Разработка урока по русской литературе Житие протопопа Аввакума

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по русской литературе на тему: «Житие протопопа Аввакума» .

Цель: изучение произведения и его анализ, формирование знаний о реформе церкви и её влиянии на литературу, воспитание интереса к древнерусской литературе.

Методы: беседа. разъяснение, анализ

Оборудование : учебник, тетради, рабочие тетради по литературе.

Содержание урока.

  1. Орг. момент. Приветствие. Сообщение целей урока.

  2. Изучение темы.

Прочтение отрывков произведения. Знакомство с историей создания и предпосылках появления произведения.

Реформа церкви и раскол. В "смутном" и "бунтарском" XVII в. изменилось отношение к церкви: она уже не пользо­валась в народе таким авторитетом, как в средневековье. В "Житии" Аввакума рассказывается, что священника могли избить, выгнать из города, бросить в реку, с корабля.

В 40-е годы XVII в. в Москве возник кружок "Ревни­телей древнего благочестия", стремившихся повысить уро­вень богослужения. Это были столичные и провинциаль­ные священники, а также некоторые представители свет­ской знати, приближенные царя Алексея Михайловича.

Для начала решили снабдить все храмы печатными кни­гами. Печатный двор был открыт в Москве в середине XVI в. Иваном Федоровым. Однако прежде чем издавать религиозные книги, нужно было исправить в них ошибки, накопившиеся в результате переписывания на протяжении веков. Возник спор, к каким образцам следует обратиться. Одни во главе с Никоном считали, что это должны быть современные греческие печатные книги. Другие предложи­ли взять древние русские рукописи времен Ярослава Мудрого.

В 1652 г. Никон, став патриархом, начал проводить церковную реформу по греческому образцу. Греческое бо­гослужение к XVII в. изменилось по сравнению с визан­тийскими обрядами, которые были приняты на Руси. Так, двоеперстие заменили троеперстием. Противников рефор­мы называли раскольниками, или старообрядцами. Это движение поддерживали представители разных слоев насе­ления - и боярского, и крестьянского, и посадского. Аввакум тоже входил в кружок и относился к тем, кто отстаивал верность патриархальной старине. Аввакума, ко­торый так и не принял реформу, признали духовным вождем старообрядцев.

История создания "Жития" Аввакума. До нас дошло около 90 списков произведений, принадлежащих Авваку­му. Он обратился к литературному труду уже в зрелом возрасте, после 45 лет. Большая часть написанного Авваку­мом была создана в "земляной тюрьме" в г.Пустозерске на реке Печоре, где бунтарь провел последние пятнадцать лет своей жизни вплоть до конца, когда его сожгли на костре по царскому указу.

Из Пустозерска расходились по России послания, пись­ма, челобитные Аввакума, адресованные его "духовным детям". Ни ссылки, ни гонения, ни побои, ни голод не смогли заставить Аввакума смириться с Никоновой реформой.

Чтение учителем стихотворения М.А.Волошина «Протопоп Аввакум»

И чтение отрывка из произведения Ю.М.Нагибина «Огненный протопоп»

Самостоятельная работа.

1. С какой целью и кем написано "Житие", кому оно адресовано? Чем произведение Аввакума отличается от других житий?

2. Проследите по карте маршрут скитаний Аввакума. Выпишите из текста фрагменты, в которых он описывает увиденное. Кто из героев древнерусской литературы тоже много странствовал? Почему литературные герои XVII в. особенно активно пере­двигаются по миру? С чем это связано?

3. "Житие" Аввакума строится как ряд эпизодов-сценок, поэтому протопопа иногда сравнивают с режиссером. С помощью каких литературных средств он добивается того, чтобы читатель "уви­дел" изображенное?

4. В чем заключается необычность языка Аввакума? Приведите примеры смелого сочетания разговорных и книжных элемен­тов.

5. Понаблюдайте за тем, насколько богат словарный запас Авва­кума. Выпишите синонимы, которыми вводятся речи героев (говорит, кричит, сказывает и т.д.). С чем связано использова­ние того или иного слова?

Заключительное слово учителя.

Образ Аввакума в русской литературе. Человек изобра­жен в "Житии" Аввакума по тем, новым для древнерус­ской литературы, принципам, которые будут освоены писа­телями XIX-XX вв. Не случайно литературными особен­ностями "Жития" восхищались Л.Н. Толстой, Н.С. Лесков, М.Н. Мамин-Сибиряк. И.С. Тургенев отмечал "живую речь" Аввакума, которую надо изучать. По мнению Ф.М. Достоевского, "Житие" Аввакума, как и сочинения А.С. Пушкина, невозможно перевести на европейские языки. В.М. Гаршин знал "Житие" почти наизусть.

К образу Аввакума в своих произведениях обращались поэт М.Волошин и прозаик Ю. Нагибин. Прочитайте от­рывки из этих произведений, где описывается смерть про­топопа. Сравните, как представил последние минуты бун­таря каждый из писателей.

Подведение итогов урока (учитель совместно с учащимися) мы прочитали и проанализировали «Житие протопопа Аввакума».

Выставление и комментирование оценок за урок.

Домашнее задание : написать сочинение -размышление по теме.


© 2010-2022