- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Внеклассное мероприятие: УРОК - КВН на тему «МОРФЕМИКА»
Внеклассное мероприятие: УРОК - КВН на тему «МОРФЕМИКА»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Данилина Г.М. |
Дата | 09.08.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Внеклассное мероприятие
УРОК - КВН на тему «МОРФЕМИКА»
Цель урока: повторить изученный материал 5-го класса в виде соревнования двух команд.
ХОД УРОКА
Класс делится на две команды, выбирается жюри. В ходе урока выполнение заданий оценивается баллами, которые сообщаются командам и записываются на табло.
На доске:
Слово делится на части,
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Делать слово из частей!
1.Вступительное слово учителя. Беседа.
-Что изучает морфемика?
-Назовите известные вам морфемы.
-Как найти окончание в слове, докажите.
1 команда: история, путешествие, писал.
2 команда: путешествие, артиллерия, смотрел
-Какие морфемы могут входить в основу?
-Докажите, что суффикс и приставка являются значимыми частями слова.
Подводятся итоги, объявляются баллы. Правильный ответ - 2 балла, неполный ответ -1 балл, неправильный ответ - 0 баллов.
Задание командам:
Из текста выписываются слова, состав которых соответствует данным схемам:
Корень, окончание.
Корень, суффикс, окончание.
Приставка, корень, суффикс, окончание.
Над прудом позёмка вьётся,
Тени длинные легли.
И негреющего солнца
Красный шар висит вдали.
(Вл. Приходько)
Индивидуальные задания представителям команд, которые работают у доски.
Разобрать по составу данные слова:
I КОМАНДА: Русский, привычка, ветерок, подъезд.
I КОМАНДА:Осенний, смолистый, пришкольный, кружок.
( Проверка. Подведение итогов. Всё правильно -2 балла, есть ошибки 1 балл, неправильный ответ - 0 баллов)
ВОПРОС КЛАССУ:
-Какие вы можете назвать корни с чередованием гласных?
РАБОТА У ДОСКИ.
Пятиклассники должны выписать слова с чередующимися гласными в корне, рядом написать слова с противоположным написанием, обозначить орфограммы.
Сидеть, отпереть, глядеть, загорать, половина, положение, косичка, коснулся, отрасти, росинка, убегать, зажигать, зори, зарисовать.
В это время представители команд выполняют индивидуальные задания.
Вставить пропущенные буквы, обозначить орфограммы.
Р…стительный, заг…рать, зар…сли, р…стк, сг…ревший, сл…жить, разл…жить, сл…гаемое, уб…рать.
(Проверка. Подведение итогов. Всё правильно - 2 балла, есть ошибки 1 балл, неправильный ответ - 0 баллов)
-Как убедиться, что корень в слове найден правильно?
ЗАДАНИЯ КОМАНДАМ:
ОПРЕДЕЛИТЬ, одинаковые ли корни в словах:
Гора - гореть, мирный - замирать?
К каждому слову в паре подобрать два однокоренных слова.
РАБОТА со СЛОВАМИ, ЗАПИСАННЫМИ НА ДОСКЕ:
1) Прочитать слова, назвать те, что образованы приставочным способом:
Пр…чудливые
Пр…спокойно
Пр…шли
Пр…ветливо
Пр…рода
2) Написать сочинение-миниатюру на тему «Прогулка по осеннему лесу», используя все записанные на доске слова.
(Каждая команда читает 2 работы. Оценка в баллах)
ВОПРОС КЛАССУ:
- КАК ОБРАЗУЮТСЯ СЛОЖНЫЕ СЛОВА ?
ЗАДАНИЕ КОМАНДАМ:
Объясните значение сложных слов, раскрывая значение их частей:
Птицелов бумфабрика -1 команда
Самоход, бензовоз-2 команда
УСТНЫЙ БЛИЦ - ОПРОС по очереди каждой команде:
-НАЗОВИТЕ СЛОЖНОЕ СЛОВО.
Аппарат для помола кофе. (Кофемолка)
Канал для выхода дыма из трубы. (Дымоход)
Локомотив с паровым двигателем. (Тепловоз)
Русская народная игра-пляска. (Хоровод)
ЖЮРИ ПОДВОДИТ ИТОГИ, СООБЩАЕТ РЕЗУЛЬТАТ, НАЗЫВАЕТ ПОБЕДИТЕЛЕЙ.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ:
- Ребята, мы сегодня хорошо поиграли и в то же время вспомнили, обобщили изученное о морфемике. Какие морфемы мы знаем? Какие из них словообразовательные и какие формообразовательные? Какие мы знаем правила правописания корней и приставок?
МОЛОДЦЫ, все работали замечательно! Победители сегодня все!