- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Разработка урока литературы по творчеству Ф. М. Достоевского
Разработка урока литературы по творчеству Ф. М. Достоевского
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 10 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Наумова Л.А. |
Дата | 10.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема: Жизненный и творческий путь Ф.М. Достоевского. Роман «Преступление и наказание». История создания романа.
Цель проведения занятия.
-
Цель обучающая.
Студент должен знать:
- основные этапы биографии Ф. М. Достоевского;
- основные темы творчества писателя;
- названия произведений Ф.М. Достоевского.
Студент должен уметь:
- давать связный ответ в устной форме на поставленный вопрос;
- составлять хронологическую таблицу;
- устанавливать причинно-следственные связи между биографией и творчеством автора;
- устанавливать причинно-следственные связи между творчеством автора и процессами, происходящими в обществе.
Студент должен иметь представление: о литературоведческих понятиях: роман, повесть, сюжет, жанр.
2. Цель воспитательная:
- размышление о смысле жизни, об ответственности человека за свои поступки, о ценности человеческой жизни;
- формирование убеждения о необходимости самосовершенствования;
3. Методическая цель занятия:
- научить студентов управлять потоком информации;
- развивать познавательную активность учащихся;
- стимулировать самостоятельность при подготовке к занятиям;
- осуществлять контроль с обратной связью;
- осуществлять самоконтроль и самокоррекцию в процессе усвоения учебного материала.
Вид занятия: слайд-лекция с элементами беседы и дискуссии на заданную тему.
Междисциплинарные связи: история России второй половины 19 века и нашего времени.
Оснащение занятия.
- Презентация "Жизнь и творчество Ф. М. Достоевского;
- видео урок "Бибигон" по теме "Жизнь и творчество Ф. М. Достоевского";
- видео урок "Бибигон" по роману "Преступление и наказание";
- т/с "Достоевский";
- видео ролик о Достоевском из проекта "Имя России".
Структура занятия.
Название этапа
Описание
Цель
Время
Организационный момент.
Отметить отсутствующих, проверить наличие рабочих тетрадей.
Проверить готовность студентов к занятию.
2
Вступительное слово.
Определить цель проведения занятия и место занятия в системе уроков по творчеству Достоевского.
Активизировать деятельность студентов, настроить на дальнейшую работу.
3
Слайд-лекция с элементами беседы о жизни и творчестве Достоевского.
Работа со слайдами;
ответы студентов, а затем добавления и комментарии преподавателя.
Умение работать с учебным материалом, развитие устной речи студентов.
15
Работа с текстом произведения.
Составить общую характеристику романа.
Умение работать с текстом художественного произведения.
15
Слайд-лекция по творчеству Достоевского (продолжение)
Работа со слайдами, запись в тетрадях краткой характеристики произведений.
Умение работать с учебным материалом.
15
Закрепление изученного материала.
Составление хронологической таблицы с последующей проверкой.
Повторение услышанного на занятии и фиксирование материала в форме таблицы.
10
Групповая работа
Подобрать эпиграф к занятию и аргументировать свой выбор.
Умение доказывать собственную точку зрения, умение работать коллективно.
10
Проверочный тест по изученному материалу.
Ответы на вопросы, проверяющие знание по биографии и творчеству Достоевского, самопроверка.
Проверить знание, определить план дальнейшей работы.
7
Подведение итогов.
Оценка работы группы и отдельных студентов, домашнее задание.
Стимулировать к дальнейшей работе.
3
Описание занятия.
1. Вступительное слово - 3 мин.
1.1 Видеосюжет из лекции профессора И.Волгина ("Бибигон")
1.2 Слово преподавателя: Ф. М. Достоевский - один из самых интересных и трудных писателей, споры о котором не прекращаются до наших дней. Почему? Наш урок - попытка ответить на этот вопрос.
1.3 Записываем тему занятия (Слайд 2)
1.4 Слова В. Набокова (Слайд 3):
Тоскуя в мире, как в аду,
уродлив, судорожно светел,
в своем пророческом бреду
он век наш бедственный наметил.
Услыша вопль его ночной,
Подумал Бог: ужель возможно,
чтоб все, дарованное Мной,
так страшно было бы и сложно?
Эпиграф (Слайд 4) - слайд пуст. Наша задача - подобрать эпиграф самостоятельно и обосновать свою точку зрения.
2. Слайд-лекция с элементами беседы - 15 мин.
Студенты получили опережающее домашнее задание: познакомиться с биографией Достоевского. Цель лекции - обобщить, систематизировать полученные сведения, акцентировать внимание на основных моментах, обязательных для запоминания. Задача студентов - определить, что изображено на слайде и как это связано с жизнью и творчеством Достоевского.
2.1 Слайд 5 - Мариинская больница для бедных, где родился Достоевский и где служил его отец. Может быть, картины жизни обездоленных, увиденные в детстве, объяснят главную тему творчества писателя - тему униженных и оскорбленных.
2.2 Слайд 6 - Михайловский замок в Петербурге, где находилось главное военно-инженерное училище, куда поступает Достоевский по настоянию отца.
2.3 Слайд 7 - Памятник А. С. Пушкину в Москве. Пушкин - любимый поэт Достоевского, многие произведения которого знал с детства. В конце жизни Достоевский будет удостоен чести произнести речь на открытии памятника. Речь была столь блестяща, что привела публику в восторг.
2.4 Слайд 8 - Начало литературной деятельности. Уйдя в отставку, Достоевский посвящает себя литературе, о чем всегда мечтал. Первое произведение "Бедные люди" привело в восторг Н. А. Некрасова, а потом и В. Г. Белинского.
2.5 Слайд 9 - Участие в кружке М. В. Петрашевского, где обсуждались вопросы дальнейшего развития России, необходимость реформ, читались запрещенные произведения.
2.6 Слайд 10 - Алексеевский равелин Петропавловской крепости, где содержался Достоевский после ареста в одиночной камере. Приговорен к смертной казни.
2.7 Слайд 11 - Отрывок из телесериала "Ф. М. Достоевский"
2.8 Слайд 12 - Омская тюрьма, где писатель отбывал каторгу 4 года. Изменение его политических взглядов: отказ от революционной борьбы, т.к. диктатура невозможна без насилия; способ изменения общества - изменение самого себя.
2.9 Слайд 13 - В Семипалатинске Достоевский служит солдатом после окончания каторжных работ. Пишет произведения: "Дядюшкин сон", "Село Степанчиково и его обитатели".
2.10 Слайд 14 - После возвращения в Петербург Достоевский вместе с братом издает журналы "Время" и "Эпоха". Публикует роман "Униженные и оскорбленные", "Записки из Мертвого дома".
2.11 Слайд 15 - Жена Достоевского А. Сниткина. Повезло не только писателю, а всей русской литературе, без этой женщины Достоевский не смог бы написать многие из своих произведений.
2.12 Слайд 16 - 60-70-е годы - вершина творчества Достоевского, созданы лучшие романы.
2.13 Слайд 17 - Роман "Преступление и наказание (1866) Отрывок из видео урока "Бибигон" о романе.
3. Работа с текстом романа "Преступление и наказание" - 15 мин.
(Работа в тетрадях, составление алгоритма ответа.)
3.1 Слайд 18 - История создания романа. Достоевский пишет роман в один из самых сложных периодов своей жизни: смерть брата, огромные долги, полное безденежье, кабальный договор с издателем. Работа одновременно над двумя произведениями, чего литература никогда не знала.
3.2 Слайд 19 - Смысл названия. Как изменились названия произведений и почему? Какую роль выполняет союз "и"? как это отражено в композиции произведения?
3.3 Слайд 20 - Особенности композиции. Что дает оглавление в книге? Как композиция раскрывает замысел автора? В романе шесть частей: одна часть - преступление, пять частей - наказание за него.
3.4 Слайд 21 - Содержание романа. Исходя из слов автора, определяем тип романа: детективный, социальный, психологический, идеологический.
3.5 Слайд 22. В центре романа образ главного героя Родиона Раскольникова. Что можете сказать о нем по иллюстрации? Как художник передал противоречивость его натуры? (топор рядом с сердцем: одно предназначено для любви, а другое для убийства).
3.6 Слайд 23. Читаем первые две страницы текста, определяем, с помощью каких приемов автор создает образ героя. Ответы подтверждаем примерами, потом проверяем по слайду.
4. Слайд-лекция по творчеству Ф. М. Достоевского (15 мин)
4.1 Слайд 24 - Роман "Идиот" (1868).
4.2 Слайд 25 - Отрывок из видео урока по системе "Бибигон".
4.3 Слайд 26 - Роман "Бесы"(1872) и "Подросток" (1875).
4.4 Слайд 27 - Отрывок из видео урока по системе "Бибигон".
4.5 Слайд 28 - роман "Братья Карамазовы" (1879).
4.6 Слайд 29 - отрывок из видео урока по системе "Бибигон".
5. Закрепление изученного материала (10 мин).
5.1 Слайд 30. Составить хронологическую таблицу "Жизнь и творчество Ф. М. Достоевского": расположить перечисленные пункты в нужной последовательности.
5.2 Слайд 31. Проверка выполненного задания, краткое изложение материала.
5.3 Слайд 32. О значении Творчества Достоевского сегодня говорят материала проекта "Имя России - Федор Михайлович Достоевский" (видео ролик).
6. Групповая работа (10 мин).
6.1 В начале занятия у нас оказался пустой слайд - не было эпиграфа. необходимо исправить эту оплошность. Задача -подобрать эпиграф и аргументировать свою точку зрения. Предложен ряд вариантов, но можно предложить свою версию.
6.2 Слайды 33-37. Эпиграфы к занятию: "Мир надо переделать, начнем с себя…", "Сострадание есть главнейший, а может быть, единственный закон бытия всего человечества", "Человек есть тайна… Я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком", "Красота спасет мир".
6.3 Работа в микрогруппах по 4-5 человек. Задача - предложить эпиграф и обосновать свой выбор.
6.4 Отчет студентов о выполнении задания.
7. Проверочный тест по изученному материалу (7 мин).
7.1 Задания на экране (Слайды 38-50). Ответы пишутся на двух на листочках, один листок сдается преподавателю, второй остается для самопроверки.
7.2 Самопроверка (Слайды 51- 63) и выставление оценок за данную работу. За 8 правильных ответов студент получает "3", за 9-10 - получает "4", за 11-12 ответов получает "5".
Тест по биографии Достоевского и его творчеству.
1. Укажите годы жизни Ф. М. Достоевского.
-
1818-1904
-
1821-1881
-
1801-1861
-
1824-1884
2. В каком учебном заведении получил образование Ф. М. Достоевский?
-
В Петербургском университете.
-
В Высшем военном инженерном училище.
-
В Царскосельском лицее.
-
В Московском университете.
3. Первый эпилептический припадок - начало тяжелой болезни - спровоцирован:
-
смертью матери, которую он боготворил;
-
слухами о том, что отца убили мужики за крутой нрав и барские прихоти;
-
смертью старшего брата и друга;
-
показательным расстрелом, который заменили каторгой.
4. Достоевский был приговорен к смертной казни за то, что он был членом:
-
"кружка шестнадцати";
-
кружка Петрашевского;
-
группы "Народная воля";
-
общества Нечаева "Народная расправа".
5. Какую книгу подарили каторжникам жены декабристов?
-
"Что делать?" Чернышевского;
-
"Вольность" Радищева;
-
"Горе от ума" Грибоедова4
-
Евангелие.
6. Сколько лет пробыл Ф. М. Достоевский на каторге и в ссылке?
-
10 лет.
-
5 лет.
-
7 лет.
-
15 лет.
7. Достоевский в заточении и на поселении не оставляет писательского труда. Назовите произведение, которое не связано с годами неволи:
-
"Село Степанчиково и его обитатели";
-
"Записки из подполья";
-
"Сибирская тетрадь";
-
"Записки из Мертвого дома".
8. Ф.М.Достоевский отбывал каторгу:
-
В Братске;
-
В Мценске;
-
В Вятке;
-
В Омске.
9. Как назывался журнал, который Ф. М. Достоевский вместе с братом стал издавать в Петербурге с 1861 года?
-
"Современник".
-
"Отечественные записки".
-
"Москвитянин".
-
"Время".
10. Укажите, какое из произведений не было написано Достоевским?
-
"Неточка Незванова".
-
"Бесы".
-
"Обыкновенная история".
-
"Идиот".
11. Укажите основную тему раннего творчества Ф. М. Достоевского.
-
Тема сильной личности, "сверхчеловека".
-
Тема "униженных и оскорбленных".
-
Тема крепостничества.
-
Тема социального протеста.
12. Когда был опубликован роман "Преступление и наказание"?
-
в 1859 г.
-
в 1865 г.
-
в 1961 г.
-
в 1866 г.
Используемая литература.
-
Богомолова Т. И. Использование опорных схем на уроках литературы в старших классах. Калуга, 1994.
-
Коровин В. И. Литература 10 класс. Русская литература 19 века. М., Прсвещение, 2011.
-
Лебедев. Ю. Литература. Учебное пособие для 10 класса (в двух частях). М., Просвещение, 2011.
-
Литература 10 класс (в двух частях), М., "Дрофа", 2010.
-
Маранцман В. Г. Литература 10 класс (в двух частях), М., "Просвещение", 2010.
Интернет источники.
-
"Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Электронная библиотека" (window. edu.ru/)
-
"Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов" (school-collection.edu. ru)
-
"Сеть творческих учителей" (it-n.ru/)