- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок литературы Творчество Блока 11 класс
Урок литературы Творчество Блока 11 класс
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 11 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Паркина Л.И. |
Дата | 14.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Министерство образования и науки Украины
Министерство образования и науки АРК
План-конспект урока на тему «…Жизнь была восторгом, бурей, адом». Творческий путь А.Блока. Тематика лирики.
Учитель-методист
Паркина Л.И.
Керченская общеобразовательная школа І-ІІІступеней№4
2009г.
Тема «…Жизнь была восторгом, бурей, адом». Творческий путь А.Блока. Тематика лирики.
Цель Ввести учащихся в мир Блока - человека и поэта, помочь им понять этический и эстетический идеал поэта, нашедший отражение в его творчестве; развивать умение самостоятельной работы, умение анализиро-
вать поэтические тексты; воспитывать чувство гордости за национальное
культурное наследие.
Оборудование портрет поэта, литературная выставка, иллюстрации к стихо-
творениям.
Ход урока
І Слово учителя
Сегодня мы будем говорить о поэте, имя которого золотыми буквами вписано в историю русской поэзии. Он слава и гордость русской нации, свет его поэзии гордо и величаво озаряет нашу жизнь и сегодня.
Поэзия- великая держава.
Империй власть, сходящая с ума,
Ей столько раз распадом угрожала,
Но распадалась всё-таки сама.
Поэзия, твоя столица - Пушкин,
Заснежен, строг и страстен город Блок.
М.Горький о нём сказал « Блок - поэт и человек бесстрашной искренности». А.А.Блок прошёл через грозы к.ХІХ - н.ХХ в.в. При этом остался человеком обострённой честности, бескомпромиссности. Блоку суждено было стать первым в России поэтом, почувствовавшим катастрофичность надвигающих-
ся перемен и ему предстояло воплотить в своей поэзии и судьбе эту эпоху.
Блок ждал этой бури и встряски,
Её огневые штрихи,
Боязнью и жаждой развязки
Легли в его жизнь и стихи. Б.Пастернак
ІІ Объявление темы и цели урока
ІІІ Работа над темой
Слово учителя . В 1898 г. Блок встретил Л.Д.Менделееву, свою Прекрас-
ную Даму , и это ознаменовало начало творческого пути поэта. Сам он назовёт этот путь « трилогией вочеловечения» - становления личности, поиска Истины. Все современные учёные выделяют три этапа его творчества 1898-1904, 1904-1908, 1908-1921.
Ведущий. Мы открываем первую страницу пресс-конференции, которая называется «В стране Прекрасной Дамы». Эпиграфом взяли слова Блока
Предчувствую Тебя,
Года проходят мимо-
Всё - в облике одном-
Предчувствую Тебя.
Сообщение учащегося о цикле «Стихи о Прекрасной Даме» (1901-1902)
Чтение наизусть «Предчувствую тебя», «Ты в поля отошла без возврата».
Вопрос Как связана поэзия Блока с символизмом и почему так возвышенно назван первый сборник?
Вывод. Сюжет- это история встречи лирического героя и Дамы, долженству-
ющей преобразить мир. Идеалом поэзии этого периода становится «Вечная Женственность», которая спасёт мир.Ожидаемого преображения мира в цикле так и не происходит. Воплотившись, Дама, как и боялся поэт, оказыва-
ется иной, не небесной. Но поэт продолжает ждать воплощения идеала. Первый сборник Блока останется страстной исповедью чистой любви к той, которую поэт возвел в таинственный сан Девы- Зари, Прекрасной Дамы.
Чтение наизусть и анализ стихотворения учащейся «О доблестях, о подви-
гах, о славе».
Учитель. На смену Прекрасной Даме первого периода творчества приходит Прекрасная Незнакомка.
Чтение наизусть стихотворения «Незнакомка» (1906).
Задания классу.1.Композиция стихотворения. О чём рассказывается в каждой части стихотворения? 2. Как поэт видит мир до появления Незнакомки? Что изменилось с её появлением? 3 Изменения происходят в окружающем мире или в душе поэта? 4 Что сказал Блок о судьбе Любви и Красоты в страшном мире? 5 Какие символические образы использует поэт?
Вывод. Она возникает из марева обыденности, но даже среди пошлости таится красота, способная преобразить мир. Незнакомка- предвидение идеала и вера в идеал.
Ведущий. Мы открываем следующую страницу пресс-конференции «В те годы дальние, глухие…». Эпиграф И мглою бед неотразимых
Грядущий день заволокло
Слово учителя. Блок чувствует, что мир вступает в новую, трагическую эпоху. На смену божественной гармонии, с верой в Прекрасную Даму, с на-
деждой на её приход пришли хаотические диссонансы.
Сообщение «Блок и революция 1905г.» Чтение наизусть стихотворения «Де-
вушка пела в церковном хоре».
1. На каком контрасте построено стихотворение? 2. Как вы понимаете его идейное содержание? 3. Найдите образы-символы. Объясните их значение.
Слово учителя. Поэт оказался на распутье…Сообщения учащихся о сборни-
ках «Распутья», «Снежная маска».
Слово учителя. Пройдя сквозь гибель, снежный костёр, герой Блока открыва-
ет мир заново. Утверждается позиция приятия мира и жизни, но приятия своеобразного, это позиция поединка с жизнью.
Чтение наизусть стихотворения «О, весна без конца и без края…»
Вопросы классу 1. Основная мысль стихотворения. 2. Что символизируют образы весны и щита? 3. Каким чувством проникнуто стихотворение?
Ведущий. Третья страница называется «Это всё - о России». Эпиграф
Твои мне песни ветровые
Как слёзы первые любви
Слово учителя. Однажды во время встречи с читателями поэта попросили почитать стихи о России. Он ответил «Это всё- о России».
Идут века, шумит война,
Встаёт мятеж, горят деревни,
А ты всё та ж, моя страна,
В красе заплаканной и древней.
Открещиваться от реальной действительности миром мечты и религиозной мистики Блок не мог. Он любил этот неуютный мир, родной простор. Он чувствовал себя неотделимым от родины. Это были его дом, его жизнь, его Россия. «Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Ведь здесь жизнь или смерть, счастье или погибель»,- писал Блок.
Сообщение учащегося о цикле «Родина»(1907-1916). Чтение наизусть стихотворения «Россия».
Вопросы классу 1. Какие детали (бытовые и пейзажные) использует Блок, рисуя образ России? В чём их символика? 2. В стихах Блока о России много трагических нот. Значит ли это, что он был пессимистом?
Вывод. Трагическое у Блока не имеет ничего общего с пессимизмом, отрица-
нием жизни. Он не только не отрицает жизнь, а утверждает жизнь в идеаль-
ной форме.
И я люблю сей мир ужасный
За ним сквозит мне мир иной,
Обетованный и прекрасный
И человечески - простой.
Для поэта Россия - надежда и утешение, она ведёт на вечный бой (чтение на-
изусть первого стихотворения из цикла «На поле Куликовом». )
ІҮ Подведение итогов урока
-
Каков идеал, о котором мечтал Блок?
-
Какие мотивы нашли отражение в его лирике?
-
Отметьте особенности лирики поэта?
-
Назовите образы-символы, используемые Блоком. Раскройте их смысл.
Слово учителя. Блок умер в 1921г. Но его стихи и сейчас тревожат, радуют, воодушевляют, заставляют почувствовать его мечту о гармонии, его боль за судьбу России и надежду за её будущее. До нас дошёл его пророческий голос. (Чтение наизусть стихотворения «О, я хочу безумно жить».)
Ү Д.З.Выучить наизусть «Незнакомка», читать «Двенадцать».