- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Практикум по подготовке к ЕГЭ по русскому языку «Изобразительно-выразительные средства языка» с применением сингапурской методики
Практикум по подготовке к ЕГЭ по русскому языку «Изобразительно-выразительные средства языка» с применением сингапурской методики
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Насретдинова Р.Г. |
Дата | 24.12.2013 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Практикум по подготовке к ЕГЭ по русскому языку «Изобразительно-выразительные средства языка» с применением сингапурской методики
Насретдинова Райхан Габдулловна, учитель русского языка и литературы
Цели урока:
-
познавательный аспект: повторить термины; развивать умения различать тропы, стилистические фигуры и другие средства выразительности; определять их роль в тексте; подготовиться к выполнению задания В8 на ЕГЭ по русскому языку
-
развивающий аспект: развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умения анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, логически верно излагать свои мысли; продолжать работу по раскрытию творческих способностей; по развитию критического, образного мышления; создавать условия для развития коммуникативных навыков;
-
воспитательный аспект: развитие системы ценностных отношений к родному языку; воспитание бережного отношения к слову автора, ответственного отношения к собственному слову, к культуре речи; совершенствование навыков этичного межличностного общения.
Ход урока
ОРГ. МОМЕНТ: МЭНЕДЖ МЭТ
1.Приветственное слово учителя.
Приветствуем гостей , партнера по лицу, по плечу.
Наше сегодняшнее занятие я хочу начать с притчи, которая называется «Первая стрела».
Мастер стрельбы из лука предложил Ученику приготовиться к выполнению упражнения. Тот подошёл к рубежу стрельбы, взяв лук и две стрелы. Мастер отобрал у него одну из стрел и бросил её в сторону.
«Почему ты отобрал у меня вторую стрелу?» - удивился Ученик.
«Я отобрал у тебя не вторую стрелу, а первую: она всё равно пошла бы мимо цели, поскольку, стреляя, ты бы знал, что у тебя в запасе есть ещё одна попытка».
«Так вот почему человеку даётся только одна жизнь», - подумал Ученик.
Таким образом, мы видим, что Ученика лишили возможности выполнить упражнение небрежно, допустить ошибку( ведь впоследствии в бою она может стоить ему жизни!) Ему отрезали путь к отступлению, и вторая стрела осталась единственной - первой и последней. И замечательную аналогию увидел Ученик: «Так вот почему человеку даётся только одна жизнь». Действительно, второй нет и нет возможности начать её заново, многое исправить, изменить…
И у нас с вами, ребята, тоже всего одна стрела, а, значит, и одна попытка сдать успешно ЕГЭ, и, чтобы эта попытка была удачной, мы должны определить тему занятия и реализовать цели и задачи нашего урока:
1 СЛАЙД тема урока «Изобразительно-выразительные средства речи» дети проговаривают сами, т.к. она необходима при выполнении задания В8.
Какие цели и задачи ставим? Дети также проговаривают цели и задачи урока.
1) знать виды тропов, стилистические фигуры и другие средства выразительности
2) уметь находить средства выразительности в тексте, определять их роль
2 СЛАЙД
2.Проверим знания при помощи МОДЕЛИ ФРЕЙЕРА(альтернативный вариант)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
ПОНЯТИЕ
ПРИМЕРЫ ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ ПРИМЕРЫ
ТАЙМЕР-4МИН. Музыка М .Таривердиева к к/ф «Ирония судьбы» Зимний город.
КОНТИНИУС РАУНД РОБИН, ФИНК-РАЙТ-РАУНД РОБИН, ХАЙ ФАЙВ
Проверяем, на доске 3 СЛАЙД
Средства выразительности языка - это путь к выразительной, образной речи.
На какие группы делятся изобразительно-выразительные средства языка? ( тропы и стилистические фигуры). Что такое тропы?
«Троп - это оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении. В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые представляются нам близкими в каком-либо отношении» (Розенталь Д.Э., с. 198).
- Для чего используются тропы?
Тропы помогают ярко и образно изобразить предметы и явления действительности, они связаны ассоциативно с теми ощущениями, которые мы получаем с помощью органов чувств. Эти средства можно назвать изобразительными.
Троп:
Аллегория
Гипербола
Ирония
Литота
Метафора
Метонимия
Олицетворение
Перифраза
Сравнение
Эпитет
Какова роль стилистических фигур? («Усиливают выразительность высказывания особой организацией языкового материала, в первую очередь специальным синтаксисом» (Розенталь Д.Э. стр107). Эти средства можно назвать выразительными.
Фигура речи:
-
Анафора
-
Антитеза
-
Бессоюзие
-
Градация
-
Инверсия
-
Многосоюзие
-
Параллелизм
-
Риторический вопрос
-
Риторическое обращение
-
Умолчание
-
Эллипсис
-
Эпифора
Почему мы должны все это знать? Только ли для сдачи ЕГЭ?
Выводы: Изобразительно-выразительные средства языка выступают одним из средств создания картин в художественных текстах, передают одухотворенность окружающего мира и человеческой души, помогают чувствовать единение автора или героя с природой , верно, красиво, образно излагать мысли, выражать чувства , как это пытается делать ваш одноклассник…
3.Анализ стихотворения собственного сочинения одного из учеников. 5 СЛАЙД
Солнца свет блестит в окошке,
Люди бродят по дорожке,
И в безмолвной тишине
Думаю лишь о тебе.
Вдруг ты тоже у окошка,
И под ним идет дорожка,
Солнца свет все озаряет,
Грусть из сердца выгоняет!
Как же хочется с тобою
Насладиться красотою!
Но сейчас ты далеко…
И смотрю я все в окно.
ТАЙМЕР 4 МИН. Музыка. М.Таривердиева к к /ф «Ирония судьбы» Праздничное настроение.
ТЭЙК ОФ-ТАЧ ДАУН Кто нашел 5 примеров тропов, фигур? 4? 3? 2? 1? Правильный ответ 3.Назвать примеры
Ответ: аллитерация, олицетворение, умолчание
Вывод:хочется, чтобы все юноши могли красиво выражать свои чувства любимому человеку.
МИКС ПЭА ШЭА
1.»Калинка» хоровод. СТОП! Встать в пары по соответствию стихий: воздух-воздух, земля-земля, огонь-огонь, вода-вода.
ВОПРОС: Все флаги будут в гости к нам - что это: троп или фигура?
РЭЛЛИ РОБИН 3-5 СЕКУНД, отвечает первым тот , у кого раньше наступает день рождения. ТРОП
2.»Как хотела меня мать» ручеек. СТОП! Встать в пары одинаковые знаки по гороскопу.
ВОПРОС: А какой это троп?
Отвечает первым тот, у кого день рождения наступает позднее. СИНЕКДОХА
3.Татарский танец. СТОП! Встать в пары так, у кого день рождения в одно и то же время года.
ВОПРОС: Девушка в интересном положении - какой это троп?
Отвечает первым тот, у кого на одежде больше пуговиц. ЭВФЕМИЗМ
4.Рок-н ролл. СТОП! Встать в пары по принципу: блондин- брюнет
ВОПРОС: Повторение слова или словосочетания в конце строки - это какой троп?
Отвечает первым тот, кто больше любит зиму. ЭПИФОРА
Как вы уже поняли, это были средства, определение которых традиционно вызывает у вас затруднения.
4. Каждый год 31 декабря…по всем каналам телевидения смотрим любимый фильм « Ирония судьбы». Отрывок из к/ф « Мне нравится» 5 СЛАЙД.
Мне нравится, что вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не вами,
Что никогда тяжёлый шар земной
Не уплывёт под нашими ногами.
Мне нравится, что можно быть смешной,
Распущенной
И не играть словами,
И не краснеть удушливой волной,
Слегка соприкоснувшись рукавами.
Спасибо вам и сердцем, и рукой
За то, что вы меня
Не зная сами, так любите.
За мой ночной покой,
За редкость встреч
Закатными часами,
За наше не гулянье под луной,
За солнце, не у нас над головами.
За то, что вы больны, увы, не мной.
За то, что я, увы, больна не вами.
ЗАДАНИЕ: Составить задание В8 по данному стихотворению противоположным командам и выполнить их.
ПАРТНЕРЫ ПО ПЛЕЧУ - составляют текст критической статьи
ПАРТНЕРЫ ПО ЛИЦУ - находят тропы, фигуры
ТАЙМЕР 5 МИНУТ. Музыка М. Таривердиева» Снег над Ленинградом».
Проверяем.
5.Благодарим за сотрудничество партнеров по плечу, по лицу.
6. ПАРКОВКА- отзывы в виде смайликов: все поняли, поняли в основном, есть много неясных моментов .
Прощаемся с гостями.