- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Текст к исследовательской работе Правители тридесятого царства
Текст к исследовательской работе Правители тридесятого царства
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Атрощенко И.В. |
Дата | 30.07.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
В некотором царстве, в некотором государстве разгорелась жестокая война между царём Горохом и грибами.
Вас интересует, кто такой царь Горох? Этого, по правде говоря, точно не знает никто. Даже самые большие справочники пишут: «Горох-царь; при царе Горохе, то есть «в незапамятные времена».
Я предполагаю, что царь Горох всё-таки существовал.
Цель моего работы выяснить,гка« откуда появился образ царя Гороха в литературных произведениях и провести исследование, устанавливающее, был ли у царя Гороха прототип в реальной жизни.
Для того чтобы провести своё исследование, я смотрел соответствующую литературу, искал информацию в интернете, проводил социологический опрос, обрабатывал данные исследования и строил диаграммы.
Говоря о царе Горохе, обычно вспоминают, что имя это встречается в русских сказках: в давнее время. Когда реки текли молочные, берега были кисельные. А по полям летали жареные куропатки, жил-был царь Горох, правитель глуповатый, но, как полагается сказочному монарху, добрый.
Однако ссылки на такие фольклорные тексты не дают ничего вразумительного:
Почему властителя зовут Горохом;
Существовал ли он вообще?
Известный собиратель сказок Александр Афанасьев в своём труде «Поэтические воззрения славян на природу» предложил сопоставление имени сказочного царя со словом грохот ( которое кроме «грома» значит «крупное решето»)
Логика рассуждений Афанасьева такова: Метафорический язык сближает небесный гром с обмолотом зёрен;
Бог-громовник Перун был почитаем и как податель земного плодородия, отсюда общность слов горох и грохот.
Но в этой версии есть одна неточность, а именно: горох в отличие от хлеба не обмолачивают, а лущат. Поэтому все этимологические сближения и смысловые параллели, которые предположил Афанасьев, оказываются напрасными.
Царь Горох-герой распространённой греческой поговорки «при царе Горохе», которая употреблялась для обозначения глубокой старины: prespyteros, то есть «более старший, чем Кодр» (мифический царь Атики).
Возможно, что какой-нибудь грамотей переделал имя Кодрйс на Горох, передавая греческое выражение по-русски и руководствуясь некоторым созвучием: ко(д)ро- горо.
У славянских народов горох почитался особо. Специальные обряды, которые способствовали обильному урожаю, плодовитости скота и процветанию хозяйства не обходились без зелёных стручков.
Важная роль отводилась гороху в свадебных ритуалах. Чехи осыпали горошинами невесту и по застрявшим в складках платья зёрнам гадали о количестве будущих детей. На русских свадьбах молодых стегали гороховыми плетьми.
Я уже говорил о том, что выражение «при царе Горохе» употребляется в значении «в незапамятные времена».
В этимологическом словаре Макса Фасмера в статье «Горох царь» на месте толкования стоит: «Неясно».
Можно высказать предположение:
1. Горох- искажённое имя Георгий или даже Игорь (народное Игорёха). Но почему этот
мифический царь больше нигде не «засветился»? Почему осталось только имя? Скорее
правда в другом: всё объясняется культом гороха у древних славян.
2. Царь Горох упоминается в шутливых поговорках: При царе Горохе и царице Морковки;
Давно, когда царь Горох с Грибами воевал ( из сказки «Война грибов»)
То есть главное слово тут- горох, а не царь, и не следует искать прототипов на русском троне.
Если события, связанные с этим легендарным правителем происходили так давно, что утрачен даже смысл поговорки, значит, придётся нам окунуться в историю мифологическую, в частности мифологию Древнего Египта.
Египтяне рассказывают, что в начале всех времён существовал лишь первобытный хаос. Со временем из него поднялся небольшой холм. И появился на этом холме гусь Великий Гоготун и снёс там волшебное яйцо, из этого яйца возникло Солнце. С тех пор образ Солнца тесно связан с представлением о водоплавающей птице. Бога-творца Солнца в разных египетских городах называли по-разному: Птах, Амон, Ра. Иногда этот солнечный бог изображался в виде гуся и величался Амон-Ра- прекрасный гусь.
Прародина, в том числе египтян, находилась в центре Северного Ледовитого океана прямо под Полярной звездой. Эту прародину можно увидеть на карте крупнейшего немецкого картографа : века Меркатора. В результате природных катаклизмов земля эта ушла под воду- произошёл Всемирный потоп. Население погибшего континента стало спасаться на ближние земли Евразии Америки. Похоже, что будущие египтяне высадились в устье Енисея. Тут-то Птах и поселился на первохолме.
Среди потомков Птаха разгорелась жестокая борьба за власть. На престоле в это время находил!
царь Осирис, сестрой и женой которого была Исида. Их брат, злобный Сет, вознамерился
свергнуть Осириса и занять его престол. Для этого он убил Осириса, расчленил его тело и
разбросал отдельные части по разным концам страны. Верная жена царя нашла и собрала тело
мужа, от которого затем родила сына Гора.
Возмужав, Гор отобрал у дяди престол отца и воцарился над Египтом. Слова с корнем «гор»
говорят о давности и о дальности событий: «горопты»- давний, давнишний, старый, древний;
«горло»- далеко. Вот мы с вами и добрались до разгадки тайны царя Гороха. Горох- это бог-гусь
Гор, сын Исиды и Осириса, который сначала обитал в устье Енисея, а затем отправился в далеки
путь- до самой Африки.
И было это давно, в незапамятные времена.
Чтобы узнать мнение учеников нашей школы, я провёл анкетирование. Было предложено 3 вопроса: 1. Кто такой царь Горох?
-
Был ли он на самом деле?
-
Каким государством управлял? В анкетировании участвовало 76 учащихся.
Результаты исследования вы можете увидеть на слайдах.
Из всего выше сказанного можно сделать следующие выводы:
-
Царь Горох пришёл к нам из русского фольклора, где был такой герой. Вреда людям не приносил, и поэтому жили они при нём, горя не зная.
-
Возможна связь царя Гороха с мифическим богатырём Покати-Горошком, родившемся из горошины, проглоченной царицей.
Оборот каламбурного происхождения, плод народной шутки. Царь Горох в качестве исторического лица столь же неправдоподобен, как говорящие звери, молочные реки или летающие жареные куропатки.
Именно неправдоподобность существования такого правителя и создаёт значение «очень давно)
Во многих сказках и легендах мы часто встречаем таких персонажей, как Змей Горыныч, Баба Яга Кощей Бессмертный. Эти символические образы народная фантазия создавала на протяжении многих поколений и в, некоторой степени, им тоже поклонялись. Но мы привыкли считать, что это- всего лишь сказки, не имеющие отношения к действительным событиям.
Оказывается, в данном случае сказки говорят правду, поскольку все выше перечисленные персонажи абсолютно реальны- в нашей давней истории они имели своё физическое воплощение. Стечением времени события давних лет подзабылись, обросли легендами и превратились в народный эпос- наши родные сказки.
Древнегреческий историк Геродот упоминает, что первым славянским царём- объединителем был некий Таргитай. Также он отмечает, что по легенде родителями Таргитая были: Зевс-{Яерун) дочь реки Борисфен (Днедр^-Дана (богиня вод)
От начала их (славян) существования, или от первого царя их Таргитая, до похода Дария (512 год до н. э.) прошло никак не больше тысячи лет»,- указывает Геродот.
В славянских сказках Таргитай известен нам под именем Тарха Тарховича или Гороха. И когда сегодня мы говорим, что « это было ещё при царе Горохе», означает сие не только символическу временную даль, но и конкретно 2-ое тысячелетие до н. э., когда славяне обосновались на территории средней Европы. Однако, некоторые учёные утверждают, что история славян ещё более древняя.
На следующих слайдах вы можете посмотреть список литературы и интернет-адреса, которые я использовал в своей работе.
Спасибо за внимание!