• Преподавателю
  • Русский язык и литература
  • ДОКЛАД Тема: «Компетентностный подход к обучению русскому языку» Пленарное заседание международной научно-практической конференции «Проблемы языка в современной научной парадигме: Х Седельниковские чтения», посвященной 90-летию известного у

ДОКЛАД Тема: «Компетентностный подход к обучению русскому языку» Пленарное заседание международной научно-практической конференции «Проблемы языка в современной научной парадигме: Х Седельниковские чтения», посвященной 90-летию известного у

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГУ «Ольгинская СОШ Павлодарского района»






ДОКЛАД

Тема: «Компетентностный подход к обучению русскому языку»



Пленарное заседание международной научно- практической конференции

«Проблемы языка в современной научной парадигме:

Х Седельниковские чтения», посвященной 90- летию известного ученого - лингвиста Е.А.Седельникова








Автор:

Учитель русского языка и литературы

ГУ «Ольгинская СОШ Павлодарского района» Н.В.Фесик


Павлодар

2013 г.

В Концепции непрерывного педагогического образования педагога новой формации Республики Казахстан говорится, что реформы системы образования, происходившие в течение последнего времени, осуществлялись с целью ее интеграции в мировое образовательное пространство и приближения к международным образовательным стандартам.

Существенно повысились за последние годы требования, предъявляемые обществом к педагогу новой формации.

Учитель новой формации - это духовно развитая, творческая личность, обладающая способностью к рефлексии, с профессиональными навыками, педагогическим даром и стремлением к новому. Учитель-профессионал должен не только в совершенстве владеть своим предметом, но и видеть место каждого участника в педагогическом процессе, уметь организовать деятельность учащихся, предвидеть ее результаты, корректировать возможные отклонения, то есть должен быть компетентной личностью.

В настоящее время компетенции становятся ведущим содержанием образования. Компетентностный подход в образовании предполагает усвоение учащимся различного рода умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни. Особое значение придается умениям, позволяющим действовать в новых, неопределенных условиях, для которых заранее нельзя разработать соответствующих шагов.

21 век - это век компетентностной педагогики.

В настоящее время имеется ряд попыток определить понятия "компетенция", «компетентность» с образовательной точки зрения. С научной точки зрения компетенция - это:

- Знание в действии (С.Е.Шишов).

-Измеритель развития (А.А.Ярулов).

-Средство связи между знанием и сутуацией (И.А.Зимняя).

- Символ нового мышления (В.Г.Кастомаров).

Компетентность - это :

-Уровень достижений (А.Г.Шмелёв)

- Способность действовать в условиях неопределенности (К.Л. Кабдолова)

-Профессиональная жизнедеятельность человека (К.У.Кунакова)

С точки зрения педагогики:

Компетентность - это мобильность знаний, динамизм, гибкость метода, креативность мышления.

Поэтому компетентностный подход - это совокупность общих принципов определения целей образовательного процесса:

-передать социальный опыт предыдущих поколений;

-отобрать содержание образования и адаптировать его к усвоению;

-самостоятельную работу нацелить на приобретение знаний и опыта их применения;

-результаты учебного труда оценивать корректно. В соответствии с возможностями обучаемого, т.е на основе уровней дифференциации.

Особенности компетентностного подхода к обучению убедительно раскрывает характеристика его результативности, тем более при сопоставлении образовательных парадигм.

Результат обучения при разных подходах к учебному процессу:

ТРАДИЦИОННЫЙ ПОДХОД

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД

К успеху приводят знания

К успеху приводит опыт их применения

Решение проблем - способ закрепления знания

Решение проблем- смысл образовательной деятельности

Конечный результат - объем полученных знаний

Конечный результат - умение действовать в любых ситуациях

РЕЗЮМЕ

РЕЗЮМЕ

Обучение с принуждением

Обучение с увлечением

Компетентностный подход - это:

- технологизация учебного процесса (проектирование на цели - от общемировых, государственных до школьных и предметных);

- направленность обучения на формирование компетенции и компетентностной личности выпускника;

-новое педагогическое мышление, порожденное веком глобализации, с чем связаны перемены во всех сферах общественной жизни: социальной (триумф личности), информационной (мир как информация), производственной (образование - часть экономики), политической (взрыв демократии).

При организации занятий по русскому языку встает вопрос о такой организации учебного процесса, который позволяет сформировать компетентностные умения учащихся.

Цель обучения , например, коммуникативной компетенции более многогранна. Она направлена не только на передачу информации, но и на выражение чувств, мыслей, воли, желаний человека. Она требует выбора не только тех или иных языковых единиц, но и экстралингвистических средств, при которых состоится общение: кто говорит, зачем говорит, с какой целью.

Решение данных образовательных задач невозможно без приобретения опыта овладения всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения, опыта ведения анализа текста, навыка построения диалога, приобщения к творческой деятельности.

Одним из механизмов организации такой работы могут стать методики коллективного способа обучения (КСО). При такой организации урока каждый ребенок включен в учебный процесс в зоне ближайшего развития. Кроме того, на уроках реализуется основное предназначение языка - быть средством общения. Для этого необходимы индивидуальные способы работы с учащимися, позволяющие сформировать приемы мыслительной деятельности для усвоения соответствующего уровня учебного материала.

В качестве иллюстрации такого подхода к обучению рассмотрим прцесс изучения темы : «Чередование гласных А-О, Е-И в корне», вылившийся в учебно - дидактическоу пособие для учащихся .

В пособии представлен комплекс дидактических материалов работы на уроках русского языка, включающий графические и словесные опоры, карточки, содержащие основные типы заданий по формированию речетворческих умений и навыков, а также материалы для использования методики ВОЗ. При такой организации учебного процесса возможно формирование следующих умений:

  • анализировать деятельность свою и товарища по самостоятельно составленным логическим схемам, алгоритмам;

  • владеть взаимообучением;

  • проверять результаты работы своей и партнера, сверять с эталоном;

  • сравнивать свои способы деятельности с другими;

  • слушать с пониманием;

  • вникать в суть услышанного;

  • ставить вопрос к сказанному;

  • читать с пониманием;

  • осмысленно владеть сутью выполнения заданий;

  • находить необходимую и достаточную аргументацию при объяснении заданий;

  • управлять собой, организовывать совместную деятельность;

  • понимать зависимость результатов работы от цели и действий по реализации цели и др.

В пособии представлен алгоритм работы учащихся по данной методике:

Алгоритм для работы по методике "Взаимообмен заданиями"

1) получите карточку и цветовой сигнал;

2) постарайтесь усвоить содержание своей карточки, ответив на вопросы первой и второй ее частей; после проверки учителем карточка считается введенной в работу;

3) приступите к работе с первым партнером;

4) сядете рядом, решите, кто первым начнет объяснять;

5) объясните партнеру задание первой части карточки и сделайте необходимые записи в его тетрадь;

6) выслушайте объяснение товарища по заданию первой части его карточки, проверьте, как он сделал записи в вашу тетрадь;

7) после того, как вы объяснили друг другу содержание первой части карточки, и ответили на вопросы друг друга, обменяйтесь карточками и выполните каждый задания второй части новой для себя карточки;

8) сверьте вторые задания и обсудите свои ответы на них, оценитe работу друг друга, выставьте оценки в листок учета;

9) поблагодарите друг друга за совместную работу;

10) при наличии свободного времени прочитайте по учебнику или конспекту материал, которому вы будете обучать нового партнера;

11) найдите нового партнера в своей группе и работайте с ним так, как указано в алгоритме, начиная с п.4.

В пособие включены компетентностно-ориентированные задания.

Дидактический материал для организации учебной деятельности по методике ВОЗ.

Карточка по теме: «Правописание безударных гласных в корнях с чередованием лож-лаг, рос-раст-ращ, кас-кос-,скак-скоч- »

Цели: повторить изученное о правописании чередующихся гласных в корнях слов; познакомить с правилом выбора букв в корне - кос- - кас-, -скак- скоч

Задание 1. Рассмотрите таблицу, вспомните правописание известных вам чередующихся корней. От чего зависит правописание гласной в этих корнях?

Сделайте вывод о чередовании других корней в этой таблице.

Правописание гласных в корне в зависимости от последующей буквы.

Корни слов

Пишется а

Пишется о

-лаг-лож-

В корне -лаг- перед г:

предлагать

В корне -лож- перед ж:

предложить

-раст-рос-ращ

В корнях слов перед согласными ст,щ:

Растение, наращивать

В корнях слов перед согласной с:

Вырос, заросли

-кос(н)- кас-

В корне перед суффиксом а:

касаться

В корне, если нет суффикса а:

коснуться

-скак-скоч-

Перед согласным к корня:

Скакать, проскакал

Перед согласным ч корня:

Вскочить, выскочить

Исключения: росток, отрасль; скачу, скачок;

С о пишутся слова: Ростов, Ростислав, ростовщик

Задание 2. Вставь пропущенные буквы, графически обозначьте орфограммы.

Распол..гать свободным временем; имя прил..гательное; л..житься спать, возл..гать надежды; молодая пор…сль; зеленый р..сток; важная отр…сль промышленности; полезные р…стения, школьный возр..ст; густые зар..сли; ск..кать на лошади; выск..чить из-за угла; решительный ск..чок вверх; вск..чить с места; заносчивый выск..чка; к…саться вопроса, легкое прик..сновение , к.сание мяча.

Алгоритм работы

Изучи приведенную выше таблицу.

  1. Руководствуясь правилами о правописании гласных в корнях с чередованием, запиши словосочетания.

  2. Графически обозначь орфограммы

  3. Проверь свою работу по ключу № 1.

Ключ № 1.

РасполАгать свободным временем; имя прилАгательное; л.Ожиться спать, возлАгать надежды; молодая порОсль; зеленый рОсток; важная отрАсль промышленности; полезные рАстения, школьный возрАст; густые зарОсли, скАкать на лошади; выскОчить из-за угла; решительный скАчок вверх; вскОчить с места; заносчивый выскОчка,кАсаться вопроса, легкое прик.Основение , к.Асание мяча.

Контрольно-измерительный материал.

Самостоятельная работа по теме «Чередование а-о, и-е в корне»

1. Списать. Выделить корни с чередованием гласных. Обозначьте условия выбора орфограмм. Обозначьте слова-исключения.

Расположился на отдых, собираются друзья, кланяться в пояс, вытереть доску, разгорелся спор, прилагаются документы, краски блестят, замирать от удивления, вечерняя заря, прикоснуться к земле, слабый росток, несгораемый шкаф, изложить требования, сращение костей, , Ростислав живет в Ростове, ослепительно блистать, задирать нос, постирать белье, замереть от страха, загар на солнце, наклонить голову, вытереть посуду, упираться ногами, меня это не касается.

(Проверь работу по ключу )

2. Исправь ошибку! Найдите и выпишите все слова с ошибками, исправьте их.

Сгареть дотла, запирать дверь, резкое прикасновение, красивый загар, полажить на полку, слажить вещи, собирать растения, буйная порасль, отросль производства, написать изложение, сгореть в костре, дым расстелался, восторг блистал, отдирать кору, обтерать лицо, стекла заблистели.

Проверь работу по ключу.

ТЕСТ по теме «Чередование гласных -а-о-, -и-е- в корне»

1.Укажи слово, в корне которого пишется буква

- о - - а-

Вариант 1

Вариант 2

а) дикор..стущие

а) пор..сль

б) р..стения

б) водор..сли

в) выр..сший

в) возр..ст

г) р..стениевод

г) зар..сли

Проверь работу по ключу № 6 и поставь оценку.

Выполняя задания такого уровня, учащиеся осознают все свои действия при конструировании новых знаний, потому что вопросы и задания организуют различные процессы, в которых задействованы продуктивные способы мыследеятельности. Компетентностный подход к определению целей школьного образования даёт возможность согласовать ожидания учителей и обучаемых.

Как показывает практика, что при компетентностном подходе в обучении у учащихся поднимается поисково-исполнительный уровень, когда ученик проявляет устойчивую потребность в самообразовании и обеспечивающих ее удовлетворение обобщенных умений, демонстрируя при этом навыки систематизации языковых, речевых и других средств (анализ, синтез, отбор, структурирование дискурса), а также сознательного управления этими средствами для обеспечения связности, логичности, последовательности высказывания.

Новизна компетентностного подхода заключается в практическом применении полученных знаний в жизненных ситуациях, личностно - ориентированном взаимодействии учителя с учениками. Результативность: повышение результатов обучения и осознанности усвоения учебного материала; высокая степень усвоения учебного материала; развитие внимания, памяти, логического мышления; повышение у учащихся интереса и желания работать над решением поставленных речевых задач.

Таким образом, если на уроках русского языка, опираясь на компетентностный подход в обучении, использовать методику формирования коммуникативной компетенции, то можно добиться эффективного результата в обучении русскому языку.

В заключение приведем примеры компетентностно- направленных учебных заданий, формирующих коммуникативные навыки учащихся:

  1. Написать текст об одном и том же , но для разных целей и ситуаций.

  2. Обратиться в письме с просьбой, которую должны удовлетворить.

  3. «Открыть» свое дело…

  4. Заставить поверить.

  5. Подчиниться и т. д.

Школа сегодня призвана развивать способности школьника реализовать себя в новых динамичных социально-экономических условиях, уметь адаптироваться к различным жизненным обстоятельствам. Нет сомнения, что одной из характеристик этой личности становятся ее коммуникабельность, способность к сотрудничеству и социальному речевому взаимодействию, владение культурой слова, устной и письменной речью в различных сферах применения языка.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Стамгалиева Н.К. Компетентностный подход в обучении русскому языку // Русский язык в школах и вузах Казахстана - 2006. - № 3 - С. 24-32.

  2. Жусупова Р.Ф. О проблемах компетентностного образования в обучении русскому языку // Современные технологии и практика преподавания языка и литературы: Материалы международной научно-практической конференции.- Алматы: КазНПУ им.Абая, 2005. - С. 169-174.

  3. Молдахметова Г.З. Коммуникативные основы преподавания русского языка (спецсеминар для магистров) // Проблемы подготовки будущего учителя начальных классов в условиях многоступенчатого образования: Межвузовский сборник научных трудов. - Алматы: АГУ им.Абая, 1996. - С. 77-82.

  4. Нургалиева Г.К. Компетентностно-ориентированный подход в подготовке учителя русского языка // Материалы Республиканской научно-практической конференции, посвященной 70-летию профессора Р.М. Коянбаева. - Алматы, 2009 г. - С. 46-51.

  5. Муканова С.Д. Модернизация системы среднего общего образования Республики Казахстан в контексте международных тенденций развития среднего образования. // Открытая книга, №12, 2005. - С. 7

  6. Кабдолова К.Л., Кунакова Г.У. Формирование компетенций как необходимое условие повышения качества образования. // Образование в РК, сентябрь-октябрь 2005. - С. 11-15

  7. Жадрина М.Ж. Образование, ориентированное на результат, как новая модель школьного образования. // Открытая школа, №12, 2003. - С. 4-9

  8. Нурлыбекова А.Б. Коммуникативность как профессиональное качество личности специалиста образовательного учреждения //Профессионал Казахстана, Алматы, 2006, №3. - С. 34-36

  9. Мурзалинова А.Ж. Методические основы формирования функциональной грамотности учащихся казахов при обучении русскому языку в X-XI классах школы нового типа. - Алматы, 2002. - 746 с.

  10. Иванов Д.А. О ключевых компетенциях и компетентностном подходе образовании. // Школьные технологии. 2004, №5 - С. 51- 61

  11. Байжасарова Г.З. Развитие компетенций как элементов жизненных навыков в реальной практике. // Администратор в Казахстанской школе. 2006, №2 - С. 20- 25

  12. Райсханова Г.С. Модель профессиональной компетентности педагога. // Администратор в Казахстанской школе. 2008 №3 - С. 7-15

  13. Никитин Н.Г. Компетентностный подход: обоснование и пути его реализаций. // Педагогический вестник ВКО, 2004. №2 - С. 26-40

  14. Барлукова М.Н. Формирование ключевых компетенций учащихся в соответствии с требованиями модернизации образования. // Администратор в Казахстанской школе. 2008. №1 - С. 3-10

  15. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. - М., 1987. - 698 с.

Павлодарский государственный педагогический университет .


© 2010-2022