Статья Воспитание патриотизма на уроках литературы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «СОШ №10» г. Абакана



















Статья

«Воспитание патриотизма на уроках литературы»















Выполнила:

учитель русского языка и литературы

Чебодаева Е.А.


Абакан 2015

Патриотизм, нравственные ценности - все это не просто фразы, определяющие будущее нации, но и суть ежедневной кропотливой работы учителя-словесника. Проблема воспитания подрастающего поколения - актуальная проблема времени. По издавна сложившейся традиции ответственность за нравственное состояние общества возложена на образование. Решить проблему патриотического воспитания учащихся позволяют уроки литературы, построенные на материале учебников Меркина Г.С., Зинина С.А., Сахарова В.А., Чалмаева В.А. для 5-11 классов. Содержание учебников способствует духовно-нравственному развитию учащихся, воспитывает патриотизм, любовь и уважение к своему Отечеству, народу, родной культуре и языку. В художественной литературе содержится богатейший материал для воспитания в духе дружбы, взаимопонимания, трудолюбия, патриотизма.

Программа изучения литературы в 5 классе предусматривает опору на пословицы, поговорки, загадки, песни, стихотворения, рассказы. В них - отражение народных идеалов: патриотизма, ума, находчивости. Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино» - яркий пример любви к Родине, верности долгу. Стихотворения русских поэтов XIX века также пронизаны любовью к родным местам.

В учебнике литературы для 6 класса представлен обзор героического эпоса («Калевала», «Песнь о Нибелунгах», «Песнь о Роланде»), история Древней Руси нашла отражение в «Сказании о белгородских колодцах», «Повести о разорении Рязани Батыем». Историческая правда, позволяющая вызвать у учащихся интерес к истории России, звучит в произведении А.С.Пушкина «Дубровский». Любовь к родине, героизм и самоотверженность - тема и проблематика повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Большой раздел русской литературы посвящен произведениям о Великой Отечественной войне: стихотворения А.А. Ахматовой «Мужество», «Победа»; С.С. Орлова «Его зарыли в шар земной»; К.М. Симонова «Жди меня, и я вернусь…»; Р.Г. Гамзатова «Журавли»; Д.С. Самойлова «Сороковые»; М.В. Исаковского «В прифронтовом лесу». В этих лирических произведениях - проблема жестокости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к Отечеству.

Курс изучения литературы для 7 класса представлен былинами, обрядовой поэзией, поэмами, драматургическими произведениями. Проблема чести и долга звучит в «Повести временных лет», «Повести о Петре и Февронии Муромских»; гражданский пафос - в поэме А.С. Пушкина «Полтава»; тема Родины - в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Родина», поэме «Песня про царя Ивана Васильевича…»; образы защитников Отечества - в «Севастопольских рассказах» Л.Н. Толстого, поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин», лирике А.А. Ахматовой, К.М. Симонова, А.А. Суркова, М.В. Исаковского.

Важнейшей темой курса литературы в 8 классе является тема «литература и история». Она представлена произведением «Капитанская дочка» А.С. Пушкина (текст романа дан в учебнике без сокращений), так и в направлении изучения произведений.

Судьба родины и судьба человека слиты воедино в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека» (учебник литературы для 9 класса). Стойкость, дух товарищества, преданность отечеству - эти качества издавна были присущи русскому солдату.

Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны нашли отражение в поэтических и прозаических произведениях о войне, которые изучаются в 10-11 классах. Анализируя художественную литературу о Великой Отечественной войне, необходимо обращать внимание не только на подлинный гуманизм, но и слепую, разрушительную силу ненависти.

Любовь к России, к человеку - вот главный нравственно-философский стержень учебников Меркина Г.С., Зинина С.А., Сахарова В.А., Чалмаева В.А. для 5-11 классов. Только с помощью изучения художественной литературы можно воспитать истинного патриота своей Родины. Следовательно, значимость изучения системы патриотического воспитания обучающихся заключается в том, что именно в школе воспитание гражданина страны рассматривается как одно из главных средств национального возрождения.








Список использованной литературы

  1. Буторина, Т.С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т.С. Буторина, Н.П. Овчинникова - СПб: КАРО, 2004. - 224 с.

  2. Меркин, Г.С., Зинин С.А., Чалмаев В.А. Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы /. - М.: Русское слово, 2012. - 198 с.

  3. Рожков, С. Воспитываем патриотов: Патриотическое воспитание в школе / С. Рожков // Пед. вестн.- 2003.- N 12.- С. 7.

  4. Суходольская С.А Воспитание гражданственности на уроках русского языка и литературы - Дрофа, 2007, с 69(4)


© 2010-2022