Сюжетно-сравнительный анализ (Два Дон Жуана А. С. Пушкин, Н. С. Гумилев)

  Одной из целей школьного изучения литературы, обозначенных в Стандарте среднего (полного) образования, является совершенствование умений анализа и интерпритации литературного произведения в его историко – литературной обусловленности. Достижению этой цели на современном этапе образования, по мнению многих учителей и методистов, способствует обращение к такому приему проблемно – поискового метода, как сравнение и сопоставление. «Сравнительный анализ, - отмечает Н.В.Исаченкова, - дает возможност...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сопоставительный анализ художественных произведений 19-20 веков предназначен для учащихся 10-11 классов (профиль

Сюжетно - сравнительный анализ.

«Два Дон Жуана» А.С.Пушкин, Н.С.Гумилев. Факультативное занятие.

Приступая к данному виду анализа, предлагаю одиннадцатиклассникам обратиться к понятиям «сюжет», «основные элементы сюжета», подумать о значении сюжета в литературно - художественном произведении. В результате беседы приходим к выводу, что в художественном произведении сюжет выступает в организующей роли, он образует события и действия, его нельзя абстрагировать от содержания. Автор располагает события в тексте, следуя определенному идейному замыслу. Традиционная схема сюжета любого драматического произведения сводится к следующему: экспозиция - представление героев; завязка - столкновение; развитие действия; кульминация - эпогей конфликта; развязка. Предлагаю школьникам, читая произведения, взятые для анализа, соотнести события пьес с элементами сюжета.

На первом же занятии отмечаем, что герой А.Пушкина и Н.Гумилева Дон Гуан (Жуан) - севильский соблазнитель, испанский гранд. Человек сильный, отважный, бесстрашный, смысл жизни которого в любви и соблазнении. Авторы обратились к сюжету слишком известному в европейской литературе. Первым его использовал испанец Тирсо де Молина в пьесе «Севильский обольститель, или Каменный гость» (16200), и с тех пор его воплощения насчитываются сотнями - в литературе разных времен и народов. Пушкин и Гумилев, работая над своими произведениями, не ставили задачу повторять уже сказанное. Что же нового сказал каждый из них, обращаясь к уже известному сюжету?

Прочитав пьесы, ученики отмечают, что сюжеты произведений Пушкина и Гумилева строятся по одной схеме: появление Дон Жуана; встреча с женщиной, в которую он влюбляется, соблазнение ее; герой заставляет свою избранницу забыть о женихе или погибшем муже. Но Пушкин вводит в действие пьесы сцену свидания с еще одной женщиной, Лаурой, и убийство брата Командора, Дона Карлоса. Какую роль играет это событие в произведении? (Подробный анализ этой сцены можно найти в журнале «Литература в школе» №1, 2002г. Артемова Е.В. «Ужасный век, ужасные сердца!» стр.32 - 33) Эпизод в доме Лауры позволил увидеть, что люди, окружающие Дон Гуана, такие же безнравственные, как он сам. Они не просто невинные жертвы его страсти, но в первую очередь жертвы собственных страстей и грехов. Страшно, что это стало нормой жизни. Отметили ученики и трагичность пушкинского финала пьесы: Дон Гуан вместе с Командором проваливается в ад. Он и все остальные герои трагедии наказаны за безверие, нарушение нравственных общечеловеческих законов, они стали преступниками, отказавшись жить по заповедям Божьим. «В отличие от европейских Дон Жуанов, которые были губителями невинных душ, пушкинский Дон Гуан окружен себе подобными. И дело не в том, что наказан один человек, а в том, что подобное возмездие готовится многим. Ужасный век! Ужасные сердца!»1

Пьеса Н.Гумилева состоит всего из одного акта, написана она в 1912 году, спустя чуть более восьмидесяти лет после «Маленьких трагедий» А.Пушкина. Уже из перечня действующих лиц мы понимаем, что Гумилев продолжает историю пушкинского Дон Гуана. Почему же он переносит героя из Мадрида (Испания) в Египет? Школьники предположили, что это может быть связано с увлечениями автора, который являлся известным путешественником, этнографом, любившим и изучавшим Африку. Некоторые предположили, что перенос действия связан с ментальностью людей, проживающих на этих территориях: в Мадриде живут люди с горячим сердцем, кипящим страстями, в Египте (вспомним, что Лепорелло и Американец говорят о египетских властителях и богах) за внешним величием, помпезностью властителей и творением их рук скрывается борьба за власть, богатство, первенство.

Выделяет Гумилев и время описываемого события - «наше время». Дон Жуан появляется в современном мире, начале 20 века. Читатель может предположить мотив появления героя в другой эпохе: мир изменился за почти прошедшее столетие или остался прежним? Своим произведением автор дает ответ на этот вопрос. Сцена начинается с монолога Жуана, в котором он рассказывает о том, что с ним произошло после падения в ад. Из рассказа героя мы видим, что он и в аду сумел проявить ловкость, отвагу и выбраться из страшного места невредимым. Герой не изменился, он все также пылок, горяч, горд, полон любовной страсти, его первые шаги по земле после возвращения из преисподней связаны с мечтой о прекрасной женщине. Лепорелло после первых реплик своего бывшего хозяина отмечает: «Все тот же он, манеры те же…все тот же милый, бесшабашный». Если у Пушкина в трагедии нет положительного героя, то у Гумилева таковым является Дон Жуан. Дальнейшее развитие событий позволяет в этом убедиться. Американка Покэр, дочь миллионера, торговца свиньями, выходит замуж по воле отца. Ее жених Лепорелло - бывший слуга Дон Жуана. Он выучился, стал деканом, известным всей Европе египтологом. Но по сути остался лакеем, он никого не удивит, «причесанный и прирученный», «к природе глух и к жизни слеп». Зная доблестные заслуги Гуана он отказывается от невесты, которая все так же, как и женщины сотни лет назад, ищет любви, поддается соблазну, ждет юношеской силы и отваги, но они исчезли с лица Земли - места «любовных нег»: «… сила, юность и отвага// Не посещают никогда//Салонов… Чикаго…» Дон Жуанов не осталось, вместо них «лакеи», о которых Гумилев говорит словами Дон Жуана: « Но он лакей, всегда лакей,//В сукне ливрейного кафтана//И в гордой мантии своей,//В пурпурной мантии декана.//Страшась чего-нибудь не знать,//Грызясь за почести с другими,//Как пес, он должен защищать//Годами созданное имя.//…Он заключит вас в темный склеп//Крикливых слов и чувств избитых…» В финале пьесы Дон Гуан и Американка «бежали…на лужок или тенистую опушку», а Лепорелло желает вновь стать слугой Дон Жуана. Его слова подчеркивают высшую значимость в жизни человека романтики, свободы, любви. Все лишения, на которые шел Лепорелло для достижения общественного статуса, кажутся ненужными и напрасными.

Таким образом, сопоставив сюжет двух пьес, мы увидели, что близкие по сюжетному решению произведения заключают разное идейное содержание. Н.Гумилев переносит своего героя в условия новейшего времени. Неугомонный искатель приключений и вечный странник, неистовый романтик, стремящийся к небывалому, человек риска и отваги, галантный соблазнитель, поэт и философ Дон Жуан противостоит прагматической действительности начала XX века, приспособившемуся к ней «всегда лакею» Лепорелло, который успел сделаться маститым египтологом и деканом.

1

Журнал «Литература в школе» №1, 2002г. Артемова Е.В. «Ужасный век, ужасные сердца!» стр. 33

© 2010-2022