Урок по главам повести Н. Белоголового (6 класс, учебник - хрестоматия Писатели Восточной Сибири)

Урок литературы в 6 классе   Тема:   « Автор и герои повести Н.А. Белоголового « Воспоминания сибиряка. Из детских лет». Цель:   Обучающая:      Познакомить со своеобразием документальных очерков Н. Белоголового, формировать представление о чертах автора – повествователя и литературном портрете героя; Развивающая:   Формировать умения пересказа, анализа текста, нахождения и обработки дополнительного материала; Воспитывающая:   Воспитывать  умение работать  в группах, чувство слова, любовь к мало... Имя героя внешность характер поступки Оценка автора      А.П. Юшневский                 А.З. Муравьёв               П.И. Борисов             А.В. Белоголовый ( отец автора)             Воспитанник Анкудинов             Якубович                 Учитель литературы  Е.П. Ваганова  
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературы в 6 классе


Тема: « Автор и герои повести Н.А. Белоголового

« Воспоминания сибиряка. Из детских лет».

Цель:

Обучающая: Познакомить со своеобразием документальных очерков Н. Белоголового, формировать представление о чертах автора - повествователя и литературном портрете героя;

Развивающая: Формировать умения пересказа, анализа текста, нахождения и обработки дополнительного материала;

Воспитывающая: Воспитывать умение работать в группах, чувство слова, любовь к малой родине, уважение к её выдающимся людям. На примере декабристов формировать качества взаимовыручки, благородства и душевной щедрости.

Задачи:

1. Обучать составлению характеристики литературного героя на основе текста произведения

  1. Определить роль речевой характеристики в литературном портрете героя.

Ход урока

1 Организационный момент.

Сегодня мы проведём работу по тексту Н.А. Белоголового « Воспоминания Сибиряка. Из детских лет». Для продуктивной работы мы на прошлом уроке по интересам разделились на творческие группы

  • Биографы

  • Историки

  • Исследователи - литературоведы

  • Исследователи - лингвисты

Фрагмент повести вы прочитали дома в хрестоматии «Писатели Восточной Сибири». Нам, обменявшись мнениями, предстоит узнать об эпохе, авторе, героях и художественных особенностях этого произведения. Может быть, кто-то хочет поделиться своими впечатлениями от прочитанного?

Понять, насколько внимательно Вы читали главы, поможет экспресс - опрос, который подготовили Максим и Паша.

А все ли слова были понятны? Ведь с момента написания произведения прошло более 100 лет.

Устаревшие слова ( Таня А.)

  1. Слово об авторе. Прежде всего мы подробнее узнаем биографию автора, человека неординарного, сумевшего приобрести известность не только в Москве и Петербурге, но и по всей стране и даже за границей. Например, этот портрет мы нашли на сайте Приморской государственной художественной галереи. Ученики (Маликова, Федосеева) рассказывают о жизни Н. Белоголового.

  2. Элементы беседы.

- Чему же посвящены главы воспоминаний сибиряка? ( декабристам А. П. Юшневскому, П.И. Борисову, А.З. Муравьёву, которые стали его воспитателями и учителями, упоминаются также имена других декабристов)

- А достаточно ли хорошо мы знаем, кто такие декабристы? Или, может быть, для вас, как и для восьмилетнего Николеньки Белоголового, «название это не имеет решительно никакого смысла»? Почему они оказались в сибирской ссылке? Какую роль сыграли в развитии Сибири? Ответить на эти вопросы нам помогут наши историки.

  1. Сообщение об истории декабристского восстания и их роли в развитии Сибири ( Ян Х.)

  2. Освещение образов декабристов в повести. Наблюдения литературоведов

И вот эти образованные, замечательные люди стали воспитателями Николая Б. и его старшего брата. Как отмечал на склоне лет сам Н.А. Белоголовый: «Я много странствовал и встречался со многими выдающимися людьми своей эпохи, и всё же декабристы остались для меня недосягаемым образцом человеческого благородства, честности, стойкости и гуманности». В его благодарной памяти остались многие декабристы. Именно из воспоминаний сибиряка мы узнаем много точной информации об особенностях их характера, внешности, о манерах поведения. Постараемся узнать об этом с помощью наших литературоведов, и во время выступления вы будете заполнять таблицу( комментарий по заполнению таблиц)


  • Каким же в воспоминаниях Белоголового предстаёт его учитель Алексей Петрович Юшневский? Большого живописного портрета этого человека нам найти не удалось. Есть лишь небольшие портреты декабристов из журнала « Сибирячок». Но ведь словами можно обрисовать человека не хуже, чем красками. Только это будет не живописный портрет, а портрет литературный. Что же можно узнать о А.П. Юшневском из его литературного портрета? ( Ольга С., Настя Д.)

  • Интересной личностью был Артамон Захарьевич Муравьёв. Что же можно узнать о нём из воспоминаний Н. Белоголового? ( Юра Ж., Костя М.)

  • Декабристы, проживающие в Сибири, были не только образованными, но и талантливыми людьми. В их числе Пётр Иванович Борисов, художник-натуралист. Акварельные букеты удивительной красоты стали свидетельством не только научной достоверности и поэтического видения природы, но и мужества и гражданственности - ведь их автор был приговорён к пожизненным каторжным работам, которые впоследствии были заменены вечным поселением в Сибири. До последних дней своей жизни Петр Иванович вёл наблюдения за фауной и флорой Восточной Сибири. В его художественном наследии свыше 450 акварелей, изображающих цветы, бабочек, птиц. Очень привлекательны букеты из диких растений: здесь и анемоны, и дельфиниум, и купальница азиатская, и орхидея венерин башмачок. Изящны букеты, составленные из цветущих кустарников - курильского чая, таволги, яблони. Характерно, что все букеты изображены без ваз ( да и вряд ли они были в сибирской ссылке), но скомпонованы они с полным соблюдением пропорций, соотношений, единым композиционным замыслом. Что же рассказывает об этом самобытном художнике Н.А. Белоголовый? ( Ангелина К., Варя М.)

  • Не забыли ли мы какого - нибудь героя? (отец)

Создавая литературные портреты декабристов, давая оценку их человеческим качествам, автор невольно создал и свой литературный портрет. Как вы думаете, в чём проявляется образ автора и каков он? ( речь, оценка событий, героев, оценка своих поступков). Образ Н.А. Белоголового ( Настя А., Света З.)

« Этот всегда мягкий, до крайности снисходительный человек, готовый за ближнего положить душу, этот олицетворённый альтруизм делался непримиримым, когда речь заходила о принципах литературной и общественной жизни, » - вспоминал Г.А. Джаншиев.


  1. Речевая характеристика автора

  • Фразеологизмы ( Можно провести в форме игры)

  • Яркие запоминающиеся эпитеты

  • Уменьшительно- ласкательные суффиксы

  • Доброжелательный тон.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

7. Итоги урока.

М.В. Загоскин, который жил селе Грановщина Иркутского района и был знаком с Н. Белоголовым, говорил о его произведениях и письмах:

« Какою нежною дружбой, какою любовью к семье, друзьям и к родному краю полна речь этого высоко и всесторонне развитого человека! Сколько в ней то весёлого юмора, то ясного ума, то горькой иронии… Это целые красноречивые летописи … с яркими характеристиками деятелей нашего времени».

  • Как вы думаете, почему М.В. Загоскин называет произведение Н.А. Белоголового «красноречивой летописью»? Как назван жанр этого произведения в хрестоматии? Что общего в этих определениях?

  • Наш урок подходит к концу. Я надеюсь, что всё, что вы сегодня услышали, поможет вам успешно справиться с домашним заданием, т.е., пользуясь данными заполненных таблиц, написать сочинение - миниатюру «Кто из героев документального очерка запомнился и понравился мне больше всего?»

  • Осталось подвести итоги: « Что запомнилось? Показалось особенно интересным? »

  • Оценивая работу каждого из вас, хочу сказать общее спасибо и попросить вас о помощи. Возьмите трёхцветные жетоны и вручите красный жетон самому лучшему исследователю, желтый - лучшему чтецу, а зелёный - самому активному ученику. Будьте объективными!

Завершая урок, хочу открыть один маленький секрет: мы с вами познакомились с 1 и 2 главой, а в произведении их 4. В непрочитанных главах можно познакомиться с новыми героями и узнать много интересного! Не пройдите мимо книги из серии «Литературные Памятники Сибири»

По материалам таблицы напишите сочинение - миниатюру «Кто из героев документального очерка Н. Белоголового « Воспоминания сибиряка. Из детских лет» запомнился и понравился мне больше всего?»

Имя героя

внешность

характер

поступки

Оценка автора

А.П. Юшневский



А.З. Муравьёв


П.И. Борисов


А.В. Белоголовый

( отец автора)


Воспитанник Анкудинов


Якубович



Учитель литературы Е.П. Ваганова


© 2010-2022