- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Тема проекта: «Несклоняемые имена существительные»
Тема проекта: «Несклоняемые имена существительные»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Зубкова Ю.Ю. |
Дата | 19.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Государственное бюджетное образовательное учреждение
«Нижегородский институт развития образования»
Тип проекта: информационный
Тема проекта:
«Несклоняемые имена существительные»
Выполнила учитель письма и чтения
МКС(К)ОУ школы VIII вида №107
Зубкова Юлия Юрьевна
Нижний Новгород
2014
Актуальность. Для учащихся специальной (коррекционной) школы характерны такие черты, как нарушение социализации в широком проявлении: неумение вести себя в обществе, дурные привычки и т. д. Эффективность, качество обучения во многом зависят от опыта педагога, правильного планирования им своей работы и других факторов. Учитель должен помочь школьнику с нарушенным интеллектом усвоить такой круг образовательных и профессиональных знаний, умений и навыков, которые он сможет применить к условиям социальной среды, то есть социально адаптироваться. Однако эта среда имеет сложную структуру, и ученик в силу первичного дефекта лишен возможности самостоятельной социализации. Поэтому при организации учебного процесса учитель руководствуется следующими принципами
1) обучение должно быть направлено на ослабление недостатков в познавательной деятельности и на формирование личностных качеств;
2) наиболее эффективным средством формирования установки на восприятие учебного материала является использование проблемных ситуаций;
3) необходимо разнообразие методов обучения и видов учебной деятельности на уроке;
4) на уроке должны рационально сочетаться словесные, наглядные и действенные методы;
5)вся система коррекционной работы осуществляется на основе клинического и психолого-педагогического изучения ребенка, индивидуального и дифференцированного подходов.
Особое внимание необходимо уделять воспитанию культуры речевого поведения учащихся. Как и многие другие правила, установленные людьми, эти нормы ребёнок усваивает преимущественно практическим путём, перенимая от старших. Не все дети данной группы могут увидеть нормы культурного поведения в домашней обстановке. Поэтому иногда только уроки письма и чтения могут повлиять на формирование нужных привычек, а так же становление отсутствующих, обогащение запаса языковых средств детей.
Цель Развитие представления у детей о несклоняемых именах существительных, умения правильно употреблять их в речи.
Задачи:
-
Развитие речи, обогащение словарного запаса учащихся.
-
Развитие умения работать в паре.
-
Знакомство со статьями административного кодекса, профилактика правонарушений.
Механизм реализации цели и задач проекта.
В рамках проекта идет обучение учащихся правильному употреблению в речи несклоняемых имен существительных, развитие речевого общения, социализации, привитие навыков здорового образа жизни.
Партнеры.
Социальный педагог, педагог-психолог, воспитатель, классный руководитель, родители учащихся, администрация школы.
Целевая аудитория.
Учащиеся 8а класса в количестве 10 человек. По состоянию физического развития ученики принадлежат к разным группам занятий физической культуры. 3 ученика имеют инвалидность.
В полных семьях проживают 4 человека. У 3 учащихся родители в разводе, у двух - отец умер, 1 ученик проживает в д/д «Солнышко». Достаток во всех семьях средний, но родители стараются обеспечить детей всем необходимым, контролируют поведение и успеваемость ребят. Просматриваются внутрисемейные проблемы и конфликты. По своему развитию учащихся можно распределить по 3 уровням.
К 1 уровню можно отнести 4 учащихся. Они заинтересованно относятся к учебе. На уроках активно работают, старательно выполняют задания. Внимание непроизвольное, объем, концентрация и устойчивость средние. Преобладает механическая память. В процессе наблюдения дети данной группы выделяет признаки, анализируют, сравнивают, находят различия, классифицируют, обобщают с помощью наводящих вопросов учителя, рассуждают и делает выводы с опорой на алгоритм. Техника чтения учащихся приближена к требованиям программы специальной школы. Словарный запас соответствует возрасту.
2 уровень - 4 человека. На уроках эти учащиеся не всегда активны, заинтересованность к учебе проявляется эпизодически. Внимание непроизвольное, объем мал, концентрация слабая, испытывают трудности в переключении и распределении. Аналитико-синтетическая деятельность мышления и уровень развития памяти снижены. Отмечается кратковременность и избирательность запоминаемого материала. В речи детей данной группы встречаются отдельные речевые погрешности, она недостаточно выразительна, учащиеся затрудняются в поиске слов, выражении мысли.
К 3 уровню относятся 2 человека. Эти учащиеся постоянно отвлекаются от учебной работы, быстро утомляются, к учебе заинтересованность не проявляют. С трудом переключается с одного вида деятельности на другой. Присутствует механическое запоминание. Внимание неустойчивое, к целенаправленной деятельности не способны. Мышление конкретно-образное, причинно-следственные связи устанавливает только с помощью учителя. Выражение мыслей в словесной форме вызывает затруднение. Трудовые навыки развиты слабо. Необходим постоянный контроль со стороны учителя, воспитателя.
Между учащимися класса существует понимание. Лидерами класса являются 2 ученика. Признаки взаимопомощи, сплоченности сформированы не полностью, ученики имеют разные ценностно-ориентационные взгляды. Иногда возникают конфликты, инициаторами которых являются 3 учащихя. Эти дети расторможены, легко возбудимы. 5 учеников посещают школьные спортивные секции по футболу, волейболу, теннису, шашкам, 1 из них посещает секцию рукопашного боя в УМЦ МВД «Динамо». 5 учащихся являются членами отряда ЮИД, а так же посещают кружок «Школа здоровья».
Учащиеся класса учувствуют в спортивных мероприятиях школы, 2 учащихся являются членами сборной команды школы, принимают участие в городских, областных соревнованиях. Во внеклассной и внешкольной работе активное участие принимают 3 учащихся.
Обоснование необходимости проекта.
Учащиеся 8 класса часто неправильно употребляют в речи несклоняемые имена существительные. Происходит это из-за незнания значений некоторых несклоняемых существительных наиболее часто встречающихся в речи, отсутствия речевой практики. Еще большую трудность представляет вопрос об определении рода у несклоняемых имен существительных (кофе, кенгуру, фламинго). Решение этого вопроса так же тесно связано с повседневной речевой практикой. Для подростков данного класса характерны такие черты, как нарушение правопорядка, неумение вести себя в обществе, за столом, они не всегда умеют адаптироваться к незнакомой среде, к новым обстоятельствам, имеют вредные привычки.
План реализации проекта.
1 Подготовительный (организационный) этап -1 неделя
- выбор темы;
- сбор и обработка информации по теме
- формулировка проблемы
- определение целей и задач проекта
-формирование рабочих групп, определение возможности ее членов
- определение основных направлений в рамках проекта
- составление плана работы, определение предполагаемых сроков выполнения поставленных задач, назначение ответственных.
План проведения мероприятий для учащихся.
День недели
Мероприятие
Ответственный
Понедельник
Знакомство с несклоняемыми именами существительными
Учитель письма
Вторник
Сбор информации
Учащиеся 8а кл
Среда
Экскурсия в метро
Воспитатель
Четверг
Создание слайдов для презентации о несклоняемых именах существительных
Группы учащихся, учитель письма
Пятница
Знакомство со статьями административного кодекса
Соц. Педагог
Суббота
Посещение кафе «Шоколад»
Классный руководитель
Воскресение
Посещение кукольного театра
Родители учащихся
2 Основной этап - проведение урока по теме «Несклоняемые имена существительные».
Ход урока:
1 Орг. Момент
2 Актуализация знаний.
-Чтение стихотворения.
- Как можно назвать выделенные существительные? Почему они так называются?
- Изменить по падежам одно из них. (1 ученик на доске) Проверка.
3 Объявление темы и цели урока.
- Несклоняемые имена существительные пришли к нам из других языков. Мы иногда употребляем их в речи, допускаем ошибки. Поэтому сегодня на уроке письма мы выясним значение некоторых несклоняемых имен существительных и будем учиться правильно употреблять эти слова в нашей речи.
- Объяснить значение выделенных слов.( Группы учащихся показывают подготовленные слайды)
-Записать слова из стихотворения в тетрадь через запятую.
- Взаимопроверка
4 Работа с деформированным текстом.
- Прочитать предложение, вставить подходящее по смыслу несклоняемое имя существительное из записанных в тетради.
Вечером мы с подругой собрались в … (кино) .
На улице было прохладно, поэтому она была в новом сером … (пальто) .
На шее развевалось … (кашне) .
По дороге мы зашли в … (кафе) , попросили … (меню) и заказали … (какао) , … (желе) и … (эскимо) .
- Знакомство со статьями Административного кодекса. Статья 162 об употреблении несовершеннолетними алкогольных напитков.
- Беседа о правилах поведения в кафе.
Продолжение работы с деформированным текстом.
В …(фойе) кинотеатра было много народа.
Фильм был про огромного … (шимпанзе) .
Возвращались мы домой на …. (метро) .
- Знакомство с Законом «Об ограничении пребывания детей в общественных местах на территории Нижегородской области»
5 Самостоятельная работа.
- Запись текста.
6. Проверка.
7. Итог урока.
3. Заключительный этап.
- оценка полученных результатов в свете поставленной цели;
- определение перспектив развития проекта
Написание сочинений об экскурсии в кафе, используя несклоняемые имена существительные.
Ожидаемые результаты
1 Правильное употребление несклоняемых имен существительных в речи учащихся.
2. Формирование здорового образа жизни подростков.
3. Профилактика правонарушений.
4. Сплочение классного коллектива.