Урок по теме «Диалог» в 5 классе с элементами ФГОС по традиционной программе Ладыженской Т. А

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МАОУ «Савинская средняя школа»














Урок по теме «Диалог» в 5 классе с элементами

ФГОС по традиционной программе Ладыженской Т.А.





Разработала учитель русского языка и

литературы Хохрякова Н.Г.















д. Ванюки, 2014г.



-1-


Тема: Диалог.


Тип урока:

урок развития речи учащихся, открытие новых знаний о диалоге.

Цель :

использовать диалог в разных стилях речи.

Задачи:

  1. воспроизведение текстов на слух, понимание и восприятие содержания;

  2. знание видов и форм речи, стилей речи;

  3. преобразование информации из одной формы в другую (схему, таблицу);

  4. нахождение в диалоге прямой речи и слов автора;

  5. правильное оформление диалога на письме, знание правил пунктуации;

  6. развитие творческих способностей учащихся;

  7. развитие умений анализировать, сравнивать, классифицировать, делать выводы, грамотно выстраивать свои рассуждения, следить за речью;

  8. воспитание нравственных качеств у ребенка: умение сочувствовать другим людям.






-2-

Формирование универсальных учебных действий

Познавательные УУД:

  1. Преобразование информации из одной формы в другую (составление графа: таблица, схема);

  2. Овладение приемами обобщения и систематизации учебного материала;

  3. Умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, устанавливать сходства и различия, делать выводы.

Регулятивные УУД:

1. Формулировка вопроса, проблемы и цели урока;

2. Нахождение путей решения проблемы;

3. Осуществление познавательной и личностной рефлексии.

Коммуникативные УУД:

  1. Умение слушать и слышать других;

  2. Высказывать четко свои суждения;

  3. Осуществлять речевой самоконтроль.

Личностные УУД:

  1. Умение сочувствовать другим;

  2. Приобретение опыта публичного выступления в паре или группе;

  3. Написание собственной сказки;

  4. Оценка своей работы на уроке;

  5. Составление собственного диалога в ходе выполнения домашнего задания.
















- 3-

1. Этап актуализации имеющихся знаний и способов действий

Текст упражнения может быть написан на доске или распечатан на каждого ученика.

- Алло. Здравствуйте! Будьте добры, позовите, пожалуйста, Лену.

- Сейчас.

- Привет, Лена. Ты почему не была в школе?

- Мы бы хотели тебя навестить,- сказала Маша.

- Спасибо, но доктор пока не разрешает.

- Выздоравливай. До свидания.

Задание 1.

1. Прочитайте текст.

2. Определите стиль. Выпишите этикетные слова, используемые в тексте. Обоснуй свой ответ.

(В тексте представлена диалогическая речь. Принимают участие в разговоре оба собеседника попеременно, один спрашивает, а другой отвечает. Это разговорный стиль. Слова «здравствуйте», «будьте добры», «пожалуйста», «спасибо», «до свидания» - формы речевого этикета. Применяются такие слова во время разговора по телефону).


  1. Этап мотивации

Задание 2.

Учитель:

  1. Вы знаете, ребята, что речь в зависимости от ситуации может быть разной по виду (монологической и диалогической), по форме (устной и письменной).

  2. Прочитайте стихотворение Н. Найдановой и скажите, какова речь по виду и форме. (Учащимся раздается распечатанный текст).

Сегодня в магазине и шум, и суета,

Сегодня продавщица все время занята.

Вот уж целых два часа раздаются голоса:

- Мне хорошую резинку,

- Мне альбом!

- А мне картинку!

- Дайте кисточку и клей!

- И линейку подлинней!

- Дайте два больших пенала!

- Дайте ножик раскладной!

- А у нас тетрадок мало!

- Нам прибавьте по одной!




-4-

Учитель: Представьте, что вы в магазине и слышите разговор детей. Как бы вы его назвали?

(В разговоре могут принимать участие два человека или несколько лиц. Это называется диалогом и полилогом. Учащиеся знакомятся с новым термином «полилог»).

Работа в парах.

Задание 3.

Работа в группах.

1. Составьте диалоги на темы: «В библиотеке», «Разговор по телефону», «В гостях» по теме урока, не забывая использовать этикетные слова, правильно оформить его.

2. Учащиеся зачитывают в группах диалоги.

3. Этап целеполагания

Учитель: Как вы думаете, ребята, какова, по вашему мнению, цель нашего урока?

(Учащиеся укажут на то, что диалог может употребляться как в устной, так и письменной речи. В письменной речи необходимо правильно оформлять на письме диалог. К тому же не нужно забывать, что перед каждой репликой говорящего, которая пишется с красной строки, необходимо ставить тире).

4. Этап планирования

Учитель: Что нам необходимо сделать для достижения поставленной цели?

(Учащиеся ответят, что для достижения поставленной цели необходимо:

- выразительно читать речь каждого лица,

- уметь находить слова автора и прямую речь,

- тренироваться в постановке знаков препинания,

- уметь самим составлять диалоги,

- составить таблицу для различения прямой речи и слов автора).

5. Этап осмысления новых сведений

Задание 4.

Составьте граф (таблицу, схему) по теме урока. Граф составляется в группах.

Способы передачи чужой речи

Прямая речь

Диалог










-5-

6. Этап закрепления новых сведений и отработки способов действия

Задание 5.

1. Прочитайте отрывок из повести В.Г. Короленко «Слепой музыкант». (Текст распечатан на каждого ученика и лежит на парте.)

- Кто тебя научил так хорошо играть на дудке?

- Иохим выучил,- ответил Петрусь.

- Очень хорошо! А отчего ты такой сердитый?

- Я… не сержусь на вас,- сказал мальчик тихо.

- Ну, так и я не сержусь…давай играть вместе.

- Я не умею играть с вами,- ответил он, потупившись.

- Не умеешь играть? Почему?

- Так.

- Нет, почему ж?

- Так, - ответил он чуть слышно и ещё больше потупился.

Ему не приходилось ещё никогда говорить с кем-нибудь о своей слепоте, и простодушный тон девочки, предлагавший с наивной настойчивостью этот вопрос, отозвался в нём опять тупой болью.

2. Определите стиль. Выпишите часть диалога, которая соответствует схемам:

- П?

- П,- а.

- П! П?

3. Укажите словосочетания, передающие внутреннее состояние героя, выпишите их. («сказал тихо», «такой сердитый», «ответил потупившись», «ответил чуть слышно», «больше потупился», «о своей слепоте», «отозвался болью», «тупой болью»).

Задание 6.

1. Прочитайте ряд предложений.

1. «А туда, где говорят, зимы не бывает»,- объяснил Павел.

2. «Что это?»- спросил вдруг Костя, приподняв голову.

3. Павел прислушался. «Это кулички летят, посвистывают».

4. « А разве есть такая земля?»

5. «Куда же они летят?»

6. «Есть».

7. «Далеко?»

8. « Далеко, далеко, за тёплыми морями».

И.С. Тургенев.

2. Можно ли это назвать текстом? Обоснуйте свой ответ.

-6-

3. Что необходимо сделать, чтобы получился текст? Определите критерии расположения предложений. Отредактируйте текст. Запишите разговор детей в форме диалога. (Правильная постановка предложений: 2, 3, 5, 1, 4, 6, 7, 8.)

Задание 7.

1. Прочитайте начало сказки. Как бы вы её закончили? (Текст сказки распечатан на каждого ученика).

2. Запишите свой вариант сказки, используя диалог?

В одном селе жил-был мужик. И была у него собака. Верой и правдой служила она ему много лет. Но состарилась собака. Лежит она однажды возле своей конуры и вдруг видит: входит во двор хозяин и ведёт на поводке молодого пса. Сжалось сердце собачье «Сейчас прогонит со двора». Подошёл хозяин к собаке и говорит :…

7. Итоги урока, рефлексия.

1.Чему научился на уроке?

2. Были ли трудности?

3. Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?

4. Оцените свою работу на уроке?

5. По каким критериям вы будете оценивать себя?

8. Домашнее задание на выбор:

1. Составить диалог между учеником и учителем о невыполненном домашнем задании;

2. Составить диалог между учеником и родителем о походе в театр, в спортивную секцию и др.


© 2010-2022