Авторская разработка урока по Сингапурской методике обучения «Правописание НЕ с прилагательными»

"Описание материала: "В "этом "учебном "году "в "образовательном "процессе "Республики "Татарстан "большие "нововведения:   "Для "многих "учителей "новые "структуры "обучения - "яркий "всплеск, "большая "надежда "на "возможность "обновления "образовательного "процесса "современной "школы. " "Главные "идеи "новых "технологий "так "актуальны "для "формирования "молодого "поколения "современного "общества: «…"обучить "навыкам "эффективной "коммуникации, "сотрудничества "и "работы "в "команде…»;  «…...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Новые структуры обучения. Первые опыты и проблемы…

Учитель русского языка и литературы

МБОУ «Хорновар-Шигалинская СОШ»

Дрожжановского муниципального района

Республики Татарстан



В этом учебном году в образовательном процессе Республики Татарстан большие нововведения: реализация совместного проекта Министерства образования и науки РТ «Совершенствование качества преподавания в РТ» и сингапурской компании «Educare International Consultancy».

Для многих учителей новые структуры обучения - яркий всплеск, большая надежда на возможность обновления образовательного процесса современной школы. Главные идеи новых технологий так актуальны для формирования молодого поколения современного общества:

1) «…обучить навыкам эффективной коммуникации, сотрудничества и работы в команде…»;

2) «…формирование навыков критического и креативного мышления для генерации новых идей…» (из обращения Генерального директора Educare International Consultancy Майка Тирумана).

Для меня, учителя с 30-летним стажем работы в школе, новые структуры обучения - большая возможность для повышения качества преподавания русского языка и литературы.



Урок русского языка в 6 классе

с применением новых структур обучения

Тема: Правописание НЕ с прилагательными

Задачи урока.

Образовательные:

1)познакомить с основными правилами слитного и раздельного написания не с именами прилагательными;

2) сформировать навыки правильного написания НЕ с именами прилагательными;

Развивающие:

1) развивать у детей учебно-организационное умение определять задачу на уроке;

2) осуществлять самоконтроль;

3) расширять словарный запас учащихся, формировать умение аргументировать свой ответ, развивать культуру речи.

Воспитывающие:

1) Воспитание интереса к природе, стремления к заботливому отношению к ней;

2)Воспитание у учащихся социальной компетентности, умение учитывать позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем;

Оборудование: компьютер, раздаточный материал, карточки, презентация, доска, менеджменты.

Тип урока: изучение нового материала.

Технологии: новые структуры обучения, педагогика сотрудничества.

Ход урока

  1. Организационный момент: тема, цель, планируемые образовательные результаты.

- Мы сегодня на уроке работаем, сидя в группах (бригадах), учимся заниматься сообща, сотрудничая и помогая друг другу лучше усваивать учебный материал.

- Приветствуем партнера по лицу, по плечу; пожелаем друг другу хорошего настроения и удачи на уроке.

- Цель сегодняшнего урока: изучить тему «Не с именами прилагательными»

2. Подготовка к активной учебной деятельности каждого ученика на основном этапе урока: постановка учебной задачи, актуализация знаний.

1) Повторение о разрядах имен прилагательных.

- Чтобы изучить новую тему, мы сначала должны повторить темы «Качественные прилагательные» и «Правописание НЕ с существительными».

1) Структура «Джот-тотс» (30сек.)

Задача: вспомнить про качественные имена прилагательные и написать их правильно.

Алгоритм работы:

1)Берите лист бумаги, складывайте на 2 части, разглаживайте линию, чтобы ровно порвать лист, потом делите половинки еще на 2 части и получите 4 карточки, на них пишите слова.

2) Придумайте по 4 слова - качественные прилагательные;

3)Проговорите это слово громко для членов вашей команды и запишите на одном листочке бумаги.

4)Положите на центр стола лицевой стороной вверх и не закрывайте слово;

5)Каждый должен написать по 4 слова (проверяю правильность слов на карточках у каждой команды)

2)Структура Тик-тэк-тоу: (30 сек.)

-А как мы умеем применять имена прилагательные в связной речи? Выполним такое задание.

Задача: составить предложения с придуманными прилагательными.

Алгоритм:

1) партнер №1 раскладывает 9 листочков в формате3\3 на середине стола;

2) каждый член команды составляет 3 предложения, используя любые три слова на одной линии (по вертикали, по горизонтали или диагонали).

- У кого получились самые интересные предложения, читают партнеры №1

3)Структура Финк-райт-раунд робин (по 30 сек. каждому партнеру)

-Для изучения новой темы повторим о правописании НЕ с именами существительными.

Задача: ответить на вопрос «Чем отличаются качественные и относительные имена прилагательные?»

Алгоритм:

1.подумай;

2.напиши кратко в черновике, не забудь написать примеры;

3. расскажи другим в команде (по кругу, друг за другом рассказываем, обсуждаем.)

- Отвечают на данный вопрос партнеры под №2, другие все слушают, при необходимости исправляют и добавляют.

- Сегодня на уроке над качественными прилагательными работаем дальше, учимся их правильно писать.

3.Изучение новой темы.

1) Постановка учебной задачи,

-Прочитайте тему урока, попробуйте поставить перед собой задачи на урок

(научиться правильно писать не с именами прилагательными )

2)Решение учебной задачи. Усвоение новых знаний.

- Ребята, попробуйте изучить эту тему самостоятельно, по учебнику.

-Выполним работу «До и после»

Структура «ЭЙ АР ГАЙД» («До и после»)

Задача: изучить самостоятельно новую тему, используя ранее изученную тему «Не с именами существительными»

Алгоритм:

1этап: работаем с утверждениями и ставим плюс, если согласны с утверждением и - минус, если не согласны, в графе «До»; (не боимся ошибаться)

2 этап- изучаем тему «Не с прилагательными» по учебнику на стр.25, п.62

3 этап: выполняем работу и ставим +, если согласны с утверждением и -тире , если не согласны в графе «После».

4 этап- объясняем свои ошибки у доски.

«До и после»

До

- или +

Утверждения

Пишется:

После

+или -

(не) высокий - слитно

(не)брежный -слитно

(не)маленький, а большой- раздельно

совсем (не) умный - слитно

вовсе (не) слабый - раздельно

ничуть (не) спокойный - слитно

нисколько (не) красивый - раздельно

мальчик (не)скромен- раздельно

девочка (не)ряшлива- раздельно

-Правописание каких слов не смогли правильно отметить?

-Какие имена прилагательные написали правильно, какие - неправильно? Пишем на доске, объясняем.

Правильно отметили

Неправильно отметили

Невысокий

Совсем (не) умный.

Не маленький, а большой

Вовсе (не) слабый

Небрежный

Ничуть (не) спокойный

-Почему слова 2-ой колонки отметили неправильно ( Не с прилагательными пишется раздельно, если при нем есть слова совсем, вовсе, ничуть, отнюдь -этого пункта нет по теме «Не с именами прилагательными», этого не знали до изучения темы)

Финк-райт-раунд робин (по 30 сек. каждому партнеру)

Задача: запомнить правила правописания НЕ с именами прилагательными.

Алгоритм:

1.подумай;

2.напиши кратко в черновике, не забудь написать примеры;

3. расскажи другим в команде (по кругу, друг за другом рассказываем, обсуждаем).

- Отвечают на данный вопрос партнеры под №3, другие все слушают, при необходимости исправляют и добавляют.

Учебный материал для запоминания.

Не с именами прилагательными пишутся слитно:

  1. Если слово не употребляется без не.

  2. Если прилагательное с не может быть заменено синонимом без не - или близким по значению выражением.

Пишутся раздельно:

  1. Если в предложении есть противопоставление с союзом а.

  2. Если к прилагательным относятся слова далеко не, вовсе не, ничуть не, нисколько не.

Структура «Клок-баддис»(Встреча по часам)

Задача : ответить на вопрос и запомнить, чем отличаются правила правописания не с прилагательными от правил написания не с существительными» (встреча с партнером на 9 часов, 30 сек.)

-Берем ваши часы, смотрим, кому назначили встречу на 9 часов и идем на встречу под музыку (физминутка)

- Даем друг другу «5» , приветствуем и начинаем работу.

Задача: запомнить, чем отличаются правила правописания не с прилагательными от правил «Не с существительными»

1.Чем различаются правила правописания Не с существительными и Не с прилагательными?(встреча с партнером на 9 часов)

(Отличие: Не с прилагательными пишется раздельно, если к прилагательным относятся слова далеко не, вовсе не, ничуть не, нисколько не)

Алгоритм:

1.Подумайте.

2. Запишите .

3 Расскажите партнеру.

-Сначала думаем, потом рассказывают те партнеры, кто выше.

-Те, кто ниже, рассказывают всему классу то, что услышали от партнера.

3. Первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала (текущий контроль ).

-Важно не только знать правило, но и уметь его применять.

- Напишите правильно, применяя изученное правило.

1)почерк (не)брежен;

2)(не)счастливый день;

3)(Не) добрый, а злой взгляд;

4)Вовсе (не)справедливое решение;

5)Арбуз (ни)чуть не сладкий.

Лист контроля:

1)Почерк небрежен;

2)Несчастливый день;

3)Не добрый, а злой взгляд;

4)Вовсе не справедливое решение;

5)Ничуть не сладкий арбуз.

Оцениваем: 1-2 ошибки- «4», 3 ошибки- «3»

4. Закрепление изученного материала. Развитие речи.

-Отправляемся в путешествие в зимний лес.

-Прочитайте текст, определите тип текста ( описание)

-Какова идея текста? (Красив и интересен зимний лес)

-Слов каких частей речи много в тексте?

- Как пишутся прилагательные и существительные с НЕ?

Задание: списать имена прилагательные, которые пишутся слитно (1 стол), раздельно (2,3 стол) и объяснить написание с партнерами по плечу (релли-робин), затем всему классу.

Текст

Зимний лес

Лес утонул в (не)пролазных сугробах. Вместе со снегом налетели в лес диковинные существа. Белые (не) знакомые фигурки расселись по пням и сучкам. У реки грустит о братце (не)веселая Алёнушка .Тут вылез из сугроба лесной человечек в огромной шапке. А этот зверёк и вовсе (не)известен. Но сделай шаг в сторону, и обернётся зверёк сучком. (Не) грустное, а веселое настроение сменило осеннее (не)настье.

Структура «Ол- райт -раунд-робин»

Задача: составить рассуждение по теме «Нам очень нравится зима»

Структура текста-рассуждения:

1 часть -тезис, утверждение;

2 часть- аргументы, доказательства , примеры.(во-первых, во-вторых, в третьих и т.д.);

3 часть- вывод (таким образом, итак ).

-Тезис вам дается, (Нам нравится зима), вывод писать тоже нетрудно, будем учиться подбирать аргументы утверждению.

Утверждение: Нам очень нравится зима.

Алгоритм.

  • 1этап. Каждый берет лист бумаги и пишет аргумент, почему ему нравится зима.

  • 2этап. Каждый по очереди читает свои аргументы, кто слушает, тот пишет черточку после своих аргументов и добавляет в свой лист после черточки те аргументы, которых у него нет.

  • 3 этап. Партнеры №3 читают всему классу аргументы, которые получились в результате совместной работы бригады.

-В результате выполнения этой работы вы подготовились писать домашнее сочинение по теме «Нам очень нравится зима».

5. Контроль и самопроверка знаний

Самостоятельная работа.(упражнение 357)

Задача: написать слова с Не правильно, объяснить.

1 этап-выполнение, 2 этап-взаимопроверка в парах по лицу.

Критерии оценивания: 1-2 ошибки- «4»;3-4 ошибки - «3»

6.Рефлексия.

ак вы изучили новую тему? Все ли поняли?

Структура: 3-2-1

  • 3…самых важных момента, которые я сегодня узнал.

  • 2 …правила, которые я буду помнить при написании Не с прилагательными.

  • 1…вопрос, который у меня возник на уроке.

-Напишите краткие ответы и обменяйтесь мнением в парах по плечу

7. Домашнее задание и инструктаж по его выполнению :

1) упражнение 360 (для всех),п.62;

2) сочинение «Наступила зима» (по выбору, с использованием составленных в классе аргументов).

-Вы оценили свою работу на уроке, значит, вам не составит труда выполнить домашнее задание.

-Прочитаем домашнее задание и объясняем, какие задачи пред вами.

-Если непонятно, спрашиваем.



© 2010-2022