Рабочая программа по русскому языку 6-8 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Русский язык

Рабочие программы

Стр.

6 а класс…………………………………………………………………….2-7

6в класс…………………………………………………………………... 8-12

7б класс….……………………………………………………………… .13-16

8а класс………………………………………………………………….. 17-22

Календарно-тематическое планирование



Стр.



6а класс……………………………………………………………..……23-28

6в класс…………………………………………………………………..29-32

7б класс…………………………………………………………………..33-35

8а класс…………………………………………………………………..36-39

















Рабочая программа по русскому языку 6 класс

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе:

  • Федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 года № 1089, с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 02.06.2008 года)

  • Приказа Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. №1312

«Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных

планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

  • Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Закона о языках народов Республики Башкортостан от 05.01.2001г. 156-з; от 01.03.2002 № 297-з от 17.03.2003 № 482-з, от 05.04.2004 № 74-з;

  • Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013-2014 учебный год (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2012 года №1067.Зарегистрирован в Минюсте РФ 30.01.2013 года. Регистрационный № 26755

  • Программы общеобразовательных учреждений по русскому языку для 5-9 классов М. Т. Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М. Шанского 2008 год

  • Учебного плана МОБУ Гимназия на 2014-2015 учебный год № 276 от 17.05.2014 года.

Учебных недель - 35

Общее количество часов - 210

Количество часов в неделю - 6

В течение учебного года предусматривается выполнение контрольных и творческих работ: диктантов - 15, по развитию речи - 34, тестирований - 3, зачетов -5.

Изучение русского языка в 6 классе направлено на достижение следующих целей:

• воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

• совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

• освоение знаний о русском языке, его устройстве; об особенностях функционирования русского языка в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; об особенностях русского речевого этикета;

• формирование умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации, сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Реализация указанных целей достигается в процессе формирования и развития следующих предметных компетенций:языковой, коммуникативной и лингвистической.

Вместе с тем «Русский язык» выполняет и общепредметныезадачи:

  • воспитание учащихся средствами данногопредмета; развитие их логического мышления;

  • обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;

  • формирование общеучебныхумений- работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения.

Курс русского языка для 6 класса основной школы направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа для 6 класса предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Педагогические технологии, методы и средства обучения (в том числе электронные), используемые в работе для достижения требуемых результатов обучения.

  • Традиционное обучение;

  • Деятельностный подход;

  • Активное обучение (сотрудничество, элементы контекстного подхода, индивидуализация обучения);

  • Интерактивные подходы (творческие задания, работа в малых группах)

  • Уровневая дифференциация;

  • Проблемное обучение;

  • Информационно-коммуникационные технологии;

  • Здоровьесберегающие технологии;

  • Коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава).

Формы текущего контроля

Самостоятельная работа

Взаимопроверка

Самопроверка

Диктант

Изложение

Зачёт

Тестирование

Словарный диктант


Учебно-тематический план


Тема

Количество

часов

1.

Русский язык - один из развитых языков мира

1

2.

Повторение пройденного в 5 классе

8+1

3.

Лексика и фразеология. Культура речи

15+2

4.

Словообразование. Орфография. Культура речи

19+5

5.

Морфология. Орфография. Культура речи

Имя существительное

17+4

6.

Имя прилагательное

22+5

7.

Имя числительное

24+2

8.

Местоимение

24+6

9.

Глагол

25+6

10.

Повторение и систематизация пройденного в 6 классе

22+2



Содержание программы

6 класс (210 ч)


Русский язык - один из развитых языков мира

(1 ч)

Повторение пройденного в 5 классе(8 ч + 1 ч)

Лексика и фразеология. Культура речи

(15ч + 2 ч)

I. Повторение пройденного по лексике в 5 классе.

Исконно русские слова. Заимствованные слова. Общеупотребительные слова. Профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы. Нейтральные и стилистически окрашенные слова. Устаревшие слова. Неологизмы.Основные пути пополнения словарного состава русского языка.

Толковые словари иностранных слов, устаревших слов.

Фразеология какразделнаукиоязыке. Свободные сочетания слов и фразеологические обороты. Основные признаки фразеологизмов. Стилистически нейтральные и окрашенные фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи. Фразеологический словарь.

II.Умение определять по толковому словарю, из какогоязыказаимствовано слово, относится ли оно к устаревшим, диалектным или профессиональным словам.

Умение пользоваться словарямииностранныхслов, устаревших слов, фразеологизмов.

III. Сбор и анализ материалов к сочинению: рабочие материалы.

Словообразование. Орфография. Культура речи

(19ч + 5 ч)

I. Повторение пройденного по морфемике в 5 классе.

Основные способы образования слов в русском языке: с помощью морфем (морфологический) - приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный; осново-и словосложение, сложение полных и сокращенных слов, аббревиация (сокращение слов и словосочетаний). Образование слов в результате слияния сочетаний слов в слово.

Понятие об этимологии и этимологическом разборе слов. Этимологические словари.

Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -гор- --гар-, -кос- - -кас-. Правописание гласных в приставках пре- и при-, буквы ы и ипосле приставок на согласные. Правописание соединительных гласных оие.

II.Умение согласовывать со сложносокращенными словами прилагательные и глаголы в прошедшем времени.

III. Описание помещения, структура этого текста, языковые особенности. Систематизация материала к сочинению; сложный план. Выборочный пересказ исходного текста.

Морфология. Орфография. Культура речи

Имя существительное

(17ч + 4 ч)

I. Повторение сведений об имени существительном, полученных в 5 классе.

Склонение существительных на -мя. Несклоняемые существительные. Текстообразующая роль существительных. Словообразование имен существительных.

Не с существительными. Правописание гласных в суффиксах-ек, -ик; буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах -ок (-ек),-онк, -онок. Согласные ч и щ в суффиксе -чик (-щик).

II.Умение правильно образовывать формы косвенных падежей существительных на -мя, правильно употреблять в речинесклоняемыесуществительные, согласовывать прилагательные и глаголы в форме прошедшего времени с существительными общего рода (например,белоручка, сирота и др.).

Умение определять значениясуффиксов имен существительных (увеличительное, пренебрежительное и уменьшительно-ласкательное).

III. Различные сферы употребления устной публичной речи.

Имя прилагательное

(22ч + 5 ч)

I. Повторение пройденного об имени прилагательном в 5 классе.

Качественные, относительные и притяжательные прилагательные. Степени сравненияприлагательных; образованиестепеней сравнения. Словообразование имен прилагательных.

Не с именамиприлагательными. Буквы о и епосле шипящих и ц в суффиксах прилагательных; правописаниегласных и согласных в суффиксах -ая- (-ян-), -ин-, -онн- (-енн-) в именах прилагательных; различение на письме суффиксов -к- и -ск-. Слитное и дефисное написаниесложныхприлагательных.

II. Умение правильно образовывать степени сравнения прилагательных, соблюдать правильное ударение при образовании степеней сравнения, определять значение суффиксов в именах прилагательных (уменьшительно-ласкательное и неполноты качества).

Умение употреблять в речи прилагательные в переносном значении.

III.Описание природы, структуры данного текста, его языковые особенности; описание предметов, находящихся вблизи и вдали. Выборочный пересказ исходного текста с описаниемприроды. Описание пейзажа по картине.

Имя числительное

(24 ч + 2 ч)

I. Имя числительное как часть речи. Синтаксическая роль имен числительных в предложении. Числительные количественные и порядковые. Числительные простые и составные. Текстообразующая роль числительных.

Склонение количественных числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях; буква ь в середине и на конце числительных. Слитное и раздельное написание числительных.

Склонение порядковых числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях порядковых числительных.

II.Умение употреблять числительные для обозначениядаты, правильно употреблять числительные двое, трое и др., числительные оба, обе в сочетании с существительными.

Умение выражать приблизительное количество с помощью сочетанияколичественного числительного и существительного (например,минут пять, километров десять).

III. Пересказ исходного текста с цифровым материалом.

Местоимение

(24 ч + 6 ч)

I. Местоимение как часть речи. Синтаксическая роль местоимений в предложении. Разряды местоимений.Склонениеместоимений.Текстообразующая роль местоимений.

Раздельное написание предлогов с местоимениями. Буква н в личных местоимениях 3-го лица после предлогов. Образование неопределенных местоимений. Дефис в неопределенных местоимениях перед суффиксами -то, -либо, -нибудь и после приставки кое-.Не в неопределенных местоимениях. Слитное и раздельное написаниенеи ни в отрицательных местоимениях.

II.Умение употреблять личные местоимения 3-го лицавсоответствиисо смыслом предшествующего предложения.Умениеправильноиспользовать местоимения каксредство связи предложений и частей текста.

III.Рассказ по воображению, по сюжетным рисункам;строение, языковые особенности данныхтекстов.

Рассуждение как тип текста, его строение (тезис, аргумент, вывод), языковые особенности.

Глагол (25ч + 6 ч)

I. Повторение пройденного о глаголе в 5 классе.

Переходные и непереходные глаголы. Изъявительное, условное и повелительное наклонения.Раздельноенаписаниечастицыбы (б) с глаголами в условном наклонении. Буквы ь и ив глаголах в повелительном наклонении. Разноспрягаемые глаголы. Безличные глаголы. Текстообразующая роль глаголов. Словообразованиеглаголов.

Правописание гласных в суффиксах -ова(ть), -ева(ть) и -ыва(ть), -ива(ть).

II.Умение употреблять формы одних наклоненийвзначениидругихи неопределенную форму (инфинитив)взначенииразныхнаклонений.

III. Рассказ на основе услышанного, его строение, языковые особенности. Пересказ исходного текста от лица кого-либо из его героев. Рассказ по сюжетным картинкамс включением частиготового текста.

Повторение и систематизация пройденного в 6 классе

(22 ч + 2 ч)



Требования к знаниям,

умениям и навыкам учащихся

по русскому языку за курс 6 класса

I. Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 6 классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил,обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

II. К концу 6 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

- производить словообразовательный разбор слов с ясной структурой, морфологический разбор изученных в 6 классе частей речи, синтаксический разбор предложений с двумя главными членамии с одним главным членом, выраженным безличным глаголом;

- с помощью толкового словаря выяснять нормыупотребленияслова;

- соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По орфографии.Находить в словах изученные орфограммы,уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами;находить и исправлять орфографические ошибки.

Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 6 классе.

По пунктуации.Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделять знакамипрепинания, обосновывать выбор знаков препинанияи расставлять их в предложениях в соответствии с изученнымиправилами.

По связнойречи.Составлять сложный план.Подробно, сжато и выборочно излагатьповествовательные тексты с элементами описанияпомещения и пейзажа. Собирать и систематизировать материал к сочинению с учетом темы и основной мысли. Описывать помещение, пейзаж, составлять рассказ на основе услышанного и по воображению. Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).

Уметь грамотно и четко отвечать на вопросы по пройденному материалу; выступать по заданнойтеме.

Уметь выразительно читать письменный (прозаический и поэтический) текст.

Учебно-методическая литература

1. Программа по русскому языку для общеобразовательных учреждений (авторы - составители Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. М.: Просвещение, 2008

2. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, Москва «Просвещение» 2008 год.

3. Поурочные разработки по русскому языку 6 класс. Автор: О.В. Беляева

4. Богданова Г. А. Уроки русского языка в 6 классе. М. 2002 год.

5. Даль, В.И. Толковый словарь русского языка. Современное написание. М.: ООО «Издательство Астрель». ООО «Издательство АСТ», 2001

6. Ефремова, Т.Ф. Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка. - М.: Русский язык, 1996

7. Розенталь, Д.Э. Справочник по русскому языку. Орфография и пунктуация. М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство Мир и образование», 2008

8. Интерактивное учебное пособие «Наглядный русский язык» 6 класс. ООО «Издательство «Экзамен» 2013 год.

















Рабочая программа по русскому языку

7 класс


Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе:

  • Федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 года № 1089, с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 02.06.2008 года)

  • Приказа Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. №1312

«Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных

планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

  • Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2014-2015 учебный год ( приказ № 253 от 31.03.2014 года)

  • Учебного плана МОБУ Гимназия на 2014-2015 учебный год № 319 от 17.06.2014 года.



  • Программы общеобразовательных учреждений по русскому языку для 5-9 классов М. Т. Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М. Шанского 2008 год

.

Учебных недель - 35

Общее количество часов - 140

Количество часов в неделю - 4

В течение учебного года предусматривается выполнение контрольных и творческих работ:

диктантов - 9, по развитию речи - 23 , тестирований - 4.

Изучение русского языка в 7 классе направлено на достижение следующих целей:

• воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

• совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

• освоение знаний о русском языке, его устройстве; об особенностях функционирования русского языка в различных сферах и ситуациях общения; о

стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; об особенностях русского речевого этикета;

• формирование умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации, сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Реализация указанных целей достигается в процессе формирования и развития следующих предметных компетенций: языковой, коммуникативной и лингвистической.

Вместе с тем «Русский язык» выполняет и общепредметныезадачи:

  • воспитание учащихся средствами данного предмета; развитие их логического мышления;

  • обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;

  • формирование общеучебныхумений- работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения.

Педагогические технологии, методы и средства обучения (в том числе электронные), используемые в работе для достижения требуемых результатов обучения.

  • Традиционное обучение;

  • Деятельностный подход;

  • Активное обучение (сотрудничество, элементы контекстного подхода, индивидуализация обучения);

  • Интерактивные подходы (творческие задания, работа в малых группах)

  • Уровневая дифференциация;

  • Проблемное обучение;

  • Информационно-коммуникационные технологии;

  • Здоровьесберегающие технологии;

  • Коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава).

Формы текущего контроля

Самостоятельная работа

Взаимопроверка

Самопроверка

Диктант

Изложение

Зачёт

Тестирование

Учебно-тематический план


Тема

Количество

часов

1.

Русский язык как развивающееся явление

1

2.

Повторение пройденного в 5-6 классах

8+2

3.

Морфология. Орфография. Культура речи. Причастие

27+4

4.

Деепричастие

10+2

5.

Наречие

24+1

6.

Категория состояния

3+2

7.

Предлог

9+2

8.

Союз

12+1

9.

Частица

15+1

10.

Междометие. Звукоподражательные слова

3

11.

Повторение и систематизация пройденного в 7 классе

11+2

12

Итого

140


Содержание

7 класс (140 ч)

Русский язык как развивающееся явление

(1 ч)

Повторение пройденного в 5-6 классах

(8 ч + 2 ч)

Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности.

Морфология. Орфография. Культура речи

Причастие

(27 ч + 4 ч)

I. Повторение пройденного о глаголе в 5 и 6 классах. Причастие. Свойства прилагательных и глаголов у причастия. Синтаксическая роль причастий в предложении. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страдательные причастия. Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота. Текстообразующая роль причастий.

Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени (ознакомление).

Не с причастиями. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий. Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна буква н в кратких причастиях.

II.Умение правильно ставить ударение в полных и кратких страдательных причастиях (принесённый, принесён, принесена, принесено, принесены), правильно употреблять причастия с суффиксом -ся, согласовывать причастия с определяемыми существительными, строить предложения с причастным оборотом.

III.Описание внешности человека: структура текста, языковые особенности (в том числе специальные «портретные» слова). Устный пересказ исходного текста с описанием внешности. Выборочное изложение текста с описанием внешности. Описание внешности знакомого по личным впечатлениям, по фотографии.

Виды публичных общественно-политических выступлений. Их структура.

Деепричастие

(10 ч + 2 ч)

I. Повторение пройденного о глаголе в 5 и 6 классах.

Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричастия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Текстообразующая роль деепричастий. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми (ознакомление). Деепричастия совершенного и несовершенного вида и их образование.

Не с деепричастиями.

II.Умение правильно строить предложение с деепричастным оборотом.

III.Рассказ по картине.


Наречие

(24 ч + 1 ч)

I. Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий и их образование. Текстообразующая роль наречий. Словообразование наречий.

Правописание не с наречиямина-ои -е; не-и ни- в наречиях. Одна и две буквы н в наречиях на -ои -е.

Буквы о и е после шипящих на конце наречий. Суффиксы -ои -а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитные и раздельные написания наречий. Буква ь после шипящих на конце наречий.

II.Умение правильно ставитьударение в наречиях. Умение использовать в речи наречия-синонимы и антонимы.

III.Описание действий как вид текста: структура текста, его языковые особенности. Пересказ исходного текста с описанием действий.

Категория состояния

(3 ч + 2 ч)

I. Категория состояния какчасть речи. Ее отличие от наречий. Синтаксическая роль слов категории состояния.

II.Выборочное изложение текста с описанием состояния человека или природы.

Предлог

(9 ч + 2 ч)

I. Предлог как служебная часть речи.Синтаксическая роль предлогов в предложении. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги. Текстообразующая роль предлогов.

Слитные и раздельные написания предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.). Дефис в предлогах из-за, из-под.

II.Умение правильноупотреблять предлоги в и на, с и из. Умение правильно употреблять существительные с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки.

Умение пользоваться в речи предлогами-синонимами.

III.Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рассказ на основе увиденного на картине.

Союз

(12 ч + 1 ч)

I. Союзкак служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы - соединительные, разделительные и противительные. Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях; употребление подчинительных союзов в сложном предложении. Тек-стообразующая роль союзов.

Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частицами и союза также от наречия так с частицей же.

II. Умение пользоваться в речи союзами - синонимами.

III. Устное рассуждение на дискуссионную тему; его языковые особенности.

Частица

(15 ч + 1 ч)

I. ЧастицаКак Служебная Часть Речи. Синтаксическая Роль Частиц В Предложении. Формообразующие И Смысловые Частицы. Текстообразующая Роль Частиц.

Различение На Письме Частиц Не И Ни. ПравописаниеНе И Ни С Различными Частями Речи.

II.Умение выразительно читать предложения с модальными частицами.

III.Рассказ по данному сюжету.

Междометие. Звукоподражательные слова

(3 ч )

I. Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении.

Звукоподражательные слова и их отличие от междометий.

Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.

II.Умение выразительно читать предложения с междометиями.

Повторение и систематизация пройденного в 7 классе

(11 ч + 2 ч)

Требования к знаниям,умениям и навыкам учащихсяпо русскому языку за курс 7 класса

I. Учащиеся должнызнать определения основных изученных в 7классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

II.К концу 7 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

- производить морфологический разбор частей речи, изученных в 7 классе, синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами (в простейших случаях), а также сложных предложений с изученными союзами;

- составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами;

- соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.

Правильно писать изученные в 7 классе слова с непроверяемыми орфограммами.

По пунктуации. Выделять запятыми причастные обороты (стоящие после существительного), деепричастные обороты.

По связной речи. Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания (как письменно, так и устно) внешности человека, процессов труда. Описывать человека, процессы труда; писать рассказы на предложенные сюжеты; сочинения-рассуждения (на материале жизненного опыта учащихся). Грамотно и четко рассказывать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы.

Учебно-методическая литература

  1. Программа по русскому языку для общеобразовательных учреждений (авторы - составители: Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. М.: Просвещение, 2008

  2. Учебник: «Русский язык». Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений в 2-х частях. Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова. М.: Просвещение, 2014

  3. Уроки русского языка в 7 классе. Г.А. Богданов

  4. Розенталь, Д.Э. Справочник по русскому языку. Орфография и пунктуация. М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство Мир и образование», 2008

Интерактивное учебное пособие «Наглядный русский язык» 7 класс. ООО «Издательство «Экзамен» 2013 год.

8 класс

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе:

  • Федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 года № 1089, с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 02.06.2008 года)

  • Приказа Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. №1312

«Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных

планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

  • Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Закона о языках народов Республики Башкортостан от 05.01.2001г. 156-з; от 01.03.2002 № 297-з от 17.03.2003 № 482-з, от 05.04.2004 № 74-з;

  • Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013-2014 учебный год (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2012 года №1067. Зарегистрирован в Минюсте РФ 30.01.2013 года. Регистрационный № 26755


  • Программы общеобразовательных учреждений по русскому языку М. Т. Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М. Шанского 2008 год

  • Учебного плана МОБУ Гимназия на 2013-2014 учебный год № 276 от 17.05.2013 года.

Учебных недель - 35

Общее количество часов - 105

Количество часов в неделю - 3

В течение учебного года предусматривается выполнение контрольных и творческих работ:

диктантов - 7, по развитию речи - 12.

Изучение русского языка в 8 классе направлено на достижение следующих целей:

• воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

• совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

• освоение знаний о русском языке, его устройстве; об особенностях функционирования русского языка в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; об особенностях русского речевого этикета;

• формирование умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации, сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Реализация указанных целей достигается в процессе формирования и развития следующих предметных компетенций: языковой, коммуникативной и лингвистической.

Вместе с тем «Русский язык» выполняет и общепредметные задачи:

  • воспитание учащихся средствами данного предмета; развитие их логического мышления;

  • обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;

  • формирование общеучебных умений - работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения.

Педагогические технологии, методы и средства обучения (в том числе электронные), используемые в работе для достижения требуемых результатов обучения.

  • Традиционное обучение;

  • Деятельностный подход;

  • Активное обучение (сотрудничество, элементы контекстного подхода, индивидуализация обучения);

  • Интерактивные подходы (творческие задания, работа в малых группах)

  • Уровневая дифференциация;

  • Проблемное обучение;

  • Информационно-коммуникационные технологии;

  • Здоровьесберегающие технологии;

  • Коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава).

Формы текущего контроля

Диктант

Изложение

Сочинение

Учебно-тематическое планирование уроков русского языка


Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Русский язык в современном мире.

1

2

Повторение

8

3

Синтаксис и пунктуация .Словосочетание.

6+2(РР)

4

Простое предложение.

7+1(РР)

5

Второстепенные члены предложения.

12+2(РР)

6

Односоставные предложения.

14+2(РР)

7

Однородные члены предложения.

11+2(РР)

8

Обособленные члены предложения.

14+2(РР)

9

Обращения, вводные слова и междометия.

9

10

Прямая и косвенная речь.

4+1(РР)

11

Повторение

7


Итого

105


Содержание курса.

Функции русского языка в современном мире

(1 ч)

Повторение пройденного в V-VII классах

(8ч)

Синтаксис и пунктуация. Словосочетание

(6ч+2ч)

I. Повторение пройденного о словосочетании в V классе. Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (глагольные, именные, наречные).

II. Умение правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении. Умение использовать в речи синонимические по значению словосочетания.

Простое предложение

( 7ч +1ч)

I. Повторение пройденного о предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения.

Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение.

II. Умение выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в предложении, выразительно читать предложения.

III. Описание архитектурных памятников как вид текста; структура текста, его языковые особенности.

Простые двусоставные предложения .Главные члены предложения.

IСпособы выражения подлежащего. Повторение изученного о сказуемом. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым.

Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.

II. Умение интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой; согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием.

Умение пользоваться в речи синонимическими вариантами выражения подлежащего и сказуемого.

III. Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности.

Второстепенные члены предложения (12ч +2ч)

I. Повторение изученного о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное дополнение (ознакомление). Несогласованное определение. Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении. Виды обстоятельств по значению (времени, места, причины, цели, образа действия, условия, уступительное).

Сравнительный оборот; знаки препинания при нем.

II. Умение использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы.

III. Ораторская речь, ее особенности. Публичное выступление об истории своего края.

Односоставные предложения

(14ч +2ч)

I. Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные) и подлежащим (назывные).

Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.

II. Умение пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как синтаксическими синонимами.

Умение пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения времени и места.

III. Рассказ на свободную тему.


Понятие о неполных предложениях.

Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении.

Однородные члены предложения

( 11 ч + 2ч)

I. Повторение изученного об однородных членах предложения. Однородные члены предложения, связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией. Однородные и неоднородные определения. Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях.

Вариативность постановки знаков препинания.

II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членах.

III. Рассуждение на основе литературного произведения (в том числе дискуссионного характера).

Обращения, вводные слова и междометия

(9 ч )

I. Повторение изученного об обращении.

Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях. Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции. Междометия в предложении. Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях. Одиночные и парные знаки препинания.

Текстообразующая роль обращений, вводных слов и междометий.

II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обращениями, вводными словами и вводными предложениями, междометиями. Умение пользоваться в речи синонимическими вводными словами; употреблять вводные слова как средство связи предложений и частей текста.

III. Публичное выступление на общественно значимую тему.

Обособленные члены предложения

(14 ч + 2 ч)

I. Понятие об обособлении. Обособленные определения и обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Уточнение как вид обособленного члена предложения. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения.

Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль.

II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обособленными и уточняющими членами. Умение использовать предложения с обособленными членами и их синтаксические синонимы.

III. Характеристика человека как вид текста; строение данного текста, его языковые особенности.

Прямая и косвенная речь

(4ч + 1 ч)

I. Повторение изученного о прямой речи и диалоге. Способы передачи чужой речи.

Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании.

Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль.

II. Умение выделять в произношении слова автора. Умение заменять прямую речь косвенной.

III. Сравнительная характеристика двух знакомых лиц; особенности строения данного текста.

Повторение и систематизация пройденного в 8 классе

(7 ч)


Требования к знаниям,

умениям и навыкам учащихся

по русскому языку за курс 8 класса

I. Учащиеся должны знать определения основных изученных в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

II. К концу 8 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

- производить синтаксический разбор словосочетаний, простых двусоставных и односоставных предложений, предложений с прямой речью;

-- составлять простые двусоставные и односоставные предложения, осложненные однородными и обособленными членами, вводными словами (и предложениями), обращениями;

- пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи;

- соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По пунктуации. Находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.

Ставить знаки препинания в простых предложениях с однородными членами, при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения, в предложениях с прямой и косвенной речью, при цитировании, при обращениях, междометиях, вводных словах и предложениях. Ставить тире в нужных случаях между подлежащими и сказуемыми.

По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами. Правильно писать изученные в 8 классе слова с непроверяемыми орфограммами.

По связной речи. Определять тип и стиль текста. Подробно и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания местности, памятников. Писать сочинения-описания (сравнительная характеристика знакомых лиц; описание местности, памятника культуры или истории), сочинения-рассуждения на морально-этические темы. Совершенствовать изложение и сочинение в соответствии с темой, основной мыслью и стилем, находить и исправлять различные языковые ошибки. Уметь просто и в то же время выразительно выступать перед слушателями по общественно важным проблемам.

Учебно-методическая литература

1.Тростенцова Л. А., Запорожец А. И. Русский язык. Поурочные разработки 8класс-М: Просвещение-2011г.

2. Егорова Н. В. Поурочные разработки по русскому языку.8 класс-М: «ВАКО»-2010 г.

3. Кулюкина Л.А. ,Позднякова А.А. Дидактические материалы по русскому языку 8 класс. «Экзамен»-2004г.




Календарно-тематическое планирование уроков русского языка

5 в класс 210 часов 6 часов в неделю



п/п

в теме

к/р

р/р

тема

предполагаемая

дата

фактическая

дата

примечание

ЛИНГВИСТИКА - НАУКА О ЯЗЫКЕ (2 часа)

1

1




Лингвистика - наука о языке.

02.09



2

2


Понятие о лингвистике.

03.09



ВВЕДЕНИЕ В ЛИНГВИСТИКУ

(вводный курс)

ФОНЕТИКА (4 часа)

3

1


Фонетика как раздел лингвистики. Звуки речи.

04.09



4

2


Фонетическая транскрипция.

05.09



5

3


Фонетический разбор. Звукопись в художественном тексте.

06.09



6

4


Слог как единица фонетики. Особенности и роль русского ударения.

08.09



ОРФОЭПИЯ (6 часов)

7

1

р/р

Учимся говорить правильно, точно, выразительно

09.09



8

2


Орфоэпия как раздел лингвистики. Гласные звуки.

10.09



9

3


Орфоэпический разбор. Основные правила произношения согласных звуков.

11.09



10

4


Основные правила произношения согласных звуков.

12.09



11

5


Обобщение по теме «Произношение согласных звуков».

13.09



12

6


Повторение и обобщение материала разделов «Фонетика» и «Орфоэпия».

15.09



ГРАФИКА (7 + 12 часов)

13

1


Графика как раздел лингвистики. Алфавит.

16.09



14

2


Контрольный диктант « Летнее утро»

16.09



15

3


Использование алфавита.

18.09



16

4


Фонетика как раздел лингвистики. Звуки речи.

19.09



17

5


Фонетическая транскрипция.

20.09



18

6


Фонетический разбор. Звукопись в художественном тексте.

22.09



19

7


Слог как единица фонетики. Особенности и роль русского ударения.

23.09



20

8

р/р

Учимся говорить правильно, точно, выразительно

24.09



21

9


Орфоэпия как раздел лингвистики. Гласные звуки.

25.09



22

10


Орфоэпический разбор. Основные правила произношения согласных звуков.

26.09



23

11


Основные правила произношения согласных звуков.

27.09



24

12


Обобщение по теме «Произношение согласных звуков».

29.09



25

13


Повторение и обобщение материала разделов «Фонетика» и «Орфоэпия».

30.09



26

14


Графика как раздел лингвистики. Алфавит.

01.10



27

15


Использование алфавита.

02.10



28

16


Обозначение звуков буквами.

03.10



29

17


Использование ь для обозначения мягкости.

06.10



30

18


Двойная роль букв е,ё,ю,я.

07.10



32

19


Подведение итогов изучения раздела «Графика».

08.10



МОРФЕМИКА (6 часов)

33

1


Морфемика как раздел лингвистики. Окончание - грамматическая морфема.




34

2


Словообразующие морфемы. Выразительные возможности словообразующих морфем.




35

3


Морфемная модель слова.




36

4


Корень слова.




37

5


Чередование гласных в корне.




38

6


Чередование согласных в корне. Чередование о и е с нулем звука.




ЛЕКСИКОЛОГИЯ (6 часов)

39

1


Лексикология как раздел лингвистики. Объяснение лексического значения слова путем толкования.




40

2


Объяснение лексического значения слова путем подбора однокоренных слов.




41

3


Родовые и видовые понятия.




42

4


Родовые и видовые понятия.




43

5

р/р

Подготовка к сочинению по картине А.А.Рылова «Полевая рябинка».




44

6

р/р

Написание сочинения по картине А.А.Рылова «Полевая рябинка».




ОРФОГРАФИЯ (15 часов)

45

1


Орфография как раздел лингвистики.




46

2


Правописание морфем.




47

3


Правописание и,у,а после шипящих. Правописание сочетаний чк, чн, нч, нщ, рщ, щн.




48

4


Правописание безударных гласных в корнях слов.




49

5

р/р

Изложение-миниатюра «Праздник березки».




50

6


Правила написания согласных в корнях слов.




51

7


Правила написания согласных в корнях слов.




52

8


Правописание падежных окончаний существительных.




53

9


Правописание личных окончаний глаголов.




54

10


Правописание личных окончаний глаголов.




55

11


Употребление ь для обозначения мягкости согласных.




56

12


Правописание тся и ться в глаголах.




57

13


Употребление разделительных ъ и ь знаков.




58

14


Слитные и раздельные написания слов.




58

15

к/р

Диктант «Поздняя осень».




МОРФОЛОГИЯ (4 часа)

60

1


Морфология как раздел лингвистики. Самостоятельные и служебные части речи.




61

2


Морфологические признаки существительных, прилагательных и глаголов.




62

3


Наречие. Служебные части речи.




63

4


Образование форм слова в русском языке.




КУЛЬТУРА РЕЧИ (5 часов)

64

1


Культура речи как раздел лингвистики.




65

2


Нормы современного русского литературного языка.




66

3


Качества хорошей речи.




67

4


Понятие о речевой ситуации. Этикетные слова.




68

5


Понятие о речевой ситуации.




СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ (32 часа)

69

1


Синтаксис как раздел лингвистики. Понятие о словосочетании.




70

2


Виды словосочетаний по характеру главного слова. Синтаксический разбор словосочетания.




71

3

р/р

Подготовка к сочинению по картине И.И.Фирсова «Юный живописец».




72

4


Предложение и его интонационное оформление.




73

5


Основные элементы интонации.




74

6


Главные члены предложения.




75

7


Способы выражения сказуемого.




76

8


Второстепенные члены предложения и основные способы их выражения.




77

9


Роль определения в речи. Дополнение.




78

10


Обстоятельство как член предложения. Разбор предложения по членам.




79

11

р/р

Сжатое изложение-миниатюра по главе 5 рассказа Л.Андреева «Кусака».




80

12


Предложения повествовательные, вопросительные и побудительные.




81

13


Основные интонационные конструкции.




82

14

к/р

Диктант «Осенью».




83

15


Предложения восклицательные и невосклицательные.




84

16


Предложения распространенные и нераспространенные.




85

17


Предложения простые и сложные.




86

18


Виды сложных предложений по средствам связи их частей.




87

19


Понятие о простом осложненном предложении. Однородные члены предложения.




88

20


Обобщающие слова при однородных членах.




89

21


Понятие об обращении.




90

22


Обращение.




91

23


Предложения с вводными словами.




92

24


Предложения со сравнительными оборотами.




93

25


Понятие о предложениях с прямой речью.




94

26


Диалог.




95

27


Понятие о пунктуации. Знаки препинания.




96

28


Знаки препинания в конце предложения.




97

29


Знаки препинания внутри простого предложения.




98

30


Знаки препинания между частями сложного предложения.




99

31


Знаки препинания в предложениях с прямой речью.




100

32

к/р

Диктант «Золотая рыбка».




ТЕКСТОВЕДЕНИЕ (16 часов)

101

1

р/р

Что такое текст?




102

2


Основные признаки текста. Тема и идея.




103

3


Основные признаки текста. Последовательность и грамматическая связь предложений в тексте.




104

4


Повествование.




105

5


Как описать предмет?




106

6


Описание.




107

7

р/р

Подготовка к сочинению по картине В.Д.Поленова «Московский дворик».




108

8

р/р

Написание сочинения по картине В.Д.Поленова «Московский дворик».




109

9


Рассуждение как тип речи.




110

10


Рассуждение.




111

11


Обобщение по теме «Типы речи».




112

12


Отражение содержания и настроения текста в плане.




113

13

р/р

Подготовка к написанию изложения «Заблудившийся кашалот».




114

14

р/р

Написание изложения «Заблудившийся кашалот».




115

15


Требования к содержанию и построению текста.




116

16


Обобщение по разделу «Текстоведение».




ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ЛИНГВИСТИКИ

Систематический курс

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ (14 часов)

117

1


Словообразование как раздел лингвистики. Основные способы словообразования.




118

2


Словообразовательная пара и словообразовательная цепочка.




119

3


Правописание букв а-о в корнях с чередованием.




120

4


Правописание букв а-о в корнях с чередованием.




121

5


Правописание о-ё после шипящих в корнях слов.




122

6

р/р

Подготовка к сочинению по картине И.И. Левитана «Золотая осень».




123

7

р/р

Написание сочинения по картине И.И.Левитана «Золотая осень».




124

8


Основные способы образования имен существительных.




125

9


Основные способы образования имен прилагательных.




126

10


Основные способы образования глаголов.




127

11


Контрольный диктант «Аистник»




128

12


Группы приставок в зависимости от написания.




129

13


Группы приставок в зависимости от написания.




130

14


Морфемный разбор слова.




ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ (14 часов)

131

1


Лексикология как раздел лингвистики. Деление лексики русского языка на группы.




132

2


Переносное значение слова.




133

3


Роль тропов в художественном тексте. Лексический разбор.




134

4


Деление лексики на группы в зависимости от смысловых связей между словами.




135

5


Деление лексики на группы в зависимости от смысловых связей между словами.




136

6

р/р

Подготовка к сочинению по картине А.И.Куинджи «Березовая роща».




137

7


Деление лексики на группы в зависимости от происхождения слов.




138

8


Деление лексики на группы в зависимости от происхождения слов.




139

9


Профессионализмы как слова ограниченного употребления. Термины.




140

10


Правописание буквосочетаний ци и цы.




141

11


Диалектизмы как слова ограниченного употребления.




142

12


Деление лексики в зависимости от употребления в разные исторические эпохи.




143

13


Фразеология как раздел лингвистики.




144

14

к/р

Контрольная работа по разделу «Лексикология и фразеология».




МОРФОЛОГИЯ



ВВЕДЕНИЕ (2 часа)

145

1


Морфология как раздел лингвистики. Части речи.




146

2


Языковые значения слов.




ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (16 часов)

147

1


Имя существительное как часть речи.




148

2


Суффиксы существительных чик-щик.




149

3


Суффиксы существительных ек-ик.




150

4


Собственные и нарицательные имена существительные.




151

5


Одушевленные и неодушевленные имена существительные.




152

6


Род имен существительных.




153

7


Склонение имен существительных.




154

8


Правописание не с существительными.




155

9


Формообразование имен существительных.




156

10


Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.




157

11


Синтаксическая роль имен существительных.




158

12


Синтаксическая роль имен существительных.




159

13


Правильное произношение имен существительных.




160

14


Грамматические и лексические нормы употребления имен существительных.




161

15


Повторение и обобщение по теме «Имя существительное».




162

16

к/р

Диктант «Шепот снегов».




ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (15 часов)

163

1


Имя прилагательное как часть речи.




164

2


Роль имен прилагательных в речи.




165

3

р/р

Подготовка к сочинению по картине В.М.Васнецова «Аленушка».




166

4

р/р

Написание сочинения по картине В.М.Васнецова «Аленушка».




167

5


Лексико-грамматические разряды имен прилагательных.




168

6


Притяжательные имена прилагательные. Употребление относительных и притяжательных имен прилагательных в значении качественных.




169

7


Степени сравнения имен прилагательных.




170

8


Полные и краткие имена прилагательные.




171

9


Полные и краткие имена прилагательные.




172

10


Склонение имен прилагательных.




173

11


Написание гласных в безударных падежных окончаниях имен прилагательных.




174

12


Синтаксическая роль имен прилагательных.




175

13


Правильное произношение имен прилагательных. Лексические нормы.




176

14


Правильное употребление имен прилагательных в речи.




177

15

к/р

Контрольная работа по теме «Имя прилагательное».




ГЛАГОЛ (28 часов)

178

1


Глагол как часть речи. Группы глаголов по значению.




179

2


Роль глаголов в речи.




180

3


Инфинитив - начальная форма глагола.




181

4


Инфинитив - начальная форма глагола.




182

5


Глаголы совершенного и несовершенного вида.




183

6


Использование суффиксов ыва(ива) - ова(ева) для образования глаголов несовершенного вида.




184

7


Переходные и непереходные глаголы.




185

8


Возвратные и невозвратные глаголы.




186

9


Корни с чередованием гласных е-и.




187

10


Корни с чередованием гласных е-и.




188

11


Условное, повелительное и изъявительное наклонение глагола.




189

12


Значение, образование, изменение форм условного наклонения глаголов.




190

13


Значение, образование, изменение форм повелительного наклонения глаголов.




191

14


Правописание форм повелительного наклонения глаголов.




192

15


Правописание форм повелительного наклонения глаголов.




193

16


Изменение глаголов в изъявительном наклонении по временам.




194

17


Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам.




195

18


Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам.




196

19


Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам




197

20


Повторение и обобщение по теме «Непостоянные морфологические признаки глагола».




198

21

к/р

Контрольная работа по теме «Постоянные и непостоянные морфологические признаки глаголы».




199

22


Значение и грамматические особенности безличных глаголов.




200

23

р/р

Подготовка к написанию изложения-повествования «Любопытные».




201

24

р/р

Написание изложения-повествования «Любопытные».




202

25


Синтаксическая роль глагола.




203

26


Правильное употребление глаголов в речи.




204

27


Повторение по теме «Глагол».




205

28

к/р

Диктант «Красота».




ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 КЛАССЕ (8 часов)

206

1


Разделы лингвистики.




207

2


Правописание морфем.




208

3


Орфограммы глагола.




209

4


Диктант «Растите, ландыши!»




210

5


Простое осложненное предложение. Сложные предложения. Прямая речь.











Календарно - тематическое планирование уроков русского языка, 7Бкласс


№ в теме


КД

РР


Тема

п/ дата

ф/дата

прим.

1

1


Русский язык как развивающееся явление.







Повторение пройденного в 5-6 классах.(8+2)




2

1


Повторение пройденного в 5-6 классах. Синтаксис. Синтаксический разбор.




3

2


Пунктуация. Пунктуационный разбор.




4

3


Знаки препинания в ПП и СП.




5

4


Лексика и фразеология.




6

5


Фонетика. Фонетический разбор.




7

6


Словообразование. Разбор слова по составу.




8

7


Морфология и орфография Морфологический разбор слова.




9

8

КД

Контрольный диктант «Осень»




10

9

РР

Текст.




11

10

РР

Стили литературного языка.







Морфология и орфография.

Культура речи.




12

1


Причастие как часть речи.(27+4)




13

2


Склонение причастий.




14

3


Причастный оборот.




15

4


Выделение причастных оборотов запятыми.




16

5


Определяемое слово до и после причастного оборота.




17

6

РР

Описание внешности человека.




18

7


Действительные и страдательные причастия




19

8


Действительные причастия настоящего времени.




20

9


Гласные в суффиксах. действительных причастий настоящего времени.




21

10


Действительные причастия прошедшего времени




22

11


Страдательные причастия настоящего времени




23

12


Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени




24

13


Страдательные причастия прошедшего времени




25

14


Суффиксы причастий прошедшего времени.




26

15


Краткие страдательные причастия.




27

16

РР

Подготовка к выборочному изложению по рассказу М.А.Шолохова.




28

17

РР

Выборочное изложение по отрывку из рассказа М . А . Шолохова «Судьба человека»




29

18


Морфологический разбор причастия




30

19


Слитное и раздельное написание не с причастиями.




31

20


Слитное и раздельное написание не с причастиями.




32

21


Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий.




33

22


Н и нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.




34

23


Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий.




35

24


Н и нн в суффиксах кратких страдательных причастий.




36

25


Гласные перед одной и двумя буквами н в страдательных причастиях.




37

26


Правописание гласных.




38

27


Буквы е,ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.




39

28


Повторение пройденного.




40

29


Контрольный диктант «Зима».




41

30


Обобщение пройденного.




42

31

РР

Подготовка к сочинению по картине К.Юона «Конец зимы. Полдень».




43

1


Деепричастие как часть речи(10+2)





44

2


Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте.




45

3


Знаки препинания при деепричастном обороте.




46

4


Раздельное написание не с деепричастиями.




47

5


Контрольный диктант «Карта сына».




48

6


Деепричастие несовершенного вида




49

7


Деепричастие совершенного вида




50

8


Морфологический разбор деепричастия.




51

9

РР

Подготовка к сочинению.




52

10

РР

Написание сочинения по картине.




53

11


Повторение пройденного по деепричастию.




54

12

КД

Контрольный диктант «Переправа медведей».




55

1


Наречие как часть речи(24+1)




56

2


Смысловые группы наречий




57

3


Группы наречий по значению.




58

4


Степени сравнения наречий




59

5


Образование степеней сравнения наречий.




60

6


Морфологический р-р наречий




61

7


Слитное и раздельное написание не с наречиями на о и е




62

8


Слитное и раздельное написание не с наречиями на о и е




63

9


Буквы е и и в приставках не-и ни- в отрицательных наречиях




64

10


Правописание отрицательных наречий.




65

11


Одна и две буквы н в наречиях на -о и -е.




66

12


Правописание н и нн в наречиях




67

13

РР

Подготовка к сочинению «Описание действий»




68

14


Буквы о и е после шипящих на конце наречий




69

15


Буквы а и о на конце наречий .




70

16


Буквы а и о на конце наречий с приставками из- до- с-




71

17


Дефис между частями слова в наречиях




72

18


Дефис между частями слова в наречиях.




73

19


Правописание наречий.




74

20


Слитное и раздельное написание наречий.




75

21


Слитное и раздельное написание приставок в наречиях ,образованных от существ. и количеств.числ.




76

22


Мягкий знак после шипящих на конце наречий.




77

23


Повторение пройденного.




78

24

КД

Контрольный диктант «Купание в реке».




79

25


Обобщение знаний по наречию.







Категория состояния(3+2)




80

1


Категория состояния как часть речи.




81

2


Категория состояния и другие части речи.




82

3


Морфологический разбор категории состояния.





83

4

РР

Употребление слов категории состояния в художественной речи.




84

5

РР

Подготовка к сочинению на лингвистическую тему.







Служебные части речи. Культура речи.




85

1


Самостоятельные и служебные части речи. Предлог как часть речи.(9+2)




86

2

РР

Употребление предлогов.




87

3

РР

Подготовка к сочинению «Весна».




88

4



Непроизводные и производные предлоги.




89

5


Простые и составные предлоги




90

6


Морфологический разбор предлога.




91

7

КД

Контрольный диктант.




92

8


Слитное и раздельное написание производных предлогов.




93

9


Слитное и раздельное написание производных предлогов.




94

10


Повторение пройденного.




95

11

КД

Контрольный диктант «Море».




96

1


Союз как часть речи.(12+1)




97

2


Простые и составные союзы




98

3


Союзы сочинительные и подчинительные




99

4


Запятая перед союзами в сложном предложении.




100

5


Сочинительные союзы




101

6


Подчинительные союзы.




102

7


Разряды союзов по значению.




103

8


Морфологический разбор союза.




104

9


Слитное написание союзов также ,тоже, чтобы.




105

10


Слитное написание союзов также ,тоже ,чтобы.




106

11


Повторение сведений о предлогах и союзах




107

12

КД

Контрольный диктант «Организованный человек».




108

13

РР

Подготовка к сочинению «Книга - наш друг и советчик».




109

1


Частица как часть речи.(15+1)




110

2


Разряды частиц. Формообразующие частицы.




111

3


Отрицательные частицы




112

4


Различение на письме не и ни




113

5


Модальные частицы




114

6


Модальные частицы




115

7

РР

Сочинение-рассказ по данному сюжету.




116

8


Раздельное и дефисное написание частиц




117

9


Раздельное и дефисное написание частиц




118

10


Морфологический разбор частиц.




119

11


Различение на письме частицы не и приставки не-




120

12


Различение на письме частицы не и приставки не-




121

13


Различение на письме частицы ни, союза ни -ни приставки ни-




122

14


Повторение пройденного




123

15

КД

Контрольный диктант «Защитники Ленинграда».




124

16


Обобщение знаний по теме «Частица».




125

1


Междометие как часть речи.(3)




126

2


Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях.




127

3


Звукоподражательные слова.







Повторение и систематизация изученного в 7 классе.(11+2)




128

1


Русский язык и разделы науки о языке.




129

2

РР

Текст. Стили речи.




130

3

РР

Составление бумаг официально - делового стиля




131

4


Фонетика и графика.




132

5


Лексика и фразеология.




133

6


Морфемика и словообразование.




134

7


Морфология и орфография.




135

8

КД

Итоговый контрольный диктант.




136

9


Морфологические признаки частей речи.




137

10


Синтаксис и пунктуация.




138

11


Синтаксическая роль частей речи.




139

12


Знаки препинания в простом и сложном предложениях.




140

13


Итоги курса.





























Календарно - тематическое планирование уроков русского языка

8а класса

№ в теме


КД

РР


Тема

п/дата

ф/дата

прим.

1

Русский язык в современном мире(1)


Повторение(8).


2

1

Повторение изученного в 5-7 классах.

Пунктуация и орфография. Знаки препинания.

3

2

Условия употребления знаков препинания.

4

3

Знаки препинания в простом предложении.

5

4

Знаки препинания в сложном предложении.

6

5

Буквы н-нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий.

7

6

Правописание суффиксов.

8

7

Правописание не с разными частями речи.

9

8

КД

Контрольный диктант.


Синтаксис и пунктуация. Словосочетание. (6+2)

10

1

Синтаксис и пунктуация. Основные единицы синтаксиса.

11

2

РР

Текст как единица синтаксиса. Типы текстов.

12

3

Предложение как единица синтаксиса

13

4

РР

Сжатое изложение «Страна за Онегой».

14

5

Словосочетание как единица синтаксиса.

15

6

Виды словосочетаний.

16

7

Синтаксические связи слов в словосочетаниях.

17

8

Синтаксический разбор словосочетаний.


Простое предложение (7+1)

18

1

Простое предложение. Грамматическая основа предложения.

19

2

Порядок слов в предложении. Интонация.

20

3

РР

Описание памятника культуры.

21

4

Главные члены предложения. Подлежащее.

22

5

Сказуемое. Простое глагольное сказуемое.

23

6

Составное глагольное сказуемое.

24

7

Составное именное сказуемое.

25

8

Тире между - и =

26

1

Второстепенные члены предложения

(12+2)


27

2

Роль второстепенных членов в предложении.

28

3

Дополнение.

29

4

Прямые и косвенные дополнения.

30

5

Определение.

31

6

Способы выражения несогласованного определения.

32

7

Приложение. Знаки препинания при нём.

33

8

Обстоятельство.

34

9

Значения обстоятельств.

35

10

Синтаксический разбор двусоставного предложения.

36

11

Повторение пройденного материала.

37

12

РР

Подготовка к изложению «Тайна Прозоровского».

38

13

РР

Написание изложения «Тайна Прозоровского».

39

14

КД

Контрольный диктант «Сказочные облака».

40

1

Односоставные предложения (14+2)

41

2

Главный член односоставного предложения.

42

3

Определённо-личные предложения.

43

4

Неопределённо-личные предложения.

44

5

РР

Инструкция. Составление инструкции.

45

6

Безличные предложения.

46

7

Сказуемое в безличном предложении.

47

8

Назывные предложения.

48

9

Употребление односоставных предложений.

49

10

РР

Написание сочинения-рассуждения.

50

11

Неполные предложения.

51

12

Знаки препинания в неполных предложениях.

52

13

Синтаксический разбор односоставного предложения.

53

14

Повторение ,обобщение изученного.

54

15

КД

Контрольный диктант «Старое русло Оки».

55

16

Простое осложнённое предложение.


Однородные члены предложения (11+2)

56

1

Предложения с однородными членами.

57

2

Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

58

3

Однородные члены, связанные перечислительной интонацией.

59

4

Однородные и неоднородные определения.

60

5

Однородные члены, связанные сочинительными союзами.

61

6

Знаки препинания при них.

62

7

Обобщающие слова при однородных членах.

63

8

Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с однородными членами.

64

9

РР

Подготовка к сочинению по картине «Проводы ополчения»


65

10

РР

Сочинение по картине Ю.Ракши

« Проводы ополчения».

66

11

Повторение изученного.

67

12

КД

Контрольный диктант «Сугробы».

68

13

Обобщение темы «Однородные члены».


Обособленные члены предложения (14+2)

69

1

Понятие об обособлении.

70

2

Обособленные определения. Знаки препинания.

71

3

Условия обособления определений.

72

4

РР

Лингвистический анализ текста.

73

5

РР

Рассуждение на дискуссионную тему.

74

6

Обособленные приложения. Знаки препинания.

75

7

Условия обособления приложений.

76

8

Обособленные обстоятельства. Знаки препинания.

77

9

Разновидности обособленных обстоятельств.

78

10

Условия обособления обстоятельств.

79

11

Обособление уточняющих членов предложения.

80

12

Знаки препинания при уточняющих членах.

81

13

Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с обособленными членами.

82

14

Повторение темы «Обособленные члены предложения».

83

15

КД

Контрольный диктант «Соседи».

84

16

Обобщение темы «Обособленные члены предложения».


Обращения, вводные слова, междометия(9)

85

1

Предложения с обращениями.

86

2

Знаки препинания при обращении.


87

3

Употребление обращений.

88

4

Вводные конструкции. Знаки препинания при вводных конструкциях.

89

5

Вводные слова ,группы по значению.

90

6

Знаки препинания в предложениях с вводными словами.

91

7

Вставные конструкции. Знаки препинания.

92

8

Междометия в предложении. Знаки препинания.

93

9

КД

Контрольный диктант «Питание человека».


Прямая и косвенная речь (4+1)


94

1

Понятие о чужой речи. Прямая и косвенная речь.

95

2

Знаки препинания в предложениях с чужой речью.

96

3

Диалог. Знаки препинания при диалоге.

97

4

РР

Составление рассказа.

98

5

Цитата. Знаки препинания при цитатах.

99

1

Повторение изученного в 8 классе. (7) Синтаксис и морфология.

100

2

Синтаксис и культура речи.

101

3

Синтаксис и орфография.


102

4

Условия выбора правильного написания.

103

5

КД

Итоговый контрольный диктант.

104

6

Анализ диктанта.

105

7

Итоги года.






© 2010-2022