Рабочая программа индивидуального обучения. Литература 6 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Литература 6 класс (индивидуальное обучение)

Пояснительная записка к календарно-тематическому планированию по литературе в 6 классе (к учебнику - хрестоматии В.Я.Коровиной. В 2-х томах.). Всего 34 часов.

Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена в соответствии с нормативными и инструктивно-методическими документами Министерства образования Российской федерации и Министерства образования и науки.

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

 воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

 развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

 освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

 овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Достижение указанных целей осуществляется в процессе следующих задач:

• познавательных: обогащение духовно- нравственного опыта и расширение эстетического кругозора учащихся;

• практических: формирование грамотного читателя; умение отличать художественный текст от других типов текстов, целостное восприятие и понимание литературного произведения;

• эстетических: становление нравственной, духовно свободной личности.

• развитие способности формулировать и аргументированно отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения, а также совершенствования умений анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе - изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Ведущая проблема изучения литературы в 6 классе - художественное произведение и автор, характеры героев.

Чтение произведение зарубежной литературы в 6 классе проводится в начале и в конце учебного года.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.

Основная форма организации учебной деятельности - классно-урочная. При проведении уроков используются индивидуальная, групповая работа, как под руководством учителя, так и самостоятельная.

Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса.

Учащиеся должны знать:

· авторов и содержание изученных художественных произведений;

· основные теоретические понятия, в первую очередь связанные с сюжетом (композиция, завязка, кульминация, развязка, пролог, эпилог и др.).

Учащиеся должны уметь:

воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;

пользоваться важнейшими видами пересказа (краткий, близкий к тексту и др.) изученных текстов и самостоятельно прочитанных произведений;

использовать формы диалога как при чтении (исполнении) художественных текстов, так и в процессе обсуждения прочитанного. При этом важно владеть стилистически грамотным и точным ответом на вопросы и уметь самостоятельно формулировать их;

отличать стихи от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма, строфа, ямб, хорей и др.);

использовать сведения по теории литературы при обсуждении художественного произведения;

работать с доступным справочным материалом;

видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление (например, при обращении к иллюстрации, созданной к конкретному произведению).

Учебно-тематический план

содержание

уроки

1.

Введение

1

2.

Устное народное творчество

1

3.

Древнерусская литература

1

4.

Писатели 18 века

1

5.

Писатели 19 века

15

6.

Писатели 20 века

10

7.

Литературв народов России

1

8.

Зарубежная литература

4

ИТОГО

34

Тематическое планирование уроков литературы в 6 классе

(по учебнику - хрестоматии В.П. Полухиной)

Всего в учебном году 34 ч.

Тема и содержание урока

Тип урока

ТСО и дополнительный материал

Словарная работа

Дата

предполаг

Дата фактич

1.

Писатели - создатели, хранители и любители книги

Вводный урок

08.09

2.

Устное народное творчество. Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни.Частушки

Чтение и изучение произведений

Грамзаписи,

иллюстрации

Обряд,

коляда,

фольклор

15.09

3.

Древнерусская литература. «Повесть временных лет» - первая русская летопись.»Сказание о белгородском киселе»

Знакомство с теоретическим материалом

Летопись, фабула

22.09

4.

Произведения русских писателей 18 века. Жанр басни. Русская басня. И.И. Дмитриев «Муха». И.А. Крылов. Басня «Осел и Соловей». Осмеяние пороков Басни «Листы и корни», «Ларчик».

Знакомство с теоретическим материалом

Басня,

аллегория, мораль

29.09

5.

Произведение русских писателей 19 века. А.С. Пушкин: лицейские годы жизни, южная ссылка. Стихотворение «Узник». «И.И. Пущину». «Зимнее утро».

Чтение и изучение произведений

Иллюстрации лицейской учебы.

Лицей, лирика, антитеза

13.10

6.

Роман «Дубровский». О создании романа. Историко-культурный контекст времени. Изображение русского барства. Изображение русского барства. Дубровский - старший и Троекуров. Отец и сын Дубровские.

Знакомство с историческим материалом

Роман, барство, сюжет

20.10

7.

Окрестное дворянство в гостях у Троекурова. Деспотизм хозяина, неуважение к человеческой личности. Трусость, подобострастие, жадность Спицына.

Чтение и изучение произведений

деспотизм

27.10

8.

Изображение русского барства. Троекуров и князь Верейский. Судьба Марья Кирилловны и Дубровского.

Чтение и изучение произведений

03.11

9.

М.Ю. Лермонтов: юношеские годы, начало литературной деятельности. Стихотворение «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине.

Чтение и изучение произведения

Портрет М.Ю. Лермонтова

Сравнение, интонация, метафора

10.11

10.

Баллада «Три пальмы». Тема природы и человека. «Листок», «Утес». Особенности выражения чувств одиночества в лирике Лермонтова. Трехсложные размеры стиха Аллитерация.

Чтение и изучение произведений

Баллада, аллитерация, гармония

17.11

11.

И.С. Тургенев: начало литературной деятельности. Цикл рассказов «Записки охотника». Рассказ «Бежин луг»- один из самых популярных рассказов сборника.

Чтение и изучение произведения

Портрет И.С. Тургенева

24.11

12.

Герои рассказа «Бежин луг». Речевая характеристика героев. Сравнительная характеристика рассказов героев. Особенности диалога в рассказе.

Чтение и изучение произведений

Иллюстрации к рассказу, рисунки учащихся, репродукции картин К.В. Лебедева «Бежин луг».

Легенда, предания, былички,характеристика

01.12

13.

Ф.И. Тютчев. Образы родной природы в пейзажной лирике поэта. Стихотворение «Неохотно и несмело»

Анализ лирического произведения

Портрет Ф.И. Тютчева

Эпитет, олицетворение,

08.12

14.

А.А. Фет. Образы родной природы в пейзажной лирике поэта. Стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила…», «Еще майская ночь…», «Учись у них - у дуба, у березы…»

Анализ лирического произведения

15.12

15.

Н.А. Некрасов: страницы жизни. Главная тема поэзии Некрасова. Стихотворение «Железная дорога». Значение эпиграфа. Роль пейзажа.

Чтение и изучение произведения

Портрет Некрасова.

Пейзаж, эпиграф

22.12

16.

Жизненный опыт Н.С. Лескова - основа его творчества. Сказ «Левша». Особенности сказа. Изображение Александра 1 и атамана Платова. Образ атамана Платова. Платов у Николая 1. Едкая насмешка над царскими чиновниками. «Ужасный секрет» тульских мастеров.

Чтение и изучение произведений

Портрет Н.С. Лескова. Иллюстрации к сказу

Сказ

12.01

17.

Образ Левши. Судьба Левши. Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм.

Чтение и изучение произведений

19.01

18.

А.П. Чехов: страницы биографии.

Рассказ «Толстый и тонкий». Юмор в рассказе.

Чтение и изучение произведений

Портрет А.П. Чехова

Юмор, антитеза

26.01

19.

Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века. Е.А. Баратынский «Весна, весна!» , Я.П. Полонский «По горам две хмурых тучи…», А.К. Толстой «Где гнутся над омутом лозы…»

анализ

Портреты поэтов, иллюстрации пейзажей, грамзаписи П. Чайковского «Времена года»

Эпитет, сравнение, олицетворение инверсия, метафора,

02.02

20.

А.С. Грин: страницы биографии. «Алые паруса». Семья Лонгрен. Образ Ассоль. Отношение автора к героине.

Чтение и изучение произведений

Портрет А.С. Грина

феерия

09.02

21.

М.М. Пришвин: страницы биографии. Сказка- быль «Кладовая солнца». Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши.

Чтение и изучение произведений

Портрет М.М. Пришвин

16.02

22.

Смысл рассказа о сосне и ели, растущих вместе. Образы Травки и Антипыча. Одухотворение природы, ее участие в судьбе и роль.

Чтение и изучение произведений

01.03

23.

Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов К.М. Симонова- военный корреспондент. Стихотворения «Ты помнишь, Алеша дороги Смоленщины…»

Анализ лирического произведения

Портрет К.М. Симонова

15.03

24.

В.П. Астафьев: детство и юность. Рассказ «Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы.

Чтение и изучение произведений

Портрет В.П. Астафьева

Сибирская лексика.

22.03

25.

Нравственные проблемы рассказа - честность, доброта, понятие долга.

Урок развития речи

29.03

26.

В.Г. Распутин: страницы жизни. Рассказ «Уроки французского». Отражение в рассказе трудностей послевоенного времени.

Чтение и изучение произведений

Портрет В.Г. распутина

05.04

27.

Характеристика литературного героя. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Характеристика главного героя. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.

Чтение и изучение произведений

Демонстрация эпизодов фильма.

12.04

28.

Фазиль Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла». Характеристика главного героя.

Чтение и изучение произведения

Портрет

Ф. Искандера, рисунки учащих

19.04

29.

Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века. А. Блок «летний вечер», «О, как безумно за окном…», С. Есенин «Мелколесье, степь и дали.», «Пороша». Чувство радости и печали к родной природе и родине. А.Ахматова «Перед весной бывают дни такие…»,

Н. Рубцов «Звезда полей».

Анализ лирического произведения.

Портреты

А. Блока, С.Есенина.

Олицетворение, сравнение, метафора.

26.04

30.

Литература народов России. Габдулла Тукай - татарский поэт, стихотворения «Родная деревня!, «Книга» Кайсын Кулиев - балкарский поэт. Стихотворения «Когда на меня навалилась беда…»

Чтение и изучение произведения

03.05

31.

Зарубежная литература. Мифы Древней Греции. Боги, люди и герои в Д.Г. Подвиги Геракла. «Скотный двор царя Авгия»

Чтение и изучение произведения

Сборник «Мифы Древней Греции».

Миф, мифология

10.05

32.

«Яблоки Гесперид». Отличие мифа от сказки. Легенда. Отличие мифа от легенды. Геродот « Легенда об Арионе»

Чтение и изучение произведения

миф

17.05

33.

Гомер и его поэмы. Поэма «Илиада» Поэма «Одиссея»

Чтение и изучение произведения

24.05

34.

А.де Сент-Экзюпери: жизнь и творчество. Сказка «Маленький принц»

Чтение и изучение произведения

Портрет Экзюпери, иллюстрации учащихся к произведению

31.05




Раздел IV. Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 6 класса.

В результате изучения литературы ученик должен знать:

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • работать с книгой

  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

Раздел V. Перечень учебно-методического обеспечения.

Печатные издания.

Для учащихся:

Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 6 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 20014.

Литература: 6 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П..Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2014.

Для учителя:

Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 6 класс. - М.: Просвещение, 2006.

Мультимедийные пособия.

Фонохрестоматия для учебника литературы 6 класс.

Уроки литературы в 6 классе. Издательство Кирилла и Мефодия.


© 2010-2022