Методическая разработка по литературе в 9 классе по теме «А. С. Грибоедов «Горе от ума». I действие»

МОУ «Турочакская средняя общеобразовательная школа» Методическая разработка урока литературы в 9 классе по теме «А.С. Грибоедов «Горе от ума». I действие» Цели урока: 1.Обучающая цель: приобщение обучающихся к авторской художественной мысли и к миру драматического искусства; понимание своеобразия комедии А.С. Грибоедова - в сравнении с традициями классицизма; продолжение формирования навыков анализа литературно- художественного произведения; выявление  при чтении произведения конфликта комедии. 2.Развивающая цель:  совершенствование навыков анализа литературного произведения, развитие  грамотной   речи  обучающихся, внимательного вдумчивого  и выр...     Тип урока: урок изучения нового материала Структура урока I.                   Организационный момент II.                Актуализация знаний, целеполагание 1.Проверка домашнего задания       III.             Изучение нового материала       1.Слово учителя      Сегодня мы приступаем к изучению комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Грибоедов сам точно определил  жанр  произведения, назвав его «комедией в стихах».  Давайте  вспомним особенности драматического произведения. 2.Беседа с обучающимися,  работа с литературоведческими терминами 1.Какова главная особенность драматического произведения?  2.Как называется разговор двух или нескольких лиц? 3.Как называются слова героев?  4.Как называются слова автора? 5. Длинная речь  одного героя? -Чтобы лучше разобраться в ситуациях, характерах и идеях, мы должны при чтении комедии представить себе все лица, все диалоги в соответствии с развивающим  действием. 3.Знакомство с действующими лицами комедии      Откроем начало комедии и зачитаем действующие лица, с которыми мы встретимся при чтении комедии.  Обратите внимание на значимость фамилий. Какие значимые  фамилии вы можете назвать?( Молчалин, Скалозуб, Хлестова, Хрюмины и др.) Это не значит, что Молчалин  должен молчать, а  Скалозуб - скалить зубы. Этого может и не быть. Значимые фамилии не во всех случаях прямо характеризуют персонаж, но они есть указание на принадлежность героя к миру комическог... А теперь мысленно перенесемся в традиционное убранство, залы в доме московского барина, тяжелые люстры со множеством свечей, колоннада вдоль стен, поддерживающая галерею, где обычно развешивались портреты родственников. Между колоннами много дверей, ведущих во внутренние покои дома. Здесь и развернутся главные конфликты комедии. 1.С кем из героев знакомимся мы в 1-х явлениях?   2.Как называется эта часть пьесы? 4.а) чтение 1,2 явления , I действия  Беседа после прочтения: 1.Каким нам представляется Фамусов? (Мы видим как стареющий барин заигрывает со своей служанкой)  (Слайд №1, репродукция «Фамусов и Лиза») 2. Каким изображен Фамусов?  Какая ремарка нам указывает на это?   Как Фамусов относится к книгам, чтению? Софья выпроваживает влюбленного, в дверях они сталкиваются с Фамусовым. Здесь больше всех говорит он. б) чтение 4 явления,  I действия (по ролям) Задание перед чтением:  Что говорит Фамусов о воспитании, служебных бумагах, как относится к ваяниям Запада? (Беседа после прочтения, свои мысли обучающиеся подтверждают словами из текста) Рассмотрение репродукции «Фамусов» (Слайд №2). Каким изображен  Фамусов?  в) чтение 5 явления, I действия   Из разговора Лизы и Софьи мы знакомимся еще с новыми героями. С какими  еще героями мы знакомимся в 5 явлении? Вопросы после прочтения:1.Найдите  реплики, характеризующие Скалозуба.  2.Что говорит Софья о Скалозубе? 3.Что говорит Лиза о Чацком?  4.А что говорит Софья о Чацком?  5.Какое главное событие  происходит в I действии? (Обучающиеся  отвечают на вопросы)  Рассмотрение репродукции «Софья и Лиза». Какими изобразил художник Софью и Лизу? (Слайд №3) г) чтение или прослушивание  7 явления , I действия   Задание перед чтением  7 явления: (Слайд №4)    1.Какое впечатление произвела встреча Чацкого и Софьи на каждого из них?  2.Встречаются они как друзья или как чужие друг другу люди?       Беседа по вопросам после прочтения 7 явления, I действия   1.Рассмотрим репродукцию «Чацкий  и Софья» Каким изображен Чацкий? (Слайд№5) 2.Каков Чацкий в  I действии? 3.Какие качества характера вы почувствовали в интонациях Чацкого? 4.Любит ли Чацкий Родину, Москву, если так зло  говорит о пороках? 5.Сделаем вывод. Какова речь Чацкого на протяжении I действия?   Эту особенность речи мы будем наблюдать и дальше в течение следующих занятий.) IV.Подведение итогов урока        V.Рефлексия      VI.Оценивание    VII.Домашнее задание  Чтение II действия, ответить на вопросы (стр.112)
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ «Турочакская средняя общеобразовательная школа»

Методическая разработка урока литературы в 9 классе по теме «А.С. Грибоедов «Горе от ума». I действие»

Цели урока: 1.Обучающая цель: приобщение обучающихся к авторской художественной мысли и к миру драматического искусства; понимание своеобразия комедии А.С. Грибоедова - в сравнении с традициями классицизма; продолжение формирования навыков анализа литературно- художественного произведения; выявление при чтении произведения конфликта комедии. 2.Развивающая цель: совершенствование навыков анализа литературного произведения, развитие грамотной речи обучающихся, внимательного вдумчивого и выразительного чтения произведения, логического мышления, умение сравнивать, классифицировать, обобщать. 3.Воспитательная цель: воспитание уважения к предмету, воспитание любви к слову.

Основные понятия: драматическое произведение, комедия, диалог, монолог, реплика, ремарка, действующие лица, значимые фамилии, экспозиция.

Методические приемы: фронтальный опрос, работа с литературоведческими терминами , работа с текстом комедии, осмысление и беседа по содержанию прочитанного. Оборудование: учебник под редакцией Т.Ф. Курдюмовой «Литература. 9 класс», компьютер, репродукции, комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума». Тип урока: урок изучения нового материала

Структура урока

  1. Организационный момент

  2. Актуализация знаний, целеполагание

1.Проверка домашнего задания Фронтальный опрос обучающихся: 1.Какие события русской жизни и как повлияли на формирование взглядов А.С. Грибоедова? 2.Чьим современником был А.С. Грибоедов? 3.Почему А.С. Пушкин назвал Грибоедова «человеком необыкновенным»? 4.Выделите важнейшие факты биографии писателя? 5.Какие чувства вызывают у вас его человеческие качества и вся его жизнь?

  1. Изучение нового материала 1.Слово учителя Сегодня мы приступаем к изучению комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Грибоедов сам точно определил жанр произведения, назвав его «комедией в стихах». Давайте вспомним особенности драматического произведения.

2.Беседа с обучающимися, работа с литературоведческими терминами

1.Какова главная особенность драматического произведения? 2.Как называется разговор двух или нескольких лиц? 3.Как называются слова героев? 4.Как называются слова автора? 5. Длинная речь одного героя?

-Чтобы лучше разобраться в ситуациях, характерах и идеях, мы должны при чтении комедии представить себе все лица, все диалоги в соответствии с развивающим действием.

3.Знакомство с действующими лицами комедии Откроем начало комедии и зачитаем действующие лица, с которыми мы встретимся при чтении комедии. Обратите внимание на значимость фамилий. Какие значимые фамилии вы можете назвать?( Молчалин, Скалозуб, Хлестова, Хрюмины и др.) Это не значит, что Молчалин должен молчать, а Скалозуб - скалить зубы. Этого может и не быть. Значимые фамилии не во всех случаях прямо характеризуют персонаж, но они есть указание на принадлежность героя к миру комического. Как мы уже выяснили, что Грибоедовым используются значимые фамилии. Что вам это напоминает? Где и в течение какого времени происходит действие? (Автором соблюдаются правила классицизма; правила «3-х единств»: места, времени, действия.)

А теперь мысленно перенесемся в традиционное убранство, залы в доме московского барина, тяжелые люстры со множеством свечей, колоннада вдоль стен, поддерживающая галерею, где обычно развешивались портреты родственников. Между колоннами много дверей, ведущих во внутренние покои дома. Здесь и развернутся главные конфликты комедии. 1.С кем из героев знакомимся мы в 1-х явлениях? 2.Как называется эта часть пьесы?

4.а) чтение 1,2 явления , I действия Беседа после прочтения: 1.Каким нам представляется Фамусов? (Мы видим как стареющий барин заигрывает со своей служанкой) (Слайд №1, репродукция «Фамусов и Лиза») 2. Каким изображен Фамусов? Какая ремарка нам указывает на это?

-Фамусов сам не прочь выступить в роли любовника. Мы видим, что не только молодые его боятся, но и он сам боится, как бы не застала его Софья с Лизой. Войдя в комнату, он останавливает музыку часов для того, чтобы музыка часов не разбудила Софью, и Софья не стала свидетельницей компрометирующей сцены. Как Фамусов относится к книгам, чтению?

Софья выпроваживает влюбленного, в дверях они сталкиваются с Фамусовым. Здесь больше всех говорит он.

б) чтение 4 явления, I действия (по ролям) Задание перед чтением: Что говорит Фамусов о воспитании, служебных бумагах, как относится к ваяниям Запада? (Беседа после прочтения, свои мысли обучающиеся подтверждают словами из текста) Рассмотрение репродукции «Фамусов» (Слайд №2). Каким изображен Фамусов?

в) чтение 5 явления, I действия Из разговора Лизы и Софьи мы знакомимся еще с новыми героями. С какими еще героями мы знакомимся в 5 явлении?

Вопросы после прочтения:1.Найдите реплики, характеризующие Скалозуба.

2.Что говорит Софья о Скалозубе? 3.Что говорит Лиза о Чацком? 4.А что говорит Софья о Чацком? 5.Какое главное событие происходит в I действии? (Обучающиеся отвечают на вопросы) Рассмотрение репродукции «Софья и Лиза». Какими изобразил художник Софью и Лизу? (Слайд №3)

г) чтение или прослушивание 7 явления , I действия

Задание перед чтением 7 явления: (Слайд №4) 1.Какое впечатление произвела встреча Чацкого и Софьи на каждого из них? 2.Встречаются они как друзья или как чужие друг другу люди?

Беседа по вопросам после прочтения 7 явления, I действия 1.Рассмотрим репродукцию «Чацкий и Софья» Каким изображен Чацкий? (Слайд№5) 2.Каков Чацкий в I действии? 3.Какие качества характера вы почувствовали в интонациях Чацкого? 4.Любит ли Чацкий Родину, Москву, если так зло говорит о пороках? 5.Сделаем вывод. Какова речь Чацкого на протяжении I действия? Эту особенность речи мы будем наблюдать и дальше в течение следующих занятий.)

IV.Подведение итогов урока Что можно сказать о взглядах Фамусова и Чацкого на протяжении I действия? Конфликт пьесы - конфликт Чацкого с фамусовским обществом. Как он намечается в I действии?

V.Рефлексия Что удалось и не удалось на уроке?

VI.Оценивание VII.Домашнее задание Чтение II действия, ответить на вопросы (стр.112)

Список литературы

1.Золотарева И.В., Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе. 9 класс,- М.:Вако, 2011

2.Курдюмова Т.Ф., Леонов С.А., Марьина О.Б. Литература 9 класс.-М.: Дрофа, 2003


© 2010-2022