Описание опыта педагогической работы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дубровская Н. А._описание педагогического опыта

Наша школа несколько лет работает по теме «Изучение и применение современных технологий в образовательном процессе». Поэтому я выбрала тему для самообразования «Развитие познавательной активности школьников на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности».

Почему мой выбор остановился на теме, которая «стара как мир»? Ответ очень простой.

Во-первых, в нашей школе основной контингент учащихся немецкой национальности (70%) и ребята испытывают определенные сложности в изучении русского языка, при этом мотивация снижается. Поэтому необходимо искать новые подходы, заинтересовывая обучающихся.

Во-вторых, сдвоенные уроки литературы, на которых нужно в рамках одного урока успеть дать информацию для 2 классов при достаточно большом объеме программного материала, продумать работу учащихся до мелочей, привлечь их внимание.

В-третьих, предстоящая итоговая аттестация выпускников 9и 11 классов заставила пересмотреть традиционные подходы в обучении.

Целями моей работы над темой является формирование у обучающихся предметной компетентности в области филологических знаний; развитие языковой, лингвистической и коммуникативной компетентностей личности; создание благоприятных условий для развития познавательной активности, повышающей качество обучения и познавательный интерес учащихся на уроке и во внеурочной деятельности.

Для достижения целей ставлю перед собой следующие задачи:

1. Освоение современных технологий в образовательном процессе, способствующих развитию познавательной активности, и их применение в своей педагогической практике.

2. Создание положительного микроклимата на уроке.

3. Применение современных средств, методов и форм, способствующих привлечению внимания обучающихся, развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.

4. Приобретение опыта проектной деятельности, создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств.

5. Подготовка выпускников к последующей профессиональной деятельности, продолжению образования в вузе.

Успешность обучения русскому языку и литературе напрямую зависит от познавательной активности обучающихся. Каждый учитель заинтересован в том, чтобы его уроки были ярче и увлекательнее, а сам он интересен ученикам.
Я условно выделяю четыре ступени познавательной активности: на первой стоят ученики, которые обычно с трудом включаются в учебную деятельность; на второй - те, кто проявляет заинтересованность только в определенных учебных ситуациях; на третьей - учащиеся, обладающие стабильным интересом к учению (они являются главной опорой учителя на уроке); на четвертой - одаренные ученики, нередко выступающие в роли соучителя, помогающие одноклассникам, особенно при изучении сложного учебного материала.
Поэтому большое значение я уделяю мотивации учебной деятельности, чтобы ученики первой и второй ступеней проявляли интерес к предмету, а ученики третьей и четвертой ступеней не потеряли интерес. Бывает очень часто, что ученики, обладают объективно меньшими способностями, но благодаря повышенному интересу к знаниям и усердию добиваются лучших результатов в учебе. Важная задача учителя - способствовать развитию познавательной активности каждого ученика. Для этого стараюсь пробуждать не только любопытство к изучаемому материалу, но и добиваться, чтобы любознательность переросла в познавательный интерес, стремление к раскрытию сущности изучаемых явлений, причинно-следственных связей и закономерностей.

Иногда на уроке я предлагаю много разного материала, а ученик выбирает, что ему интересно и усваивает столько, сколько он может. При этом я отслеживаю, чтобы это «столько» было на границе образовательного стандарта. Право выбора оставляю за учеником. И в данном случае оно уместно, так как учащийся вовлечен в процесс обучения. Так, в 9 классе при изучении темы урока «Сложноподчиненные предложения с некоторыми видами придаточных предложений» провожу урок-практикум. Обучающимся предлагаю карточки разных уровней сложности: карточки для учащихся на «3», «4», «5». Ребята, имеющие более глубокие знания выбирают карточки с заданиями посложнее и получают соответствующие отметки.
При оценке знаний и умений я стараюсь сравнивать не Костю с Димой, а Костю сегодняшнего с Костей вчерашним. При выставлении оценок я придерживаюсь принципа управления успехом, т. е. в процессе контроля знаний и умений, прежде всего, оцениваю степень продвижения ученика. Ведь оценивается не ребенок, а его деятельность. Оценка должна стимулировать учащегося, укреплять его веру в свои силы. Он должен понимать ее справедливость, поэтому необходим соответствующий комментарий. Часто на моих уроках ребята оценивают себя и друг друга (домашнюю работу, словарные диктанты, самостоятельную работу). После проверки задания они ставят оценку в тетради карандашом. А если я согласна с их отметкой, проверяя работы после урока, то обвожу ее красной пастой. Такая работа воспитывает объективность.

Наряду с традиционными методиками оценивания на уроках русского языка и литературы использую тестовый контроль знаний. Данный вид контроля активизирует познавательную активность обучающихся, позволяет сэкономить время на уроке, одновременно проверить знания у всех учащихся класса, выявить конкретно «западающие» темы. Тестовый контроль хорош при изучении и при закреплении темы. У меня накоплен уже достаточный материал тестового контроля по всем темам и разделам русского языка.

Уже несколько лет в своей практике я применяю цифровые диктанты. Этот вид работы на уроке очень нравится ученикам, развивает память, логическое мышление. Особенно помогает этот вид работы при изучении синтаксиса, когда учащимся не нужно записывать целые предложения. Например, при закреплении в 5 классе темы «Простое и сложное предложение» предлагаю ребятам цифровой диктант:

- простое предложение. 2 - сложное предложение.

1.Показался большой одноэтажный дом с железной крышей. 2. Искры полетели огненной метелью, избы загорелись. 3. Пускай шумит волна морей! 4. Внизу огни дозорные лишь на мосту горят, и колокольни черные, как сторожа, стоят. 5. Имя Дубровского было у всех на устах, все были уверены, что он, а никто другой, предводительствовал отважным злодеям. 6. Незаметно плывет над Волгой солнце. 7. В Воронежском заповеднике лютовала зима. Код проверки: 1,2,1,2,2,1,1

Считаю, что интерес к изучаемому материалу заметно возрастает, если учащийся осознает его практическую направленность, созданы условия для обмена мнениями, самостоятельного поиска. Большую ценность при этом имеет проблемное изложение темы. Хорошо известна пословица: «Можно привести лошадь к водопою, но нельзя заставить ее пить». Школа-источник познания, но пользуются этим источником наши ученики только тогда, когда урок соответствует их потребностям, интересам, запросам.

Проблемная ситуация - это сознательно создаваемое мною затруднение, преодоление которого требует от учащихся актуализации имеющихся знаний, поиска, сравнения и т. д. Познавая новое, учащиеся делают открытие для себя и очень важно, чтобы это происходило самостоятельно. Это и работа исследовательского характера, олимпиадные задания, факультативы по русскому языку.

Несколько лет веду факультативы по русскому языку и литературе, которые способствуют развитию познавательной активности обучающихся.

На факультативных занятиях ведётся развитие творческих способностей учащихся. Факультативы по русскому языку направлены на повышение уровня речевой культуры учащихся, качества устной и письменной речи; по литературе - на развитие навыков самостоятельной аналитической и интерпретационной работы с художественным текстом. Факультативы по русскому языку и литературе посещают 100% обучающихся класса.

При исследовательском подходе ученик получает знания о предметах и явлениях и устанавливает пути их изучения в ходе самостоятельного исследования. В результате у школьников появляется потребность в новых знаниях. Мы с ребятами написали исследовательские работы: «Языковые контрасты в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»», «Социально-культурные факторы, влияющие на выбор имени для девочки с. Литковки», «Поэтическое творчество учащихся Литковской средней школы», «Особенности празднования Рождества в с. Литковка», «История моей семьи». Используя исследовательский подход, я направляю деятельность обучающихся на творческое усвоение научных знаний и овладение методами научного познания.

Прививая любовь к предмету, со своими коллегами-филологами провожу неделю Гуманитарных наук. Результатом такой работы является высокая активность детей, развитие творческого потенциала, инициативности, увлечённости. Ребята - участники всех мероприятий, олимпиад, конкурсов. Процент участников в неделе Гуманитарных наук растет ежегодно.

Повышению интереса к урокам русского языка и литературы способствует занимательная форма их проведения: уроки - сказки, конкурсы, уроки - путешествия, уроки-игры, встреча с писателями, зачёты, семинары, диспуты, инсценирование и др.. При этом, конечно, учитываю возрастные особенности школьников. Ребята 5-7 классов любят инсценировать басни И. А. Крылова, отрывки из сказок. Зачеты и семинары провожу, начиная с 8 класса.

Для подготовки к урокам активно использую компьютерные технологии, так как сегодня разнообразные интересы школьников уже не могут быть удовлетворены лишь материалами традиционного учебника и словом учителя. Интернет-ресурсы представляют обширные материалы: мультимедийные диски («Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»), использую программы "Репетитор", «Сдаём ЕГЭ по русскому языку». С помощью этого материала создаю собственные дидактические материалы к урокам. Мною накоплен материал по литературе в виде презентаций. Некоторые готовые презентации беру из Интернета.

Яркое, сопровождаемое музыкой чтение эмоционально воздействует на ребят, поэтому на уроках литературы использую диск издательства «Просвещение», выпустившего к комплекту учебников литературы по программе В.Я.Коровиной диски MP-3. Слушая актерское чтение произведений, ребята стараются читать, подражая чтецу, «с толком, с чувством, с расстановкой».

Современные образовательные технологии, позволяют повысить мотивацию в изучении русского языка и литературы, получить более глубокие знания по предмету, активизировать познавательный интерес. В своей работе я применяю элементы технологии «Критического мышления», «Проектного обучения», «Личностно ориентированного обучения» на семинарских занятиях применяю технологию «Дебаты».

Для оценки образовательных результатов систематически провожу диагностическую работу. На МО филологов с коллегами приняли решение о необходимости вести диагностическую работу по технике чтения на уроках литературы. На уроках русского языка постоянно веду диагностическую работа по орфографии.

Считаю, что работа по теме самообразования «Развитие познавательной активности на уроках русского языка и литературы через использование технологий активного обучения» дала неплохой результат:

1.Прочность образовательных навыков: абсолютная успеваемость - 100%, качественная успеваемость по русскому языку - 57 %; по литературе - 71%.

2. Развивается устойчивый познавательный интерес к изучению русского языка и литературы.

3. Есть победители и призеры школьного уровня Всероссийской олимпиады школьников.

4. Подготовила участников научно-практических конференций.

5. Высокий процент участников в телекоммуникационных проектах и игре-конкурсе «Русский медвежонок», предметной неделе.

6. Успешная сдача единого государственного экзамена по русскому языку. Средний балл по русскому языку - 56.

7. Поступление учащихся в ВУЗы предметной направленности

Опыт моей работы используют педагоги нашей школы: Процукович Елена Анатольевна - учитель русского языка и литературы, Штейн Лаура Дмитриевна- учитель истории, Фенглер Людмила Гербертовна - учитель немецкого языка.

7


© 2010-2022