Учебный диалог на уроках литературы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учебный диалог на уроках литературы.


Одна из наиболее перспективных проблем современной педагогики - обучение конкретному предмету на основе общения в процессе совместной деятельности учителя и ученика.

Предпочтительность поискового диалога по сравнению с иллюстративно-монологическими формами сообщения знаний отмечал еще А.Дистервег: «…знания в собственном смысле слова сообщить невозможно. Можно человеку предложить, подсказать, но овладеть ими он должен путем собственной деятельности…»

Ориентация на диалогические формы познания особенно важна на уроках литературы. Знакомство с литературой, познание мира через литературу порождает особую потребность выразить свои мысли и чувства, и наша задача - помочь учащимся найти речевые средства выражения мыслей.

В методике преподавания литературы вопрос о диалоге до сих пор ставится в основном касательно беседы при изучении литературного произведения. Большая часть диалога, но в современных условиях важно несколько шире взглянуть на проблему диалогического общения на уроках.

Прежде чем предложить модели уроков, хотелось бы определиться с особенностью таких уроков.

  1. В чем особенность урока - диалога?

Прежде всего это касается создания необходимых условий, стимулирующих диалог, то есть атмосферы, способствующей эффективности диалогических отношений. Их общими признаками, по утверждению философа Г.Буша, являются:

целенаправленность,

полная симметричность,

равноправность,

исключительность,

уникальность,

существование только в настоящем времени и

только между партнерами,

возможность спонтанного их возникновения и т.д.

Немаловажное значение имеют такие качества урока - диалога, как активное двустороннее взаимодействие, при котором собеседники нуждаются друг в друге, чутко реагируют на все происходящее. Они внимательны к мнению других, учитывают его во время обсуждения, рады найти единомышленников, стремятся наладить контакт с оппонентами, понять их точку зрения, вникнуть в суть разногласий. Для ведения диалога обязательна некая внутренняя общность партнеров, единый предмет обсуждения.

Условиями успешного взаимодействия участников урока - диалога является заинтересованность предложенной темой, постановка нестандартной проблемы, проблемной ситуации.

Меняется структура урока, организация учебного пространства, содержание диалога и позиция участников диалога к этому содержанию.

Если на обычном, традиционном уроке цели его участников в основном совпадают, то на уроке-диалоге они могут быть очень разными.

Следует обращать внимание и на исходные позиции участников диалога, на цели и приемы, которые используются для их достижения.

  1. Какое место занимает диалог на уроке литературы?

Диалог на уроке литературы, конечно, должен занимать ведущее место. Он может длиться весь урок, а может быть только его фрагментом (например, ролевая игра или игровая ситуация). Все зависит от содержания и целей урока, от желания участников и возможностей педагога.

Как организовать такой урок?

Как научить детей диалогическому общению?

Давайте посмотрим, какие виды диалога уже давно и с успехом используют учителя на уроках.

  1. В учебной деятельности часто возникает диалог-спор или диалог-согласие.

В диалоге -согласии участники выражают общие или сходные позиции и во многом дополняют друг друга. Этим достигается более глубокое взаимопонимание и достижение поставленной цели в разрешении проблемы. Культура этого вида диалога разработана в значительно меньшей степени, чем диалога-спора.

Хотя, на мой взгляд, этот вид диалога чаще присутствует на наших уроках, чем спор. Он популярен при анализе лирических произведений, небольших прозаических текстов, когда текст понятен и принимается большинством сразу и не вызывает каких-либо разногласий.

Диалог-спор относится к межличностному диалогу, встречается, к сожалению, реже и нуждается в следовании определенной структуре спора. Резкие и категоричные обращения к собеседнику в споре недопустимы. Желательны обращения более мягкие, направленные на создание доброжелательного климата общения, нахождение общих основ для совместного поиска истины. Если говорить о структуре такого типа урока, необходимо выделить следующие элементы.

В структуру диалога-спора входит:

а) выявление цели спора, предмета обсуждения и предмета разногласия;

б) формулировка тезисов, анализ возможностей и доказательств, выбор стратегии спора и планирование ее тактического осуществления;

в) оценка тезисов противника. Его отношения к спору и предполагаемой стратегии, а также зондирование поведения противника посредством уточнения понятия;

г) доказательство своих тезисов и опровержение тезисов оппонента;

д) заключение с учетом положительных и отрицательных результатов, формулировка новых проблемных вопросов, вытекающих из результатов спора.

2. Информационный и интерпретационный диалоги.

Первый ведется в ситуации, когда между партнерами имеется разрыв в знаниях, например, партнеры учитель и ученик.

Информационный диалог популярен на вводных уроках, на проблемных лекциях, где учебный материал представляется в форме учебной проблемы, неизвестным является ответ на вопрос. Учитель обращается к ученикам «за помощью», предлагает им обсудить разные точки зрения, разный подход в науке на решаемую проблему. Конечно, у него уже есть своя позиция, но она сообщается только после совместных поисков и размышлений и не выдается в готовом виде, а «рождается»участниками в процессе занятий.

Если же их знания примерно одинаковы, но получают разное толкование, тогда реализуется второй вид диалога, т.е. интерпретационный.

Распространен на уроках литературы функционально- ролевой диалог, который представляет собой ролевое взаимодействие личностей. К функциональным ролям относятся статусные роли, профессиональные, ситуативные роли, определяемые конкретной ситуацией. Например, ученик может выступать в роли лектора, критика, экскурсовода, участника телепередачи, участника «литературного салона», «интеллектуального клуба» и др.

Он может вступать в общение с героями произведения лил стать свиделем их воображаемого диалога. «Воображаемые встречи» хорошо включать в уроки по анализу художественного текста и на заключительных занятиях.


Этапы разработки урока-диалога.

В работах В.А. Кан-Калика есть следующая структура организации педагогического процесса и соотнесение его с этапами педагогического общения.

Педагогический процесс имеет следующие стадии:

1 Замысел - моделирование предстоящего общения с классом в процессе подготовки к уроку;

2. Воплощение замысла - организация непосредственного общения с классом;

управление общением в процессе;

создание внутренней мотивации совместной работы;

обеспечение психологического комфорта;

установка на активный поиск и обретение новых знаний;

  1. Анализ - анализ общения и моделирование новой системы общения.

Структура урока -диалога.


  1. Сообщить тему урока, проинформировать о предмете разговора.

  2. Определить проблему, проблемный вопрос.

  3. Прочитать текст (для исследования, разговора, анализа и т.д.)

  4. Четко и конкретно сформулировать тезис (антитезис). Уточнить смысл каждого понятия.

  5. Исследовать аргументы в защиту или опровержение тезиса (антитезиса):

- прием вопросов, контрвопросов;

- обращение к собственному опыту;

- нестандартные «игровые задания»;

- ролевые игры;

6. Сделать вывод, обобщить, обозначить новую проблему.

«Шпаргалка» для отслеживания техники спора.


  1. Определите вид спора.

    1. По мотивам и целям:

а) из-за истины б) для убеждения кого-либо; в) для победы г) спор ради спора

1.2 По социальной значимости проблемы:

а) общечеловеческие интересы б)национальные в) интересы социальных групп

г) групповые д) семейные е) личные

1.3 По количеству участников:

а) монолог (внутренний спор) б) диалог в) полилог (команд)

1.4 При слушателях - без слушателей

1.5 По форме проведения:

а) устный б) письменный

2. Охарактеризуйте предмет спора.

2.1 Актуальность предмета спора для данной ситуации, для участников спора;

2.2 Способы выделения предмета спора

2.3 Характеристика компетентности и эрудиции каждой стороны в споре.

3. Охарактеризуйте тезис и антитезис.

3.1 В форме какого суждения представлены тезис и антитезис?

3.2 Каким образом оппоненты установили разногласия?

3.3 Насколько точно и конкретно сформулированы тезис и антитезис?

3.4 Наблюдались ли логические ошибки: потеря или подмена тезиса?

4. Охарактеризуйте основные качества участников спора:

- заинтересованность

-конструктивность подхода

- умение идти на компромисс

- стремление к коррекции точки зрения

- поиск правильных доводов противника

- интеллектуальная терпимость

- умение слушать

- умение держать позицию

- эмпатия

- лабильность

- гибкость мышления

- культура речи

5.Какая стратегия воздействия на оппонента выбрана, что преобладает (доказывание, убеждение, уговаривание, защита, опровержение).

6. Какие аргументы для доказывания и опровержения используются оппонентами: сильные или слабые).

6.1 Назовите эти доводы;

6.2 Укажите способ демонстрации аргументов;

6.3 Определите, нет ли логических ошибок в предъявлении аргументов?

7. Какие приемы защиты используют оппоненты?

( ирония, юмор, недозволенный аргумент, эффектное сравнение, авторский комментарий, контрвопрос, анализ вывода, подхват реплики, гневная отповедь, контрпример, оттягивание ответа).

8. Какие вопросы использовались оппонентами в споре?

8.1 Уточняющие - восполняющие

8.2 Простые - сложные

8.3 Логически корректно и логически некорректно поставленные

8.4 Нейтральные, доброжелательные, недоброжелательные

9. Какие виды ответов использовали:

9.1 Правильные - неправильные

9.2 Краткие - развернутые

9.3. Пошлые - остроумные

9.4 Полные - неполные

10. Какие уловки были использованы?

10.1 дозволенные - недозволенные;

11. Как заканчивается спор?

11.1 признание тезиса или антитезиса обеими сторонами;

11.2 тезис или антитезис редактируется обеими сторонами;

11.3 отбрасывается и тезис и антитезис и вырабатывается новый вариант;

11.4 признание поражения.


© 2010-2022