Играем с фразеологизмами ( лингвистический конкурс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Играем с фразеологизмами


(Лингвистический конкурс)


…Нет слова, которое было бы так замашисто,

бойко. Так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы

кипело и животрепетало, как метко сказанное русское

слово.

Н.В. Гоголь

Учитель. В середине 20 века, учёные, изучающие наш язык, увидели, что кроме огромного количества слов, составляющих язык, есть ещё особый пласт - несколько десятков тысяч устойчивых сочетаний слов, которые, как и слова, помогают нам строить речь. Причём речь образную, особенно ёмкую. Так родился новый раздел науки о языке - фразеология.

Фразеологизм обычно не терпит не только перестановки слов и замены слов, но и вставок внутрь. Послушайте сами… Когда мы хотим сказать о здоровом, цветущем человеке, мы говорим: «Кровь с молоком». А попробуйте переставить: «Молоко с кровью». Не правда ли, звучит по-другому.

Итак, фразеологический оборот, или фразеологизм, - это устойчивое сочетание, которое мы воспроизводим в памяти целиком в том виде, в котором оно всегда употребляется.

Ученики делятся на две команды. Выбирается жюри. Объявляется название команд:

  1. Браться за ум. 2. Ломать голову.

1 конкурс Дело мастера боится

Задание. Одним словом замените фразеологический оборот. Например: с гулькин нос (мало).

1. Семи пядей во лбу (умный)

2. От горшка два вершка ( маленький)

3. Яблоку негде упасть ( тесно)

4. Тютелька в тютельку ( точно)

5. Тяп - ляп (небрежно)

6. Хоть глаз выколи (темно)

7. Когда рак на горе свистнет (никогда)

2 конкурс Закончи фразеологизм

Задание . Допишите фразеологический оборот.

1. Дрожит как …(осиновый лист)

2. Катается как …(сыр в масле)

3. Стреляный…(воробей)

4. Кривить…(душой)

5. Закадычный…(друг)

6. Морочить…(голову)

Учитель. Все мы знаем произведения А.С. Пушкина. Язык произведений этого писателя отличается лёгкостью, образностью. Следующий конкурс мы проведём, используя материалы из произведений А. Пушкина

3 конкурс В гостях у Пушкина

Задание. Прочитайте предложения, найдите в них фразеологические обороты, подчеркните их. Объясните их значение.

1. - Слушай, брат, Андрей Гаврилович: коли в твоём Володьке будет путь, так отдам за него Машу; даром, что он гол как сокол.

2. Он вышел из себя и в первую минуту гнева хотел было со всеми дворовыми учинить нападение на Кистенёвку.

3. Пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат.

4. Марья Кириловна была ни жива ни мертва.

5. - Враньё,- решил Кирила Петрович,- сейчас я всё выведу на чистую воду.

6. Кроме приказных, никто в доме не смыкал глаз.

4 конкурс Играем в лото.

Задание. На маленьких карточках написано начало фразеологизма, на больших - его окончание. Задача игроков найти продолжение фраз и положить ответ на соответствующую клеточку таблицы. Выигрывает тот, кто быстрее закроет все клетки таблицы.

1 разрезанные карточки . 1На одно. 2. Изо дня. 3.Ломать. 4. Лакомый. 5. Зарубить. 6. От нечего делать . 7. Лицом. 8. Спустя. 9. Не сводить. 10. Битком. 11. Калачом. 12. Как рукой. 13. Брать себя. 14. Ни рыба. 15. Через час. 16. Мастер. 17. Не долго. 18. Ни жив. 19. До поры. 20. Несолоно. 21. С горем. 22. Как снег. 23. Выбиться. 24. Повестка. 25. На каждом.

2 Целый лист. 1. Лицо 2. В день 3. В голову 4. Кусок 5. На носу 6. Делать. 7. К лицу 8. Рукава 9. Глаз 10. Набито 11. Не заманишь 12.Сняло 13. В руки 14. Ни мясо 15. По чайной ложке 16. На все руки 17. Думая 18. Ни мёртв 19. До времени 20. Хлебавши.

21. Пополам 22. На голову 23. Из сил 24. Дня 25. Шагу.


5 конкурс «Бестолковый» вернисаж.

Задание. Посмотрите на картинки, которые нарисовал забавник-художник. На них он изобразил фразеологизмы русского языка, и сделал он это своеобразно. Догадайтесь, какие фразеологизмы изобразил художник.

(Листы с картинками раздаются командам)

6 конкурс Не покладая рук

Задание. Найдите к каждому фразеологизму в левой колонке противоположное по смыслу в правой. Соедини их стрелочкой.

Камень за пазухой держать Куры не клюют

Лясы точить С открытой душой

Сидеть сложа руки Держать язык за зубами

На чужой шее сидеть Своим горбом жить

Кот наплакал Не покладая рук

Держать ухо востро Ворон считать

7 конкурс Хоть из - под земли достань

Так говорят, требуя чего-либо, особенно уплаты денег. Это выражение ведёт начало от старого обычая зарывать деньги в землю, чтобы воспользоваться ими в случае крайней необходимости. Источники фразеологических выражений различны. Одни возникли из наблюдений человека над общественными и природными явлениями, другие появились в связи с историческими событиями.

Задание. Распределите фразеологизмы по конвертам, определив, откуда пришло выражение.

1. Из сельскохозяйственной жизни: поднять целину; снимать сливки; подготовить почву; телячий восторг; взять быка за рога.

2. Из истории: открывать Америку; казанская сирота; великое переселение народов.

3. Из устного народного творчества: Кощей бессмертный; по щучьему велению; за тридевять земель; сказка про белого бычка; рожки да ножки.

4. Из различных ремёсел: шито белыми нитками; доводить до белого каления; без сучка, без задоринки; канитель тянуть.

Учитель. Раз словечко, два словечко… и рождается фраза, выражающая глубокую мысль. Эти фразы, когда-то произнесённые мудрецами, через толщу веков дошли до нас, ещё и ещё раз подтверждая слова Анны Андреевны Ахматовой:


Ржавеет золото, и истлевает сталь,

Крошится мрамор - к смерти всё готово.

Всего прочнее на Земле печаль

И долговечней - царственное Слово.


Жюри объявляет результаты конкурса.






© 2010-2022