- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Программа по учебной дисциплине Культура речи 2 курс
Программа по учебной дисциплине Культура речи 2 курс
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Костина С.И. |
Дата | 25.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Культура речи
2014 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образования (далее СПО)
140448 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)
Организация-разработчик: государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Волжский политехнический техникум» (ГБОУ СПО «ВПТ»)
Разработчики:
Костина С.И., преподаватель ГБОУ СПО «ВПТ»
Рецензенты:
Пильщикова М.Н., зам. директора по воспитательной работе, преподаватель высшей категории гуманитарных дисциплин ГБОУ СПО «Медицинский колледж»
Андреева Л.Н., зам.директора по воспитательной работе , преподаватель первой квалификационной категории ГБОУ СПО «ВПТ»
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
паспорт рабочей программы учебной дисциплины
4
-
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
-
условия реализации учебной дисциплины
9
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
9
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
культура речи
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Культура речи» предназначена для изучения культуры речи в учреждениях среднего профессионального образования при подготовке специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО:
080114 Экономика и бухгалтерский учёт
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина «Культура речи» введена за счёт вариативной части для формирования у студентов дополнительного ОК и ПК и относится к дисциплинам общего гуманитарного и социально-экономического цикла.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
Целями изучения учебной дисциплины «Культура речи» являются:
-
развитие и совершенствование речевой культуры личности;
-
воспитание культурно-ценностного отношения к русской речи;
- овладение системой знаний норм русского литературного языка, речевыми навыками и умениями;
- овладение умением получать и осмысливать полученную информацию о языковых; единицах различных уровней (фонетического, лексико-фразеологического и т.д.) и. их функционировании в речи;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для совершенствования речевой, орфографической, пунктуационной, стилистической грамотности.
В результате изучения учебной дисциплины «Культура речи» обучающийся должен: знать/понимать:
-
различие между языком и речью;
- функции языка как средства выражения понятий, мыслей; как средства общения между людьми;
- стилистическое расслоение современного русского-языка, качества литературной речи;
-
нормы и выразительные средства русского литературного языка;
уметь:
- использовать языковые нормы ; письменной и- устной речи, выразительнее средства литературного языка;
- выявлять орфоэпические, лексические, словообразовательные и иные ошибки и недочеты в специально подобранных текстах и в своей речи;
-
анализировать и преобразовывать тексты;
- самостоятельно создавать тексты типа повествования, описания, рассуждения с учетом нормативных требований;
-
применять навыки связной устной речи;
- правильно и грамотно использовать профессиональную и терминологическую, лексику.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- успешного выполнения типичных социальных ролей; грамотного взаимодействия с различными социальными институтами;
-
совершенствования собственной познавательной деятельности;
- грамотного решения, с языковой точки зрения, практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 68 час, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 46 часов;
самостоятельной работы обучающегося 22 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Количество часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
68
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
46
в том числе:
практические занятия
24
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
22
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Культура речи»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1. Фонетика. Орфоэпия
Тема 1.1. Фонетические единицы языка. Особенности русского ударения. Логическое ударение
Содержание учебного материала
2
2
Произношение безударных гласных. Произношение согласных перед Ё. Переход Е в О. Произношение, согласных. Нормы ударения в современном русском языке. Ударение в различных частях речи (именах существительных, именах прилагательных, глаголах). Основные тенденции в развитии русского ударения.
Практическое занятие
4
2
Определение ударения в словах с учетом требований культуры речи.
Самостоятельная работа
- работа со словарем;
-определение, как. один и тот же или разные звуки произносятся в первом предударном слоге.
4
Тема1.2.Орфоэпическиенормы:произносительные,
орфоэпия грамматических форм
Содержание учебного материала
2
1
Стили произношения, произношение чн, чт, произношение некоторых согласных, непроизносимых диалектные и просторечны произношении. Орфоэпические варианты русского произношения.
Самостоятельная работа
-работа с орфоэпическим слова
-построение речевых высказывание в письменной форме с учетом норм
4
Раздел 2. Лексика и фразеология
Тема 2.1. Слово и его лексическое значение. Лексические и фразеологические единицы
Содержание учебного материала
Лексические и фразеологические русского языка. Лексические и культура. Лексическое значение. Лексико-фразеологическая норма. Заимствованные слова в современном языке.
2
Практическое занятие
4
2
Определение омонимов, синонимов, паронимов в текстовом материале.
2
Самостоятельная работа
Нахождение в период употребления слов в переносном, анализ использования заимств газетных или журнальных статей.
Тема 2.2. Изобразительно7выразительные возможности лексики и фразеологии. Профессионализмы и научные термины
Содержание учебного материала
2
Синонимия и речевая культура, речевая культура, слова - паронимы речи. Фразеологизмы и крылатые. Лексические ошибки и их тавтология, алогизмы, избыт. тексте. Употребление правил лексики и научных терминов.
Практические занятия
Происхождение, строение фразеологических оборотов и слов. Исправление ошибок.
2
Самостоятельная работа
Нахождение антонимических и терминологических характеристик вашей специальности. Подбор имен мифологических героев, ставших на моделирование ситуаций, в которых можно использовать.
2
Раздел 3. Части речи
Тема 3.1. Ошибки в речи. Стилистика частей речи. Ошибки в формообразовании слов.
Содержание учебного материала
4
Самостоятельные и служебные. Нормативное употребление. Ошибки в речи. Стилистика. Ошибки в формообразовании и тексте. Форм слова. Требования употребления различных частей речи.
Практическая работа
4
Выявление ошибок на употребление речи.
Самостоятельная работа
Составление высказываний оттенками побуждения (просьба, разрешение) используя известные способы.
2
Раздел 4. Нормы русского правописания
Содержание учебного материала
2
Типы и виды орфограмм. Роль грамматического анализа при различной структуре и значении русской пунктуации, функции препинания. Роль пунктуации общении, смысловая роль знаков в тексте. Пунктуация и интонация оформления чужой речи. Цитирование.
Практическая работа
4
Выявление ошибок, нарушающих единство текста.
Самостоятельная работа
Сочинение - рассуждение не придать чему-то новый смысл, предать старый.
2
Раздел 5. Текст. Стили текста
Тема 5.1. Текст и его структура. Функционально-смысловые типы речи.
Содержание учебного материала.
4
Признаки текста, абзац, смысловые типы речи. Сокращение, план, тезисы, выписки, конспект, реферат, аннотация, рецензия. Стилистическая норма.
Практическая работа
2
Составление тезисов, реферирование.
Самостоятельная работа
Составление аннотации на области науки.
2
Тема 5.2 Типы речи. Описание, повествование, рассуждение, характеристика, определение, сообщение.
Содержание учебного материала
2
Описание научное, художественное. Повествование, повествовательного типа. Рассуждения: характерные особенности типа речи. Особенности характера разновидности, типы определения. Стилистическая окраска. ошибки.
Практическая работа
2
Определение типа речи по тексту.
Самостоятельная работа
Написание сочинения-рассуждения из тем: а) «Все готовящиеся быть гражданами, должны сначала быть людьми» б) «Может ли человек сделать себя, каким ему хочется быть?»
2
Тема 5.3. Функциональные стили русского языка.
Содержание учебного материала
2
Функциональные стили литературы: разговорный, официальный, научный, публицистический, художественный. Особенности построения текста. Жанры деловой и учебно-научной литературы.
Практическая работа
2
Самостоятельная работа
Написание в виде путевого очага в экскурсии или походе, в котором довелось участвовать (описание времени пути, встреч с интересными людьми, выразить свое отношение и возникшие при этом мысли.)
2
Максимальная учебная нагрузка 68 ч
Обязательная учебная нагрузка 46 ч
Преподаватель ГБОУ СПО «ВПТ»_______/_______________/
3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета по экологии.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебников или учебных пособий «Русский язык и культура речи»;
- комплекты орфографических, орфоэпических, синонимических, антонимических словарей, словарей иностранных слов;
- медиатеки (аудиокниги, видеофильмы).
Технические средства обучения:
- телевизор;
- видеомагнитофон;
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и подключением к Интернету;
- мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
осуществляется преподавателем в процессе проведения теоретических занятий, тестирования, проверки самостоятельной работы, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
1
2
Умения:
- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности, развития;
- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существующими чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
- раскрывать на примерах изучения теоретические положения и понятия, социально-экономических и гуманитарных наук;
- осуществлять поиск социальной информации, представлено в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать и анализировать неупорядоченную социальную информацию;
- обобщать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
Формы:
- текущий
- предварительный
- итоговый
Методы:
- устный опрос;
- терминологические кроссворды;
- письменное или компьютерное тестирование и написание эссе;
- подготовка рефератов, электронных презентаций;
- обзор информационных источников, в том числе Интернет;
- участие в дискуссиях, деловых и ролевых играх;
- психологический тренинг;
- анализ адаптированного и неадаптированного текста, схем, таблиц, диаграмм, аудио-визуального ряда;
- участие в конкурсах, викторинах, олимпиадах, конференциях;
- подготовка дисциплинарных и междисциплинарных проектов по социальной проблематике;
- подготовка учебных портфолио и др.
Анализ результатов освоения программы учебной дисциплины, как в рамках традиционной (оценочной), так и бальной (рейтинговой) системы учета достижений студента.
-
оценить действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
-
формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
-
подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
-
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе, решение познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
Результаты (усвоенные знания)
Биосоциальная сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений.
Рекомендуемая литература. Основная литература.
1; Введенская Л. А, «Русский язык и культура речи»5 Ростов-на-Дону 2010 г,
-
Власенков А.И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учрежд. М., 2010г.
-
Головин Б.Н. Основы культуры речи: учеб. для вузов. М., 2011 г.
Дополнительная литература.
-
Граудина Л.К. Культура русской речи, М., 2011 г.
-
Кожина М.Н. Стилистика русского языка, М., 2010 г.
-
Протченко И.Ф. Профессиональная направленность обучения русскому языку, М., 2011 г.
-
Пуст овалов П.С., Развитие речи учащихся средних профтехушищ. Уч. пособие, М., 2013 г.
-
Рахманин Л;В; Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов: пособие для сред. уч. заведений. М., 2012г.
-
Русский язык и культура речи/под редакцией Гойхмана О.Я. М., 2010 г.
-
Холопова Т. И., Протокол и этикет для деловых людей, М., 2012 г.