Программа по учебной дисциплине Культура речи 2 курс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



















Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Культура речи






















2014 г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образования (далее СПО)

140448 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)

Организация-разработчик: государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Волжский политехнический техникум» (ГБОУ СПО «ВПТ»)

Разработчики:

Костина С.И., преподаватель ГБОУ СПО «ВПТ»

Рецензенты:

Пильщикова М.Н., зам. директора по воспитательной работе, преподаватель высшей категории гуманитарных дисциплин ГБОУ СПО «Медицинский колледж»

Андреева Л.Н., зам.директора по воспитательной работе , преподаватель первой квалификационной категории ГБОУ СПО «ВПТ»

СОДЕРЖАНИЕ


стр.

  1. паспорт рабочей программы учебной дисциплины

4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. условия реализации учебной дисциплины

9

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

9


1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

культура речи

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины «Культура речи» предназначена для изучения культуры речи в учреждениях среднего профессионального образования при подготовке специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО:

080114 Экономика и бухгалтерский учёт

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина «Культура речи» введена за счёт вариативной части для формирования у студентов дополнительного ОК и ПК и относится к дисциплинам общего гуманитарного и социально-экономического цикла.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

Целями изучения учебной дисциплины «Культура речи» являются:

  • развитие и совершенствование речевой культуры личности;

  • воспитание культурно-ценностного отношения к русской речи;

- овладение системой знаний норм русского литературного языка, речевыми навыками и умениями;

- овладение умением получать и осмысливать полученную информацию о языковых; единицах различных уровней (фонетического, лексико-фразеологического и т.д.) и. их функционировании в речи;

- формирование опыта применения полученных знаний и умений для совершенствования речевой, орфографической, пунктуационной, стилистической грамотности.

В результате изучения учебной дисциплины «Культура речи» обучающийся должен: знать/понимать:

  • различие между языком и речью;

- функции языка как средства выражения понятий, мыслей; как средства общения между людьми;

- стилистическое расслоение современного русского-языка, качества литературной речи;

  • нормы и выразительные средства русского литературного языка;

уметь:

- использовать языковые нормы ; письменной и- устной речи, выразительнее средства литературного языка;

- выявлять орфоэпические, лексические, словообразовательные и иные ошибки и недочеты в специально подобранных текстах и в своей речи;


  • анализировать и преобразовывать тексты;

- самостоятельно создавать тексты типа повествования, описания, рассуждения с учетом нормативных требований;

  • применять навыки связной устной речи;

- правильно и грамотно использовать профессиональную и терминологическую, лексику.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- успешного выполнения типичных социальных ролей; грамотного взаимодействия с различными социальными институтами;

  • совершенствования собственной познавательной деятельности;

- грамотного решения, с языковой точки зрения, практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 68 час, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 46 часов;

самостоятельной работы обучающегося 22 часов.



2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

68

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

46

в том числе:


практические занятия

24

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

22

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Культура речи»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Фонетика. Орфоэпия




Тема 1.1. Фонетические единицы языка. Особенности русского ударения. Логическое ударение

Содержание учебного материала

2

2

Произношение безударных гласных. Произношение согласных перед Ё. Переход Е в О. Произношение, согласных. Нормы ударения в современном русском языке. Ударение в различных частях речи (именах существительных, именах прилагательных, глаголах). Основные тенденции в развитии русского ударения.




Практическое занятие

4

2

Определение ударения в словах с учетом требований культуры речи.

Самостоятельная работа

- работа со словарем;

-определение, как. один и тот же или разные звуки произносятся в первом предударном слоге.

4


Тема1.2.Орфоэпическиенормы:произносительные,

орфоэпия грамматических форм

Содержание учебного материала

2

1

Стили произношения, произношение чн, чт, произношение некоторых согласных, непроизносимых диалектные и просторечны произношении. Орфоэпические варианты русского произношения.











Самостоятельная работа

-работа с орфоэпическим слова

-построение речевых высказывание в письменной форме с учетом норм



4




Раздел 2. Лексика и фразеология



Тема 2.1. Слово и его лексическое значение. Лексические и фразеологические единицы

Содержание учебного материала



Лексические и фразеологические русского языка. Лексические и культура. Лексическое значение. Лексико-фразеологическая норма. Заимствованные слова в современном языке.

2


Практическое занятие

4

2

Определение омонимов, синонимов, паронимов в текстовом материале.


2



Самостоятельная работа

Нахождение в период употребления слов в переносном, анализ использования заимств газетных или журнальных статей.

Тема 2.2. Изобразительно7выразительные возможности лексики и фразеологии. Профессионализмы и научные термины

Содержание учебного материала

2


Синонимия и речевая культура, речевая культура, слова - паронимы речи. Фразеологизмы и крылатые. Лексические ошибки и их тавтология, алогизмы, избыт. тексте. Употребление правил лексики и научных терминов.





Практические занятия

Происхождение, строение фразеологических оборотов и слов. Исправление ошибок.

2


Самостоятельная работа

Нахождение антонимических и терминологических характеристик вашей специальности. Подбор имен мифологических героев, ставших на моделирование ситуаций, в которых можно использовать.

2


Раздел 3. Части речи



Тема 3.1. Ошибки в речи. Стилистика частей речи. Ошибки в формообразовании слов.

Содержание учебного материала

4


Самостоятельные и служебные. Нормативное употребление. Ошибки в речи. Стилистика. Ошибки в формообразовании и тексте. Форм слова. Требования употребления различных частей речи.



Практическая работа

4


Выявление ошибок на употребление речи.



Самостоятельная работа

Составление высказываний оттенками побуждения (просьба, разрешение) используя известные способы.

2


Раздел 4. Нормы русского правописания



Содержание учебного материала

2


Типы и виды орфограмм. Роль грамматического анализа при различной структуре и значении русской пунктуации, функции препинания. Роль пунктуации общении, смысловая роль знаков в тексте. Пунктуация и интонация оформления чужой речи. Цитирование.







Практическая работа

4


Выявление ошибок, нарушающих единство текста.



Самостоятельная работа

Сочинение - рассуждение не придать чему-то новый смысл, предать старый.

2


Раздел 5. Текст. Стили текста



Тема 5.1. Текст и его структура. Функционально-смысловые типы речи.

Содержание учебного материала.

4

Признаки текста, абзац, смысловые типы речи. Сокращение, план, тезисы, выписки, конспект, реферат, аннотация, рецензия. Стилистическая норма.


Практическая работа

2

Составление тезисов, реферирование.


Самостоятельная работа

Составление аннотации на области науки.

2

Тема 5.2 Типы речи. Описание, повествование, рассуждение, характеристика, определение, сообщение.

Содержание учебного материала

2

Описание научное, художественное. Повествование, повествовательного типа. Рассуждения: характерные особенности типа речи. Особенности характера разновидности, типы определения. Стилистическая окраска. ошибки.


Практическая работа

2

Определение типа речи по тексту.


Самостоятельная работа

Написание сочинения-рассуждения из тем: а) «Все готовящиеся быть гражданами, должны сначала быть людьми» б) «Может ли человек сделать себя, каким ему хочется быть?»

2

Тема 5.3. Функциональные стили русского языка.

Содержание учебного материала

2

Функциональные стили литературы: разговорный, официальный, научный, публицистический, художественный. Особенности построения текста. Жанры деловой и учебно-научной литературы.


Практическая работа

2


Самостоятельная работа

Написание в виде путевого очага в экскурсии или походе, в котором довелось участвовать (описание времени пути, встреч с интересными людьми, выразить свое отношение и возникшие при этом мысли.)

2


Максимальная учебная нагрузка 68 ч

Обязательная учебная нагрузка 46 ч

Преподаватель ГБОУ СПО «ВПТ»_______/_______________/

3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета по экологии.

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебников или учебных пособий «Русский язык и культура речи»;

- комплекты орфографических, орфоэпических, синонимических, антонимических словарей, словарей иностранных слов;

- медиатеки (аудиокниги, видеофильмы).

Технические средства обучения:

- телевизор;

- видеомагнитофон;

- компьютер с лицензионным программным обеспечением и подключением к Интернету;

- мультимедиапроектор.


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы




4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
осуществляется преподавателем в процессе проведения теоретических занятий, тестирования, проверки самостоятельной работы, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Умения:

- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности, развития;

- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существующими чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

- раскрывать на примерах изучения теоретические положения и понятия, социально-экономических и гуманитарных наук;

- осуществлять поиск социальной информации, представлено в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать и анализировать неупорядоченную социальную информацию;

- обобщать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

Формы:

- текущий

- предварительный

- итоговый

Методы:

- устный опрос;

- терминологические кроссворды;

- письменное или компьютерное тестирование и написание эссе;

- подготовка рефератов, электронных презентаций;

- обзор информационных источников, в том числе Интернет;

- участие в дискуссиях, деловых и ролевых играх;

- психологический тренинг;

- анализ адаптированного и неадаптированного текста, схем, таблиц, диаграмм, аудио-визуального ряда;

- участие в конкурсах, викторинах, олимпиадах, конференциях;

- подготовка дисциплинарных и междисциплинарных проектов по социальной проблематике;

- подготовка учебных портфолио и др.

Анализ результатов освоения программы учебной дисциплины, как в рамках традиционной (оценочной), так и бальной (рейтинговой) системы учета достижений студента.


  • оценить действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

  • формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

  • подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

  • применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе, решение познавательных задач по актуальным социальным проблемам.

Результаты (усвоенные знания)

Биосоциальная сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений.


Рекомендуемая литература. Основная литература.

1; Введенская Л. А, «Русский язык и культура речи»5 Ростов-на-Дону 2010 г,

  1. Власенков А.И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учрежд. М., 2010г.

  2. Головин Б.Н. Основы культуры речи: учеб. для вузов. М., 2011 г.

Дополнительная литература.

  1. Граудина Л.К. Культура русской речи, М., 2011 г.

  2. Кожина М.Н. Стилистика русского языка, М., 2010 г.

  3. Протченко И.Ф. Профессиональная направленность обучения русскому языку, М., 2011 г.

  4. Пуст овалов П.С., Развитие речи учащихся средних профтехушищ. Уч. пособие, М., 2013 г.

  5. Рахманин Л;В; Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов: пособие для сред. уч. заведений. М., 2012г.

  6. Русский язык и культура речи/под редакцией Гойхмана О.Я. М., 2010 г.

  7. Холопова Т. И., Протокол и этикет для деловых людей, М., 2012 г.


© 2010-2022