Урок по русскому языку на тему Односоставные предложения (8 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕМА УРОКА: «ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ».

Цели урока: дать учащимся представление о типах односоставных предложений, совершенствовать у школьников навыки классификации предложений по характеру грамматической основы; научить их классифицировать односоставные предложения; совершенствовать у восьмиклассников навыки синтаксического разбора предложения, орфографическую грамотность; развивать мышление и речь детей.

Ход урока

1.Организационный момент.

Вступительное слово учителя:

В поисках смысла

В каждом параграфе, в каждом рассказе,

В сказке и в песне, даже во фразе -

Ты только вдумайся,

Только всмотрись -

Кроется самая главная мысль.

Строчка за строчкой,

Фраза за фразой -

Ты только вдумайся,

Только всмотрись -

Откроется самая главная мысль!

Психологический настрой на работу.

Ребята, чтобы нам эффективно потрудиться на данном уроке, необходимо настроиться на работу.

Посмотрите на доску. Там написан эпиграф к нашему уроку. Давайте его прочтем.

«Не стыдно не знать,

Стыдно не учиться»

Слайд 1.

-Как вы понимаете данное высказывание? (Плохо, когда человек не имеет знаний, но ещё хуже, когда он не стремится их получить, когда не прилагает никаких усилий, чтобы постичь новое для себя).
- Вы с ним согласны?

Так давайте сегодняшний наш урок мы проведем под этим девизом. Ведь Б.Шоу сказал: "Единственный путь, ведущий к знанию, - деятельность"

Перед вами на столах лежат цветные карточки: красная, синяя, зелёная.

Посмотрите на них внимательно и выберите ту, которой соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас. Красный цвет - вы полны энергии, готовы активно работать, отлично готовы к уроку. Зелёныё цвет - вы спокойны, хорошо усвоите материал. Синий цвет - вы испытываете чувство тревоги, беспокойства, у вас есть пробелы в знаниях.

Итак, не будем терять время и перейдем к работе. Запишем сегодняшнее число, «Классная работа».

II.Актуализация знаний.

Дан отрывок из стихотворения А. Блока «Снег да снег...»

Снег да снег. Всю избу замело.
Снег белеет кругом по колено.
Так морозно, светло и бело!
Только черные, черные стены....
И дыханье выходит из губ
Застывающим в воздухе паром.
Вон дымок выползает из труб;
Вон в окошке сидят с самоваром.

Прочитайте предложения.

  • Найдите и выпишите грамматические основы каждого предложения.

III. Восприятие и усвоение учебного материала

1. Проблемное изложение нового материала

  • С какой проблемой вы столкнулись?
    В каждом ли предложении есть известная нам грамматическая основа, которая состоит из подлежащего и сказуемого?

  • Есть предложения, в которых только подлежащее или только сказуемое? Чем они выражены?

  • Являются ли предложения, в которых присутствует только один главный член, незавершенными по смыслу? Какой можно сделать вывод?

Учащиеся формулируют определение односоставных предложений:

Односоставными называются такие предложения, в которых грамматическая основа состоит только из одного главного члена и отсутствие второго не вызывает смысловой незавершенности.

Существуют разные группы односоставных предложений, где главный член предложения - только подлежащее или только сказуемое.


  • Какова тема урока? Сформулируйте её.
    Записываем тему в тетрадь и на доске.

2. ПРОСМОТР ВИДЕОУРОКА с записями в тетрадь.

Чем отличаются назывные от неполных предложений? (в состав предложения входит дополнение или обстоятельство)

3. Работа с предложениями

Выполнение задания: выписать односоставные предложения. Подчеркнуть грамматические основы и определить тип односоставного предложения.

1. Поздняя ночь.

2. Море шумит за окном.

3.Дует норд-ост.

4. Люблю тебя, Петра творенье.

5.Восхищаешься чугунным узором.

6.Красуйся, град Петров.

7.Ведут ко мне коня.

8.Потом его в степи без чувств нашли.

9.Цыплят по осени считают.

10.Было холодно

4. Работа в парах. «Найди соответствие» слайд №7

1) Определенно-личные предложения

2) Неопределённо-личные предложения

3) Безличные предложения

4) Назывные предложения



А) Существительное в И.п.

Б) Безличный глагол

В) 3 л. мн.ч.

Г) Инфинитив

Д) Личный глагол в качестве безличного

Ж) 1 и 2 л. ед.ч. и мн. ч.

Е) глагол прош. времени мн.ч.

5. Игра «Умники и умницы» (Графический диктант (слайд 8)

1.

2.

3.

4.

5.

6.

о/л

дв

н/л

об/л

б

н


Записать ответ только буквами
1. Люблю утреннюю прохладу на реке.
2. Роняет лес багряный свой убор.
3. … Но потом его в степи без чувств нашли.
4. Что посеешь, то и пожнешь.
5. И скучно, и грустно, и некому руку подать.
6. Ночь, улица, фонарь, аптека, бессмысленный тусклый свет.

(взаимопроверка)
Передайте тетрадь друг другу .Проверьте.

IV. Подведение итогов урока

1. Ответы на вопросы

На столе у каждой группы лежит «ромашка». Члены команды, отрывая «лепесток», получают задание : воспроизвести правило, обязательно привести свой пример .

1 лепесток: Какие предложения называются односоставными? Чем они отличаются от двусоставных?

2 лепесток: Как найти односоставное предложение в тексте? Выделить грамматическую основу

3 лепесток: Как определить тип односоставного предложения? Определить, что имеется подлежащее или сказуемое?

4 лепесток: Если в роли главного члена предложения выступает подлежащее? Это назывное предложение

5 лепесток: Если в роли грамматической основы выступает сказуемое? . Определить, чем выражено сказуемое:

6 лепесток: Какие типы односоставных предложений вы знаете?

2. Методика «незаконченное предложение»

  • Я научилась (-ся)…

  • Я запомнила (-ил)…

ЦВЕТНЫЕ КАРТОЧКИ

V. Домашнее задание


  • выучить теоретический материал

на выбор

  • Составить текст с использованием односоставных предложений на тему: «Зимнее утро» или «Первый снег»

  • Решить кроссворд

Дополнительный материал (разноуровневые задания)

1.Карточка (красного цвета)
(работа с распечатанным текстом)

Озаглавьте текст. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Подчеркните грамматическую основу, укажите способ выражения грамматической основы. Определите вид предложения по строению, вид односоставного предложения. Синтаксический разбор выделенного предложения

Сер...нький день. Сер...нький дождь м...росит. Моното(н,нн)ая к...ртина осени. Грус...но. Но зам...ча...ш... и у ноября свои яркие краски. Несут в сетках ж...лто (красные) ябл...ки. Радос...но видеть машины груже(н,нн)ые соч...ными к...чанами к...пусты. Цв...тастые зонты плавно покач...ваясь из стороны в сторону плывут по улицам.
Но вот однажды посм...трев утром в окно увид...м что всё вокруг белым (бело) …

2.Карточка (зеленого цвета)
Списать текст. В предложениях графически обозначить грамматические основы. Указать вид односоставных предложений. Доказать, что это текст

Опять величественно загремело где -то в бездонной, пустой вышине. Вокруг меня что-то крупно и быстро зашуршало, запахло мокрой свежестью весенней зелени. Прямой редкий дождь длинными стеклянными нитями засверкал из нового большого облака, бесконечно высоко вставшего над самой моей головой. И по недвижимой и ровной поверхности зеркальной белой воды, быстро шумя, запрыгали бесчисленные гвозди.
(И. Бунин).

3 карточка (желтого цвета)
.Спишите. Подчеркните грамматическую основу. Укажите вид односостав¬ных предложений.

1. Снова вернулся я в край родимый. (С. Есенин) 2. Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн. (К. Баль¬монт) 3. Сижу и пью с блюдечка. (М. Зощенко) 4. Стоял теп¬лый, солнечный апрель. (Б. Пастернак) 5. Помнишь ли город тревожный, синюю дымку вдали? (А. Блок) 6. Ему дали чаю. (И. Тургенев) 7. Не спится. Дай зажгу свечу. К чему читать? (А. Фет)

© 2010-2022