Лексика. Однозначные и многозначные слова

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Лексика.Однозначные и многозначные слова.Лексика.Однозначные и многозначные слова.Лексика.Однозначные и многозначные слова.Лексика.Однозначные и многозначные слова.Лексика.Однозначные и многозначные слова.Лексика.Однозначные и многозначные слова.Лексика.Однозначные и многозначные слова.Лексика.Однозначные и многозначные слова.Лексика.Однозначные и многозначные слова.Лексика.Однозначные и многозначные слова.Урок 1-й.Лексика.Однозначные и многозначные слова.

Цель:1.Познакомить ребят с понятием «Лексика».Научить различать однозначные и многозначные слова.

2.Развивать языковое чутье,интерес к предмету,развитие творческих способностей.

3.Воспитывать любовь к природе.

Тип урока: комбинированный

Форма работы:индивидуальная,творческая.

Методы:наглядный,словесный.

Наглядность:опорные схемы,

Ход урока:1.Орг.момент 2.Психологический настрой 3.Блиц-опрос по прошедшим темам:

-Что изучает фонетика?

-Чем различаются буквы и звуки?

-Сколько гласных букв и звуков в русском языке?(6-10)

-Сколько согласных букв и звуков?(21-36)

-Какие бывают гласные?

-Назовите звонкие и глухие согласные.

-

4.Переход к новой теме.

-Ребята,какое сейчас время года?Правильно,осень.Сегодня лексическая тема нашего урока «Осень».Давайте побеседуем об осени.Какие ассоциации возникают у вас при слове осень?Попробуем составить кластер:

идут дожди пасмурное небо

грязь Осень птицы улетают

собирают урожай листья желтеют

-Задание:по картине на стр.36 учебника составить несколько предложений.

-Теперь попробуйте по глаголам определить,о чем идет речь:

Желтеют,падают (листья); дует,злится (ветер) ; льет,идет (дождь);

-Что помогло вам найти нужное слово? -Ваши знания о слове.Слова-это строительный материал языка.Вместе все слова образуют его словарный состав,или лексику.Лексическое значение слов разъясняется в толковых словарях.Слово может иметь одно значение и несколько.Слова,имеющие одно лексическое значение,называются однозначными.Например:карандаш,пенал,вода,тополь,диван,парта.

Слова,имеющие несколько значений,называются многозначными.В многозначных словах одно значение выступает как основное,а другое-как вторичное.Слово язык,например,имеет несколько значений:1.Орган в ротовой полости человека и животных,способствующий пережевыванию пищи,орган вкуса (Язык не лопатка:знает,что сладко), 2)этот же орган человека,при помощи которого он передает свои мысли (Языку воли не давай), 3) средство общения (говорить на разных языках,найти общий язык),4.разновидность речи,обладающая теми или иными характерными признаками (газетный язык),5)пленный,от которого можно получить нужные сведения (Разведчики привели языка), 6)металлический стержень в колоколе,который,ударяясь о стенку,производит звон (Без языка и колокол нем).

5.Разноуровневые задания.

Задания 1-го уровня:

А)Выполните упражнение №5 из учебника,стр.38

Б)Угадайте слова,значения которых будут вам названы.Запишите эти слова.1)восьмой месяц года,2)третий день недели,3)орудие труда,которое служит обычно для забивания гвоздей,4)священная птица,5)

-Сколько значений у этих слов?Как они называются?

В)Найдите многозначные слова в стихотворениях:

-Не жалейте пятачка,- Поросята тут как тут:

Говорит корова,- -Нам по целой кружке!-

Вы купите молочка- Пятачки свои суют

Вкусного,парного! Маленькие хрюшки...

(А.Шибаев)

Бросил палку кверху Мишка:

-Падай в шапку с ели шишка!-

Шишка хлоп по голове-

Сразу шишек стало две.

(Е.Петрищева.Шишки)

Задания 2-го уровня:

А)Послушайте стихотворение:

Вот шофер какой чудак:

Он поесть не мог никак.

Потому что спозоранку

Он крутил-вертел баранку.

А зачем крутил-вертел?

Лучше взял бы да и съел!

-Кто скажет,почему шофер не мог съесть баранку?Какие значения есть у слова баранка?

Ответ: 1.баранка-руль автомобиля; 2.баранка-колечко,испеченное из теста.

-Что общего у баранок?

Ответ:Оба эти предмета круглые,они похожи друг на друга по внешнему виду.

Б)Прочитайте рассказ и ответьте на вопросы:

- Гриша,не бери нож.Обрежешься!

-Гриша,не бери вилку.Уколешься.

-Зачем ты взял стекляшку?Видишь,она острая...

Когда сели обедать,мама налила сыну суп,положила котлету.

-Я горчицы хочу,-сказал Гриша.

-Нельзя тебе горчицы,она острая,-сказала мама.

Засмеялся Гриша.

-Эх ты!Разве горчица острая?Она горькая.Я еще вчера лизал.

(Б.Рябинин.Острые вещи.)

-Кто был прав:мама,назвав горчицу острой,или Гриша,который сказал,что она горькая?Что из этих предметов можно назвать острым:саблю,перец,ножницы,лампу?В каких случаях слово острый можно заменить словом горький?

Задания 3-го уровня:

А)-Прочитайте рассказ и ответьте на вопросы.

-Папа,можно я заведу собаку?-спросил Гриша.

-Пожалуйста.

«Разрешил!-удивился Гриша.-А раньше никогда не разрешал.Значит,сегодня он добрый».

-А если я хочу завести кошку?

-Что ж,можно и кошку,-согласился отец и взял газету.

«Ну и дела!И кошку можно.Просто чудеса»

-И...и кролика тоже можно завести?

-Если тебе хочется,заведи и кролика.

Гриша даже рот раскрыл от удивления: «Все-все разрешает!Что бы еще попросить?»

-А утку можно завести?Здесь,в этой комнате...утку?!

-Можно,можно.Заводи кого хочешь.Хоть слона,-сказал отец и придвинул Грише ящик.А в ящике лежали собака и кошка,кролик,утка и даже слон.Их всех можно было завести ... ключом.

(Б.Рябинин.Веселый разговор.)

-О чем просил Гриша отца?Как мальчик понимал значение слова завести?Почему Гриша так быстро получил разрешение отца?Попробуйте составить подобный рассказ ?

Б)Напишите мини-сочинение «Осень в моем городе»с использованием однозначных и многозначных слов.

7.Обобщение изученного.Домашнее задание:

1-уровень-упр.№3,4 стр.38

2-уровень-упр.6,стр.38;

3-уровень-поработать над рассказом Бианки «Кладовая» стр.39-40

-Придумайте конец рассказа;

-Составьте план к тексту.

-О чем вы узнали сегодня на уроке?Составим опорную схему:

значение слов словарный состав языка

однозначные слова Лексика многозначные слова

8.Подведение итогов урока.






© 2010-2022