Местоимение».

1

13.05

Уметь правильно и грамотно писать местоимения, выполнять морфологический разбор местоимения, определять разряды местоимений

диктант

190

Анализ контрольной работы

1

14.05

Уметь ликвидировать пробелы , исправлять собственные ошибки

Речь. Текст.

4


191-192

Соединение в тексте разных типовых фрагментов

2

16.05

16.05

Работа с текстом

Уметь подбирать языковые средства , нужные для разных типов речи; уметь анализировать фрагменты текста с соединением разных типовых фрагментов

Фронтальный опрос

Презентация

193-194

Контрольная работа №18.

Изложение по упр. 729

2

17.05

18.05

Создание текста, работа с планом

Уметь подбирать языковые средства, нужные для художественного описания состояния природы; систематизировать рабочие материалы и использовать их в изложении

изложение

Повторение и закрепление изученного за год

10


195-197

Проверьте свою подготовку по орфографии и пунктуации

3

20.05

21.05

23.05

Работа с текстом

Все виды разбора

Закрепить полученные учащимися базовые умения и навыки. Уметь самостоятельно работать с учебником, понимать смысл заданий

Словарный диктант (упр 749)

198

Итоговая контрольная работа №19.

1

23.05

Уметь на практике пользоваться изученными за год правилами

к/р

199

Анализ контрольной работы

1

24.05


200

Соединение различных типов описания в текстах о природе.

1

25.05

Работа с текстом

Уметь создавать текст

Индивидуальный опрос

201-205

Повторение изученного в 6 классе.

4

27.05

28.05

30.05

30.05

31.05

Все виды разбора.

Уметь на практике применять свои знания

Фронтальный опрос





Пояснительная записка

Разработана на основе Программы по русскому языку для 5 - 9 классов средней школы, гимназий и лицеев под редакцией профессора М.М.Разумовской, В.И.Капиноса, С.И.Львовой. М.:Просвещение, 2005г. Утверждено Министерством образования РФ в соответствии с требованиями нового стандарта второго поколения с учётом метапредметных, предметных и личностных образовательных результатов.

Программа соответствует главной цели обучения русскому языку в общеобразовательном учреждении, которая состоит в том, чтобы:

  • обеспечить языковое развитие учащихся,

  • помочь им овладеть речевой деятельностью,

  • сформировать умения и навыки грамотного письма, рационально го чтения, полноценного восприятия звучащей речи,

  • научить их свободно, правильно и выразительно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения.

В соответствии с целью обучения усиливается речевая направленность курса. В программе рас ширена понятийная основа обучения связной речи. Теория приближена к потребностям практики; она вводится для того, чтобы помочь учащимся осознать свою речь, опереться на речеведческие знания как на систему ориентиров в процессе речевой деятельности, овладеть навыками самоконтроля.

Теоретическую основу обучения связной речи составляют три группы понятий:

  • текст: смысловая цельность, относительная законченность высказывания (тема, основная мысль), формальная связность (данная и новая ин формация, способы и средства связи предложений); членение текста на абзацы, строение абзаца;

  • стили речи: разговорный, научный, деловой, публицистический, художественный;

  • функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение и их разновидности - описание предмета, описание места, описание состояния природы, описание состояния человека, оценка предметов, их свойств, явлений, событий и т. д.

Уточнены и приведены в систему умения связной речи. Они отобраны и сгруппированы с учетом характера учебной речевой деятельности. Для каждого года обучения выделяются умения, связанные с различными видами учебной речевой деятельности: чтением, восприятием устного и письменного высказывания и его анализом, воспроизведением текста (устным и письменным), созданием высказывания (устного и письменного), совершенствованием устного и письменного высказывания.

Содержание обучения связной речи (объем знаний и основных умений) в программе изложено изолированно, однако предполагается изучение этого раздела параллельно с языковыми темами курса на протяжении всего учебного года.

Речевая направленность курса усилена и в языковых разделах: ставится задача развития умений говорить на лингвистические темы, понимать лингвистический текст; читать и говорить, соблюдая интонацию, отвечающую содержанию речи, особенностям грамматического строя (тексты с обращениями, однородными членами, обособлениями и т. д.). Предусматривается систематическая paбота по орфоэпии.

Помимо указанных особенностей курса, надо отметить еще следующие.

Структура курса формировалась с учетом закономерностей усвоения русского языка. 5 класс рассматривается как переходный от начального этапа учения к основному; 5-7 классы имеют морфолого-орфографическую направленность, включают в содержание обучения вводный курс синтаксиса и пунктуации, фонетику и орфоэпию, лексику, словообразование; 8-9 классы нацелены на освоение систематического курса синтаксиса и соответствующих правил пунктуации.

Некоторое изменение традиционной структура курса объясняется стремлением создать более

благоприятные условия для успешного продвижения учащихся в освоении родного языка. Так, причастие и деепричастие изучаются в б классе, затем трудные вопросы этой темы закрепляются в 7 классе; такое расположение материала повышает качество его усвоения. Кроме того, оказывается разгруженным традиционно сложный курс 7 класса.

Речевая направленность курса предполагает усиление семантического аспекта в изучении фактов и явлений языка.

Помимо ставшего уже привычным внимания значению слов и различных грамматических структур, особое место отводится морфемной се мантике. Осмысление значения морфем, внимание к внутренней форме слова не только развивает грамматическое мышление ребенка, но и помогает решить проблемы внутри предметных связей, позволяет сформировать грамматические, лексические, орфографические умения и навыки в их единстве.

Речевая направленность курса предполагает формирование у учащихся чуткости к богатству и выразительности родной речи, гордости за родной язык, интереса к его изучению. Этому способствует внимание к эстетической функции родного языка, знакомство с изобразительными возможностями изучаемых единиц языка, наблюдение за использованием разнообразных языковых средств в лучших образцах художественной литературы, в которых наиболее полно проявляется изобразительная сила русской речи.

Каждый год обучения строится на основе двухступенчатой структуры: закрепительно-углубляющий этап по материалам предыдущего года обучения и основной этап, реализующий программный материал в логике его развития.

Распределение часов по темам примерное и корректируется учителем с учетом хода усвоения учебного материала учащимися.

Статус документа

Рабочая программа по русскому для 6 класса составлена на основе «Примерных программ для основной школы. Русский язык», авторы М.М. Разумовская, С.И. Львова и другие. М: Дрофа, 2008 год и состоит из трёх компонентов: федерального, регионального и школьного. Количество часов на предмет предусмотрено в соответствии с Федеральным базисным учебным планом. В связи с этим вопрос о содержательном элементе в значительной степени предопределён Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования - регламентирующим документом Министерства образования и науки РФ.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Главная цель обучения русскому языку состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью: сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, научить их свободно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения.

В соответствии с целью обучения программа под редакцией Разумовской М.М. направлена на усиление речевой направленности курса. Теория приближена к потребностям практики; она вводится для того, чтобы помочь учащимся осознать свою речь, опереться на речеведческие знания как на систему ориентиров в процессе речевой деятельности, овладеть навыками самоконтроля.

Программа предусматривает уточнение и приведение в систему умения связной речи, которые отобраны и сгруппированы с учетом характера учебной речевой деятельности.

Речевая направленность курса усилена и в языковых разделах: ставится задача развития умений говорить на лингвистические темы, понимать лингвистический текст; читать и говорить, соблюдая интонацию, отвечающую содержанию речи и особенностям грамматического строя.

Содержание и структура материала 6 класса имеют морфолого-орфографическую направленность и включают вводный курс синтаксиса и пунктуации, фонетику и орфоэпию, лексику и словообразование.

Речевая направленность курса потребовала усиленного внимания к воспитанию у учащихся чуткости к красоте и выразительности родной речи, гордости за русский язык, интереса к его изучению.

Программа предусматривает двухступенчатую структуру обучения: закрепительно-углубляющий этап относительно предыдущего года и основной этап, реализующий программный материал в логике его развития.

Общая характеристика учебного предмета

Язык - по своей специфике и социальной значимости - явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык - государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в V классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции - освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для 6 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором - дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем - дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.

Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.

Цели обучения

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).



В учебном плане школы на изучение русского языка в 6 классе отводится 210 учебных часа в год , 6 часов в неделю.

В соответствии с годовым календарным графиком и расписанием уроков на 2015-2016 учебный год по программе предусмотрено 205 часов.







Учебно-методическое обеспечение:

1.Русский язык. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений (Переработан под ФГОС) .под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта и др; М: Дрофа,2013.

2.Методическое пособие для учителя к учебнику «Русский язык, 6 класс», Разумовская М. М, С.И.Львова, В.И.Капинос и др. М: Дрофа, 2013 г.

3. Электронное приложение к учебнику на WWWdrofa.ru

Требования к уровню подготовки учащихся

Раздел «Речь»

Чтение. Осмысленно и бегло читать тексты научного стиля, составлять план.

Анализ текста. Определять стиль речи; находить в тексте языковые средства, характерные для научного стиля речи; выделять в тексте художественного произведения описание места и состояния окружающей среды; определять в отдельных абзацах текста способы и средства связи предложений. Воспроизведение текста. Подробно и выборочно (устно и письменно) пересказывать повествовательные тексты художественного стиля речи с описанием места и состояния природы. Пересказывать учебно-научные тексты, в том числе типа рассуждения-объяснения.

Создание текста. Создавать устные и письменные высказывания: собирать материал к сочинению (с учетом стиля речи и темы) и систематизировать его (с учетом основной мысли); составлять сложный план готового текста и своего высказывания; отбирать для сочинения нужные типы речи и языковые средства, решать вопрос о способах и средствах связи предложений. Писать сочинения-описания помещения, состояния природы; составлять рассуждение на дискуссионную тему о поступках людей. Писать краткое сообщение (аннотацию) о содержании книги, фильма двух видов: а) о чем говорится; б) что говорится; давать отзыв о прочитанной книге, сочинении или устном ответе учащегося; строить устное определение научного понятия.

Совершенствование текста. Совершенствовать содержание, логику изложения и язык своего высказывания (устного и письменного), в частности находить и устранять неоправданные повторы.

Раздел «Язык. Правописание»

• по орфоэпии: правильно произносить употребительные сложносокращенные слова; употребительные слова изученных частей речи;

• по лексике: употреблять слова (термины, профессиональные, заимствованные и др.) в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями и задачами общения; избегать засорения речи иноязычными словами; толковать лексическое значение общеупотребительных слов и фразеологизмов; пользоваться различными видами словарей (синонимов, антонимов, иностранных слов, фразеологизмов);

• по словообразованию: выделять морфемы на основе словообразовательного анализа (в словах более сложной структуры); составлять словообразовательную цепочку слов, включающую 3-5 звеньев; различать морфологические способы образования изученных частей речи;

• по морфологии: квалифицировать слово как часть речи; образовывать и употреблять формы изученных в 6 классе частей речи в соответствии с нормами литературного языка; определять грамматические признаки изученных частей речи (например, при решении орфографических задач);

• по орфографии: характеризовать изученные орфограммы и объяснять их написание; правильно писать слова, написание которых подчиняется правилам, изученным в 6 классе, а также слова с непроверяемыми орфограммами, написание которых отрабатывается в словарном порядке, свободно пользоваться орфографическим словарем;

• по синтаксису: определять синтаксическую роль частей речи, изученных в 6 классе; правильно строить предложения с причастными и деепричастными оборотами, стилистически оправданно употреблять их в речи;

• пользоваться разными видами лингвистических словарей.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:

- коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения);

- интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация);

- информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом);

-организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку

«Нормы оценки…» призваны обеспечить одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку. В них устанавливаются: 1) единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами русского языка (критерии оценки орфографической и пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания, содержания высказывания); 2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков; 3) объем различных видов контрольных работ; 4) количество отметок за различные виды контрольных работ.

Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки. На уроках русского языка проверяются: 1) знание полученных сведений о языке; 2) орфографические и пунктуационные навыки; 3) речевые умения.

Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учета учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.

Оценка «5»

ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4»

ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3»

ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2»

ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Оценка «1»

ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.

Оценка («5»,»4»,»3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Оценка диктантов

Диктант - одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.

Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.

Объем диктанта устанавливается: для 5 класса - 90-100 слов, для 6 класса - 100-110, для 7 - 110-120, для 8 - 120-150, для 9 - 150-170 слов. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.)

Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и трудно проверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов:

для 5 класса - 15-20, для 6 класса - 20-25 слов, для 7 класса -25-30, для 8 класса - 30-35, для 9 класса - 35-40 слов.

Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.

Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее 2-3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные: они должны быть представлены 1-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм не должно превышать в 5 классе - 12 различных орфограмм и 2-3 пунктограммы, в 6 классе -16различных орфограмм и 3-4 пунктограммы, в 7 классе -20 различных орфограмм и 4-5пунктограмм, в 8 классе -24 различных орфограмм и 10 пунктограмм, в 9 классе-24 различных орфограмм и 15 пунктограмм.

В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на 2-3 предыдущих уроках).

В диктантах должно быть в 5 классе - не более 5 слов, в 6-7 классах - не более 7 слов, в 8-9 классах - не более 10 различных слов с непроверяемыми и трудно проверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.

До конца первой четверти (а в 5 классе - до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

1.В переносе слов;

2.На правила, которые не включены в школьную программу;

3.На еще не изученные правила;

4.В словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;

5.В передаче авторской пунктуации.

Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).

При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, то есть не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:

1.В исключениях из правил;

2.В написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

3.В случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;

4.В случаях раздельного и слитного написания «не» с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

5.В написании ы и и после приставок;

6.В случаях трудного различия НЕ- и НИ- (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной как; ничто иное не…; не что иное как и др.);

7.В собственных именах нерусского происхождения;

8.В случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

9.В пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) в фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибками на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода - воды, рот - ротик, грустный - грустить, резкий - резок).

Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.

Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.

При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на 1 балл. Отличная оценка не выставляется при наличии 3-х и более исправлений.

Диктант оценивается одной отметкой.

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной негрубой орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте двух орфографических и двух пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3-х пунктуационных ошибок или 4-х пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3-х орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 4 классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4-х пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом является для оценки «4» 2 орфографические ошибки, для оценки «3» - 4 орфографические ошибки (для 5 класса - 5 орфографических ошибок), для оценки «2» - 7 орфографических ошибок.

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются 2 оценки за каждый вид работы.

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ задания.

Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил не одного задания.

Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.

При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.

Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки.

Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.

Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок.

При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

Оценка сочинений и изложений

Сочинения и изложения - основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

Сочинения и изложения в 4-8 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развития навыков связной речи».

Примерный объем текста для подробного изложения: в 5 классе - 100-150 слов, в 6 классе - 150-200 слов, в 7 классе - 200-2500, в 8 классе - 250-350, в 9 классе - 350-450 слов.

Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8 и 9 классов может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.

Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений: в 5 классе - 0,5 - 1,0 страницы, в 6 классе - 1,0 - 1,5, в 7 классе - 1,5 - 2,0, в 8 классе - 2,0 - 3,0, в 9 классе - 3,0 - 4,0. Экзаменационное сочинение - 3-5 листов, медальная работа - 4-5 листов.

К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, от почерка.

С помощью сочинений и изложений проверяются:

1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая - за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

- соответствие работы ученика теме и основной мысли;

- полнота раскрытия темы;

- правильность фактического материала;

- последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

- разнообразие словаря и грамматического строя речи;

- стилевое единство и выразительность речи;

- число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок - орфографических, пунктуационных и грамматических.

Оценка «5»

1. Содержание работы полностью соответствует теме.

2. Фактические ошибки отсутствуют.

3. Содержание излагается последовательно.

4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 - 2 речевых недочета.

Грамотность: допускается 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

Оценка «4»

1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 - 4 речевых недочетов.

Грамотность: допускаются 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

Оценка «3»

1. В работе допущены существенные отклонения от темы.

2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Грамотность: допускаются 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в 5 классе - 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки.

Оценка «2»

1. Работа не соответствует теме.

2. Допущено много фактических неточностей.

3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану.

4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

5. Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Грамотность: допускаются 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

Оценка «1»

В работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов.

Грамотность: имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок.

Примечания.

1.При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.

2.Если объем сочинения в полтора - два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2 - 3 - 2, 2 - 2 - 3; «3» ставится при соотношениях: 6 - 4 - 4 , 4 - 6 - 4, 4 - 4 - 6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.

3.Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

4.На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».

Оценка обучающих работ

Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.

При оценке обучающихся работ учитывается:

1) степень самостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объем работы; 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.

Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо 2 исправления ошибок.

Первая и вторая работа как классная, так и домашняя при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.

Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.




© 2010-2022