Эссе об изменениях в практике работы после окончания курсов повышения квалификации по Программе третьего базового уровня

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сташко Наталия Геннадьевна, учитель высшей категории школы-гимназии №11, г. Усть-Каменогорска

МОИ РАЗМЫШЛЕНИЯ О СЕРИИ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫХ УРОКОВ И ИЗМЕНЕНИЙ В ПРАКТИКЕ


Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача - помочь им раскрыться, развить собственные идеи.

И.Г. Песталоцци


Много лет работая в одной из лучших школ города Усть-Каменогорска - школе-гимназии № 11, - имея за плечами большой опыт, хорошую результативность, казалось бы, вполне возможно было бы вести преподавание по годами отработанной методике, по годами проверенным и уже отшлифованным конспектам, но… нет! Я люблю не только учить, но и сама люблю учиться, поэтому слова Элвина Тоффлера «Невеждами 21 века будут не те, кто не умеет читать и писать, а те, кто не умеет учиться, отучиваться и переучиваться» - мне очень близки.

Вернувшись в школу после прохождения первого этапа обучения на курсах повышения квалификации по Программе третьего базового уровня, я была полна идей по поводу преобразования своей собственной практики и достаточно четко представляла себе нововведения, которые планировала внедрить в свою профессиональную деятельность и исследовать в серии последовательных уроков.

Консультирование с коллегами, будь то администрация школы или кафедра, показало, что учителю просто необходимо работать во взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса, быть в сообществе единомышленников, так как поддержка коллег позволяет чувствовать себя творчески раскрепощенной и уверенной в том, что тебя понимают, а то, что ты делаешь, важно и нужно.

Обсуждение с коллегами планирования уроков и их рефлексивный анализ - дело очень хорошее! Совет более опытной коллеги позволил мне избежать ошибки в выборе одной из стратегий урока, а совет тренера дать возможность больше говорить на уроке детям, чем себе - считаю крайне полезным. Обсуждение проведенных уроков с присутствующими на них учителями и тренером, фото- и видеоматериалы с уроков позволили по-другому увидеть себя на уроке. Оказывается, что я не так уж демократична, как думала раньше! Я так стараюсь направить ход мыслей детей в нужном мне направлении, что порой давлю их инициативу и творчество. И совершенно по-новому зазвучала теперь для меня мысль Ж.Ж.Руссо: «У детей своя манера видеть, думать и чувствовать, и нет ничего безрассудней, как желание заменить её нашей…» Считаю, что очень важно учителю при организации групповой формы работы научиться быть дипломатичным и талантливым наблюдателем.

В атмосфере сотрудничества и поддержки коллег я приступила к реализации идей Программы.

Конечно, я хорошо понимала, что внедрение семи модулей Программы в ход урока - дело непростое, но интересное и решаемое. А для этого коллаборативная среда должна быть создана и в классе, где мне предстоит работать.

Для прохождения практики мною выбран не самый простой в поведенческом плане класс. Но чем сложнее задача, тем интересней её преодоление!

Прийти в этот класс с новой темой, не подготовив ребят к новым формам работы, - дело провальное, поэтому я посчитала необходимым провести урок, который помог бы детям понять, зачем мы меняем формат проведения уроков с традиционного на групповой. Для меня было важно, чтобы дети сами пришли к мысли о том, что групповая работа - это не повод весело провести время в хорошей компании, а серьезный труд по приобретению знаний.

Как и ожидала, первая реакция ребят на расстановку столов по группам была крайне негативной, но написание эссе «Может ли групповая работа помочь в обучении?», обсуждение этого вопроса в парах и группе, вывело учащихся на выработку правил работы в группе и защиту постеров.

Выполнение этого задания показало, что учащиеся еще не имеют навыков сотрудничества и взаимодействия, не достаточно аргументировано отстаивают свою точку зрения, больше говорят, чем слушают друг друга. А это значит, что время вносить изменения в практику работы пришло, поэтому на следующих уроках я смело делала ставку на диалоговое обучение: диалог ученика и учителя, ученика и ученика, ученика и группы.

Наблюдая за деятельностью учащихся, я обратила внимание на то, что дети, которых принято называть в традиционной педагогике «тихими троечниками», работая в группе, раскрываются, а отличники «теряются». Значит, есть повод задуматься над тем, какие стратегии следует применить на дальнейших уроках, чтобы индивидуальные особенности моих учеников были учтены, лучшие их качества проявились, а комплексы и неуверенность остались в прошлом.

Планируя уроки, проведенные в период практики, убедилась в том, что внедрение семи модулей Программы в один урок, не вызывает больших затруднений, т.к. все модули взаимосвязаны и логически вытекают один из другого. Предложенное Программой среднесрочное и краткосрочное планирование уроков позволяет учесть практически все нюансы урока, сделать их информационно-насыщенными, интересными, мотивирующими учеников на активную деятельность.

Анализируя уроки, проведенные в новом для учащихся формате, пришла к выводу, что моя задача состоит не только в том, чтобы научить ребят работать по-новому, но и в том, чтобы научить каждого ученика нести ответственность за свое решение и решение группы, сформировать у ребят правильное, толерантное, отношение друг к другу, помочь ребятам преодолеть личностные барьеры.

2

© 2010-2022