Методические рекомендации по использованию наглядного материала на уроках обучения грамоте

В  начальный период обучения русскому языку наглядность является из главных способов объяснения новых слов. Понятие, обозначаемое новым словом, непосредственно связывается с предметом, признаком, действием. Лексический материал предварительного устного курса позволяет использовать в качестве наглядности большое количество натуральных предметов: игрушки, предметы окружающей обстановки, одежду, учебные принадлежности, части тела, продукты питания, посуду и т.д. Сущность объяснения нового слова с помощью наглядных пособий заключается в том, что учитель после создания определенной поисковой ситуации показывает предмет, действие, цвет и называет действие его словом, употребленным в предложении в определенной грамматической форме. Например, вводится новое слово «посуда». Учитель проецирует на экране картину и говорит: « Что моет мама? – Мама моет посуду. Посуда – это тарелка, чашка, кастрюля, ложка. Какая посуда? – Она чистая» Каждый урок должен быть оснащен необходимыми наглядными пособиями. Различается наглядность зрительная, слуховая и зрительно – слуховая. Часто все эти виды наглядности используются комплексно, в сочетании. Для учащихся начальных классов наиболее эффективным следует считать сочетание зрительной наглядности со слуховой. При использовании зрительной наглядности в сочетании со слуховой учащиеся слушают речь и одновременно опираются в раскрытии ее содержания на зрительные образы.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

В начальный период обучения русскому языку наглядность является из главных способов объяснения новых слов. Понятие, обозначаемое новым словом, непосредственно связывается с предметом, признаком, действием.

Лексический материал предварительного устного курса позволяет использовать в качестве наглядности большое количество натуральных предметов: игрушки, предметы окружающей обстановки, одежду, учебные принадлежности, части тела, продукты питания, посуду и т.д.

Сущность объяснения нового слова с помощью наглядных пособий заключается в том, что учитель после создания определенной поисковой ситуации показывает предмет, действие, цвет и называет действие его словом, употребленным в предложении в определенной грамматической форме.

Например, вводится новое слово «посуда». Учитель проецирует на экране картину и говорит: « Что моет мама? - Мама моет посуду. Посуда - это тарелка, чашка, кастрюля, ложка. Какая посуда? - Она чистая»

Каждый урок должен быть оснащен необходимыми наглядными пособиями. Различается наглядность зрительная, слуховая и зрительно - слуховая. Часто все эти виды наглядности используются комплексно, в сочетании.

Для учащихся начальных классов наиболее эффективным следует считать сочетание зрительной наглядности со слуховой. При использовании зрительной наглядности в сочетании со слуховой учащиеся слушают речь и одновременно опираются в раскрытии ее содержания на зрительные образы.

Дети мыслят конкретно, поэтому им необходимо показывать предметы, их признаки, действия. Такая последовательность работы помогает установить определенную рефлекторную связь между зрительно воспринимаемыми предметами, действиями и их словесными выражениями.

У детей ещё очень слабо развиты речевые навыки. Это требует широкого использования разнообразных наглядных пособий для повышения эффективности упражнений.

На разговорных уроках предварительного устного курса используются различные наглядные пособия:

1) натуральные предметы

2) картины с изображением отдельных предметов

3) картины с изображением нескольких предметов, объединенных одной темой («Моя семья», «Наш класс», «Учебные вещи и игрушки», « Работа в огороде» и др.)

4) сюжетные картинки

5) технические средства обучения

Для формирования и развития связной речи целесообразно использовать динамическую наглядность, которая поможет описать события при составлении небольших рассказов.

Сюжетные картины служат для коллективного составления небольших рассказов, закрепления пройденного материала. Книги и картинные словари используются также и для индивидуальной работы.

На разговорных уроках широкое применение находят лингафонные пособия: звукопроизводящие и звукозаписывающие средства. Систематическое использование звуковой наглядности способствует выработке произносительных навыков и связной русской речи.

Картины, репродукции, рисунки демонстрируются с помощью различных экранных средств (интерактивная доска, диапроектор).

Комплексное использование технических средств обучения повышает интерес к учебной деятельности, способствует выработке навыков понимания устной речи различных лиц.

Сами по себе технические средства не могут заменить учителя, но и должны быть надёжными помощниками в его работе.

Учитель должен позаботиться, чтобы под его рукой всегда были необходимые наглядные пособия. Основными видами работ на разговорных уроках являются слушание, беседа, фонетические упражнения, работа с разрезной азбукой, заучивание наизусть, дидактические игры и упражнения.

Практически все виды работ проводятся с использованием наглядных пособий. Например, слушание:

Текст, предлагаемый учителем, строится на строго отобранной поурочной лексике, которая подается в составе типовых предложений с учетом количества знакомых и новых слов активного и пассивного усвоения. По ходу слушания текста учитель демонстрирует иллюстративный материал.

После слушания учитель проводит вопросно-ответную беседу. При проведении беседы необходимо использовать естественно возникшие или специально созданные ситуации, картинки. Так, организуя беседу по теме «У нас в комнате», учитель привлекает картинки с изображением или игрушечный материал - мебель для раскрытия значения слов, создает ситуацию с тем, чтобы дети обставляли комнату мебелью и использовали новые слова в своем рассказе или диалоге.

Если в состав новых слов входят звуки и звукосочетания, представляющие трудности для учащихся, то необходимо отвести специальное время на проведение фонетических упражнений с использованием наглядностей (предметных картинок, картинного алфавита). Например, фонетические упражнения на отработку правильного произношения звука Ж. Учитель, показывает детям картинку с изображением жука, говорит: «Дети пошли в лес и вдруг слышат: ж-ж-ж. Кто это? Покажите и повторите, как летит жук». Учащиеся поднимают руки и произносят ж-ж-ж. Учитель следит за четкостью, правильностью произношения звука.

Учитель предлагает: «Повторяйте за мной» и произносит чистопоговорку: жа-жа-жа - у ежа, жу-жу-жу - ежу, жи-жи-жи - ежи, жи-жи-жи живут в лесу ежи, жа-жа-жа я нашла в лесу ежа, жу-жу-жу - молоко даю ежу.

Большое место на разговорных уроках отводится разучиванию стихотворного материала, загадок, считалок, чистоговорок с голоса учителя или с использованием аудио-видеозаписи, что помогает закреплять лексику, предназначенную для активного усвоения.

На занятиях устного курса многие виды учебной деятельности, содержат игровые элементы. Поэтому на разговорных уроках особое место занимают дидактические игры. Игровые занятия повышают интерес детей к русскому языку, способствуют развитию познавательной деятельности.

Среди дидактических игр различаются наглядные и словесные.

Наглядные игры. Большое значение наглядные игры имеют для решения лексических задач урока. Их рекомендуется проводить как при введении новых слов, так и при дальнейшем их закреплении в речи учащихся.

Для проведения наглядных игр и упражнений учитель проецирует на экране тематическое лото, наборы сюжетных и тематических картинок, игрушки.

Дидактические игры с помощью картин очень разнообразны. Например, игра «Отгадай, кто убежал», в которой учащиеся догадываются, кто из зверей «убежал в лес»; игра «Кто живет в лесу», где нужно составить связный рассказ, или «Кто больше?», в которой побеждает тот, кто больше придумает слов или предложений по картинке.

Дидактическая наглядная игра дает возможность учащимся самим находить ответы, вспомнить, как называется тот или иной предмет на картинке, использовать в игре имеющейся активный словарь и расширить его.

Составлять рассказы, сказки можно с игрушками. Это игра проходит и в коллективной и индивидуальной форме. Дети придумывают предложения в той последовательности, в какой появляются игрушки или изображаются действия с ними.

Действенная наглядность также широко может быть использована при проведении игр. К таким играм относится игра «Где вы были и что делали? Двое учеников «продавец» и «покупатель» ведут диалог. Картинки с изображением овощей и фруктов из «корзинки» одного ученика постепенно перемещаются в «сумку» другого. Предложения, которыми оперируют дети, конечно элементарны. Но состоялось общение на изучаемом языке, а нее механическое зазубривание.

Все названные наглядные игры используются в основном, с целью усвоения и закрепления значения слова. Иногда в игре может быть поставлена и грамматическая цель. Так, учащиеся затрудняются в постановке вопросов «Кто это?», «Что это?» и к именам существительным. Для выработки навыков постановки этих вопросов организуется игра «Найди свой ряд». Учитель подбирает соответствующие карточки с изображением предметов, людей, животных, объясняет правило игры: каждый ученик должен поставить вопрос к своей картинке и ответить на него. Все кто ставит вопрос «Что это?» строится в первый ряд, а вопрос «Кто это?» - во второй ряд. Водящий проверяет правильность рядов по их картинкам.

В дидактической наглядной игре решают и фонетические задачи. Например, игра в фонетическое лото, где картинки подобраны по признаку наличия в словах смешиваемых звуков Ц-С. Учитель называет слово ( цветок, солнце, цыпленок, собака), а учащиеся накрывают клетку лото фишкой, на которой написана буква Ц или С. При проверке дети называют звук, показывают букву на фишке, произносят слово.






Методические рекомендации по использованию наглядного материала на уроках обучения грамоте




Методические рекомендации по использованию наглядного материала на уроках обучения грамоте












Методические рекомендации по использованию наглядного материала на уроках обучения грамоте


Методические рекомендации по использованию наглядного материала на уроках обучения грамоте

Методические рекомендации по использованию наглядного материала на уроках обучения грамоте

Методические рекомендации по использованию наглядного материала на уроках обучения грамоте

Методические рекомендации по использованию наглядного материала на уроках обучения грамоте



















Методические рекомендации по использованию наглядного материала на уроках обучения грамоте



Методические рекомендации по использованию наглядного материала на уроках обучения грамотеМетодические рекомендации по использованию наглядного материала на уроках обучения грамоте

© 2010-2022