Урок литературы Творчество Блока 11 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки Украины

Министерство образования и науки АРК


План-конспект урока на тему «…Жизнь была восторгом, бурей, адом». Творческий путь А.Блока. Тематика лирики.



Учитель-методист

Паркина Л.И.

Керченская общеобразовательная школа І-ІІІступеней№4

2009г.

Тема «…Жизнь была восторгом, бурей, адом». Творческий путь А.Блока. Тематика лирики.

Цель Ввести учащихся в мир Блока - человека и поэта, помочь им понять этический и эстетический идеал поэта, нашедший отражение в его творчестве; развивать умение самостоятельной работы, умение анализиро-

вать поэтические тексты; воспитывать чувство гордости за национальное

культурное наследие.

Оборудование портрет поэта, литературная выставка, иллюстрации к стихо-

творениям.

Ход урока

І Слово учителя

Сегодня мы будем говорить о поэте, имя которого золотыми буквами вписано в историю русской поэзии. Он слава и гордость русской нации, свет его поэзии гордо и величаво озаряет нашу жизнь и сегодня.

Поэзия- великая держава.

Империй власть, сходящая с ума,

Ей столько раз распадом угрожала,

Но распадалась всё-таки сама.

Поэзия, твоя столица - Пушкин,

Заснежен, строг и страстен город Блок.

М.Горький о нём сказал « Блок - поэт и человек бесстрашной искренности». А.А.Блок прошёл через грозы к.ХІХ - н.ХХ в.в. При этом остался человеком обострённой честности, бескомпромиссности. Блоку суждено было стать первым в России поэтом, почувствовавшим катастрофичность надвигающих-

ся перемен и ему предстояло воплотить в своей поэзии и судьбе эту эпоху.

Блок ждал этой бури и встряски,

Её огневые штрихи,

Боязнью и жаждой развязки

Легли в его жизнь и стихи. Б.Пастернак

ІІ Объявление темы и цели урока

ІІІ Работа над темой

Слово учителя . В 1898 г. Блок встретил Л.Д.Менделееву, свою Прекрас-

ную Даму , и это ознаменовало начало творческого пути поэта. Сам он назовёт этот путь « трилогией вочеловечения» - становления личности, поиска Истины. Все современные учёные выделяют три этапа его творчества 1898-1904, 1904-1908, 1908-1921.

Ведущий. Мы открываем первую страницу пресс-конференции, которая называется «В стране Прекрасной Дамы». Эпиграфом взяли слова Блока

Предчувствую Тебя,

Года проходят мимо-

Всё - в облике одном-

Предчувствую Тебя.

Сообщение учащегося о цикле «Стихи о Прекрасной Даме» (1901-1902)

Чтение наизусть «Предчувствую тебя», «Ты в поля отошла без возврата».

Вопрос Как связана поэзия Блока с символизмом и почему так возвышенно назван первый сборник?

Вывод. Сюжет- это история встречи лирического героя и Дамы, долженству-

ющей преобразить мир. Идеалом поэзии этого периода становится «Вечная Женственность», которая спасёт мир.Ожидаемого преображения мира в цикле так и не происходит. Воплотившись, Дама, как и боялся поэт, оказыва-

ется иной, не небесной. Но поэт продолжает ждать воплощения идеала. Первый сборник Блока останется страстной исповедью чистой любви к той, которую поэт возвел в таинственный сан Девы- Зари, Прекрасной Дамы.

Чтение наизусть и анализ стихотворения учащейся «О доблестях, о подви-

гах, о славе».

Учитель. На смену Прекрасной Даме первого периода творчества приходит Прекрасная Незнакомка.

Чтение наизусть стихотворения «Незнакомка» (1906).

Задания классу.1.Композиция стихотворения. О чём рассказывается в каждой части стихотворения? 2. Как поэт видит мир до появления Незнакомки? Что изменилось с её появлением? 3 Изменения происходят в окружающем мире или в душе поэта? 4 Что сказал Блок о судьбе Любви и Красоты в страшном мире? 5 Какие символические образы использует поэт?

Вывод. Она возникает из марева обыденности, но даже среди пошлости таится красота, способная преобразить мир. Незнакомка- предвидение идеала и вера в идеал.

Ведущий. Мы открываем следующую страницу пресс-конференции «В те годы дальние, глухие…». Эпиграф И мглою бед неотразимых

Грядущий день заволокло

Слово учителя. Блок чувствует, что мир вступает в новую, трагическую эпоху. На смену божественной гармонии, с верой в Прекрасную Даму, с на-

деждой на её приход пришли хаотические диссонансы.

Сообщение «Блок и революция 1905г.» Чтение наизусть стихотворения «Де-

вушка пела в церковном хоре».

1. На каком контрасте построено стихотворение? 2. Как вы понимаете его идейное содержание? 3. Найдите образы-символы. Объясните их значение.

Слово учителя. Поэт оказался на распутье…Сообщения учащихся о сборни-

ках «Распутья», «Снежная маска».

Слово учителя. Пройдя сквозь гибель, снежный костёр, герой Блока открыва-

ет мир заново. Утверждается позиция приятия мира и жизни, но приятия своеобразного, это позиция поединка с жизнью.

Чтение наизусть стихотворения «О, весна без конца и без края…»

Вопросы классу 1. Основная мысль стихотворения. 2. Что символизируют образы весны и щита? 3. Каким чувством проникнуто стихотворение?

Ведущий. Третья страница называется «Это всё - о России». Эпиграф

Твои мне песни ветровые

Как слёзы первые любви

Слово учителя. Однажды во время встречи с читателями поэта попросили почитать стихи о России. Он ответил «Это всё- о России».

Идут века, шумит война,

Встаёт мятеж, горят деревни,

А ты всё та ж, моя страна,

В красе заплаканной и древней.

Открещиваться от реальной действительности миром мечты и религиозной мистики Блок не мог. Он любил этот неуютный мир, родной простор. Он чувствовал себя неотделимым от родины. Это были его дом, его жизнь, его Россия. «Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Ведь здесь жизнь или смерть, счастье или погибель»,- писал Блок.

Сообщение учащегося о цикле «Родина»(1907-1916). Чтение наизусть стихотворения «Россия».

Вопросы классу 1. Какие детали (бытовые и пейзажные) использует Блок, рисуя образ России? В чём их символика? 2. В стихах Блока о России много трагических нот. Значит ли это, что он был пессимистом?

Вывод. Трагическое у Блока не имеет ничего общего с пессимизмом, отрица-

нием жизни. Он не только не отрицает жизнь, а утверждает жизнь в идеаль-

ной форме.

И я люблю сей мир ужасный

За ним сквозит мне мир иной,

Обетованный и прекрасный

И человечески - простой.

Для поэта Россия - надежда и утешение, она ведёт на вечный бой (чтение на-

изусть первого стихотворения из цикла «На поле Куликовом». )

ІҮ Подведение итогов урока

  1. Каков идеал, о котором мечтал Блок?

  2. Какие мотивы нашли отражение в его лирике?

  3. Отметьте особенности лирики поэта?

  4. Назовите образы-символы, используемые Блоком. Раскройте их смысл.

Слово учителя. Блок умер в 1921г. Но его стихи и сейчас тревожат, радуют, воодушевляют, заставляют почувствовать его мечту о гармонии, его боль за судьбу России и надежду за её будущее. До нас дошёл его пророческий голос. (Чтение наизусть стихотворения «О, я хочу безумно жить».)

Ү Д.З.Выучить наизусть «Незнакомка», читать «Двенадцать».




© 2010-2022