- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Опорная схема в написании сочинения (25 задание в формате ЕГЭ)
Опорная схема в написании сочинения (25 задание в формате ЕГЭ)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 11 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Медовикова Л.Н. |
Дата | 30.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Структура сочинения
по прочитанному тексту
-
Вступление
-
Проблема, над которой размышляет автор
-
Комментарий
-
Авторская позиция
-
Ваше мнение (согласие/несогласие с позицией автора)
-
Первый аргумент
-
Второй аргумент
-
Вывод (заключение)
ТЕМА - то, о чем говорится в тексте.
ПРОБЛЕМА - это основной вопрос,
который рассматривает автор в этом тексте.
Например:
Тема - чтение книг.
Проблема - потеря интереса к чтению художественной литературы. Аспекты проблемы - влияние интернета, воспитание в семье любви к чтению.
Вступление
Как построить?
Первая фраза, связанная с темой текста
Вторая фраза - переход от темы вообще к конкретному тексту
Третья фраза - формулировка проблемы
Первая фраза
1. Цепочка вопросительных предложений, которые помогут зафиксировать внимание на ключевых понятиях исходного текста, выделить в нём главное: Вы никогда не были на море? Не слышали шума волн? Не убегали от волны?
2. Назывное предложение, содержащее базовое понятие или имя человека: В. Гиляровский. Бытописатель Москвы.
3. Риторический вопрос, отражающий главную проблему: Кто же из нас не знает о том, что человеческая личность закладывается в детстве?
4. Цитата. "Отверженные часто ненавидят своих благодетелей", - замечал З. Фрейд.
5. Вопросно-ответное единство. Наверное, подвиг - это важное по своему значению действие, которое, думается, может иметь место в обычной жизни.
6. Другие возможные фразы (автор посвящает свой рассказ; по всей вероятности, текст представляет собой отрывок из; этот красивый лирический текст; нам рассказан случай; автор текста делится с читателем).
Вторая фраза
Перед нами предстаёт...
Мы получили представление...
Мы знакомимся…
Мы переносимся в мир...
Даётся психологический портрет...
Автор считает очень важной поставленную проблему…
Нас захватывает рассказ о…
Читатель узнаёт про…
Третья фраза
Главная мысль текста выражается в словах…
Самое важное, на что автор обращает внимание читателя…
Акцент делается на важнейшем…
Главная мысль заключена…
Проблема текста
-
Философские проблемы затрагивают самые общие особенности развития природы, общества, мышления.
-
Социальные проблемы касаются устройства жизни общества.
-
Политические проблемы связаны с деятельностью государственной власти, партий или общественных групп.
-
Экологические проблемы отражают взаимодействие человека и окружающей среды.
-
Нравственные (этические) проблемы связаны с внутренними духовными качествами, которыми руководствуется человек, с определёнными правилами поведения.
Употребление слова ПРОБЛЕМА в тексте
-
ПРОБЛЕМА чего: войны, мира, экономики, образования, воспитания.
-
ПРОБЛЕМА сложная, трудная, важная, серьёзная, глубокая, основная, главная, актуальная, злободневная, острая, назревшая, философская, нравственно-этическая.
-
Постановка, изучение, исследование, рассмотрение, значение, важность, сложность какой-либо ПРОБЛЕМЫ.
-
Точка зрения на какую-либо ПРОБЛЕМУ.
-
Коснуться какой-либо ПРОБЛЕМЫ.
-
Уделить внимание какой-либо ПРОБЛЕМЕ.
-
Над какой-либо ПРОБЛЕМОЙ думать, работать.
-
Какая-либо ПРОБЛЕМА возникает, встаёт, представляет интерес, заслуживает внимания, ждёт решения.
Проблема может быть
-
сложная
-
трудная
-
важная
-
серьезная
-
глубокая
-
основная
-
главная
-
актуальная
-
злободневная
-
острая
-
назревшая
-
экологическая
-
философская
-
политическая
-
идеологическая
-
социальная
-
национальная
-
общечеловеческая
Типовые конструкции и речевые клише
-
Автор поднимает проблему…
-
Автор затрагивает очень важную проблему…
-
Автора текста волнует проблема…
-
Проблема, которую хотел показать нам автор, такова…
-
Проблема, которую рассматривает автор, заключается в том, что..
-
Текст … заставил меня задуматься над проблемой…
-
Коснуться какой-либо проблемы
-
Уделить внимание какой-либо проблеме
-
Над какой-либо проблемой думать, работать
-
Какая-либо проблема возникает, представляет интерес, заслуживает внимания, ждет решения
-
Поставить, выдвинуть, рассмотреть, изложить, обсудить, разрешить какую-либо проблему
Комментарий к проблеме текста
и позиция автора
Комментарий - это НЕ ПЕРЕСКАЗ ТЕКСТА!
Это толкование, пояснительные замечания, рассуждения по поводу основной проблемы текста.
Рассматривая проблему на примере…, автор…
рассказывает
упоминает о…
обращает внимание читателя на…
указывает на…
з
Рассуждение, повествованиеамечает
отмечает
подчёркивает
размышляет над… (о … )
рассуждает о…
приводит одно из определений
высказывает предположение
с
Описание, повествованиеравнивает
описывает
изображает
рисует
Как проследить развитие авторской мысли в тексте?
Для этого нужно
-
исходный текст разделить на микротемы - предложения, объединенные одной мыслью и отражающие определенный аспект проблемы;
-
выделить основную мысль каждой микротемы;
-
сформулировать данную мысль;
-
записать её в виде пункта плана. Это - основа комментария.
Речевые клише
Начало комментария
-
Проблему (чего?) автор раскрывает на примере…
-
Этот вопрос автор раскрывает, изучая…
-
Рассматривая проблему (чего?) на примере…, автор с( иронией, тревогой, возмущением и т.д.) рассказывает о том, что…
-
Комментируя данную проблему, хочется отметить её (типичность; новизну; актуальность и т.д.).
-
Проблема актуальна особенно сегодня, потому что…
-
Комментируя эту проблему, нельзя не отметить (ряд её интересных аспектов; её аспекты, которые особенно волнуют автора и т.п.)
Продолжение комментария
-
На мой взгляд, автор привлек внимание читателя к …
-
Автор дает прямые оценки явлениям и событиям:…
-
Автор обосновывает справедливость своих суждений, используя…
-
Нетрадиционны и интересны аргументы, используемые автором.
-
Новизна авторского взгляда на поднятую проблему в том, что…
-
Для иллюстрации основного тезиса автор использует яркие примеры.
-
Обосновывая (доказывая) свою точку зрения, автор приводит интересные аргументы.
-
Автор обосновывает свое мнение, указав причины, которые делают эту проблему актуальной.
-
Автор, осмысливая эту ситуацию, пишет , что….
-
Автору важно убедить читателя в том, что…
-
Композиционный прием (указать, какой) позволяет понять узловые места текста:….
-
Автор не делает прямых выводов, а…
-
Автор убедительно показывает, что….В этом ему помогает (подтекст; прием иронии и т.д.)
-
Писатель стремится к такому изображению, когда читатель получает возможность…
-
Художественный приём контраста, удачно применённый здесь писателем, подчеркивает…
-
Ни одна деталь не остается незамеченной автором, и поэтому….Автор так воссоздает эту историю, что …
-
В…(диалоге, художественной детали и т.д.) проясняется художественный замысел автора:…
-
Художественные детали помогают автору подчеркнуть…
-
Автор почти не дает портретных характеристик, их заменяют…. и т.п.
Финальная часть комментария (позиция автора)
-
Таким образом, авторская позиция по исследуемой проблеме очевидна:...
-
… - вот авторская позиция по данной проблеме.
-
Автор считает, что…
-
Авторская позиция очевидна: …
-
Сложно не согласиться с авторской позицией: …
-
Автор убеждён:…..
-
Мнение автора по данной проблеме очевидно:….
и т.д.
Автор
считает
заставляет читателя задуматься о…
подводит читателя к выводу о том, что…
осуждает (кого? что?)
убеждён в том, что…
критикует (кого? что?)
призывает (к чему?)
возмущён (чем?)
сожалеет (о чём?)
сочувствует (кому?) и т.д.