- Преподавателю
- Русский язык и литература
- ДОКЛАД Тема: «Компетентностный подход к обучению русскому языку» Пленарное заседание международной научно-практической конференции «Проблемы языка в современной научной парадигме: Х Седельниковские чтения», посвященной 90-летию известного у
ДОКЛАД Тема: «Компетентностный подход к обучению русскому языку» Пленарное заседание международной научно-практической конференции «Проблемы языка в современной научной парадигме: Х Седельниковские чтения», посвященной 90-летию известного у
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Фесик Н.В. |
Дата | 31.07.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ГУ «Ольгинская СОШ Павлодарского района»
ДОКЛАД
Тема: «Компетентностный подход к обучению русскому языку»
Пленарное заседание международной научно- практической конференции
«Проблемы языка в современной научной парадигме:
Х Седельниковские чтения», посвященной 90- летию известного ученого - лингвиста Е.А.Седельникова
Автор:
Учитель русского языка и литературы
ГУ «Ольгинская СОШ Павлодарского района» Н.В.Фесик
Павлодар
2013 г.
В Концепции непрерывного педагогического образования педагога новой формации Республики Казахстан говорится, что реформы системы образования, происходившие в течение последнего времени, осуществлялись с целью ее интеграции в мировое образовательное пространство и приближения к международным образовательным стандартам.
Существенно повысились за последние годы требования, предъявляемые обществом к педагогу новой формации.
Учитель новой формации - это духовно развитая, творческая личность, обладающая способностью к рефлексии, с профессиональными навыками, педагогическим даром и стремлением к новому. Учитель-профессионал должен не только в совершенстве владеть своим предметом, но и видеть место каждого участника в педагогическом процессе, уметь организовать деятельность учащихся, предвидеть ее результаты, корректировать возможные отклонения, то есть должен быть компетентной личностью.
В настоящее время компетенции становятся ведущим содержанием образования. Компетентностный подход в образовании предполагает усвоение учащимся различного рода умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни. Особое значение придается умениям, позволяющим действовать в новых, неопределенных условиях, для которых заранее нельзя разработать соответствующих шагов.
21 век - это век компетентностной педагогики.
В настоящее время имеется ряд попыток определить понятия "компетенция", «компетентность» с образовательной точки зрения. С научной точки зрения компетенция - это:
- Знание в действии (С.Е.Шишов).
-Измеритель развития (А.А.Ярулов).
-Средство связи между знанием и сутуацией (И.А.Зимняя).
- Символ нового мышления (В.Г.Кастомаров).
Компетентность - это :
-Уровень достижений (А.Г.Шмелёв)
- Способность действовать в условиях неопределенности (К.Л. Кабдолова)
-Профессиональная жизнедеятельность человека (К.У.Кунакова)
С точки зрения педагогики:
Компетентность - это мобильность знаний, динамизм, гибкость метода, креативность мышления.
Поэтому компетентностный подход - это совокупность общих принципов определения целей образовательного процесса:
-передать социальный опыт предыдущих поколений;
-отобрать содержание образования и адаптировать его к усвоению;
-самостоятельную работу нацелить на приобретение знаний и опыта их применения;
-результаты учебного труда оценивать корректно. В соответствии с возможностями обучаемого, т.е на основе уровней дифференциации.
Особенности компетентностного подхода к обучению убедительно раскрывает характеристика его результативности, тем более при сопоставлении образовательных парадигм.
Результат обучения при разных подходах к учебному процессу:
ТРАДИЦИОННЫЙ ПОДХОД
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД
К успеху приводят знания
К успеху приводит опыт их применения
Решение проблем - способ закрепления знания
Решение проблем- смысл образовательной деятельности
Конечный результат - объем полученных знаний
Конечный результат - умение действовать в любых ситуациях
РЕЗЮМЕ
РЕЗЮМЕ
Обучение с принуждением
Обучение с увлечением
Компетентностный подход - это:
- технологизация учебного процесса (проектирование на цели - от общемировых, государственных до школьных и предметных);
- направленность обучения на формирование компетенции и компетентностной личности выпускника;
-новое педагогическое мышление, порожденное веком глобализации, с чем связаны перемены во всех сферах общественной жизни: социальной (триумф личности), информационной (мир как информация), производственной (образование - часть экономики), политической (взрыв демократии).
При организации занятий по русскому языку встает вопрос о такой организации учебного процесса, который позволяет сформировать компетентностные умения учащихся.
Цель обучения , например, коммуникативной компетенции более многогранна. Она направлена не только на передачу информации, но и на выражение чувств, мыслей, воли, желаний человека. Она требует выбора не только тех или иных языковых единиц, но и экстралингвистических средств, при которых состоится общение: кто говорит, зачем говорит, с какой целью.
Решение данных образовательных задач невозможно без приобретения опыта овладения всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения, опыта ведения анализа текста, навыка построения диалога, приобщения к творческой деятельности.
Одним из механизмов организации такой работы могут стать методики коллективного способа обучения (КСО). При такой организации урока каждый ребенок включен в учебный процесс в зоне ближайшего развития. Кроме того, на уроках реализуется основное предназначение языка - быть средством общения. Для этого необходимы индивидуальные способы работы с учащимися, позволяющие сформировать приемы мыслительной деятельности для усвоения соответствующего уровня учебного материала.
В качестве иллюстрации такого подхода к обучению рассмотрим прцесс изучения темы : «Чередование гласных А-О, Е-И в корне», вылившийся в учебно - дидактическоу пособие для учащихся .
В пособии представлен комплекс дидактических материалов работы на уроках русского языка, включающий графические и словесные опоры, карточки, содержащие основные типы заданий по формированию речетворческих умений и навыков, а также материалы для использования методики ВОЗ. При такой организации учебного процесса возможно формирование следующих умений:
-
анализировать деятельность свою и товарища по самостоятельно составленным логическим схемам, алгоритмам;
-
владеть взаимообучением;
-
проверять результаты работы своей и партнера, сверять с эталоном;
-
сравнивать свои способы деятельности с другими;
-
слушать с пониманием;
-
вникать в суть услышанного;
-
ставить вопрос к сказанному;
-
читать с пониманием;
-
осмысленно владеть сутью выполнения заданий;
-
находить необходимую и достаточную аргументацию при объяснении заданий;
-
управлять собой, организовывать совместную деятельность;
-
понимать зависимость результатов работы от цели и действий по реализации цели и др.
В пособии представлен алгоритм работы учащихся по данной методике:
Алгоритм для работы по методике "Взаимообмен заданиями"
1) получите карточку и цветовой сигнал;
2) постарайтесь усвоить содержание своей карточки, ответив на вопросы первой и второй ее частей; после проверки учителем карточка считается введенной в работу;
3) приступите к работе с первым партнером;
4) сядете рядом, решите, кто первым начнет объяснять;
5) объясните партнеру задание первой части карточки и сделайте необходимые записи в его тетрадь;
6) выслушайте объяснение товарища по заданию первой части его карточки, проверьте, как он сделал записи в вашу тетрадь;
7) после того, как вы объяснили друг другу содержание первой части карточки, и ответили на вопросы друг друга, обменяйтесь карточками и выполните каждый задания второй части новой для себя карточки;
8) сверьте вторые задания и обсудите свои ответы на них, оценитe работу друг друга, выставьте оценки в листок учета;
9) поблагодарите друг друга за совместную работу;
10) при наличии свободного времени прочитайте по учебнику или конспекту материал, которому вы будете обучать нового партнера;
11) найдите нового партнера в своей группе и работайте с ним так, как указано в алгоритме, начиная с п.4.
В пособие включены компетентностно-ориентированные задания.
Дидактический материал для организации учебной деятельности по методике ВОЗ.
Карточка по теме: «Правописание безударных гласных в корнях с чередованием лож-лаг, рос-раст-ращ, кас-кос-,скак-скоч- »
Цели: повторить изученное о правописании чередующихся гласных в корнях слов; познакомить с правилом выбора букв в корне - кос- - кас-, -скак- скоч
Задание 1. Рассмотрите таблицу, вспомните правописание известных вам чередующихся корней. От чего зависит правописание гласной в этих корнях?
Сделайте вывод о чередовании других корней в этой таблице.
Правописание гласных в корне в зависимости от последующей буквы.
Корни слов
Пишется а
Пишется о
-лаг-лож-
В корне -лаг- перед г:
предлагать
В корне -лож- перед ж:
предложить
-раст-рос-ращ
В корнях слов перед согласными ст,щ:
Растение, наращивать
В корнях слов перед согласной с:
Вырос, заросли
-кос(н)- кас-
В корне перед суффиксом а:
касаться
В корне, если нет суффикса а:
коснуться
-скак-скоч-
Перед согласным к корня:
Скакать, проскакал
Перед согласным ч корня:
Вскочить, выскочить
Исключения: росток, отрасль; скачу, скачок;
С о пишутся слова: Ростов, Ростислав, ростовщик
Задание 2. Вставь пропущенные буквы, графически обозначьте орфограммы.
Распол..гать свободным временем; имя прил..гательное; л..житься спать, возл..гать надежды; молодая пор…сль; зеленый р..сток; важная отр…сль промышленности; полезные р…стения, школьный возр..ст; густые зар..сли; ск..кать на лошади; выск..чить из-за угла; решительный ск..чок вверх; вск..чить с места; заносчивый выск..чка; к…саться вопроса, легкое прик..сновение , к.сание мяча.
Алгоритм работы
Изучи приведенную выше таблицу.
-
Руководствуясь правилами о правописании гласных в корнях с чередованием, запиши словосочетания.
-
Графически обозначь орфограммы
-
Проверь свою работу по ключу № 1.
Ключ № 1.
РасполАгать свободным временем; имя прилАгательное; л.Ожиться спать, возлАгать надежды; молодая порОсль; зеленый рОсток; важная отрАсль промышленности; полезные рАстения, школьный возрАст; густые зарОсли, скАкать на лошади; выскОчить из-за угла; решительный скАчок вверх; вскОчить с места; заносчивый выскОчка,кАсаться вопроса, легкое прик.Основение , к.Асание мяча.
Контрольно-измерительный материал.
Самостоятельная работа по теме «Чередование а-о, и-е в корне»
1. Списать. Выделить корни с чередованием гласных. Обозначьте условия выбора орфограмм. Обозначьте слова-исключения.
Расположился на отдых, собираются друзья, кланяться в пояс, вытереть доску, разгорелся спор, прилагаются документы, краски блестят, замирать от удивления, вечерняя заря, прикоснуться к земле, слабый росток, несгораемый шкаф, изложить требования, сращение костей, , Ростислав живет в Ростове, ослепительно блистать, задирать нос, постирать белье, замереть от страха, загар на солнце, наклонить голову, вытереть посуду, упираться ногами, меня это не касается.
(Проверь работу по ключу )
2. Исправь ошибку! Найдите и выпишите все слова с ошибками, исправьте их.
Сгареть дотла, запирать дверь, резкое прикасновение, красивый загар, полажить на полку, слажить вещи, собирать растения, буйная порасль, отросль производства, написать изложение, сгореть в костре, дым расстелался, восторг блистал, отдирать кору, обтерать лицо, стекла заблистели.
Проверь работу по ключу.
ТЕСТ по теме «Чередование гласных -а-о-, -и-е- в корне»
1.Укажи слово, в корне которого пишется буква
- о - - а-
Вариант 1
Вариант 2
а) дикор..стущие
а) пор..сль
б) р..стения
б) водор..сли
в) выр..сший
в) возр..ст
г) р..стениевод
г) зар..сли
Проверь работу по ключу № 6 и поставь оценку.
Выполняя задания такого уровня, учащиеся осознают все свои действия при конструировании новых знаний, потому что вопросы и задания организуют различные процессы, в которых задействованы продуктивные способы мыследеятельности. Компетентностный подход к определению целей школьного образования даёт возможность согласовать ожидания учителей и обучаемых.
Как показывает практика, что при компетентностном подходе в обучении у учащихся поднимается поисково-исполнительный уровень, когда ученик проявляет устойчивую потребность в самообразовании и обеспечивающих ее удовлетворение обобщенных умений, демонстрируя при этом навыки систематизации языковых, речевых и других средств (анализ, синтез, отбор, структурирование дискурса), а также сознательного управления этими средствами для обеспечения связности, логичности, последовательности высказывания.
Новизна компетентностного подхода заключается в практическом применении полученных знаний в жизненных ситуациях, личностно - ориентированном взаимодействии учителя с учениками. Результативность: повышение результатов обучения и осознанности усвоения учебного материала; высокая степень усвоения учебного материала; развитие внимания, памяти, логического мышления; повышение у учащихся интереса и желания работать над решением поставленных речевых задач.
Таким образом, если на уроках русского языка, опираясь на компетентностный подход в обучении, использовать методику формирования коммуникативной компетенции, то можно добиться эффективного результата в обучении русскому языку.
В заключение приведем примеры компетентностно- направленных учебных заданий, формирующих коммуникативные навыки учащихся:
-
Написать текст об одном и том же , но для разных целей и ситуаций.
-
Обратиться в письме с просьбой, которую должны удовлетворить.
-
«Открыть» свое дело…
-
Заставить поверить.
-
Подчиниться и т. д.
Школа сегодня призвана развивать способности школьника реализовать себя в новых динамичных социально-экономических условиях, уметь адаптироваться к различным жизненным обстоятельствам. Нет сомнения, что одной из характеристик этой личности становятся ее коммуникабельность, способность к сотрудничеству и социальному речевому взаимодействию, владение культурой слова, устной и письменной речью в различных сферах применения языка.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
-
Стамгалиева Н.К. Компетентностный подход в обучении русскому языку // Русский язык в школах и вузах Казахстана - 2006. - № 3 - С. 24-32.
-
Жусупова Р.Ф. О проблемах компетентностного образования в обучении русскому языку // Современные технологии и практика преподавания языка и литературы: Материалы международной научно-практической конференции.- Алматы: КазНПУ им.Абая, 2005. - С. 169-174.
-
Молдахметова Г.З. Коммуникативные основы преподавания русского языка (спецсеминар для магистров) // Проблемы подготовки будущего учителя начальных классов в условиях многоступенчатого образования: Межвузовский сборник научных трудов. - Алматы: АГУ им.Абая, 1996. - С. 77-82.
-
Нургалиева Г.К. Компетентностно-ориентированный подход в подготовке учителя русского языка // Материалы Республиканской научно-практической конференции, посвященной 70-летию профессора Р.М. Коянбаева. - Алматы, 2009 г. - С. 46-51.
-
Муканова С.Д. Модернизация системы среднего общего образования Республики Казахстан в контексте международных тенденций развития среднего образования. // Открытая книга, №12, 2005. - С. 7
-
Кабдолова К.Л., Кунакова Г.У. Формирование компетенций как необходимое условие повышения качества образования. // Образование в РК, сентябрь-октябрь 2005. - С. 11-15
-
Жадрина М.Ж. Образование, ориентированное на результат, как новая модель школьного образования. // Открытая школа, №12, 2003. - С. 4-9
-
Нурлыбекова А.Б. Коммуникативность как профессиональное качество личности специалиста образовательного учреждения //Профессионал Казахстана, Алматы, 2006, №3. - С. 34-36
-
Мурзалинова А.Ж. Методические основы формирования функциональной грамотности учащихся казахов при обучении русскому языку в X-XI классах школы нового типа. - Алматы, 2002. - 746 с.
-
Иванов Д.А. О ключевых компетенциях и компетентностном подходе образовании. // Школьные технологии. 2004, №5 - С. 51- 61
-
Байжасарова Г.З. Развитие компетенций как элементов жизненных навыков в реальной практике. // Администратор в Казахстанской школе. 2006, №2 - С. 20- 25
-
Райсханова Г.С. Модель профессиональной компетентности педагога. // Администратор в Казахстанской школе. 2008 №3 - С. 7-15
-
Никитин Н.Г. Компетентностный подход: обоснование и пути его реализаций. // Педагогический вестник ВКО, 2004. №2 - С. 26-40
-
Барлукова М.Н. Формирование ключевых компетенций учащихся в соответствии с требованиями модернизации образования. // Администратор в Казахстанской школе. 2008. №1 - С. 3-10
-
Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. - М., 1987. - 698 с.
Павлодарский государственный педагогический университет .