Доклад на тему: Коррекция и развитие чувств и эмоций на уроках русского языка и чтения как средство социализации учащихся с ОИН

Проблема эмоционального развития детей с отклонениями в развитии в дошкольном, а также школьном возрасте является исключительно актуальной. Нереализованные возрастные возможности в эмоционально-личностном становлении ребёнка не могут не отразиться на формировании его личности. Поверхностность привязанностей, лёгкая пресыщаемость, эмоциональная возбудимость и лабильность, частая смена настроений, проявление аффекта, присущие детям с проблемами в развитии, приводят к сложностям в общении с сверстн...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проблема эмоционального развития детей с отклонениями в развитии в дошкольном, а также школьном возрасте является исключительно актуальной. Нереализованные возрастные возможности в эмоционально-личностном становлении ребёнка не могут не отразиться на формировании его личности. Поверхностность привязанностей, лёгкая пресыщаемость, эмоциональная возбудимость и лабильность, частая смена настроений, проявление аффекта, присущие детям с проблемами в развитии, приводят к сложностям в общении со сверстниками и взрослыми. Негативизм, боязнь, агрессивность не способствуют благоприятному развитию личности ребёнка, поэтому каждый, кто занимается воспитанием и обучением этого ребёнка, понимает, как важна своевременная коррекция его эмоциональной сферы.

Опыт работы показывает, что детей с проблемами в развитии знакомить с эмоциями можно, начиная с четырёхлетнего возраста. Дети в этом возрасте усваивают необходимые понятия, их словарный запас пополняется словами, обозначающими эмоции, они с огромным удовольствием выполняют практические задания, играют. Такая работа обычно проводится в дошкольных учреждениях. Но, если учесть, что большинство учащихся коррекционной школы детсады не посещало (в силу определённых причин), то мы можем сказать, что работа над эмоциональным развитием ребёнка начинается только в стенах школы - отсюда большие трудности по развитию эмоционально-волевой сферы учащихся. Поэтому эту работу необходимо проводить каждый день, на каждом уроке, включая любой этап урока, независимо от преподаваемого предмета, а также во внеурочное время.

Что необходимо помнить педагогу в работе с детьми с отклонениями в развитии? У данных детей следующие особенности:

- нарушение эмоциональных контактов (эмоциональная и социальная депривация);

- дефицит опыта общения;

- недостаточный уровень умственного и речевого развития (социальная и педагогическая запущенность);

- нарушение поведения (агрессия, гиперактивность, неуравновешенность, неуправляемость поведения);

- низкий уровень сформированности мотивов установления и сохранения положительных взаимоотношений с взрослыми и сверстниками;

- низкий уровень сформированности игры, недостаточная значимость игровых моментов.

Помните, в работе с такими детьми нельзя допускать как сильных отрицательных, так и положительных эмоций. Они снижают способность к обучению детей с проблемами в развитии. Так на справедливые, но сделанные в резкой форме со стороны педагогов замечания по поводу поведения или учёбы дети с ОИН могут зарядиться сильными отрицательными эмоциями: злобой, обидой, даже ненавистью - и лабировать (носить в себе) эти эмоции на протяжении нескольких дней. Обучение в такой ситуации невозможно. То же самое происходит и при возникновении сильных положительных эмоций: будучи в радостном, весёлом расположении духа, учащиеся могут «провеселиться» весь урок, не давая заниматься другим только потому, что им весело и радостно. На замечания учителя они недоумевают: а что такое мы сделали? Это происходит потому, что ребёнок с проблемами в развитии не способен управлять своими эмоциями, давать справедливую оценку своему поведению, и этому его надо учить.

Итак, с чего должен начать свою работу педагог, решающий проблему эмоционального развития ребёнка?

  1. Необходимо прежде всего установить эмоциональный контакт с каждым ребёнком (это особенно важный этап работы с детьми с нарушениям общения). На данном этапе необходимо уловить эмоциональное состояние каждого учащегося, после чего использовать для установления контакта различные психотерапевтические приёмы. (Следует учесть, что в каждом классе есть правополушарные дети, а правое полушарие продуцирует негативные эмоции, поэтому таким учащимся легче проявлять негативные эмоции, чем положительные. Мир они воспринимают в пессимистических тонах: страх, печаль, гнев, ярость - это те эмоции, которым они часто подвержены. В классе могут быть и левополушарные дети - продукцией левого полушария являются положительные эмоции: радость, удовольствие, чувство наслаждения, счастья, восторга и т.д. Левополушарные - по натуре оптимисты. Учитель же может быть равнополушарным, и наоборот. И все мы, такие разные, должны установить положительный контакт, при котором общение, обучение и воспитание было бы наиболее продуктивным).

Какие приёмы для установления контакта использую я в начале урока?

Упражнение «Живые слова» Учащимся в начале урока раздаются карточки со словами. Дети должны выстроиться в шеренгу так, чтобы получилось предложение («Ребята 8 класса будут работать на уроке отлично» или «Ученики 9 класса самые внимательные, трудолюбивые и талантливые»).

Упражнение «Я рада вас видеть!» В начале урока детям предлагается выполнить следующие действия: - Давайте поздороваемся друг с другом. Сейчас я повернусь к тому, кто стоит справа от меня, назову по имени и скажу, что рада его видеть. Он повернётся к своему соседу и сделает то же самое, и так каждый из вас приветствует своего соседа.

Упражнение «Тёплое и холодное» Из слов, записанных на доске, называются сначала тёплые слова, затем - холодные. Слова на доске: радоваться, любить, завидовать, грубить, уважать, помогать, воровать, лгать, дружить и т.д. Тёплые слова вызывают положительные эмоции, холодные - отрицательные. Вместе с учащимися ставим перед собой цель: давайте же радоваться новому дню, любить и уважать друг друга, помогать во всём.

Любое стихотворение в качестве организационного момента в начале урока (каждый учитель без труда может сочинить свой стишок)

Например: Прозвенел сейчас звонок, начинается урок.

Потихонечку все сели и на парты посмотрели:

Всё ли здесь у нас в порядке? Есть ли ручки и тетрадки?

Про учебник не забыли? Дневники все положили?

Всё в порядке. А теперь открываем к знаниям дверь.

Я, ребята, верю в вас, всем желаю: «В добрый час!»

Любой музыкальный отрывок на разных этапах урока (Например: «Полёт шмеля» Римского-Корсакова - живая, энергичная музыка настраивает детей на работу. При выборе музыкального отрывка учитель должен учитывать эмоциональное состояние учащихся на уроке. Хорошо, если музыкальный отрывок будет соответствовать теме урока.)

Приёмы могут быть разнообразными - всё зависит от педагогического мастерства учителя, его творческого воображения и фантазии. Но всегда обучайте и воспитывайте детей на эмоциях радости.

  1. Кроме того, в ходе работы на уроке дети опосредованно знакомятся с навыками релаксации и саморегуляции ( это происходит в середине урока на физминутках), что создаёт условия для формирования у них способности управлять своим эмоциональным состоянием.

Упражнения для релаксации (примеры):

Упражнения для снятия напряжения мышц лица, снятия усталости, формирования положительных эмоций:

«Солнечный зайчик»: - За окном весна. Солнечные лучи заглядывают в окно. Закройте глаза. Солнечный зайчик пробежал по классу, заглянул тебе в глаза, на душе стало тепло, спокойно и радостно. Зайчик пробежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями по лбу, на носу, на щеках, на подбородке, ты чувствуешь его тепло. Аккуратно погладь голову, шею, руки. Глубоко вздохни и улыбнись солнечному зайчику. Ощути радость весеннего дня!

«Берег моря»: - Представьте: берег моря. Светит солнце. Вы лежите на тёплом песке. Вам спокойно и легко. С моря дует тёплый бриз. Вы вдыхаете морской воздух полной грудью. Усталость уходит, с каждым вдохом возвращаются силы. Вам легко и свободно. Вы готовы продолжать работу.

«Золотые капельки»: - Представьте: вы идёте по улице. Вы счастливы. Лето. Солнце светит. Начался тёплый слепой дождик. В солнечных лучах дождь стал золотым. Подставьте лицо золотым капелькам дождя, ощутите их тепло, их нежное прикосновение. Приятен тёплый летний дождь.

«В лесу»: - Представьте себя в лесу. Вы лежите на поляне на зелёной траве, закрыв глаза. Почувствуйте аромат лесных трав и цветов. Вы слышите пение лесных птиц. Солнечный луч играет в ваших ресницах. Какой он? Всех цветов радуги: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, синий, фиолетовый. Вы наслаждаетесь, радуетесь летнему дню.

Упражнения для саморегуляции эмоционального состояния (аутотренинги): « Я спокоен, я абсолютно спокоен. У меня всё хорошо. Я всё смогу, я всё сумею, у меня всё получится, я всё преодолею. Я верю в свои силы. Я буду терпимым к другим людям, я буду добр по отношению к ним, я не буду злиться».

Хорошо, если каждое упражнение будет сопровождаться музыкой, звуками моря, леса и т.д. Обучите детей навыкам релаксации и саморегуляции: эти приёмы повышают эмоциональную устойчивость детей.

В процессе работы с детьми замечено, что им не всегда удаётся понять и правильно определить испытываемые им или другим человеком чувства. При изучении эмоциональной лексики установлено, что употребление лексики, отражающей эмоциональные состояния и оценки, в устной речи детей с ОИН в два раза ниже, чем у школьников с нормальным речевым развитием. Например: на уроке чтения на вопрос: «Какие чувства испытывает автор, рисуя картины родины?» - дети отвечают очень часто: «Хорошие». Вместо слов, обозначающих конкретные эмоции, используют слова, используют слова, имеющие более широкое значение. Или «Какие чувства испытывает автор, рисуя страдания народные?» - ответ: «Плохие» («хорошие» вместо «чувство любви, восхищения»; «плохие» вместо «боль, страдание, обиду, гнев» и т.д.) Не умея достаточно дифференцировать эмоциональные состояния, грустного человека могут назвать злым, доброго - весёлым и т.д. Правильно определить испытываемое ими или другими людьми чувство, полноценно выражать чувства детей можно научить, формируя умения различать и сравнивать эмоциональные ощущения, определять их характер. Итак, правополушарных мы должны учить проявлять, понимать положительные эмоции (радость, восхищение, восторг, счастье и т.д.), левополушарных - продуцировать отрицательные эмоции (печаль, страх, злость, страдание и т.д.) А всех вместе учить проявлять наиболее ценные и значимые социальные эмоции: сострадание, сочувствие, сопереживание, стыд, вину и т.д. Для этой цели можно использовать различные психогимнастики, сказки-терапии, игры-драматизации, беседы, слушание музыки. Обсуждение и проживание ситуаций, вызывающих различные чувства, способствуют эмоциональному развитию ребёнка, повышают его эмоциональную устойчивость.

Для того чтобы ребёнок научился распознавать чувства, используйте следующие упражнения: работа с пиктограммами (лица человека с разными настроениями), можно также использовать различные фотографии, иллюстрации из журналов. Попросите детей определить, какие чувства изображены на пиктограмме, какие чувства испытывают люди на фото и иллюстрации? Почему они так считают? Попросите детей изобразить эти чувства на их лицах.

Активно применяйте в своей работе этюды (для этюдов придумывайте жизненные ситуации, эмоционально близкие детям, из жизни школы, семьи). Предложите детям разыграть эти жизненные истории.

1)Этюд «Грязная бумажка» (чувство отвращения, брезгливости): На полу в коридоре лежит грязная бумажка. Её надо поднять и выбросить. Дежурный учитель просит ученика сделать это. Но мальчик брезглив. Ему кажется, что эта бумажка из туалета. Наконец он пересиливает своё отвращение, берёт бумажку кончиками пальцев и, отведя руку в сторону, относит её в ведро для мусора. (Грязная бумажка делается из чистой, которая закрашивается красками и затем мнётся. Данный этюд направлен на то, чтобы смягчить неоправданное чувство брезгливости в детях.)

2) Этюд «Мальчик на скамейке» (чувство печали, грусти): Обычный двор, во дворе песочница, в которой ребятишки лепят песочные фигурки; мальчишки проносятся мимо на велосипедах, девочки играют в догонялки. На скамейке сидит мальчик и с грустью смотрит на ребят: рядом лежат костыли, мальчик сломал ногу, катаясь на роликах. Выразительные движения: поникшая голова, сведённые брови, опущенные уголки губ. (Этюды на выражение грусти, печали способствуют осознанию своего собственного состояния, а также пониманию и сочувствию печали других.)

3) Этюд «Стыд» (чувство стыда, вины): Мальчик Коля случайно стёр с доски задания для контрольной работы, которые учитель писал на доске всю перемену. Он испугался, что его будут ругать, и свалил всё на товарища по классу. Товарищ по классу был робким и промолчал в ответ на ложь. Учитель записал замечание в дневник мальчику и попросил прийти в школу с родителями. Коле стало стыдно за свой поступок. (Этюды на выражение вины, стыда помогают познавать учащимся принятые в обществе правила и соответственно на них реагировать.)

4) Этюд «Встреча с другом» (чувство радости): У мальчика был друг, с которым он никогда не расставался. Но вскоре друг с родителями переехал в другой город. Скучно стало мальчику без лучшего друга. Прошёл месяц, наступили летние каникулы. И вот однажды мальчик увидел в окне своего друга (тот приехал в гости к бабушке на каникулы.) Как же они обрадовались друг другу. Выразительные движения: сначала грусть - плечи опущены, выражение печали на лице; затем радость - объятия, улыбки, смех. (Проигрывая данную ситуацию, можно легко зарядить ребёнка чувством радости.)

Ещё один приём - это игра «Продолжи предложение». Учащимся предлагается подумать и завершить предложение, например: « Я радуюсь, когда…», «Мне стыдно, когда…», «Я злюсь, когда…», «Мне грустно, когда…» и т.д. Данное упражнение позволяет понять, правильно ли ребёнок мотивирует и объясняет возникновение того или иного чувства.

Можно использовать также упражнение «Ассоциации». Ребёнку предлагается сравнить различные эмоции с явлениями природы (запись делается на доске):

Чувства: Названия явлений:

Радость, восторг, счастье, страх туман, гроза, радуга, солнце, пожар,

злость, гнев, месть, недоумение, землетрясение, наводнение и т.д.

стыд, вина и т.д.

Свои ассоциации дети должны объяснить.

Что касается учителей русского языка и чтения, то могу сказать, что у нас есть прекрасное подспорье - это художественная литература. Мы имеем возможность понимать и определять различные эмоциональные состояния, «проживая» их вместе с героями произведений, учимся разделять с ними как отрицательные, так и положительные эмоции, сопереживать им. Приведу пример: прекрасное произведение И.С.Тургенева «Муму», эпизод «Герасима привезли из родной деревни в город». В данном эпизоде даётся описание его душевного состояния: «Крепко не полюбилось ему сначала его новое житьё; он, не понимая, что с ним такое деется, скучал и недоумевал». Вопрос: «Что чувствует Герасим вдали от родной деревни?» Ответ: « Скучал по деревне». Казалось бы, всё правильно, ведь так и пишет автор. Но можно ли этим удовлетвориться? Дело в том, что если, чувство только названо, оно остаётся в области сознания и не переходит в эмоциональную сферу ребёнка. Нам же очень важно, чтобы дети прониклись сочувствием к герою, сопереживали с ним. Для этого нужно, чтобы названное чувство («скучал», «не полюбилось») было глубоко воспринято и прослежено в поведении героя. Просто «скучал» - знакомое, не раз пережитое самим ребёнком чувство, поэтому оно не вызывает особого удивления и сострадания. Когда же мы обращаем внимание на то, как проявлял Герасим эти чувства, то ученики начинают видеть «меру» переживаний, глубину чувств. Это заставляет по-новому воспринять знакомое душевное состояние и вызывает эмоциональный отклик. («Герасим уходил куда-нибудь в уголок и, далеко швырнув метлу и лопату, бросался на землю лицом и целые часы лежал на груди неподвижно».) Каждое движение, каждый жест, поза свидетельствует о невыносимой тоске, которая охватила человека, попавшего в невыносимую и чуждую ему среду. Ученики жалеют Герасима, искренне сочувствуют ему. Эмоции заразительны, коллективное сопереживание усиливает их и позволяет детям получить более яркий опыт проживания эмоциональных состояний. (Можно попросить детей от лица Герасима рассказать о своём житье, испытываемых чувствах.)

В завершение я хочу сказать о том, что проблема эмоционального развития личности актуальна не только для общеобразовательных учреждений, детей с проблемами в развитии - это проблема всего общества. В психологии даже появился такой термин - «эмоциональная тупость»: это когда человек не способен понять чувства другого человека, не способен к сопереживанию, состраданию, не умеет себя поставить на место другого человека, чужая боль ему ни к чему - всё это порождает равнодушие, жестокость, агрессию по отношению к другому человеку. И этому есть своё объяснение: в современной жизни свои приоритеты, общество стало более прагматичным, материальные блага ставятся выше моральных ценностей и простых человеческих отношений и чувств. Поэтому задача педагогов очевидна: выпуская детей из школы, мы должны сделать всё, чтобы они не были эмоционально глухими т тупыми «болванчиками».







© 2010-2022