Опорная схема в написании сочинения (25 задание в формате ЕГЭ)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Структура сочинения

по прочитанному тексту


  • Вступление

  • Проблема, над которой размышляет автор

  • Комментарий

  • Авторская позиция

  • Ваше мнение (согласие/несогласие с позицией автора)

  • Первый аргумент

  • Второй аргумент

  • Вывод (заключение)

ТЕМА - то, о чем говорится в тексте.

ПРОБЛЕМА - это основной вопрос,

который рассматривает автор в этом тексте.

Например:

Тема - чтение книг.

Проблема - потеря интереса к чтению художественной литературы. Аспекты проблемы - влияние интернета, воспитание в семье любви к чтению.

Вступление

Как построить?

Первая фраза, связанная с темой текста

Вторая фраза - переход от темы вообще к конкретному тексту

Третья фраза - формулировка проблемы

Опорная схема в написании сочинения (25 задание в формате ЕГЭ)Опорная схема в написании сочинения (25 задание в формате ЕГЭ)

Первая фраза

1. Цепочка вопросительных предложений, которые помогут зафиксировать внимание на ключевых понятиях исходного текста, выделить в нём главное: Вы никогда не были на море? Не слышали шума волн? Не убегали от волны?

2. Назывное предложение, содержащее базовое понятие или имя человека: В. Гиляровский. Бытописатель Москвы.

3. Риторический вопрос, отражающий главную проблему: Кто же из нас не знает о том, что человеческая личность закладывается в детстве?

4. Цитата. "Отверженные часто ненавидят своих благодетелей", - замечал З. Фрейд.

5. Вопросно-ответное единство. Наверное, подвиг - это важное по своему значению действие, которое, думается, может иметь место в обычной жизни.

6. Другие возможные фразы (автор посвящает свой рассказ; по всей вероятности, текст представляет собой отрывок из; этот красивый лирический текст; нам рассказан случай; автор текста делится с читателем).

Вторая фраза

Перед нами предстаёт...

Мы получили представление...

Мы знакомимся…

Мы переносимся в мир...

Даётся психологический портрет...

Автор считает очень важной поставленную проблему…

Нас захватывает рассказ о…

Читатель узнаёт про…

Третья фраза

Главная мысль текста выражается в словах…

Самое важное, на что автор обращает внимание читателя…

Акцент делается на важнейшем…

Главная мысль заключена…

Проблема текста

  • Философские проблемы затрагивают самые общие особенности развития природы, общества, мышления.

  • Социальные проблемы касаются устройства жизни общества.

  • Политические проблемы связаны с деятельностью государственной власти, партий или общественных групп.

  • Экологические проблемы отражают взаимодействие человека и окружающей среды.

  • Нравственные (этические) проблемы связаны с внутренними духовными качествами, которыми руководствуется человек, с определёнными правилами поведения.


Употребление слова ПРОБЛЕМА в тексте

  • ПРОБЛЕМА чего: войны, мира, экономики, образования, воспитания.

  • ПРОБЛЕМА сложная, трудная, важная, серьёзная, глубокая, основная, главная, актуальная, злободневная, острая, назревшая, философская, нравственно-этическая.

  • Постановка, изучение, исследование, рассмотрение, значение, важность, сложность какой-либо ПРОБЛЕМЫ.

  • Точка зрения на какую-либо ПРОБЛЕМУ.

  • Коснуться какой-либо ПРОБЛЕМЫ.

  • Уделить внимание какой-либо ПРОБЛЕМЕ.

  • Над какой-либо ПРОБЛЕМОЙ думать, работать.

  • Какая-либо ПРОБЛЕМА возникает, встаёт, представляет интерес, заслуживает внимания, ждёт решения.

Проблема может быть

  • сложная

  • трудная

  • важная

  • серьезная

  • глубокая

  • основная

  • главная

  • актуальная

  • злободневная

  • острая

  • назревшая

  • экологическая

  • философская

  • политическая

  • идеологическая

  • социальная

  • национальная

  • общечеловеческая


Типовые конструкции и речевые клише

  • Автор поднимает проблему…

  • Автор затрагивает очень важную проблему…

  • Автора текста волнует проблема…

  • Проблема, которую хотел показать нам автор, такова…

  • Проблема, которую рассматривает автор, заключается в том, что..

  • Текст … заставил меня задуматься над проблемой…

  • Коснуться какой-либо проблемы

  • Уделить внимание какой-либо проблеме

  • Над какой-либо проблемой думать, работать

  • Какая-либо проблема возникает, представляет интерес, заслуживает внимания, ждет решения

  • Поставить, выдвинуть, рассмотреть, изложить, обсудить, разрешить какую-либо проблему


Комментарий к проблеме текста

и позиция автора

Комментарий - это НЕ ПЕРЕСКАЗ ТЕКСТА!

Это толкование, пояснительные замечания, рассуждения по поводу основной проблемы текста.

Рассматривая проблему на примере…, автор…

рОпорная схема в написании сочинения (25 задание в формате ЕГЭ)ассказывает

упоминает о…

обращает внимание читателя на…

указывает на…

з

Рассуждение, повествованиеамечает

отмечает

подчёркивает

размышляет над… (о … )

рассуждает о…

приводит одно из определений

высказывает предположение

сОпорная схема в написании сочинения (25 задание в формате ЕГЭ)

Описание, повествованиеравнивает

описывает

изображает

рисует

Как проследить развитие авторской мысли в тексте?

Для этого нужно

  • исходный текст разделить на микротемы - предложения, объединенные одной мыслью и отражающие определенный аспект проблемы;

  • выделить основную мысль каждой микротемы;

  • сформулировать данную мысль;

  • записать её в виде пункта плана. Это - основа комментария.

Речевые клише

Начало комментария

  • Проблему (чего?) автор раскрывает на примере…

  • Этот вопрос автор раскрывает, изучая…

  • Рассматривая проблему (чего?) на примере…, автор с( иронией, тревогой, возмущением и т.д.) рассказывает о том, что…

  • Комментируя данную проблему, хочется отметить её (типичность; новизну; актуальность и т.д.).

  • Проблема актуальна особенно сегодня, потому что…

  • Комментируя эту проблему, нельзя не отметить (ряд её интересных аспектов; её аспекты, которые особенно волнуют автора и т.п.)

Продолжение комментария

  • На мой взгляд, автор привлек внимание читателя к …

  • Автор дает прямые оценки явлениям и событиям:…

  • Автор обосновывает справедливость своих суждений, используя…

  • Нетрадиционны и интересны аргументы, используемые автором.

  • Новизна авторского взгляда на поднятую проблему в том, что…

  • Для иллюстрации основного тезиса автор использует яркие примеры.

  • Обосновывая (доказывая) свою точку зрения, автор приводит интересные аргументы.

  • Автор обосновывает свое мнение, указав причины, которые делают эту проблему актуальной.

  • Автор, осмысливая эту ситуацию, пишет , что….

  • Автору важно убедить читателя в том, что…

  • Композиционный прием (указать, какой) позволяет понять узловые места текста:….

  • Автор не делает прямых выводов, а…

  • Автор убедительно показывает, что….В этом ему помогает (подтекст; прием иронии и т.д.)

  • Писатель стремится к такому изображению, когда читатель получает возможность…

  • Художественный приём контраста, удачно применённый здесь писателем, подчеркивает…

  • Ни одна деталь не остается незамеченной автором, и поэтому….Автор так воссоздает эту историю, что …

  • В…(диалоге, художественной детали и т.д.) проясняется художественный замысел автора:…

  • Художественные детали помогают автору подчеркнуть…

  • Автор почти не дает портретных характеристик, их заменяют…. и т.п.

Финальная часть комментария (позиция автора)

  • Таким образом, авторская позиция по исследуемой проблеме очевидна:...

  • … - вот авторская позиция по данной проблеме.

  • Автор считает, что…

  • Авторская позиция очевидна: …

  • Сложно не согласиться с авторской позицией: …

  • Автор убеждён:…..

  • Мнение автора по данной проблеме очевидно:….

и т.д.

Автор

считает

заставляет читателя задуматься о…

подводит читателя к выводу о том, что…

осуждает (кого? что?)

убеждён в том, что…

критикует (кого? что?)

призывает (к чему?)

возмущён (чем?)

сожалеет (о чём?)

сочувствует (кому?) и т.д.


© 2010-2022