- Преподавателю
- Русский язык и литература
- ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА – ИСТОЧНИК ЧИТАТЕЛЬСКОГО РАЗВИТИЯ РАСТУЩЕГО ЧЕЛОВЕКА
ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА – ИСТОЧНИК ЧИТАТЕЛЬСКОГО РАЗВИТИЯ РАСТУЩЕГО ЧЕЛОВЕКА
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кечина Д.С. |
Дата | 27.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Кечина Диана Сергеевна, ПНК-41
ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА - ИСТОЧНИК ЧИТАТЕЛЬСКОГО РАЗВИТИЯ РАСТУЩЕГО ЧЕЛОВЕКА
Книги рождают мечту,
вызывают ее к жизни, заставляют размышлять,
воспитывают самостоятельность суждений.
С.Г Струмилин
Экономические кризисы очевидны - дикие очереди у обменников и банкоматов, опустевшие полки, зашкаливающие цены, демонстрации пустых кастрюль. А гуманитарные катастрофы тихи и почти невидимы. Ну читают три соседки в метро миниатюрные книжки из женской серии, ну и что?
И вдруг социологическое исследование притаскивает в своих сетях неожиданно устрашающий улов: полстраны не покупает книг, полстраны не читает журналы, почти 80 процентов не пользуются библиотеками (см. выдержки из исследования аналитического центра Юрия Левады "Катастрофа чтения"). И до этого в ходе разных исследований всплывают такого же рода единичные факты: школьники России занимают 28-е место по "качеству чтения" среди 32 обследованных стран и т.п.
Любая статистика может подтвердить, что интерес к литературе заметно падает. Если в советское время мы еще считались самой читающей страной, то сегодня Россия занимает лишь 34-е место в мировом рейтинге. Вывод напрашивается сам собой: значение книги в жизни человека явно меняется. Меняются авторы, меняются способы получения информации, ее носители и доступность. Но стоит ли этого опасаться и бить тревогу?
Так оценивает ситуацию известный писатель Виктор Ерофеев: «Огромное количество людей в разные времена кричали, что заканчивается культура. Видимо, на этом поколении она и закончится в том виде, в котором мы ее себе представляли многие века. На нашу планету наступает эпидемия в виде оглупления. Такая фатальная эпидемия глупости».
Негативные тенденции нашего книжного рынка не исчерпываются сокращением чтения. Те, кто читает, уже давно читают по-другому. Исследователи подчеркивают, что чтение перестает быть человеко- и культурообразующим ресурсом, книги читают либо строго функционально ("по работе нужно", "сессию надо сдавать"), либо рутинно, примерно так же, как смотрят случайно попавший во внимание блокбастер.
Особенно тревожная ситуация сложилась с детским и подростковым чтением. Современные дети мало читают, предпочитая книге другие виды досуговой деятельности. В последние годы произошло ухудшение целого ряда характеристик чтениям детей, и как следствие снижение уровня-грамотности подрастающего поколения. «Уходит» та часть подросткового чтения, которое было «для души» и, вероятно, для самообразования. Часть времени, ранее тратившуюся на чтение, заменили телепросмотры и компьютерные игры. Так что можно говорить о том, что происходит частичное «замещение» книжной культуры «визуальной» Все меньше и меньше продается книг для детей и подростков, а тиражи их резко сократились. Детские и юношеские библиотеки получают в год в среднем 1-2 новые книги в расчете на одного читателя. В книжных магазинах большинства российских городов представлено не более 10% выходящих книг, а в поселках и селах вообще отсутствует книжная торговля.
В жизни детей чтение играет особую роль, гораздо более важную, чем в жизни взрослых. Общепризнанно, что процесс приобщения ребенка к литературе имеет огромное значение в формировании всесторонне развитой личности. Поскольку дети еще не принимают участия во многих видах деятельности, формирующих личность, чтение является для них источником косвенного жизненного опыта. Литература позволяет развить способность мыслить в рамках проблем, схватывать целое и выявлять противоречия и связь явлений, более адекватно оценивать ситуацию, быстрее находить правильные решения. Дети, любящие читать, имеют больший объем памяти и активное творческое воображение, лучше владеют речью. Они точнее формулируют, свободнее пишут, легче вступают в контакты и приятны в общении, более критичны, самостоятельны в суждениях и поведении.
Известный педагог В.А. Сухомлинский считал, что самое страшное в воспитании ребенка это то, когда ему не хочется читать. По его мнению, без книги наступает убогость умственной жизни, что ведет к бездуховности. Для воспитания в детях доброты и широты души надо читать произведения классиков, например, Толстого, Достоевского, Тургенева, Лермонтова, Пушкина и других авторов, чьи работы называют школой жизни. Мало кто из родителей сам может похвастать тем, что еще в школьные годы полностью прочитал «Войну и мир» Толстого, или же «Преступление и наказание» Достоевского.
Чтение дает возможность размышлять над новой информацией, учить ребенка думать самостоятельно и развивает его творческие способности. С тем, что роль книги в развитии фантазии и креативности ребенка огромная, никто не спорит. Но заставлять ребенка читать, когда в доме нет книг, отсутствует библиотека и сами родители не увлекаются чтением, будет просто лукавством.
В основе системы воспитания маленького читателя лежат принципы, вытекающие из особенностей восприятия литературы как искусства слова, из особенностей эстетического восприятия ребенка и специфики художественного образа детской книги. Методы и приемы воспитания читателя развивают эмоциональную и мыслительную активность, сохраняют эмоциональную целостность переживаний маленького читателя, что без сомнения оказывает очень важное влияние на социализацию через чтение художественной литературы.
В наши дни общество, проводя реформы, просто забыло о ребенке. А ведь именно детская литература обращает человеческие сердца к добру, великодушию, чести, совести и справедливости. Читающие дети - надежда на лучшее будущее страны.