Урок русского языка по теме Подлежащее, способы его выражения (8 класс)

Тема: Подлежащее, способы его выражения.Тип урока: комбинированныйРезультаты обучения:Учащиеся должныЗНАТЬ понятие о подлежащем, способах его выражения;УМЕТЬ определять грамматическую основу предложения, способ выражения подлежащего;ПОНИМАТЬ синтаксическую роль подлежащего в предложении, его грамматическое значение.Методы обучения: Словесные: беседа, консультация;Наглядные: схема;Практические: творческие задания, игры, самостоятельная работа, работа с учебником.  Проблемно-поисковые: эвристическ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План урока

Дата: _________ Предмет русский язык Класс: 8

Тема: Подлежащее, способы его выражения.

Тип урока: комбинированный

Результаты обучения:

Учащиеся должны

ЗНАТЬ понятие о подлежащем, способах его выражения;

УМЕТЬ определять грамматическую основу предложения, способ выражения подлежащего;

ПОНИМАТЬ синтаксическую роль подлежащего в предложении, его грамматическое значение.

Методы обучения: Словесные: беседа, консультация; Наглядные: схема; Практические: творческие задания, игры, самостоятельная работа, работа с учебником. Проблемно-поисковые: эвристический.

Активные методы: работа в паре, «Мозговой штурм».

Оборудование, наглядные пособия: карточки для с/р,



Ход урока:

  1. Оргмомент. Позитивный настрой. Целеполагание.

Цели урока (для учащихся):

  • Написать диктант и выполнит ь грамматическое задание к нему.

  • Повторить понятие о подлежащем.

  • Узнать и запомнить способы выражения подлежащего.

  1. Стартовый срез знаний учащихся.

Микроцель: определить уровень знаний, умений учащихся по орфографии (правописание наречий, не с причастием и т.д.), пунктуации (обособление причастного и деепричастного оборотов, однородные члены предложения), практических умений находить в тексте словосочетания и определять вид грамматической связи, выполнять синтаксический разбор простого предложения, осложненного причастным оборотом.

Примечание. Всвязи с ограниченным количеством времени на уроке, объем текста диктанта сокращен.

На теплой земле.

Вижу себя на берегу реки, окруженной сверкающим морем. Я лежу в зеленой траве, вдыхая влажный запах земли и растений. Вижу, как по стеблям травинок неторопливо движутся насекомые. Белые, зеленые, синие качаются над головой цветы. В небе висит пушистое облако.

Меня и теперь неудержимо притягивают и радостно волнуют обширные просторы родной природы. Люди, не порывающие связь с природой, не могут чувствовать себя одинокими. Как в детстве, по-прежнему раскрытый перед ними прекрасный солнечный мир.

Грамматическое задание.

1. Выписать из текста по одному словосочетанию каждого вида связи: согласование, управление, примыкание.

2. Выполнить синтаксический разбор первого предложения.

  1. Вызов.

  1. Интеллектуальная разминка «Крестики-нолики».

1. Предложение - это единица речевого общения, где слова связаны по смыслу и грамматически.

2. Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и предложения, называется фонетика.

3. По цели высказывания предложения бывают повествовательные, вопросительные и восклицательные..

4. По эмоциональной окраске предложения бывают восклицательные и повествовательные.

5. Грамматическая основа предложения - это подлежащее и сказуемое.

  1. «Мозговой штурм»

Подлежащее - ...

Примечание. Выслушиваются и записываются все предлагаемые учениками ответы.

  1. Поиск подлежащего в предложениях на ИД, определения способа его выражения. Устно, фронтально.

Ученики старательны и трудолюбивы.

Спектакль окончен.

Мы стали студентами.

День оказался пасмурным.

Входящие должны предъявить билеты.

Ничто так не передает чистоты человеческих помыслов, как улыбка.
(К. Паустовский.)

  1. Осмысление. Реализация.

  1. Исследовательская работа в парах. Определение способов выражения подлежащего в предложении.

Дело в том, что подлежащее непростой член предложения.

Как вы думаете, в чем его сложность?

В самом деле, не всегда легко найти подлежащее в предложении, потому что оно может быть выражено не только именем существительным.

Я предлагаю вам побыть сегодня немного в роли учителей и познакомить нас со способами выражения подлежащего, а для этого поработаем в парах (задания на партах).

Инструктаж.

Ваша задача: поработать в рабочих карточках, заполнить таблицу:

Способы выражения подлежащего


Предложение

Подлежащее

Способ выражения


1

Старший сын уехал в столицу.



2

Никто не забыт.



3

Старший уехал в столицу.



4

Поднявший меч от меча и погибнет.



5

Двое уехали в столицу.



6

Жить - родине служить.



7

Настало и роковое послезавтра.



8

Пять стульев стояло у стены.



Вывод: подлежащее может быть выражено…

Способы выражения подлежащего


Предложение

Подлежащее

Способ выражения


1

Старший сын уехал в столицу.

сын

существительное


2

Никто не забыт.

никто

местоимение

3

Старший уехал в столицу.

старший

прилагательное

4

Поднявший меч от меча и погибнет.

поднявший

причастие

5

Двое уехали в столицу.

двое

числительное

6

Жить - родине служить.

жить

Глагол (инфинитив)

7

Настало и роковое послезавтра.

послезавтра

наречие

8

Пять стульев стояло у стены.

Пять стульев

словосочетание

Это интересно!

«В» (что?) является предлогом.

3.3. Союз

«А» (что?) - противительный союз.

3.4. Частица

«Не» (что?) с глаголами пишется отдельно.

3.5. Междометие

Неслось со всех сторон «ау» (что?).

4. Косвенная форма имени, спрягаемая форма глагола, предложение в значении имени существительного

«Брату» (что?) - форма дательного падежа существительного.
«Читаю» (что?) - форма 1-го лица глагола настоящего времени.
«Не забывай себя, не волнуйся, умеренно трудись» (что?) - было его девизом.



  1. Рефлексия.

  1. Мини-тест.

Подчеркнуть подлежащее, определить способ его выражения.


Предложение

Способ выражения

1

В жизни хорошее и плохое лежат рядом.

2

Входят семь богатырей.

3

Четырежды пять - двадцать.

4

Я люблю читать.

5

Наступила золотая осень.

6

Любить - это прекрасно.


2) Оцените свою работу на уроке. Какой вид работы оказался трудным? Легким?

Задание на дом.

Итог урока. Цель урока достигнута?

15. Рефлексия

- Что вы делали на уроке?

- Как вы это делали?

- Зачем вы это делали?

16. Самооценка

- Побудь учителем минутку, поставь оценку, но не в шутку.

- А сейчас давайте поработаем в наших листочках самооценки. (слайд 17)

Задание

Успешность(+или-)

1

Формулировка темы, цели урока

2

Игра "+/0"

3

Работа в группе

4

Творческая командировка

5

Самооценка

Оценка:

- Кто поставил сегодня себе за работу на уроке"5"? Объясните свой выбор.

- Кто поставил сегодня себе за работу на уроке"4"? Объясните свой выбор.

- Кому сегодня не все удалось? Как ты думаешь,почему?



© 2010-2022