Заключительный урок по поэме М. Ю. Лермонтова Мцыри

Это заключительный урок по поэме М. Ю. Лермонтова "Мцыри". Цели урока: понять исповедь героя, почувствовать его стремления и выявить в них главное - любовь к свободе, жизни; способствовать формированию эстетического вкуса учащихся; продолжать работу над развитием речи, памяти; умению анализировать и систематизировать материал; способствовать воспитанию высоких эстетических чувств учащихся, идеалов красоты, поиска гармонии в мире природы; осознание понятия, что Родина для человека это свобода и ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: заключительный урок по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»

Цели урока:

  1. понять исповедь героя, почувствовать его стремления и выявить в них главное - любовь к свободе, жизни;

  2. способствовать формированию эстетического вкуса учащихся; продолжать работу над развитием речи, памяти; умению анализировать и систематизировать материал;

  3. способствовать воспитанию высоких эстетических чувств учащихся, идеалов красоты, поиска гармонии в мире природы; осознание понятия, что родина для человека - это свобода и счастье.


Ход урока


Лучше умереть стоя, чем жить на коленях.

Армянская пословица


I. Организационный момент. Постановка целей и задач урока.

- Цель нашего урока - понять исповедь героя, почувствовать его стремления и выявить в них главное - любовь к свободе, жизни.

II. Аналитическая работа с текстом.

- Эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла армянскую пословицу, которая гласит: «Лучше умереть стоя, чем жить на коленях». Каждый человек должен быть свободным, только тогда он будет счастлив. Эта пословица как нельзя лучше выражает стремления и желания нашего героя. Мцыри задыхается в монастыре: там нет свободы для него, а значит, нет и жизни. Вернее, там есть жизнь - жизнь «на коленях». Но такая жизнь не для нашего героя.

Поэма почти вся состоит из монолога - предсмертной исповеди героя перед стариком-монахом.

Обратимся к исповеди Мцыри.

  • Что означает слово исповедь? (Исповедь - 1. У христиан: признание в своих грехах перед священником, отпускающим грехи от имени церкви и Бога, церковное покаяние. 2. Откровенное признание в чем-нибудь, рассказ о своих сокровенных мыслях, взглядах. Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой).

  • Как вы думаете, какое из двух определений подходит для героя? (Второе. Таким образом, герой раскрывает свою душу.)

  • А что такое душа? Обратимся к словарю. (Душа - внутренний, психический мир человека, его сознание. Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой).

  • Перед кем открывает свой внутренний мир Мцыри и почему?

  • Мцыри говорит чернецу: «Тебе, я знаю не понять мою тоску, мою печаль». Почему же юноша так уверен, что монах его не поймёт?

  • Как вы считает, какие слова исповеди можно выделить как главные? («Я мало жил, я жил в плену».)

  • А что подразумевает Мцыри под словом плен? (Плен - это монастырь, потому что жизнь в монастыре для него равносильна заключению в тюрьме.)

  • О чём он мечтает в плену? (Он мечтает о свободе, о настоящей жизни.)

  • Суждено ли было Мцыри пережить это настоящее? (Да. Настоящей жизнью Мцыри считал те три дня, «полные тревог и битв», которые он провёл в лесу, убежав из монастыря.)

  • Мцыри говорит монаху: «Ты хочешь знать, что делал я на воле? Жил!» Что же значить жить для Мцыри? Давайте составим в тетради таблицу, куда будем записывать то, что видел и слышал Мцыри на воле. (Видел «пышные поля, холмы, покрытые венцом, дерев, разросшихся кругом», «груды тёмных скал», «горные хребты, причудливы, как мечты», «седой, незыблемый Кавказ». Слышал «поток, усиленный грозой», как «в туманной вышине запели птички», как «ветерок сырые шевельнул листы», как «дохнули сонные цветы».)

  • А что видит Мцыри в монастыре? (Одно и то же изо дня в день: однообразие монастырских сводов и келий; тусклое мерцание свечей; постоянный полумрак.)

Лермонтов создаёт такой контраст для того, чтобы показать, что стены монастыря давят, не дают возможности дышать полной грудью, отдаляют от настоящей, живой жизни, а экзотические картины Кавказа открывают жизнь, бьющую ключом, вечно обновляющую жизнь.

Дома вы должны были показать душевное состояние Мцыри в монастыре и на воле, используя цвет и линии. (Обращение к рисункам, прикрепленным на доске. Вывод: цвета, изображающие внутреннее состояние Мцыри в монастыре, - мрачные, холодные; линии - разорванные, отрывистые; рисунки, изображающие состояние героя на воле, имеют тёплые цвета, а линии - плавные, мягкие.)

В натуре Мцыри жило тончайшее восприятие природы и способность сливаться с нею, он как бы участвовал в её жизни: ему «свыше было дано» разгадывать «думы тёмных скал», хотя без слов ему «был внятен разговор» шумящего потока, его «немолчный ропот, вечный спор с упрямой грудою камней…»

  • Что оживили картины природы в памяти Мцыри? (Его прошлую жизнь, ту, о которой он мечтает: «И вспомнил я отцовский дом, / Ущелье наше, и кругом / В тени рассыпанный аул», «Я помнил смуглых стариков», « А мой отец? Он как живой … являлся мне», «И молодых моих сестёр... / Лучи их сладостных очей / И звук их песен и речей / Над колыбелию моей...».)

  • Почему местом действия поэмы избран Кавказ? (Мощь и величие Кавказской природы отвечали духовной силе героя. Первозданная природа этого края была сродни страстной, мятежной натуре Мцыри. Кавказом нельзя не восхищаться. Восхищался Кавказом Мцыри, восхищался Кавказом и Лермонтов. Вот отрывок из письма М. Лермонтова Раевскому: «Как перевалился через хребет в Грузию, так бросил тележку и стал ездить верхом; лазил на снеговую гору (Крестовая) на самый верх, что совсем легко; оттуда видна половина Грузии как на блюдце, и право, я не бе­русь объяснить или описать этого удивительного чувства: для меня горный воздух - бальзам; хандра к черту, сердце бьется, грудь высоко дышит - ничего не надо в эту минуту; так сидел бы да смотрел целую жизнь».)

  • Мы видим, как счастлив Мцыри на воле. За три дня, проведённых на лоне природы, он прожил полноценную жизнь. Почему же тогда Лермонтов возвращает героя в монастырь? (Мцыри не приспособлен к такой жизни. Он как тот дикий зверь, которого сначала держали в домашних условиях, а потом отпустили на волю, и он погиб. Слившись с природой, герой все же боится стихийных сил.)

  • Почему погиб Мцыри? (После его настоящей жизни на воле, он не смог бы больше существовать в монастыре.)

  • Какова идея произведения? (Свобода - это естественное состояние человека. Противостояние свободы и несвободы.)

  • Обратимся к эпиграфу поэмы «Вкушая, вкусих мало мёду, и се аз умираю» и к эпиграфу сегодняшнего урока «Лучше умереть стоя, чем жить на коленях». Как они связаны с идеей произведения. (Лучше три дня жизни на воле, чем многолетнее заключение в монастыре, где человек не живёт, а существует.)

  • Вспомните калмыцкую сказку, которую Пугачёв рассказал Гринёву. (Однажды орел спрашивал у ворона: скажи, ворон-птица, отчего живешь ты на белом свете триста лет, а я всего-навсего только тридцать три года? - Оттого, батюшка, отвечал ему ворон, что ты пьешь живую кровь, а я питаюсь мертвечиной. Орел подумал: давай попробуем и мы питаться тем же. Хорошо. Полетели орел да ворон. Вот завидели палую лошадь; спустились и сели. Ворон стал клевать, да похваливать. Орел клюнул раз, клюнул другой, махнул крылом и сказал ворону: нет, брат ворон; чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там что бог даст!) Пугачёв сравнивает себя с орлом. А можно ли сравнить Мцыри с орлом? Значит, Пугачёв и Мцыри родственные души?

Вывод (записываем в тетради): перед нами в поэме предстаёт истинно героический образ. Страстной жаждой свободы и слияния с родиной определяется весь внутренний мир Мцыри. Он всем существом своим устремляется к одной цели - быть свободным от всякого гнёта, соединиться с родиной и дышать красотой родной природы. В достижении этой цели Мцыри готов пожертвовать всем, преград его воля не знала: И в час ночной, ужасный час, / Когда гроза пугала вас, / Когда столпясь при алтаре, / Вы ниц лежали на земле, / Я убежал.

Белинский с глубоким проникновением писал: «Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри. Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности. Во всём, что ни говорит Мцыри, веет его собственным духом, поражает его собственной мощью».

III. Самостоятельная работа.

Предлагаю составить синквейн, главное слово - Мцыри.

IV. Д/З: письменное размышление на тему: «В чём для Мцыри состоит смысл жизни?»


© 2010-2022