- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Авторская разработка урока по Сингапурской методике обучения «Правописание НЕ с прилагательными»
Авторская разработка урока по Сингапурской методике обучения «Правописание НЕ с прилагательными»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Кузнецова И.Н. |
Дата | 07.12.2013 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Новые структуры обучения. Первые опыты и проблемы…
Учитель русского языка и литературы
МБОУ «Хорновар-Шигалинская СОШ»
Дрожжановского муниципального района
Республики Татарстан
В этом учебном году в образовательном процессе Республики Татарстан большие нововведения: реализация совместного проекта Министерства образования и науки РТ «Совершенствование качества преподавания в РТ» и сингапурской компании «Educare International Consultancy».
Для многих учителей новые структуры обучения - яркий всплеск, большая надежда на возможность обновления образовательного процесса современной школы. Главные идеи новых технологий так актуальны для формирования молодого поколения современного общества:
1) «…обучить навыкам эффективной коммуникации, сотрудничества и работы в команде…»;
2) «…формирование навыков критического и креативного мышления для генерации новых идей…» (из обращения Генерального директора Educare International Consultancy Майка Тирумана).
Для меня, учителя с 30-летним стажем работы в школе, новые структуры обучения - большая возможность для повышения качества преподавания русского языка и литературы.
Урок русского языка в 6 классе
с применением новых структур обучения
Тема: Правописание НЕ с прилагательными
Задачи урока.
Образовательные:
1)познакомить с основными правилами слитного и раздельного написания не с именами прилагательными;
2) сформировать навыки правильного написания НЕ с именами прилагательными;
Развивающие:
1) развивать у детей учебно-организационное умение определять задачу на уроке;
2) осуществлять самоконтроль;
3) расширять словарный запас учащихся, формировать умение аргументировать свой ответ, развивать культуру речи.
Воспитывающие:
1) Воспитание интереса к природе, стремления к заботливому отношению к ней;
2)Воспитание у учащихся социальной компетентности, умение учитывать позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем;
Оборудование: компьютер, раздаточный материал, карточки, презентация, доска, менеджменты.
Тип урока: изучение нового материала.
Технологии: новые структуры обучения, педагогика сотрудничества.
Ход урока
-
Организационный момент: тема, цель, планируемые образовательные результаты.
- Мы сегодня на уроке работаем, сидя в группах (бригадах), учимся заниматься сообща, сотрудничая и помогая друг другу лучше усваивать учебный материал.
- Приветствуем партнера по лицу, по плечу; пожелаем друг другу хорошего настроения и удачи на уроке.
- Цель сегодняшнего урока: изучить тему «Не с именами прилагательными»
2. Подготовка к активной учебной деятельности каждого ученика на основном этапе урока: постановка учебной задачи, актуализация знаний.
1) Повторение о разрядах имен прилагательных.
- Чтобы изучить новую тему, мы сначала должны повторить темы «Качественные прилагательные» и «Правописание НЕ с существительными».
1) Структура «Джот-тотс» (30сек.)
Задача: вспомнить про качественные имена прилагательные и написать их правильно.
Алгоритм работы:
1)Берите лист бумаги, складывайте на 2 части, разглаживайте линию, чтобы ровно порвать лист, потом делите половинки еще на 2 части и получите 4 карточки, на них пишите слова.
2) Придумайте по 4 слова - качественные прилагательные;
3)Проговорите это слово громко для членов вашей команды и запишите на одном листочке бумаги.
4)Положите на центр стола лицевой стороной вверх и не закрывайте слово;
5)Каждый должен написать по 4 слова (проверяю правильность слов на карточках у каждой команды)
2)Структура Тик-тэк-тоу: (30 сек.)
-А как мы умеем применять имена прилагательные в связной речи? Выполним такое задание.
Задача: составить предложения с придуманными прилагательными.
Алгоритм:
1) партнер №1 раскладывает 9 листочков в формате3\3 на середине стола;
2) каждый член команды составляет 3 предложения, используя любые три слова на одной линии (по вертикали, по горизонтали или диагонали).
- У кого получились самые интересные предложения, читают партнеры №1
3)Структура Финк-райт-раунд робин (по 30 сек. каждому партнеру)
-Для изучения новой темы повторим о правописании НЕ с именами существительными.
Задача: ответить на вопрос «Чем отличаются качественные и относительные имена прилагательные?»
Алгоритм:
1.подумай;
2.напиши кратко в черновике, не забудь написать примеры;
3. расскажи другим в команде (по кругу, друг за другом рассказываем, обсуждаем.)
- Отвечают на данный вопрос партнеры под №2, другие все слушают, при необходимости исправляют и добавляют.
- Сегодня на уроке над качественными прилагательными работаем дальше, учимся их правильно писать.
3.Изучение новой темы.
1) Постановка учебной задачи,
-Прочитайте тему урока, попробуйте поставить перед собой задачи на урок
(научиться правильно писать не с именами прилагательными )
2)Решение учебной задачи. Усвоение новых знаний.
- Ребята, попробуйте изучить эту тему самостоятельно, по учебнику.
-Выполним работу «До и после»
Структура «ЭЙ АР ГАЙД» («До и после»)
Задача: изучить самостоятельно новую тему, используя ранее изученную тему «Не с именами существительными»
Алгоритм:
1этап: работаем с утверждениями и ставим плюс, если согласны с утверждением и - минус, если не согласны, в графе «До»; (не боимся ошибаться)
2 этап- изучаем тему «Не с прилагательными» по учебнику на стр.25, п.62
3 этап: выполняем работу и ставим +, если согласны с утверждением и -тире , если не согласны в графе «После».
4 этап- объясняем свои ошибки у доски.
«До и после»
До
- или +
Утверждения
Пишется:
После
+или -
(не) высокий - слитно
(не)брежный -слитно
(не)маленький, а большой- раздельно
совсем (не) умный - слитно
вовсе (не) слабый - раздельно
ничуть (не) спокойный - слитно
нисколько (не) красивый - раздельно
мальчик (не)скромен- раздельно
девочка (не)ряшлива- раздельно
-Правописание каких слов не смогли правильно отметить?
-Какие имена прилагательные написали правильно, какие - неправильно? Пишем на доске, объясняем.
Правильно отметили
Неправильно отметили
Невысокий
Совсем (не) умный.
Не маленький, а большой
Вовсе (не) слабый
Небрежный
Ничуть (не) спокойный
-Почему слова 2-ой колонки отметили неправильно ( Не с прилагательными пишется раздельно, если при нем есть слова совсем, вовсе, ничуть, отнюдь -этого пункта нет по теме «Не с именами прилагательными», этого не знали до изучения темы)
Финк-райт-раунд робин (по 30 сек. каждому партнеру)
Задача: запомнить правила правописания НЕ с именами прилагательными.
Алгоритм:
1.подумай;
2.напиши кратко в черновике, не забудь написать примеры;
3. расскажи другим в команде (по кругу, друг за другом рассказываем, обсуждаем).
- Отвечают на данный вопрос партнеры под №3, другие все слушают, при необходимости исправляют и добавляют.
Учебный материал для запоминания.
Не с именами прилагательными пишутся слитно:
-
Если слово не употребляется без не.
-
Если прилагательное с не может быть заменено синонимом без не - или близким по значению выражением.
Пишутся раздельно:
-
Если в предложении есть противопоставление с союзом а.
-
Если к прилагательным относятся слова далеко не, вовсе не, ничуть не, нисколько не.
Структура «Клок-баддис»(Встреча по часам)
Задача : ответить на вопрос и запомнить, чем отличаются правила правописания не с прилагательными от правил написания не с существительными» (встреча с партнером на 9 часов, 30 сек.)
-Берем ваши часы, смотрим, кому назначили встречу на 9 часов и идем на встречу под музыку (физминутка)
- Даем друг другу «5» , приветствуем и начинаем работу.
Задача: запомнить, чем отличаются правила правописания не с прилагательными от правил «Не с существительными»
1.Чем различаются правила правописания Не с существительными и Не с прилагательными?(встреча с партнером на 9 часов)
(Отличие: Не с прилагательными пишется раздельно, если к прилагательным относятся слова далеко не, вовсе не, ничуть не, нисколько не)
Алгоритм:
1.Подумайте.
2. Запишите .
3 Расскажите партнеру.
-Сначала думаем, потом рассказывают те партнеры, кто выше.
-Те, кто ниже, рассказывают всему классу то, что услышали от партнера.
3. Первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала (текущий контроль ).
-Важно не только знать правило, но и уметь его применять.
- Напишите правильно, применяя изученное правило.
1)почерк (не)брежен;
2)(не)счастливый день;
3)(Не) добрый, а злой взгляд;
4)Вовсе (не)справедливое решение;
5)Арбуз (ни)чуть не сладкий.
Лист контроля:
1)Почерк небрежен;
2)Несчастливый день;
3)Не добрый, а злой взгляд;
4)Вовсе не справедливое решение;
5)Ничуть не сладкий арбуз.
Оцениваем: 1-2 ошибки- «4», 3 ошибки- «3»
4. Закрепление изученного материала. Развитие речи.
-Отправляемся в путешествие в зимний лес.
-Прочитайте текст, определите тип текста ( описание)
-Какова идея текста? (Красив и интересен зимний лес)
-Слов каких частей речи много в тексте?
- Как пишутся прилагательные и существительные с НЕ?
Задание: списать имена прилагательные, которые пишутся слитно (1 стол), раздельно (2,3 стол) и объяснить написание с партнерами по плечу (релли-робин), затем всему классу.
Текст
Зимний лес
Лес утонул в (не)пролазных сугробах. Вместе со снегом налетели в лес диковинные существа. Белые (не) знакомые фигурки расселись по пням и сучкам. У реки грустит о братце (не)веселая Алёнушка .Тут вылез из сугроба лесной человечек в огромной шапке. А этот зверёк и вовсе (не)известен. Но сделай шаг в сторону, и обернётся зверёк сучком. (Не) грустное, а веселое настроение сменило осеннее (не)настье.
Структура «Ол- райт -раунд-робин»
Задача: составить рассуждение по теме «Нам очень нравится зима»
Структура текста-рассуждения:
1 часть -тезис, утверждение;
2 часть- аргументы, доказательства , примеры.(во-первых, во-вторых, в третьих и т.д.);
3 часть- вывод (таким образом, итак ).
-Тезис вам дается, (Нам нравится зима), вывод писать тоже нетрудно, будем учиться подбирать аргументы утверждению.
Утверждение: Нам очень нравится зима.
Алгоритм.
-
1этап. Каждый берет лист бумаги и пишет аргумент, почему ему нравится зима.
-
2этап. Каждый по очереди читает свои аргументы, кто слушает, тот пишет черточку после своих аргументов и добавляет в свой лист после черточки те аргументы, которых у него нет.
-
3 этап. Партнеры №3 читают всему классу аргументы, которые получились в результате совместной работы бригады.
-В результате выполнения этой работы вы подготовились писать домашнее сочинение по теме «Нам очень нравится зима».
5. Контроль и самопроверка знаний
Самостоятельная работа.(упражнение 357)
Задача: написать слова с Не правильно, объяснить.
1 этап-выполнение, 2 этап-взаимопроверка в парах по лицу.
Критерии оценивания: 1-2 ошибки- «4»;3-4 ошибки - «3»
6.Рефлексия.
-Как вы изучили новую тему? Все ли поняли?
Структура: 3-2-1
-
3…самых важных момента, которые я сегодня узнал.
-
2 …правила, которые я буду помнить при написании Не с прилагательными.
-
1…вопрос, который у меня возник на уроке.
-Напишите краткие ответы и обменяйтесь мнением в парах по плечу
7. Домашнее задание и инструктаж по его выполнению :
1) упражнение 360 (для всех),п.62;
2) сочинение «Наступила зима» (по выбору, с использованием составленных в классе аргументов).
-Вы оценили свою работу на уроке, значит, вам не составит труда выполнить домашнее задание.
-Прочитаем домашнее задание и объясняем, какие задачи пред вами.
-Если непонятно, спрашиваем.