Урок 5 класс «Обобщение изученного по теме «Синтакксис и пунктуация» с использованием комплексного анализа текста»

"Конспект урока русского языка для 5 класса по теме «Обобщение изученного по теме «Синтаксис и пунктуация» с использованием комплексного анализа текста». "Конспект был разработан в октябре 2013 года, учитель работает по учебнику Т.А. Ладыженкской и др. «Русский язык 5 класс». "Конспект предназначен для проведения урока по выявлению уровня полученных знаний учащихся по теме «Синтаксис и пунктуация». А особенностью данного урока является - применение комплексного анализа текста, который позволяет ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: « Обобщение и закрепление изученного в разделе «Синтаксис и пунктуация» с использованием комплексного анализа текста»

Цель урока: систематизировать знания учащихся, полученные в разделе « Синтаксис и пунктуация».

Задачи:

- образовательные: повторить основные понятия, изученные в разделе; закрепить ЗУНы, полученные при изучении раздела;

-развивающие: развивать умение систематизировать и анализировать материал; развитие орфографической зоркости; развитие внимания, речи, логического мышления;

-воспитательные: воспитывать у учащихся любовь к родному языку.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Актуализация темы.

Задача сегодняшнего урока - повторить все то, что мы изучили в разделе « Синтаксис и пунктуация»

Начнем урок с терминологического диктанта

- Главный член предложения, который называет действия, состояние или признак подлежащего и отвечает на вопросы: Что делает предмет? Каков предмет? Что такое предмет?

- Второстепенный член предложения, который обозначает место, время, способ действия и отвечает на вопросы: Где? Куда? Откуда? Как?

- Главный член предложения, который называет того, кто действует, испытывает какое-либо состояние, отвечает на вопросы: Кто? Что?

-Раздел науки о языке, который изучает словосочетание и предложение, правила их построения

-Знак препинания, который ставится между однородными членами или между частями сложного предложения

-Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает предмет

- Раздел науки о языке, изучающий правильную постановку знаков препинания.

3. Работа с текстом. (Распечатка текста на каждого ученика).

3.1. Чтение текста учителем

1) Какие светлые ночи в л_су поздней ос_нью!

2)Здесь легко зам_чаешь узкие тр_пинки.

3) С неба струится б_лесоватый свет луны.

4) Когда наб_гает в_терок ветви деревьев тихо к_чаются и шумят.

5)Блестит замерзшая трава и в ее блеске отражается м_рцание звезд.

6) В такие ночи обычно охотники устраивают засады на в_лков лисиц и зайцев.

7)Лесные поляны излучают свет и напоминают беззвучный з_ркальный зал.

8) От восторга хочется воскликнуть Как оч_ровательны эти ночи!

(И. Соколов-Микитов)

3.2. Определите тему текста.

3.3. Какова основная мысль текста, в каком предложении она выражена?

3.4. Какие предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске встретились вам в этом тексте?

3.5. Выпишите из текста слова с пропущенными буквами. Вставьте пропущенные буквы, подберите проверочные слова.

3.6. Подберите к слову поляны прилагательное из текста, что у вас получилось? Разберите это словосочетание.

Одной ученице дали задание: выпишите из 5 -го предложения словосочетания. Она нашла следующие: блестит трава, мерцание звезд, в блеске. Как вы считаете: справилась ли она с заданием?

3.7. Выпишите 3-е предложение текста и выполните его синтаксический разбор.

3.8. Найдите в тексте и выпишите предложения с однородными членами, объясните постановку знаков препинания.

Физкультпауза.

3.9.Найдите в тексте сложные предложения, выпишите их, подчеркните грамматические основы, постройте схемы.

3.10. В чем особенность последнего предложения текста? Объясните устно знаки препинания.

3.11. Какие предложения мы с вами еще не успели повторить? Вспомните свое домашнее задание.

4.Проверка усвоения знаний изученного материала при помощи теста.

Тест по теме: «Синтаксис и пунктуация» (распечатка у каждого ученика по вариантам)

1.Укажите сложное предложение (знаки препинания не расставлены):

А) Река была неглубокая и широкая.

Б) Солнце уже скрылось и ночные тени быстро надвигались со стороны леса.

В) Веселые шутки и смех разносились по долине.

Г) Лес пахнет дубом и сосной.

2. Укажите сложное предложение, части которого связаны союзом:

А) С вечера подморозило, лужи покрылись тонким льдом.

Б) Зацвел багульник, и склоны сопок заполыхали фиолетово-малиновым огнем.

В) Веселые шутки и смех разносились по долине.

Г) Туча росла, мигала тусклыми молниями.

3. Укажите предложение, в котором грамматическая основа выделена верно:

А) Лес пахнет дубом и сосной.

Б) Я шагал в соседнюю деревню.

В) Герасим запирал каморку на ключ.

Г) Яркое солнце ослепило в небе жаворонка.

4. Укажите предложение, которое начинается с прямой речи (Знаки препинания не расставлены):

А) Учитель спросила Таню почему ты вчера не была в школе?

Б) Я попросила подругу дай мне, пожалуйста, синий фломастер.

В) Тащите воды попить, ребятки, попросил всадник.

Г) Баулин подошел к Леонтьеву и сказал уходите в лес, к озеру.

5.Рефлексия. Выставление оценок.

6. Вариативное домашнее задание.



© 2010-2022