Разработка рабочей программы по внеурочной деятельности по русскому языку Изобразительные возможности русского языка (5 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Программа курса внеурочной деятельности предназначена для обучающихся 5 класса. Предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении лингвокультурологии, воспитывает чувство уважения к русскому языку. В отличие от уроков русского языка на внеурочных занятиях учащиеся получают углубленные знания по данному предмету по темам: «Морфемика», «Словообразование», «Морфология». «Графика», «Пунктуация», «Этимология» «Лексика», «Фразеология», «Синтаксис», «Культура речи». «Фонетика». Большое внимание уделяется практическим занятиям, творческим работам, интерактивным лекциям и семинарам. Используя информационные компьютерные технологии, ребята вместе с учителем учатся аргументировать, рассуждать по заданной теме. Данная программа актуальна, так как изучению русского языка уделяется большое внимание в РФ. Следовательно, необходимо через внеклассные дополнительные занятия прививать любовь к языку, совершенствуя орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся. Ребята учатся составлять проекты, работать в команде, этим данный курс отличается от других.

Цель:

-развить кругозор и мышление учащихся.

Задачи:

-вызвать интерес к русскому языку, к его законам, к различным языковым явлениям, к слову;

-закрепить практические навыки в построении устных и письменных высказываниях;

-способствовать развитию творческих способностей школьников.

В результате изучения курса русского языка учащиеся должны знать/понимать:

определения основных изучаемых единиц языка и речи: звук, слог, морфема, слово, словосочетание, предложение, текст;

особенности ударения в русском языке;

основные правила орфоэпии;

основные способы образования слов;

основные способы определения лексического значения слова; тематические группы слов;

правила русской орфографии;

морфологические признаки частей речи;

нормы употребления в речи языковых единиц;

виды словосочетаний;

виды предложений;

основные группы пунктуационных правил;

признаки текста.

Уметь:

адекватно понимать содержание научно-учебного и художественного текстов, воспринимаемых на слух;

выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность определённому типу речи;

сохранять при письменном изложении типологическую структуру текста и его выразительные языковые и речевые средства;

анализировать тексты с точки зрения соответствия их требованию точности и логичности речи;

рецензировать чужие тексты и редактировать собственные;

проводить фонетический и орфоэпический разбор слов;

правильно произносить широко употребляемые слова;

по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы;

определять способы образования разных частей речи;

соблюдать лексические нормы, употребляя слова в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями общения;

толковать значение общеупотребительных слов и фразеологизмов;

различать постоянные и непостоянные признаки частей речи и проводить морфологический разбор слов всех частей речи;

владеть правильным способом применения изученных правил орфографии;

составлять схемы словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенной схеме;

определять синтаксическую роль всех частей речи;

объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций;

строить пунктуационные схемы предложений.

Система контроля: курс завершается проверочной работой, которая позволяет оценить знания, умения и навыки, проводятся промежуточные интерактивные тесты по обобщающим темам. Работая в команде, учащиеся готовят свои проекты и публично защищают.

На занятиях используются разнообразные по характеру упражнения, среди которых немало заданий повышенной трудности, нестандартных упражнений. Ребята познакомятся с лингвистическими сказками, словесными играми, шарадами, мегаграммами, кроссвордами, попробуют свои силы в анализе художественного текста, попытаются разгадать языковые секреты традиционных разделов школьного курса русского языка. Удивительные истории из жизни слов, загадочные факты языка помогут учащимся овладеть орфографической и пунктуационной грамотностью. Занятия состоят не только из теоретического материала, но и из практической части, в которой представлены различные виды упражнений, помогающие выработать устойчивые орфографические навыки у учащихся, помочь исправить типичные для письменных работ ошибки, расширить знания учащихся по истории языка, помочь формированию языковой культуры. Все занятия состоят из двух блоков: теоретического и практического. Каждый раздел заканчивается обобщающим занятием, проводимым в форме интеллектуальной игры, тренинга, мониторинга, пресс-конференции. После окончания курса учащиеся сами выбирают лучшего, эрудированного ученика среди сверстников. Это повышает мотивацию обучения, развивает интерес к изучению предмета.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, - 10-11 лет.

Проведение занятий предполагается в форме лекций, практических занятий, пресс-конференций, интеллектуальных игр, тренингов, защиты проектов, интерактивных занятий.

Формы проведения занятий

  • лекции;

  • практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.

  • анализ и просмотр текстов;

  • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

В каждом занятии прослеживаются три части:

  1. игровая;

  2. теоретическая;

  3. практическая.

Основные методы и технологии

  • технология разноуровневого обучения;

  • развивающее обучение;

  • технология обучения в сотрудничестве;

  • коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника

Планируемые результаты.

Личностные результаты:

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

  • эмпатия - умение осознавать и определять эмоции других людей;сочувствовать другим людям, сопереживать;

  • чувство прекрасного - умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

  • интерес к изучению языка;

  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;

  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректироватьсвою деятельность;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определятьстепень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

  • пользоваться словарями, справочниками;

  • осуществлять анализ и синтез;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • задавать вопросы.




























КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5 класс

35 часов (1 час в неделю)

Тема урока

Универсальные учебные действия

Дата

Речь

1

Введение в курс развития речи. Для чего людям нужна речь.

познавательные; извлекать информацию из различных источников,

регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью,

коммуникативные: уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

личностные: осознание себя носителем языка как части культуры

2

Как различают формы речи?

Что такое диалог и монолог?

познавательные; извлекать информацию из различных источников,

регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью,

коммуникативные: уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

личностные: осознание себя носителем языка как части культуры

3

Сочинение сказки по рисункам с включением диалога.

познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах

регулятивные: самостоятельно составлять план решения учебной проблемы

коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения

личностные: осознание ответственности за произнесённое и написанное слово

Слово. Средства художественной выразительности (тропы) и стилистические фигуры речи.

4

Что такое стилистические фигуры речи? Анафора и эпифора.

познавательные:перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

регулятивные:самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

коммуникативные:учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

личностные: интерес к изучению языка

5

Антитеза

познавательные:перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

регулятивные:самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

коммуникативные:учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

личностные: интерес к изучению языка

6

Градация

познавательные:перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

регулятивные:самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

коммуникативные:учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

личностные: интерес к изучению языка

7

Инверсия

познавательные:перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

регулятивные:самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

коммуникативные:учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

личностные: интерес к изучению языка

8

Риторические вопросы и обращения

познавательные:перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

регулятивные:самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

коммуникативные:учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

личностные: интерес к изучению языка

9

Тропы речи. Аллегория

познавательные:перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

регулятивные:самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

коммуникативные:учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

личностные: интерес к изучению языка

10

Гипербола и литота

познавательные:перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

регулятивные:самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

коммуникативные:учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

личностные: интерес к изучению языка

11

Метафора

познавательные:перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

регулятивные:самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

коммуникативные:учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

личностные: интерес к изучению языка

12

Олицетворение

познавательные:перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

регулятивные:самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

коммуникативные:учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

личностные: интерес к изучению языка

13

Сравнение и метонимия

познавательные:перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

регулятивные:самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

коммуникативные:учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

личностные: интерес к изучению языка

14

Эпитеты

познавательные:перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

регулятивные:самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

коммуникативные:учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

личностные: интерес к изучению языка

15

Практическое занятие: «Средства художественной выразительности и стилистические фигуры»

познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст - иллюстрация, таблица, схема);

регулятивные: способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения;

личностные: умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи

Текст

16

Текст и его признаки.

Что значит писать и говорить на тему?

познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст - иллюстрация, таблица, схема);

регулятивные: способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения;

личностные: умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи

17

Главное в тексте идея, основная мысль.

Для чего нужен план?

познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст - иллюстрация, таблица, схема);

регулятивные: способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения;

личностные: умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи

18

Как связать предложения в тексте?

познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст - иллюстрация, таблица, схема);

регулятивные: способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения;

личностные: умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи

19

Лексические средства связи предложений в тексте.

познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст - иллюстрация, таблица, схема);

регулятивные: способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения;

личностные: умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи

20

Анализ текста. Устный пересказ по составленному плану. Рассказ В.Белова «Последняя синичка»

познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст - иллюстрация, таблица, схема);

регулятивные: способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения;

личностные: умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи

21

Анализ текста. Подготовка к изложению по рассказу И.С.Соколова-Микитова «Умные гуси».

познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст - иллюстрация, таблица, схема);

регулятивные: способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения;

личностные: умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи

22

Подробное изложению по рассказу И.С.Соколова-Микитова «Умные гуси».

познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст - иллюстрация, таблица, схема);

регулятивные: способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения;

личностные: умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи

Стили речи

23

Когда и где используют разговорный стиль?

познавательные: строить рассуждения

регулятивные: определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с критериями

коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

личностные: интерес к изучению языка

24

Составление диалогов. Знаки препинания при диалоге.

познавательные: строить рассуждения

регулятивные: определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с критериями

коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

личностные: интерес к изучению языка

25

Научный стиль

познавательные: строить рассуждения

регулятивные: определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с критериями

коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

личностные: интерес к изучению языка

26

Художественный стиль

познавательные: строить рассуждения

регулятивные: определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с критериями

коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

личностные: интерес к изучению языка

Типы речи

27

Как различают типы речи?

Повествовать - значит рассказывать.

познавательные: строить рассуждения

регулятивные: определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с критериями

коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

личностные: интерес к изучению языка

28

Сочинение по рассказу в картинках: В.Сутеев «Находка».

познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах

регулятивные: самостоятельно составлять план решения учебной проблемы

коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения;

личностные: осознание ответственности за произнесённое и написанное слово

29

Описание как тип речи. Как описать предмет? Как описать животное?

познавательные: строить рассуждения

регулятивные: определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с критериями

коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

личностные: интерес к изучению языка

30

Изложению по тексту Н.И.Сладкова «Волшебная полочка».

познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах

регулятивные: самостоятельно составлять план решения учебной проблемы

коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения;

личностные: осознание ответственности за произнесённое и написанное слово

31

Рассуждать - значит доказывать. Понятие текста-рассуждения. Анализ текста-рассуждения. Тезис. Доказательство. Вывод.

познавательные: строить рассуждения

регулятивные: определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с критериями

коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

личностные: интерес к изучению языка

32

Обучению рассуждению. Подготовка к сочинению-рассуждению на свободную тему.

познавательные: строить рассуждения

регулятивные: определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с критериями

коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

личностные: интерес к изучению языка

33

Сочинение-рассуждение

познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах

регулятивные: самостоятельно составлять план решения учебной проблемы

коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения;

личностные: осознание ответственности за произнесённое и написанное слово

34

Для чего нужны синонимы и антонимы Фразеологизмы. Игра в лото «Простейшие фразеологизмы»

познавательные: строить рассуждения

регулятивные: определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с критериями

коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

личностные: интерес к изучению языка

35

Обобщающий урок

познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст - иллюстрация, таблица, схема);

регулятивные:определять степень успешности своей работы в соответствии критериями

коммуникативные:высказывать и обосновывать свою точку зрения;

личностные: стремиться к совершенствованию собственной речи




















Требования к результатам освоения программы внеурочной деятельности

Личностные результаты:

  • активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности;

  • проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

  • проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей;

  • осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

  • умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;

  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • самостоятельное определение и формулирование целей деятельности на занятии

  • планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, умение корректировать свои действия;

  • овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;

  • готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация;

  • учебная и социальная самостоятельность; компетентность в решении проблем, в принятии решений.

Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

  • пользоваться словарями, справочниками;

  • осуществлять анализ и синтез;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения;

  • ориентироваться в тексте

  • находить ответы на вопросы в тексте

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

  • применять полученные знания и приобретенный опыт творческой деятельности при реализации различных проектов во внеурочной деятельности;

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне небольшого текста);

  • слушать и понимать речь других; владеть навыками диалогового общения; уметь вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других людей)

  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:

  • овладеть следующими видами деятельности (комплексный анализ текста, написание творческих работ, поиск информации, редактирование, определение роли средств художественной выразительности в тексте).

  • пользоваться разнообразными языковыми средствами в сочинениях;

  • определять тему и основную мысль текста, его стиль;

  • определять типы речи (повествование, описание, рассуждение)

  • составлять простой и сложный план текста;

  • подробно и сжато излагать повествовательные тексты и тексты-рассуждения ( в том числе с элементами описания предметов, животных);

  • писать сочинения повествовательного характера с двумя типами речи (описание, повествование)

  • адекватно понимать содержание научно-учебных и художественных текстов, воспринимаемых на слух;

  • выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность определённому типу речи;

  • сохранять при письменном изложении типологическую структуру текста и его выразительные языковые и речевые средства;

  • рецензировать чужие тексты и редактировать собственные;













Информационное обеспечение

Литература для учителя:

  1. В.И.Капинос. Развитие речи: теория и практика обучения: 5-7 кл.- М.: Просвещение, 1991.

  2. Никитина Е.И. Русская речь: Учебное пособие по развитию связной речи для 5-7 кл. общеобразоват. учреждений/Науч.ред.В.В.Бабайцева.-5-е изд.-М.: Просвещение, 1996.

  3. Павлова Т.И., Белоусова Т.В. Компетентностные задания по русскому языку. Методический конструктор: учебно-методическое пособие/Авторы-составители Павлова Т.И., Белоусова Т.В.-Ростов н/Дону: Легион, 2012.

  4. Павлова Т.И., Раннева Н.А. Сочинение-рассуждение. Творческое задание на итоговой аттестации по русскому языку в 9-х и 11-х классах. Путь к успеху: учебно-методическое пособие/ Павлова Т.И., Раннева Н.А.- .-Ростов н/Дону: Легион, 2013.

  5. Павлова Т.И., Романенко О.В. Практика формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка: учебно-методическое пособие/ Павлова Т.И., Романенко О.В.-Ростов н/Дону:Легион,2013.

  6. ПленкинН.А.Уроки развития речи: 5-9 кл.:Кн.для учителя: Из опыта работы.-М.: Просвещение,1995.

  7. Словарь литературоведческих терминов. Ред.-сост.: Л.И.Тимофеев и С.В.Тураев.М., Просвещение,1974.

Литература для учащихся:

  1. Никитина Е.И. Русская речь: Учебное пособие по развитию связной речи для 5-7 кл. общеобразоват. учреждений/Науч.ред.В.В.Бабайцева.-5-е изд.-М.: Просвещение, 1996.

  2. Павлова Т.И., Раннева Н.А., Василенко Н.Н. Практика успешного написания сочинения-рассуждения: рабочая тетрадь по русскому языку. 5-7 классы/ Павлова Т.И., Раннева Н.А., Василенко Н.Н.-Изд. 4-е. исправ.идополн.-Ростов н/Дону: Легион, 2013.

  3. Волина В.В. Фразеологический словарь: Популярное пособие.-М.: АСТ-ПРЕСС,1997.

  4. Универсальный словарь по русскому языку.-СПб.: ИГ «Весь»,2009.



© 2010-2022