Практическая работа. Стили речи. 10 класс

Данная разработка содержит четыре текста, которые учащиеся должны проанализировать и определить, к какому стилю речи они относятся, при этом они должны назвать признаки, сферу употребления, функцию, языковые средства того или иного стиля.Данные задания помогут обучающимся систематизировать и обобщить знания по теме "Стили речи".В разработке приведен текст из художественного произведения, которое в настоящее время изучается на уроках литературы, это позволит установить межпредметные связи русског...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Текст №1.

Статья 15

1.Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

2.Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

3.Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

4.Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

(Конституция Российской Федерации)

1. Определить к какому функциональному стилю относится текст?

2.Назовите главные особенности стиля?

3.Где используется этот стиль?

4.Дайте толкование слова нормативные.

Текст №2.

"...На краю дороги стоял дуб. Он был, вероятно, в десять раз старше берез, составлявших лес, в десять раз толще и в два раза выше каждой березы. Это был огромный, в два обхвата дуб, с обломанными суками и корой, заросшей старыми болячками. С огромными, неуклюже, несимметрично растопыренными корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися березами. Только он один не хотел подчиниться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца.

Этот дуб как будто говорил: «Весна, и любовь, и счастье! И как не надоест вам все один и тот же глупый, бессмысленный обман! Все одно и то же, и все обман! Нет ни весны, ни солнца, ни счастья. Вон смотрите, сидят задавленные мертвые ели, всегда одинокие, и вон я растопырил свои обломанные, ободранные пальцы, выросшие из спины, из боков - где попало. Как выросли - так и стою, и не верю вашим надеждам и обманам».

Князь Андрей несколько раз оглянулся на этот дуб, проезжая по лесу. Цветы и трава были и под дубом, но он все так же, хмурый, неподвижный, уродливый и упорный, стоял посреди них. (Л.Н.Толстой)


  1. Определить основную мысль и стиль текста?

  2. Назовите признаки стиля (сферу применения, функции, лексические средства)

  3. Подберите синонимы к словам надежда, упорный.

4. Определите тип речи? Докажите.


Текст №3

Звезда́ - излучающий свет массивный газовый шар, удерживаемый силами собственной гравитации и внутренним давлением, в недрах которого происходят (или происходили ранее) реакции термоядерного синтеза.

Ближайшей к Земле звездой является Солнце - типичный представитель спектрального класса G. Звёзды образуются из газово-пылевой среды (главным образом из водорода и гелия) в результате гравитационного сжатия. Температура вещества в недрах звёзд измеряется миллионами кельвинов, а на их поверхности - тысячами кельвинов. Энергия подавляющего большинства звёзд выделяется в результате термоядерных реакций превращения водорода в гелий, происходящих при высоких температурах во внутренних областях. Звёзды часто называют главными телами Вселенной, поскольку в них заключена основная масса светящегося вещества в природе. Примечательно и то, что звёзды имеют отрицательную теплоёмкость. (Из энциклопедии)

1. Определить к какому функциональному стилю относится текст?

2. Назовите признаки этого стиля?

3. Где используется этот стиль?

4. Укажите языковые средства (лексические и грамматические), которые использованы в тексте.

Текст №4

Война была для детей жестокой и грубой школой. Они сидели в мерзлых окопах, и перед ними были снаряды и пулеметы. У них не было жизненного опыта и поэтому они не понимали ценности простых вещей, которым в повседневной жизни не придаёшь значения.

Война наполнила их душевный опыт до предела. Те, кто вернулся с войны, сумели сохранить в себе чистый мир, веру и надежду, став непримиримее к несправедливости, добрее к добру.

Память о войне должна жить, поскольку главные участники истории - люди и время. Не забывать время - значит не забывать людей, не забывать людей - значит не забывать время. (По Ю.В.Бондареву)

1. Определить к какому функциональному стилю относится текст?

2.Назовите главные особенности стиля?

3. Дайте определение слову непримиримее.

4.В каких сферах жизни применяется этот стиль?


© 2010-2022