Урок русского языка по теме Употребление союзов

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Цель урока: повторение и закрепление знаний о союзе как части речи.

Задачи урока:

  • Закрепление умения написания союзов и умение различать слова-омонимы с разным написанием.

  • Закрепление умения употреблять союзы в составе предложений, соблюдая современные нормы литературного языка.

  • Формирования умения предупреждать синтаксические ошибки, связанные с употреблением союзов.

Методические приёмы: игра «Данетка»,морфологическая разминка, шарады, работа с текстом, тренировочные упражнения.

Ход урока.

Девиз урока

Чтобы день успешным был,

Для себя я все решил:

Разум свой я подключу,

Мысли думать научу.

(слайд)

  1. Вводно-мотивационный момент.

Запись числа.

Классная работа.

II. Актуализация опорных знаний:

А) Игра «Данетка»:

1.Союз -это самостоятельная часть речи.

2.Союзы бывают простые и составные.

3.Все союзы связывают однородные члены предложения.

4.Союзы связывают только простые предложения в составе сложного.

5. Союзы являются членами предложения.

6.Сочинительные союзы делятся на три разряда.

Ответ: нет, да, нет, нет ,нет, да.

- Слово учителя.

Мы продолжаем с вами работу по теме «Союз».(Слайд)

Это интересно. Знаете ли вы, что… 3 мин.

  • Слово «союз» пришло к нам из старо-славянского языка, образовано с помощью приставки съ (со, которая обозначает соединение, сближение, связь. Например: содружество, согласие, сотворчество), родственно словам узел, вязать, узы (от жзъ).

  • По частоте употребления союз, как лингвистический термин, занимает 7 место (после наречия). Но и среди союзов есть высокочастотные слова, к которым относится союз «и».

  • Соединяя слова или предложения, союзы указывают на отношения, существующие между ними, поэтому, по словам филолога Измаила Срезневского, союзы, как и предлоги, относятся к «словечкам отношений».

- Давайте убедимся в том, что мы хорошо знаем союзы, можем их «узнавать». Для этого я предлагаю вам морфологическую разминку.

III. Морфологическая разминка «Распутай путаницу».

Из-под, потому что, чтобы, однако, в, если, когда, навстречу, как будто, согласно, зато, за, или, так как, благодаря, также, но, на, из, в продолжении, и, из-за, вследствие.

  • Назовите союзы, сосчитайте их.

  • Перечислите, называя разряды по значению (в тетради письменно).

Сочинительные

Подчинительные

Зато (противительный)

Потому что (обстоят. причины)

Или (разделительный)

Чтобы (изъяснительный)

Также (соединительный)

Если (обстоят. условия)

Но (противительный)

Когда (обстоят. времени)

И (соединительный)

Как будто (изъяснительный, сравнит.)

Так как (обстоят. причины)

Однако (противительный)

IV. Орфографическая задачка.(слайд)

  • Заря чиста, а утро будет ясно.

  • Я решил вернуться на тропинку, так как не заблудиться.

5. ШАРАДЫ. (слайд)

1. Две ноты, союз,

Все вместе - игра,

В которую любит

Играть детвора. (До-ми-но)

2. Мой первый слог - на дереве.

Второй мой слог - союз.

А в целом я материя

И на костюм гожусь. (Сук-но)

3. Союз, предлог и падежная форма

Личного местоимения

Дают нам вкусный плод

Южноамериканского растения. (а-на-нас)

6.Это нужно знать!

Беседа о союзах.(9слайд)
Среди всех союзов и союзных слов мы выделяем три: И, ДА = И, ИЛИ, при встрече с которыми надо быть очень внимательными. Особенно опасны они тогда, когда появляются в одиночку.
К встрече с опасными союзами при письме необходимо относиться как к сигналу: «Осторожно! Не торопитесь! Разберитесь в предложении!» Все остальные союзы (и даже опаснейшие, если они повторяются) можно представить себе в виде человечков, несущих плакаты с надписью: «Требуем запятую!» И только И со своими приятелями держатся в стороне. У них в руках совсем другие плакаты «Мы опасные союзы!»
Даже мудрая грамматика «надвое сказала», нужна перед этими союзами запятая или нет. В одних случаях - нужна, в других - нет.
В одном предложении может оказаться, несколько «опасных» союзов, и у каждого из них - своя работа, свои задачи. Быть или не быть перед каждым из них запятой зависит от характера выполняемой ими работы.

6.»Исправь ошибки»

Вам предстоит исправить грамматические ошибки, заменив деепричастные обороты синонимичными конструкциями (сложными предложениями или предложениями с однородными членами), а заодно вспомнить деепричастный оборот.

1. Рассматривая картину, чувствуется отношение художника к родному краю.

2. А.К.Саврасов, заметив удивительное в окружающем мире, и рассказал об этом людям.

3. Художник, тщательно прописав каждую веточку не только на дереве, но и на снегу, на земле, и с любовью изобразил на ближнем плане грача с веточкой в клюве.

КЛЮЧ

1. Когда мы рассматриваем картину, то чувствуем отношение художника к родному краю.

2. А.К.Саврасов заметил удивительное в окружающем мире и рассказал об этом людям.

3. Художник тщательно прописал каждую веточку не только на дереве, но и на снегу, на земле, и с любовью изобразил на ближнем плане грача с веточкой в клюве.

VII. Игра "Собери пословицу" (работа в парах).

1. Чтобы

Надо сильным, смелым быть

Напишешь пером

2. Что

Не вырубишь топором

Родине служить

3. Когда

Цену вещи узнаешь

С полки не достанешь

4. Так и

Руки не протянешь

Потеряешь

5. Что

Смелый находит то

Ворон считает

6. Потому что

Рассеянный ничего не знает

Робкий теряет

7. Где

Там и счастье

Много знать

8. Чтобы

Надо любить книгу

Труд

9. Что

Ласковое слово

Дерево без корней

10. Что

Калач тем и хорош

Весенний день

11. Что

Человек без друзей

Горяч

Ответы:

Надо сильным, смелым быть, чтобы Родине служить. Что напишешь пером, не вырубишь топором. Цену вещи узнаешь, когда потеряешь. Руки не протянешь, так и с полки не достанешь. Смелый находит то, что робкий теряет. Рассеянный ничего не знает, потому что ворон считает. Где труд, там и счастье. Чтобы много знать, надо любить книгу. Ласковое слово что весенний день. Калач тем и хорош, что горяч. Человек без друзей что дерево без корней.

1. Прочитайте текст и спишите его. (карточки)

Утро было солнечное, безветренное, но не жаркое. Море после шторма все еще дышало холодом и не давало солнцу накалить воздух. На солнце наплывало дымком толстое облачко, простор угрюмел, как перед долгой непогодой, а холодный ток с моря разом усиливался.

Хотя тропинка петляла вначале среди невысоких холмов, она прямо и сильно тянула вверх. Ее прорезал неглубокий желоб, русло одного из тех бурных ручьев, что низвергаются с гор после дождя.

2. Найдите в тексте союзы. Заключите их в овал.

VII. Подведение итогов урока.

VIII. Итоговый тест.

IX. Домашнее задание:

1.Написать мини-сочинение на тему «Этот удивительный союз!»

2.Составить простые и сложные предложения , используя союзы( не менее 5)


© 2010-2022