Внеклассное мероприятие: УРОК - КВН на тему «МОРФЕМИКА»

Внеклассное мероприятие  по теме: "Морфемика"  было проведено с учащимися  5 класса. Мероприятие  проходило в форме КВН.                                                           Учащиеся класса были поделены на 2 команды. Мероприятие  проводилось в рамках предметной недели русского языка и литературы в школе. Цель данного мероприятия: повторение  и закрепление изученного материала по теме "Морфемика".                                            Для каждой команды были подготовлены разнообразные ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внеклассное мероприятие

УРОК - КВН на тему «МОРФЕМИКА»

Цель урока: повторить изученный материал 5-го класса в виде соревнования двух команд.

ХОД УРОКА

Класс делится на две команды, выбирается жюри. В ходе урока выполнение заданий оценивается баллами, которые сообщаются командам и записываются на табло.

На доске:

Слово делится на части,

Ах, какое это счастье!

Может каждый грамотей

Делать слово из частей!

1.Вступительное слово учителя. Беседа.

-Что изучает морфемика?

-Назовите известные вам морфемы.

-Как найти окончание в слове, докажите.

1 команда: история, путешествие, писал.

2 команда: путешествие, артиллерия, смотрел

-Какие морфемы могут входить в основу?

-Докажите, что суффикс и приставка являются значимыми частями слова.

Подводятся итоги, объявляются баллы. Правильный ответ - 2 балла, неполный ответ -1 балл, неправильный ответ - 0 баллов.

Задание командам:

Из текста выписываются слова, состав которых соответствует данным схемам:

Корень, окончание.

Корень, суффикс, окончание.

Приставка, корень, суффикс, окончание.

Над прудом позёмка вьётся,

Тени длинные легли.

И негреющего солнца

Красный шар висит вдали.

(Вл. Приходько)

Индивидуальные задания представителям команд, которые работают у доски.

Разобрать по составу данные слова:

I КОМАНДА: Русский, привычка, ветерок, подъезд.

I КОМАНДА:Осенний, смолистый, пришкольный, кружок.

( Проверка. Подведение итогов. Всё правильно -2 балла, есть ошибки 1 балл, неправильный ответ - 0 баллов)

ВОПРОС КЛАССУ:

-Какие вы можете назвать корни с чередованием гласных?

РАБОТА У ДОСКИ.

Пятиклассники должны выписать слова с чередующимися гласными в корне, рядом написать слова с противоположным написанием, обозначить орфограммы.

Сидеть, отпереть, глядеть, загорать, половина, положение, косичка, коснулся, отрасти, росинка, убегать, зажигать, зори, зарисовать.

В это время представители команд выполняют индивидуальные задания.

Вставить пропущенные буквы, обозначить орфограммы.

Р…стительный, заг…рать, зар…сли, р…стк, сг…ревший, сл…жить, разл…жить, сл…гаемое, уб…рать.

(Проверка. Подведение итогов. Всё правильно - 2 балла, есть ошибки 1 балл, неправильный ответ - 0 баллов)

-Как убедиться, что корень в слове найден правильно?

ЗАДАНИЯ КОМАНДАМ:

ОПРЕДЕЛИТЬ, одинаковые ли корни в словах:

Гора - гореть, мирный - замирать?

К каждому слову в паре подобрать два однокоренных слова.

РАБОТА со СЛОВАМИ, ЗАПИСАННЫМИ НА ДОСКЕ:

1) Прочитать слова, назвать те, что образованы приставочным способом:

Пр…чудливые

Пр…спокойно

Пр…шли

Пр…ветливо

Пр…рода

2) Написать сочинение-миниатюру на тему «Прогулка по осеннему лесу», используя все записанные на доске слова.

(Каждая команда читает 2 работы. Оценка в баллах)

ВОПРОС КЛАССУ:

- КАК ОБРАЗУЮТСЯ СЛОЖНЫЕ СЛОВА ?

ЗАДАНИЕ КОМАНДАМ:

Объясните значение сложных слов, раскрывая значение их частей:

Птицелов бумфабрика -1 команда

Самоход, бензовоз-2 команда

УСТНЫЙ БЛИЦ - ОПРОС по очереди каждой команде:

-НАЗОВИТЕ СЛОЖНОЕ СЛОВО.

Аппарат для помола кофе. (Кофемолка)

Канал для выхода дыма из трубы. (Дымоход)

Локомотив с паровым двигателем. (Тепловоз)

Русская народная игра-пляска. (Хоровод)

ЖЮРИ ПОДВОДИТ ИТОГИ, СООБЩАЕТ РЕЗУЛЬТАТ, НАЗЫВАЕТ ПОБЕДИТЕЛЕЙ.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ:

- Ребята, мы сегодня хорошо поиграли и в то же время вспомнили, обобщили изученное о морфемике. Какие морфемы мы знаем? Какие из них словообразовательные и какие формообразовательные? Какие мы знаем правила правописания корней и приставок?

МОЛОДЦЫ, все работали замечательно! Победители сегодня все!


© 2010-2022