Чтение и развитие речи 8 класс коррекционной школы 8 вида

Конспект урока чтения в 8 классе специальной коррекционной школы 8 вида по теме "И. С. Никитин "Русь" сопровождается презентацией о И. С. Никитине и фильмом к стихотворению "Русь". Целью данного урока является знакомство с биографией и творчеством И. С. Никитина, воспитание любви  и патриотизма к родному краю, развитие устной речи учащихся, пополнение активного словарного запаса.  В ходе урока ведется  работа со словарными словами, выявляются непонятые детьми слова и выражения. Используются разл...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: И. С. Никитин "Русь"

Цель урока: Создание условий для раскрытия смысла и полноценного

восприятия учащимися стихотворения И.С. Никитина «Русь»

Задачи на урок:

Образовательные:

Знакомство с биографией и творчеством поэта

Пополнение активного словарного запаса учащихся.

Воспитательные:

Воспитание любви и патриотизма к своей Родине.

Коррекционные:

Развитие речи учащихся, отработка навыков

осмысленного выразительного чтения .

Ход урока.

  1. Орг. момент:

Прочтите четверостишье.

Если скажут слово ………..

Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.

Какое слово пропущено? (Родина)

Прочитайте четверостишье вполголоса,

подумайте где нужно сделать паузы,

какие слова следует выделить голосом.

Читаем стих выразительно хором.

Каким синонимом можно заменить слово Родина? (Отечество)

Составить пословицу о Родине:

Родина любимая, что мать родимая.

Одна у человека мать, одна у него и Родина.

  1. Проверка домашнего задания:

Вы должны были приготовить выраз. чтение стихов о Родине.

Кто желает прочитать стихотворение?


  1. Вступительная беседа:

Так какой теме посвящались стихи , выразительное чтение

которых вы готовили?

Как звучит название нашего родного государства?

Вспомните уроки истории и скажите как в древние времена называлось наше государство?

IY. Сообщение темы урока и задач на урок:

На сегодняшнем уроке мы продолжим тему Родины.

О том, с каким произведение будем работать и кто его автор вы скажете просмотрев небольшой фильм.

Внимание на экран.

( фильм Никитин "Русь")

Так с каким произведением мы будем сегодня работать?

Кто его автор?

Нам предстоит познакомиться с биографией И. С. Никитина, поработать над выразительным чтением отрывка из стихотворения "Русь" и подготовиться к заучиванию этого отрывка наизусть.

Y. Работа по теме урока


  1. Знакомство с биографией И. С. Никитина

а) Рассказ учителя с показом слайдов презентации ( слайды 1 - 5)

Иван Саввич Никитин родился 21 сентября (3 октября) 1824 года в Воронеже в семье купца, владельца свечного завода. Мальчиком он жил в доме, который стоял на высоком берегу реки Воронеж. Он любил наблюдать за течением реки, разглядывать краски закатов, слушать пение птиц и шелест трав.

Учился в Воронежском духовном училище и в духовной семинарии, но не окончил её, т. к. отцу грозило разорение и надо было помогать ему в торговых делах. Разорение отца и тяжёлые семейные обстоятельства вынудили Никитина стать содержателем постоялого двора. Все тяготы взрослой жизни взял на себя маленький Иван Саввич.

Ему пришлось очень много работать, чтобы заработать на хлеб .

Стихи он стал писать очень рано, но долго не решался их напечатать, показать их другим.

В 1853 г. В газете "Воронежские Губернские Ведомости" было напечатано первое патриотическое стихотворение «Русь», которое сразу сделало поэта известным. Стих приняли с восторгом: заучивали наизусть, переписывали, читали друзьям.

Первый сборник стихов вышел в 1856 году. Главные темы в поэзии Никитина - родная природа, беспросветная жизнь крестьян и крестьянский труд, страдания городской бедноты, протест против несправедливого устройства жизни.

На вырученные от публикации сборника деньги впоследствии он открыл книжный магазин и библиотеку.

Некоторые стихотворения Никитина, положенные на музыку, стали популярными народными песнями, например «Ухарь-купец» («Ехал на ярмарку ухарь-купец…»). На слова Никитина написано более 60 песен и романсов.

Всю свою жизнь И. С. Никитин прожил в г. Воронеж и умер 28 октября 1861 года.

б) Самостоятельное чтение деловой статьи "Биография И. С. Никитина"

в) Беседа по содержанию статьи и рассказу учителя

(с выборочным чтением)

Когда и где родился И. С. Никитин?

Кем был его отец?

Кто был его первым учителем? (стр. 91 3 абзац)

Почему Никитин вынужден был рано зарабатывать на жизнь?

Почему поэт долго скрывал свое умение писать стихи? ( стр. 91 4 абзац)

Какое стихотворение принесло поэту известность? (Найти самостоятельно)

Чему посвящал Никитин свои стихи? (стр. 91 последние 2 строки)

Как потратил поэт свой первый гонорар?

(гонорар - авторское вознаграждение - денежное вознаграждение, выплачиваемое за труд лицам свободных профессий (писателям, художникам, артистам, философам, адвокатам). )

2. Работа со стихотворением.

а) Самостоятельное чтение стихотворения "Русь"

Задание: прочитать стихотворение и найти непонятные слова и выражения

б) Словарная работа

Шатер - Большая палатка, крытая тканью, коврами. Купол.

Грани - плоская часть поверхностигеометрическоготела. Грани куба

Нивы - засеянные поля

Мурава - трава

Мгла - 1. Мрак, тьма. 2. Завеса тумана, пыли

Зарево - отсвет пожара

Груда - большая куча

Русь - Россия

в) физминутка

г) Какой теме посвящено стихотворение? (теме родины)

Весь отрывок условно можно разделить на 5 частей:

1. Степи

2. Юг

3. Север

4. Ширь Руси и слава ее

5. Обращение к Родине

д) чтение стихотворения по частям, с последующим анализом содержания:

С чем автор сравнивает небо?

С чем автор сравнивает горы?

С чем автор сравнивает поля?

Что означает выражение ЗРЕЛЫЕ НИВЫ?

Почему северные края называет пустынями?

С чем автор сравнивает снег?

Расскажите о своем понимании этих строк:

Подымается грудь/// Море синее ///

И горами лед /// ходит по морю

- Где «горами лед ходит по морю»?

Расскажите о том, как вы понимает следующую строфу

« И пожар небес / ярким заревом. Освещает мглу /// непроглядную»

- О какой неприглядной тьме говорит поэт, и что он называет «пожаром

небес»?

( непроглядная тьма бывает на севере полярной ночью, небо там

иногда освещается северным сиянием )

Какими словами автор подчеркивает величие Руси?

(царственная)

Как вы считаете, чем Русь заслужила славу громкую?

Чем восхищается поэт на протяжении всего стихотворения?

(высокими горами полноводными реками, синими морями, сочными лугами,

зрелыми нивами.)

е) Отработка беглого, правильного выразительного чтения

(включается презентация, слайды 6 - 27)


  1. Чтение подписей к слайдам (обратить внимание на знаки)

  1. Чтение "Эхо"



  1. Чтение стихотворения по частям( с отстукиванием пауз)



  1. Чтение стихотворения в продолжение учителю по памяти или только подглядывая в учебник

YI. Домашнее задание

Стр. 92 - 93 учить наизусть

YII. Итог урока

Что значит, для поэта любить Русь?

+Любить природу Руси

+Любить русский народ.

+ Знать и помнить историю своей Родины.

Оцените самих себя на уроке:

- Кому было интересно и он всё понял (две руки) ,

- Было интересно, но понял не всё ( одна рука) ,

- Просто так просидел урок (сидим ровно)

Релаксация: прослушивание песни на слова стих. "Русь"



© 2010-2022