Выступление на районной конференции по теме Формирование коммуникативной компетенции у обучающихся во внеурочное время

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МКОУ «Верхореченская СОШ»






Формирование коммуникативной компетенции обучающихся во внеурочное время

(выступление на районной конференции)





Подготовила Фомичёва В.И.,

учитель русского языка и литературы

высшей категории























2015

2 слайд

Развитие коммуникативных навыков учащихся- эта одна из важнейших задач современного образования.

Коммуникативные навыки проявляются:

  • · Во владении средствами коммуникации;

  • · В использовании средств коммуникации в деятельности, в

построении процесса общения;

  • · В анализе своей деятельности и выделении новых средств

эффективной коммуникации.

Способность к эффективному решению коммуникативных задач, иначе говоря, коммуникативную компетентность , определяют индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими людьми.

3 слайд

Одной из ключевых компетентностей является коммуникативная компетентность, которая обеспечивает успешную социализацию, адаптацию и самореализацию в современных условиях жизни. Коммуникативная компетентность означает готовность ставить и достигать цели устной и письменной коммуникации: получать необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям (религиозным, этническим, профессиональным, личностным и т.п.) других людей.

4 слайд

Коммуникативная компетентность-это…

коммуникативное знание

коммуникативная способность

коммуникативное умение

Коммуникативная компетентность - основа практической деятельности человека в любой сфере жизни. В современном обществе особенно ощущается потребность во всесторонне грамотных людях, свободно владеющих навыками устной и письменной речи. Профессиональные, деловые контакты, межличностные взаимодействия требуют от современного человека универсальной способности к порождению множества разнообразных высказываний, как в устной, так и в письменной речи. К сожалению, наши ученики имеют серьёзные недостатки в развитии коммуникативной компетентности. Каковы причины?

  • снижение уровня читательской культуры;

  • снижение уровня индивидуального словарного запаса;

  • низкий уровень сформированности индивидуально-личностных оснований для коммуникативной компетентности.

Это отражается на результатах и качестве речевых умений, способностей к конструктивному диалогу, последующей социальной самореализации и продуктивности.

5 слайд

Структура коммуникативной компетентности




По мнению известного лингвиста и психолога А.А. Леонтьева, для полноценного общения человек должен располагать целым рядом умений: быстро и правильно ориентироваться в условиях общения, уметь спланировать свою речь, правильно выбрать содержание, найти адекватные средства выражения мысли и обеспечить обратную связь.
Поэтому формирование умений связно изложить мысли в устном и письменном виде, анализировать и совершенствовать написанное, умение цивилизованно высказать мнение по обсуждаемому вопросу, быть тактичным и убедительным в дискуссии - одно из самых важных направлений в развитии речемыслительной деятельности учащихся.

Ни для кого не секрет, что у современных детей слабо сформированы навыки развития речи. Учащиеся не всегда могут свободно аргументировать свои выступления, делать обобщённые выводы или просто свободно и произвольно общаться друг с другом. Зачастую они стараются заменить живую, культурную речь сленгом, стандартной житейской мимикой и жестами. Ребята часто затрудняются в создании самостоятельных устных и письменных высказываний.

Каждый учитель русского языка задумывается, как развивать речь и мышление учащихся? Как сформировать интеллектуально и творчески развитую личность, обладающую коммуникативными навыками? Как создать оптимальные условия для продвижения каждого ученика в образовательном пространстве.

Проблема культурного общения школьников - одна из самых важных сегодня в организации социальной учебной среды. Ведь именно коммуникативная компетентность начнёт играть основополагающую роль, помогая в профессиональной подготовке и трудовой деятельности.

В основу формирования коммуникативной компетенции, так же как и всех компетенций, соответствующих ФГОС второго поколения, положен деятельностный подход, так как он обеспечивает самостоятельную творческую деятельность каждого ученика.

6 слайд

Внеурочная работа реализуется в разнообразных формах, которые условно можно разделить на следующие:

индивидуальная работа - работа с отдельными обучающимися (подготовка рефератов, докладов, презентаций; работа с одаренными обучающимися, и т.п).;

групповая работа - регулярная работа, проводимая с небольшим устойчивым коллективом обучающихся и направленная на приобретение и усвоение новых знаний и практических умений (кружки, секции, творческие группы);

массовая работа - эпизодическая работа, проводимая с большим коллективом (вечера, конференции; недели, олимпиады и конкурсы; игры, выпуск тематических газет, внепрограммные экскурсии и т.п.)

Внеурочная работа - это одна из форм углубления знаний по предмету, своеобразная форма научной популяризации. Во время проведения внеурочной деятельности используются разнообразные методы обучения: все формы учебного диалога, ролевые и деловые игры, проекты, выступления на праздниках (исполнение ролей в спектаклях), участие в конкурсах, олимпиадах. Необходимо отметить, что виды внеклассной работы многообразны.

7 слайд

Их можно разделить на три большие группы:

систематически действующие внеурочные занятия (кружки, факультативы, журналы, информационные стенды,);

эпизодические (конкурсы, турниры знатоков, викторины, олимпиады, интеллектуальные марафоны, КВНы и т.д.);

комбинированные формы внеурочной работы, например, предметные недели - в которые обычно включаются конкурсы, доклады, викторины, лекции, беседы, вечера и т.д.

8 слайд

Одним их эффективных методов формирования речевой культуры учащихся является подготовка выпуск школьной стенгазеты

9 слайд

Обращение к игре во внеурочной деятельности объясняется тем, что её эмоциональность, спонтанность позволяет: во-первых, включить учащихся в занятие неформально, стимулирует его к активному участию; во-вторых, в любом случае игры - грамматические, лексические, литературные, ролевые способствуют совершенствованию словарного запаса школьников, развитию грамматических, речевых умений и навыков, повышает интерес к предмету.

10 слайд

Средством создания речевых возможностей признается система ситуативных упражнений. Учитель моделирует ситуативные задания:

(Работа по картине «Вы экскурсоводы, ведете экскурсию для младших классов. Стараетесь описать картину ярко, образно и доступно. Объясните, что и почему вам особенно нравится, вы хотите вызвать заинтересованный отклик у зрителей. Кто лучше справится с этой задачей?» Конкурс на лучший рассказ экскурсовода. Запишите получившийся текст.)

11 слайд

Одной из продуктивных форм обучения является спектакль. На различных воспитательно-образовательных мероприятиях, утвержденных в плане воспитательной работы, обучающиеся представляют мини спектакли.

В процессе подготовки и представления спектакля совершенствуются коммуникативные навыки обучающихся, обеспечивается формирование коммуникативной, познавательной и эстетической мотивации.

12 слайд

Одним из эффективных методов формирования коммуникативной компетентности обучающихся является проектно-исследовательская работа обучающихся, в результате которой, обучающиеся все более активно начинают проявлять интерес к учебной и проектной деятельности. Итоги своей работы обучающиеся представляют на традиционной научно-практической конференции школы.

13 слайд

Создание личных и коллективных поэтических и прозаических сборников учащихся.

14 слайд

Печатные работы учащихся в районных и всероссийских печатных изданиях.

15 слайд

Результат работы по формированию коммуникативной компетенции учащихся - это уровни развития данной компетентности учащихся, сформированной во внеурочной деятельности:

I уровень:

  • Умение обучающихся получать информацию из текста или устной дискуссии относительно простых предметов (узнают об источниках и способах сбора информации);

  • Умение понимать собеседника и выражаться адекватно ситуации (учатся брать интервью, вести беседу, репортаж).

16 слайд

II уровень:

  • Умение обучающихся не только поддерживать дискуссию относительно простых предметов адекватно ее целям и ситуации, но и подготовить речь (выступления на конференциях, слетах, участие в фестивалях, конкурсах);

  • Умение обобщать прочитанный материал и создавать собственные тексты, используя разные стили (создание журналистских произведений в аналитических и художественно-публицистических жанрах).

  1. Слайд

III уровень :

  • Понимание и активное участие обучающегося в обсуждении сложных предметов, владение грамотной выразительной речью, использование различных техник привлечения внимания аудитории ( презентации, дискуссии в СМИ, участие в различных программах на радио и телевидении) .

18 слайд

В заключении хочу сказать, что именно слово, речь - показатель общей культуры человека, его интеллекта, его речевой культуры. Вот почему овладение культурой речи, её совершенствование должно быть главной задачей современной школы.

В стране созданы предпосылки для развития творчества учащихся, и нельзя ими не воспользоваться.





© 2010-2022