План - конспект урока литературы в 11 классе на тему Образ матери в рассказе А. М. Горького Страсти - Мордасти и в повести С. Панасяна Буду казнить

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План - конспект урока в 11классе

Образ матери

в рассказе А. М. Горького «Страсти - Мордасти»

и в повести Сергея Панасяна «Буду казнить»

Цели:

Образовательная:

  1. Активизировать познавательную деятельность учащихся;

  2. Вовлечь учеников в творческую поисковую работу

  3. Проблемный анализ произведения

  4. Воспитательная:

  5. способствовать процессу духовного развития через внимательное и вдумчивое чтение художественной литературы.

  6. Воспитание самостоятельности, сотрудничества.

  7. Развивающая: способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, интеллектуальных навыков сопоставления, обобщения, развитие речевых навыков.

Тип урока:

Урок - аналитическая беседа; урок нравственного прозрения

Воспитательная задача:

Формирование нравственных качеств у учащихся.

Методические приёмы:

Пересказ, творческая работа, аналитическая беседа, комментарии учителя, работа в группах, выступления групп.

Оснащение и оформление урока:

1.Выставка репродукций

2.Классическая музыка: «Лунная соната» Бетховена

3.Презентации

4.Компьютер, проектор

5.Вырезки из газет и журналов о детях - сиротах.

Предварительная подготовка к уроку:

Группой учащихся 11а класса и мною организована помощь, (мы подарили им памперсы, мягкие игрушки, одежду) Дому ребенка в г. Нальчик КБР.

Заведующий Домом ребёнка провела с моими учениками интересную беседу и поблагодарила детей за участие в судьбе малышей - сирот.

Эпиграф к уроку, он заранее записан на доске

Когда - то, достигнув вершин вдохновенья,

Бог женщину создал и, впавши в блаженство,

Сам с гордостью понял, что это творенье

Являет собою предел совершенства.

Алим Кешоков (кабардинский поэт)

Запись в тетрадь темы урока и эпиграфа, осмысление.

1.Словарная работа

Нравственность, -и, ж. Внутренние, духовные качества, которыми руководствуется

человек, этические нормы; правила поведения, определяемые

этими качествами

Прозреть,сов. 1.Стать зрячим.

2.Перен. Начать понимать, отдавать себе отчет в чем-нибудь.

Прозрение,ср.(книжн.) - Внезапное просветление мысли.

В течение урока тихо звучит музыка.

Учитель.

Образ матери… Для меня - как и для каждого из вас - он связан с любовью, нежностью, верой, доверием, заботой, добротой. Мать и дитя связывает душевное единение, любовь, неиссякаемая нежность. Теплые материнские сердца живут жизнью детей. Они чувствуют, когда ребенку хорошо, а когда - плохо. Они трепетно переживают, когда у детей что-то не складывается, а успехи детей рождают в их душах неумолкаемую мелодию любви и гордости. Они готовят своих детей к жизни красивой, бодрой, честной.

Светлому образу женщины - матери посвятили и посвящают свои произведения многие поэты и писатели, художники и композиторы.

У аварского поэта Р. Гамзатова есть такие строки:

«Не беспокойся,- маме говорю я,-

Все хорошо, родная, у меня,

Тревожиться за сына постоянно,

Святой любви великая раба»

«Святой любви великая раба», к сожалению, в жизни не всегда так бывает.

Есть женщины нравственно больные: способные бросить свое дитя, искалечить его, убить.

В чем же причина этой болезни?

-Дурное воспитание .

- Безобразное общество, обрекшее на гибель слабого человека?

-Чувство бесконечного одиночества?

- Страх безвольного человека перед жизнью или это умственно неразвитые существа?

Вот на эти вопросы мы и постараемся ответить с вами, опираясь на рассказ А.Горького «Страсти-Мордасти» и повесть С.Панасяна «Буду казнить»

Два разных автора, два произведения, два мира, две даты 1917и1982г.

Целых 65 лет между этими произведениями, тем не менее их объединяет одна тема - тема изображения женщин, утративших здоровую нравственную первооснову жизни.

С рассказом А.Горького «Страсти - Мордасти» присутствующих знакомят ученики второй группы. Сжатый пересказ текста.

С повестью «Буду казнить» - ученики третьей группы.

Сюжет повести таков:

Наталья приехала в город поступать в сельскохозяйственный институт , поступить не поступила и собиралась вернуться в родную деревню Беляничи, да вдруг неожиданно застряла.

И все из-за глаз его карих. Знакомы-то всего две недели. Он тоже был абитуриентом, поступил в политехнический институт. Когда Наталья сообщила о завале и о скором отъезде, он впервые ее поцеловал. Потом до утра проговорили и порешили не разлучаться. Никогда-никогда. Осенью справили скромную, но веселую студенческую свадьбу.

Матери у Натальи не было, но она ее хорошо помнила. Наталье было девять лет, когда отец внес мать в избу. Мать шла в соседнюю деревн ю и шел ей навстречу трактор с пустыми санями-волокушами из-под сена. И не заметил подвыпивший тракторист, как зацепило санями молодую женщину, отскочившую к бровке снега. Зацепило ее и поволокло, уминая под сани. Встать она покалеченная не смогла. А тракторист и не заметил. Осталась она лежать на дороге почти до вечера. А когда ее нашли, душа ее уже отлетела в морозное небо.

В годовщину смерти матери Наталья уже знала, нутром своим чуяла, что отец никогда не женится. Слишком сильна была любовь к Клавушке.

Наталью воспитывала бабушка. В 1944 году бабушка получила похоронку, но она не верила, что муж погиб. Все ждала писем от него. Только в день Победы она поняла, что ее Иван Сергеевич убит. Повязала черный платок, а над кроватью фотокарточку мужа прилепила кнопками. Так и жила с дочкой. Потом дочка, Клавушка, замуж вышла, потом родилась внучка.

А теперь она живет одна и терпеливо ждет письма от Натальи.

Но не сложилась семья у Натальи. Стал изменять ей Дмитрий с однокурсницей Люськой.

Однажды, придя с работы , Наталья обнаружила на столе записку.

Оказалось, что Дмитрий ушел на день рождения, не дождавшись, Натальи.

Вернулся Дмитрий поздно ночью. И с тех пор Дмитрий часто встречался сЛюськой. Все время говорил про нее. Люська стала бывать у молодых.

Наталья решила разыскать Люську и поговорить с ней. Наталья когда-то слышала о том, что у Люси есть закадычная подруга-Зина. Наталья разыскала домик, где проживала Зина, но Люси там не оказалось.

А подвыпившая Зина рассказала ей о том, как несколько лет назад Люся приезжала к ней рожать ребеночка, как через сутки Люська родила и тут же лучиной за шею к тазику придавила его.

Узнав о страшном преступлении, Наталья решила наказать Люську.

На второй день Наталья разыскала Люсю, сказала ей, что Дмитрий ждет ее в сарае. Заперла ее там и сказала: «Клади голову! Вон видишь тюльку? На середине. На ней колют дрова…Буду казнить. За мою любовь и за младенчика».

Люська как куль, как мешок свалилась Наталье под ноги. И пока Наталья ходила за водой, Люся выломала доску в стенке и уползла.

Наталья вернулась в дом и, не сказав мужу ни слова, собрала вещи и уехала домой, к бабушке.

И впервые за все годы жизни без матери, она подумала об отце не с нежной жалостью, как обычно, а с завистью, той доброй завистью, что удивляться заставляет. «Счастливый! Ой, счастливый, не то, что я. И ей показалось, что мать жива. Да, да, она жива, только отец где-то тайно прячет ее, прячет от всего света белого. Жива она, и все такая - же - не стареет…

И отец где-то там далеко, вместе с матерью…и счастливые они…И дед, наверное, тоже живой…И бабка его где-то прячет…И мать живая, и дед живой, а мой-то Дмитрий…он-то зачем помер?»

Следующий этап работы - аналитическая беседа.

Одновременно анализируются оба произведения.

Какие проблемы поднимают авторы этих произведений?

- проблема эгоизма матерей;

- проблема милосердия;

- проблема пьянства;

- проблема верности и предательства;

- проблема выбора жизненного пути;

- проблема отказа от выполнения материнских обязанностей.

.

Какова идея этих произведений?

- взрослые ответственны за судьбы детей;

- такой порок, как пьянство, калечит душу и взрослого, и ребенка, зависящего от этого взрослого.

- никто не имеет права вмешиваться в жизнь другого человека, тем более

для того чтобы разрушить ее

Учитель.

Что героини рассматриваемых произведений представляет собой как личность?

.

Ученик.

Наталья, героиня повести, добрая, отзывчивая, преданная, добрая, простая.

В начале повести она кажется мягкотелой, но затем в ней обнаруживается

столько силы и воли, что невольно любуешься ею.

Учитель.

А Машка?

Ученик.

Машка - безвольная, безответственная мать. Если в начале рассказа к ней

возникает отвращение, то в конце произведения - жалость.

Учитель.

Далее мы остановимся на рассказе «Страсти - мордасти».

-Как автор описывает мать Леньки?

-Опишите жилище Машки и Леньки.

- Что поразило молодого человека в доме Маши?

- Какое чувство испытал молодой человек, увидев Леньку?

- Как автор рисует портрет Леньки?

- О чем заставляет задуматься трагическая судьба Машки и ее ребенка?

Так как рассказ А.М. Горького можно легко найти в любой библиотеке, книжном магазине, в Интернете, не стану записывать ответы на вопросы.

Найти же повесть С Панасяна, наверное, будет посложнее, поэтому запишу ответы.

Учитель

- Ребята, как автор описывает Люську и Наталью?

Ученик

- Люська красивая девушка, ресницы черные, улыбка такая, что все невольно

улыбались ей. Всегда веселая, находчивая, душа компании.

- Портрет Натальи автор дает в 2-3 словах, тем не менее, перед нами

возникает яркий образ русской девушки со светлыми длинными волосами

и пронзительно синими глазами. Она немногословна, проста и очень скромна.

Учитель

- Почему автор очень тонко, детально описывает место, где Наталья и Дмитрий снимают квартиру?

Ученик

Наверное, потому, чтобы подчеркнуть внутренний мир Натальи. Ее спокойствие, ее близость к природе, ее доброту.

Учитель

Внимание бабушки автор задерживает на одной детали в комнате молодых. Что это? С какой целью автор делает это?

Ученик

Через 6 месяцев после замужества Натальи, бабушка приехала к молодым в гости. Утром, лежа на раскладушке, она осматривала комнату. И вдруг ее взгляд остановился на репродукции картин из журналов (показ слайдов)

«Юдифь и Олиферн», «Мадонна с младенцем», «Монна Лиза».

«…старуха перевела глаза на первую картину, висевшую над кроватью молодых, и содрогнулась. Все три, вместе взятые, показались ей какими-то

жуткими, что они висели вместе, и именно вместе взятые, обретали какой-то

смысл. Старуха начала вспоминать всю свою жизнь обрывками, и все это как-то странно увязывалось опять с этими картинами.

Молодушка с ребеночком, счастье-то, светлота-то…

Потом ножка на отрубленной голове…

А потом лицо женское с усмешкой…»

Учитель

Перекликаются ли эти мысли с дальнейшей судьбой Натальи?

Ученик

Да. Бабушка как будто чувствовала, что с внучкой может случиться

беда. Наталья узнает об измене Дмитрия, также узнает об убийстве

ребеночка. Наталья казнит Люську. Как и на картине «Юдифь и

Олиферн» произошли обман и убийство. «Мадонна с младенцем»- это

то, о чем мечтала Наталья. «Монна Лиза» напоминает Люську, которая, не задумываясь, с усмешкой, разрушает жизнь другого человека.

Учитель

Ребята, можно ли простить Машку и Люську?

Кто виноват в том, что в обществе встречаются такие люди?

Выслушиваются мнения всех желающих ответить на этот вопрос.

Далее выступают ученики, побывавшие в Доме ребенка.

Группа, подготовившая газетные вырезки, знакомит детей с собранными материалами.

Звучит песня из мультфильма «Сказка о слоненке».

Учитель

Что же случилось в мире, что женщины - матери могут совершать такие страшные преступления?

Почему в наше время, когда мы все материально обеспечены, когда мы стали грамотнее намного во всех отношениях, участились случаи детоубийства, пьянства, случаи отказа от детей?

Неужели только женщины виновны в том, что ежегодно в Домах ребенка оказываются тысячи детей?

А может доля вины лежит на родителях, учителях, молодых людях, оставляющих девушек наедине со своими проблемами? Как важно в такие моменты не обмануть того, кто доверился тебе.

Кто-то может сказать: «В чем же наша вина?»

Она в том, что, думая облегчить свою жизнь, мы отбросили много высших морально- этических ценностей. До каких пределов можно «облегчать» эту ношу? Сначала мы отказались от тяжелых, как нам казалось этических норм поведения (хабза-обычаи, намыс-уважение), теперь отказываются от детей, от родителей, от дома.

Готовясь к этому уроку, я пересмотрела десятки книг, чтобы найти ответ на вопрос « Кто виноват в том, что такие случаи имеют место в нашей жизни?»

Мне кажется, ответ заключается в том, что мы должны воспитывать в людях этический страх. В книге Баразби Хачимовича Бгажнокова « Адыгская этика» (7 глава)

написано, что «…этический страх шынэ-укiытэ. Стыд- сложное чувство, в котором доминирует страх, и прежде всего «страх перед ожидаемым бесчестьем», но человек страшится не только внешнего суда- суд совести внушает еще больше опасений, вселяет тревогу, вызывает смятение, чувство вины. В системе адыгской этики такой страх ассоциируется со стыдом,как необходимым моральным свойством: Шынэ зи1эм ук1ытэ и1эщ, ук1ытэ зи1эм напэ и1эщ- «Знающий страх знает стыд, знающий стыд имеет честь». Когда хотят сказать, что у человека притупились нравственные чувства, в первую очередь ссылаются на отсутствие страха: шыни, ук1ыти, напи и1эркъым-«Лишен и страха, истыда, и чести».

Подводится итог урока:

Надеюсь, что сегодняшний урок поможем нам не принимать поспешных решений, не судить и не осуждать тех, кто совершил ошибку. Мы должны научиться помогать друг другу в трудную минуту, если не материально, то духовно, ибо чаще всего именно в духовной поддержке нуждаемся мы все.

А мы, взрослые, должны развивать в детях особый талант - человеческий. И если мы сумеем развить этот талант, то сумеем научить подрастающее поколение тонко чувствовать боль тех, кто живет рядом с нами.

Мы научим способности со-чувствовать, т. е. чувствовать вместе с другим,

со-страдать т.е.страдать сообща, чтобы боль другого сделалась твоей болью. Тогда на земле зла станет меньше. Девушки, помните слова Алима Кешокова « …женщина …предел совершенства»! Юноши, помогите девушкам поверить в то, что они совершенство. Вот тогда не будет несчастных женщин и брошенных детей.

Я думаю, что сегодняшний урок заставил Вас задуматься над многими проблемами, возникающими на жизненном пути, и над тем, что в любой ситуации человек может найти достойный выход. А завершить урок, я хотела бы стихами Федора Тютчева.

Нам жизнь дана, чтобы любить,

Любить без меры, без предела,

И всем страдальцам посвятить

Свой разум, кровь свою и тело.

Нам жизнь дана, чтоб утешать

Униженных и оскорбленных,

И согревать и насыщать

Увечных, слабых и бездомных.

Нам жизнь дана, чтоб до конца

Бороться с тьмой, бороться с ложью,

И сеять в братские сердца

Одну святую правду божью.

А правда в том, чтобы любить,

Любить без меры, без предела,

И всем страдальцам посвятить

Свой разум, кровь свою и тело.

За активное участие в подготовке и проведении урока благодарю

учащихся.

Дом. задание: Чтение рассказа Л. Н. Толстого «Чем люди живы»

© 2010-2022