Открытый урок по русскому языку в 11 классе по теме

       Данный урок русского языка в 11 классе проводился в рамках районного семинара учителей русского языка и литературы "Использование информационных ресурсов на уроках русского языка и литературы". Для работы можно взять любой текст, любую проблему. Видеосюжетов в интернете можно найти великое множество. А сочинение можно использовать выпускников предыдущих лет. На таком уроке очень важно обсудить проблему, дать возможность высказаться каждому ребёнку, послушать разные точки зрения. Тексты дл...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок русского языка в 11 классе в рамках районного семинара «Использование информационных ресурсов на уроках русского языка и литературы».

Тема урока: «Учимся редактировать текст».

Цель: систематизировать знания о тексте, повторить теоретические аспекты написания сочинения-рассуждения на ЕГЭ.

К концу первого полугодия 11 класса учащиеся уже должны хорошо уметь оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения соотнесённости содержания и языкового оформления;

анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности, уместности употребления;

проводить лингвистический анализ текста различных функциональных разновидностей языка;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

извлекать необходимую информацию из различных источников;

владеть основными приёмами переработки устного и письменного текста;

применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы русского литературного языка;

понимать и интерпретировать содержание исходного текста;

формулировать проблему, заявленную автором исходного текста, комментировать её, определять позицию автора;

подбирать аргументы из различных источников.

Ход урока:

1. Слово учителя. Здравствуйте, ребята. Мы продолжаем работу по подготовке к написанию сочинения-рассуждения. Хотелось бы послушать вас. Скажите, пожалуйста, как вы оцениваете свои возможности по написанию сочинения, что получается хорошо, а что пока не очень получается, над чем вам хотелось бы ещё поработать.

Учащиеся высказываются, совместно с учителем намечают план следующих своих действий на следующий этап работы по подготовке к ЕГЭ.

Далее учитель предлагает посмотреть небольшой сюжет, в котором рассказывается удивительная история.

В 1969 году австралийцы Энтони Брук и Джон Рэндалл, жившие в Лондоне, увидели в магазине маленького несчастного львенка, сидящего в тесной клетке. Они решили забрать его домой. Задачей приемных родителей была подготовка льва к возвращению к нормальной жизни в естественных условиях. Назвали они львёнка Кристиан. К сожалению, он стал слишком большим, и ребята решили, что лучше будет, если лев будет жить в дикой среде. Кристиана отвезли в африканскую саванну. Через год Энтони и Джон решили навестить льва. В сюжете показан момент трогательной встречи ребят со своим питомцем. (Этот сюжет очень легко можно найти в интернете)

После просмотра видеосюжета учитель задаёт классу вопросы:

1.Ребята, как вы думаете, почему я вам показала сюжет на английском языке, ведь у нас урок русского языка? (учащиеся выдвигают гипотезу, говорят, что речь, видимо, на сегодняшнем уроке пойдёт об общечеловеческих ценностях и т.д.)

2. О чём вам захотелось сегодня поговорить? (учащиеся делятся своими впечатлениями от увиденного, здесь важно каждого ребёнка послушать, сюжет очень трогательный, несёт в себе мощный воспитательный заряд, обычно никого не оставляет равнодушным).

2. Слово учителя: Действительно, общечеловеческие ценности не имеют государственных границ, языковых барьеров. Далее ребята перечисляют эти ценности. Им предлагается послушать текст, учитель читает выразительно текст Л. А. Жуховицкого, перед каждым ребёнком лежит распечатка этого текста.

(1) Когда-то существовало государство, где "слабость" в человеке начинали искоренять даже не с колыбели, а прямо с момента рождения. (2) Помню, как восхищала меня в детстве суровая и гордая романтика Древней Спарты. (З)Мне нравилось всё в этой удивительной стране: и то, что слабых детей сбрасывали со скалы, и что мать-спартанка провожала сына на войну не слезами, а прекрасной афористичной фразой: "Со щитом или на щите", и что маленький спартанец, пронёсший в школу под рубахой живого лисёнка, не плакал и не кричал, когда зверёк вгрызался в его тело. (4) Мальчик умер - но молча!

(5) Значительно позже я задал себе один вопрос: почему же история Спарты была такой бедной - войны да восстания рабов? (б)Почему государство, где основной доблестью считалась стойкость, всё-таки не сумело выстоять? (7) Почему спартанцы, которых готовили к борьбе, и только к борьбе, всё равно потерпели в этой борьбе поражение? (8) Постепенно я понял: всё было закономерно. (9) Мужественная Спарта погибла от собственной бездарности. (10) В этой стране с бюрократической планомерностью сразу после рождения убивали гениев. (11) В пропасть швыряли слабосильных и нестандартных, то есть тех, кто в дальнейшем просто вынужден был бы противопоставить безукоризненной мужественности окружающих мощь разума и силу духа. (12) Тех, кого непосильная тяжесть меча поневоле отталкивала бы к резцу, линейке и перу. (13) Тех, для кого "выжить" означало бы - "изобрести". (14) Со скалы сбрасывали не только будущих учёных и поэтов, но и полководцев. (15) Хилый Суворов и маленький Наполеон полетели бы в пропасть на общих основаниях.

(16) Кстати, убивая больных, спартанцы попутно убивали талант в здоровых. (17) Ничто так не стимулирует прогресс, как забота о слабом. (18) Избавляясь от слабых и калек, спартанцы избавлялись от прогресса. (19) От знаменитого государства, кроме памяти о воинской доблести, не осталось ничего: ни мудрых стихов, ни статуй, ни научных законов. (20) Неинтересная была страна. (21) Нам известно из легенд, что спартанки, матери и жёны, умели отказываться от любви. (22) Умели ли они любить - легенды об этом молчат. (23) Холодная была страна. (24) История юного героя, убитого лисёнком, говорит, увы, не только о мужестве мальчика. (25) Этот смельчак был ещё и трус. (26) Боли не испугался, смерти не испугался - испугался общественного мнения. (27) Конечно, любое общество без общественного мнения разваливается. (28) Но ведь общество, где против общественного мнения не восстают, перестаёт развиваться, загнивает и тоже разваливается. (29) В Спарте боялись общественного мнения. (З0) Робкая была страна.

(31) Спартанцы умели защищаться - но что им было защищать? (32) Нелюбимых жён и нелюбящих матерей? (ЗЗ)Право сбрасывать со скалы? (34) Свободу? (35) Но ведь и свобода нужна человеку не сама по себе, а как средство развития личности. (З6) Там, где личность не развивается, свобода постепенно отмирает за ненадобностью.

(37) Насколько же ярче и богаче была история Афин, где детей растили для всего многообразия жизни! (38) Конечно, реальная Спарта была обычней, будничней легендарной и не столь разительно отличалась от Афин. (39) Но и этого различия оказалось достаточно, чтобы Спарта умерла, не оставив после себя ничего, кроме славы, а Афины заложили фундамент современной культуры. (40) Кстати, напряжённая духовная жизнь, бурное развитие науки и искусства нисколько не мешали афинянам быть мужественными: ведь борьбу греков против персидских завоевателей возглавили именно Афины.

(41) Воспитание воли и решительности - задача важная, но далеко не единственная. (42) Прежде всего человека нужно воспитать человечным -иначе он всю жизнь будет бороться только за себя.

(По Л.А. Жуховицкому)

Далее идёт обычная работа по тексту, учащиеся выявляют проблему, определяют позицию автора, подбирают аргументы. И их вниманию предлагается подредактировать, оценить сочинение-рассуждение их сверстника по этому тексту. У каждого учащегося на парте лежит оценочный лист с критериями. Ребята работают в парах.

Сочинение-рассуждение.

В современном мире существует множество проблем. Одна из них - проблема ложных человеческих ценностей, ведущая к нравственной деградации человека. Именно эти вопросы, волнующие человечество с древних времен и по сей день, затрагивает Л. А. Жуховицкий в своем тексте.

Автор делится своими мыслями, расуждениями и выводами о причинах постепенного вырождения некогда могущественной Спарты. Он показывает, насколько далеко может завести людей их собственное невежество, жестокость и ограниченность. Спарте нужны были только сильные телом мужчины, мужественные воины. Однако, бесчеловечные спартанцы не понимали, что, убивая слабых и больных, но, возможно, умных, они «попутно убивали талант в здоровых. Автор пишет, что «избавляясь от слабых и калек, спартанцы «избавлялись от прогресса». Он противопоставляет им афинян, которые, кроме воинской доблести, ценили в людях ум, талант, способности к творчеству. Видимо, поэтому Афины стали процветающим государством, а Спарта погибла!

Я полностью разделяю точку зрения автора. Действительно воспитание в потомках только силы, ловкости, но в ущерб знаниям, ведет к постепенной деградации народа.

Похожие идеи озвучил и Н. В. Гоголь в своем произведении «Мертвые души», где ежедневная погоня Плюшкина за экономией привела к фактической духовной нищете и деградации.

И. Бунин в рассказе «Господин из Сан-Франциско» показал судьбу человека, который служил ложным ценностям. Богатство было его богом, и этому богу он поклонялся. Но, когда американский миллионер умер, то оказалось, что подлинное счастье прошло мимо человека.

Подводя итог, прихожу ко мнению, что Л. А. Жуховицкий поднял очень интересную проблему, и я искренне благодарна ему за то, что он заставил меня задуматься над этим вопросом и дал мне возможность узнать и объяснить некоторые интересные факты, значения которым я раньше не придавала. Как тут не вспомнить слова А. П. Чехова, который писал, что «в человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли»!

Учащиеся проверяют сочинение, оценивают по критериям, считают баллы. Потом каждый высказывается.

3. Подведение итогов урока.

Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение по данному тексту.



© 2010-2022